"М-201"

 

 

Серия

XV

 

Дата закладки

31.3.1940

Завод № 196, Ленинград

заводской № 123

Завод № 638, Астрахань

(достройка)

Дата спуска на воду

17.7.1941 {1}

Дата вступления в строй

16.4.1943 {2}

Командиры

5.9.1942 9.5.1945 {3}

8.1946 – 11.1948

Н.И. Балин

М.И. Хомяков

Принадлежность

? – 4.1943

16.4.1943 {4}

4.1943 – 28.5.1943

28.5.1943

2.6.1943 18.10.1943

18.10.1943 4.12.1943

4.12.1943 9.5.1945

8.7.1945

15.2.1946

24.12.1955

1-й отдельный дивизион подводных лодок КВФ

Каспийская военная флотилия

отдельный отряд подводных лодок

Северный флот

отд. учебный дивизион ПЛ бригады ПЛ СФ

6-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

3-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Краснознаменный Балтийский флот

8-й ВМФ

Краснознаменный Балтийский флот

Боевой результат

5 боевых походов в ВОВ (40 суток). Выполнила 4 торпедных атаки (10 или 12 торпед); 19.8.1944 потопила германский сторожевой корабль "V 6112" ("Friese"). {5}

Судьба

29.12.1955 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.

31.3.1940 заложена на заводе № 196 в Ленинграде (заводской № 123) под литерно-цифровым обозначением "М-201".

17.7.1941 спущена на воду. {1}

В конце 7.1941 переведена по внутренним водным системам в Горький.

В начале 11.1941 лодка была переведена по внутренним водным системам в Астрахань на завод № 638, где продолжилась ее достройка.

В 8.1942 в связи с приближением линии фронта к Сталинграду и Астрахани лодка без механизмов и систем, с заглушенными забортными отверстиями, имея на борту 12 человек женщин и детей, на буксире начала переход из Астрахани в Баку.

27.8.1942 прибыла в Махачкалу на буксире танкера "На вахте".

29.8.1942 на буксире у подводной лодки "С-14" вышла из Махачкалы и 31.8.1942 прибыла в Баку, где продолжились достроечные работы на плавучей мастерской Николаевского судостроительного завода при участии части специалистов с Ленинградского завода № 196 и членов экипажа подводной лодки.

5.9.1942 командиром лодки назначен старший лейтенант Николай Иванович Балин. {3}

18.3.1943 специальным распоряжением заместителя Наркома ВМФ было дано указание о подготовке лодки к переходу в Архангельск.

В 4.1943 лодка была включена в состав отдельного отряда подводных лодок (ООПЛ), который объединил субмарины, направляющиеся на Северный флот. Перед походом лодка прошла размагничивание, были произведены уничтожение и определение девиации, а также другие предусмотренные планом работы. Имея на борту 14,5 тонн соляра, 2 тонны масла, 2 тонны пресной воды и 30-суточный запас продовольствия, средняя осадка лодки составила 2,85 метра.

15.4.1943 последней из состава ООПЛ вышла из Баку в Астрахань. Обеспечивал переход председатель приемной комиссии капитан 1 ранга Бубнов. {6}

16.4.1943 вступила в строй (подписан приемный акт) и вошла в состав Каспийской военной флотилии.{2}{4}

В Астрахани лодка вновь произвела размагничивание, была замаскирована окраской и натяжкой маскировочных сеток. На борт был принят 7-дневный запас свежих продуктов и 6 тонн топлива с подводных лодок типа "С".

23.4.1943 вместе с подводной лодкой "М-200" вышла из Астрахани в сопровождении двух речных канонерских лодок Волжской военной флотилии и 27.4.1943 прибыла в Саратов. {7}

29.4.1943 вместе с подводной лодкой "М-200" вышла из Саратова в сопровождении двух речных канонерских лодок Волжской военной флотилии и 1.5.1943 прибыла в Горький, где приняла месячный запас продовольствия, произвела осмотр и переборку некоторых механизмов и зарядила аккумуляторные батареи. Общее руководство всей технической стороной перевода лодок от Астрахани до Горького осуществлял специальный уполномоченный НКВМФ – заместитель начальника Управления кораблестроения ВМФ инженер-капитан 1 ранга Н.В. Алексеев.

14.5.1943 лодку вместе с однотипной "М-200" поставили в плавучий док № 1, но из-за отсутствия буксира выход дока задержался на сутки. {8} {9}

15.5.1943 плавучий док № 1 с лодками "М-200" и "М-201" начал движение на буксире из Горького в Архангельск. {10}

На пути Горький – Архангельск 6 раз меняли буксирные пароходы на участках Горький – Переборы (длина участка – 513 километров, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Переборы – Череповец (182 километра, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Череповец – Топорня (132 километра, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Топорня – шлюз № 6 (64 километра; буксировка производилась двумя малыми винтовыми буксирами, приспособленными для плавания в каналах и шлюзах; скорость буксировки не превышала 3 км/час), шлюз № 6 – Великий Устюг (661 километр) и Великий Устюг – Архангельск (703 километра). В каждый пункт смены буксиров заранее сообщалось время прибытия доков, и, как правило, ко времени их подхода сменные буксирные пароходы находились в немедленной готовности к буксировке. Только на Рыбинском водохранилище, где для дока № 1 выделили маломощный буксир "Ижорец" № 43, который плохо справлялся с буксировкой при разыгравшемся ветре до 7 баллов, пришлось в помощь посылать из Череповца мощный буксир "Бобер". От Топорни до Архангельска док сопровождался отрядом речных тральщиков Беломорской военной флотилии, осуществлявшими функции противоминной и противовоздушной обороны и заблаговременно останавливавшими встречное движение судов на системе Северной Двины и реке Сухона. Кроме того, на отдельных участках перехода в целях противовоздушной обороны привлекалась истребительная авиация. Общее время нахождения дока № 1 в пути на участке от Горького до Архангельска составило 12 суток 20 часов. Общее руководство переводом лодок от Горького до Архангельска осуществлял генерал-майор интендантской службы А.И. Лебедев.

22.5.1943 у буксирного парохода "Конструктор", буксировавшего док № 1, заклинило руль, и док выскочил на берег, накренившись на 2,5° на правый борт. Без особого труда его стянул на глубокую воду катерный тральщик. Пробоин или вмятин док не получил.

25.5.1943 плавучий док № 1 ("М-200" и "М-201") и док № 4 ("С-103") вышли из Великого Устюга и 28.5.1943 прибыли в Архангельск, где подводные лодки вошли в состав Северного флота.

2.6.1943 была зачислена в состав отдельного учебного дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

14.7.1943 перешла из Архангельска в Молотовск.

18.8.1943 завершила программу испытаний.

29.8.1943 лодка подняла военно-морской флаг. {11}

16.10.1943 вышла из Молотовска и 18.10.1943 прибыла в Полярное, где была зачислена в состав 6-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. {12}

В конце 11.1943 во время стоянки в губе Пала из-за шторма несколько раз ударилась о пирс, в результате чего была пробита и помята цистерна главного балласта № 3.

4.12.1943 передана в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

С 11.12.1943 по 29.12.1943 прошла слипование и аварийный ремонт на заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.

1-й боевой поход (4 суток):

17.1.1944 в 16.02 вышла из Полярного на позицию в сектор № 2 в район Тана-фьорд – Берлевог. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга В.А. Иванов.

18.1.1944 в 23.58 прибыла на позицию.

19.1.1944 в 20.30 на дистанции 12-15 кабельтовых обнаружила одиночный транспорт (6000 тонн), стоящий на якоре на рейде Берлевога (в момент торпедной атаки лодка имела невязку на 25 миль к востоку). В 21.44 в точке 70°52,7' с.ш. / 29°10,7' в.д. из надводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 8-9 кабельтовых две торпеды. Торпеды прошли мимо цели, взорвавшись в гавани по корме транспорта. В 21.47 и 21.48 с дистанции 7-8 кабельтовых были выпущены еще 2 торпеды. Наблюдалось попадание и густые клубы дыма на транспорте. На самом деле был безрезультатно атакован остов германского транспорта "Natal" (3127 брт), выброшенного штормом на камни 7.1.1944 в районе мыса Маккаур.

20.1.1944 в 0.01 начала возвращение в базу.

21.1.1944 в 7.45 прибыла в Полярное.

2-й боевой поход (10 суток):

22.2.1944 в 16.18 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-2" на позицию в сектор "Н" в район Порсангер-фьорда. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга В.А. Иванов. {13}

26.2.1944 в 23.57 прибыла на позицию, имея невязку на 47 миль на запад.

Днем 28.2.1944 обнаружила 2 тральщика, но командир лодки посчитал, что обнаружен противником, и отказался от атаки.

Утром 29.2.1944 обнаружила тральщик, но из-за большого курсового угла цели в атаку выйти не смогла. В 20.19 начала возвращение в базу.

1.3.1944 в 0.18 в точке 71°46' с.ш. / 26°14' в.д. обнаружила рубку подводной лодки. Командир посчитал, что это – "С-14", и отказался от атаки.

3.3.1944 в 4.50 прибыла в Полярное.

В ходе навигационного ремонта установлен стабилизатор глубины "Спрут", прибор установки гидростата (ПУГ) и прибор установки прибора Обри (ПУПО).

3-й боевой поход (10 суток):

17.5.1944 в 20.00 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-4" на позицию в сектор № 04 в район мыс Блудскютудде – мыс Маккаур.

18.5.1944 в 20.30 прибыла на позицию.

Вечером 19.5.1944 обнаружила конвой противника, следовавший в западном направлении, но из-за неправильного маневрирования и выхода из строя прибора "Спрут" не смогла выйти в атаку.

20.5.1944 и 21.5.1944 из-за плохой видимости находилась в районе зарядки аккумуляторных батарей.

Днем 22.5.1944 обнаружила тральщик, но из-за большой дистанции не смогла атаковать.

26.5.1944 в 3.25 в районе мыса Маккаур, ориентируясь на данные авиаразведки, обнаружила конвой противника, следовавший в восточном направлении, в составе 1 транспорта, 8-10 сторожевых кораблей, 4-6 тральщиков, и нескольких сторожевых катеров. В 3.49 в точке 70°42,2' с.ш. / 30°24,5' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 18 кабельтовых две торпеды (в том числе 1 с НВС) с временным интервалом по транспорту (6000 тонн) и створившемуся с ним сторожевому кораблю. Через 170 секунд услышано 2 взрыва. Противник (германский конвой "Lf-120-Ki", включавший транспорты "Керкплейн", "Балтенланд", "Помпеи", "Х.Е. Фрицен", "Актив", "Хорст", буксир "Норд-31", танкеры "Гердмор" (норвежский), "Марштайнен", большие охотники "Uj 1209", "Uj 1219", "Uj 1220" и др.) атаку не зафиксировал. Лодка между 4.10 и 9.30 зафиксировала 52 близких и 250-270 отдаленных взрывов, принятых за преследование. На самом деле, это были взрывы бомб, сброшенных самолетами ВВС Северного флота, а также глубинных бомб, сброшенных на "С-15", атаковавшую этот же конвой в 4.39. В 18.20 начала возвращение в базу. {14}

27.5.1944 в 16.00 прибыла в Полярное. В течение патрулирования обнаружила 5 плавающих мин.

4-й боевой поход (8 суток):

12.6.1944 в 20.00 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-5" на позицию в сектор № 04 в район Сюльте-фьорда.

13.6.1944 в 17.00 прибыла на позицию.

15.6.1944 ориентируясь на данные авиаразведки, обнаружила конвой противника в составе 3 транспортов и более десятка кораблей охранения, следовавший в восточном направлении, но из-за ошибочных действий трюмных не смогла выйти в атаку. {15}

16.6.1944 в 9.20 в районе мыса Маккаур на дистанции 20 кабельтовых обнаружила одиночный транспорт (6000 тонн), стоящий на якоре. В 9.37 из подводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 18 кабельтовых две торпеды (53-39 с НВС). Через 150 секунд во 2-м и в 5-м отсеках услышано 2 взрыва, лодка была контратакована сторожевыми катерами противника, сбросившими на безопасном расстоянии 9 глубинных бомб. По зарубежным данным атаке подвергся остов германского транспорта "Natal" (3127 брт), выброшенного штормом на камни 7.1.1944 в районе мыса Маккаур. Одна торпеда взорвалась об остов транспорта, нанеся ему повреждения.

18.6.1944 находилась в районе зарядки аккумуляторных батарей.

19.6.1944 в 22.30 начала возвращение в базу.

20.6.1944 в 19.12 прибыла в Полярное.

С 1.7.1944 по 5.7.1944 прошла навигационный ремонт, в ходе которого на лодке установили выдвижную антенну ВАН-ПЗ.

5-й боевой поход (8 суток):

16.8.1944 в 22.15 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-7" на позицию в сектор № 04 в район мыс Блудскютудде – мыс Маккаур.

17.8.1944 в 17.30 прибыла на позицию.

19.8.1944 в 0.15 в районе мыса Харбакен на дистанции 15-18 кабельтовых обнаружила конвой противника, следовавший в восточном направлении, в составе нескольких судов неустановленного типа. В 0.49 в точке 70°28,8' с.ш. / 30°57,5' в.д. произвела торпедную атаку, выпустив прицельно с дистанции 4-5 кабельтовых две торпеды ЭТ-80 по судну неустановленного типа. Из-за сильного тумана пуск торпед осуществлялся залпом по акустическим пеленгам. Через 35 секунд услышан 1 взрыв. По зарубежным данным потоплен германский сторожевой корабль "V 6112" ("Friese") (29 погибших). Лодка была контратакована кораблями противника, сбросившими в 0.52 9 глубинных бомб (по германским данным преследования не было). Вечером в районе зарядки аккумуляторных батарей наблюдала 50-60 тюков прессованного сена, 3 бочонка, 3 плотика и спасательную шлюпку с надписью "Кальмар". {16}

22.8.1944 устранена поломка дизеля.

23.8.1944 вышел из строя лаг, в течение суток не работал гирокомпас. В 19.18 начала возвращение в базу.

24.8.1944 в 7.22 прибыла в Полярное.

С 1.9.1944 по 1.12.1944 прошла гарантийный ремонт.

С 14.2.1945 по 3.4.1945 проведены работы по подкреплению булевых цистерн и по увеличению площади кормовых горизонтальных рулей.

13.4.1945 перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. [1, с.69]

28.4.1945 в Росте начаты работы по демонтажу оборудования для перевозки железной дорогой на Краснознаменный Балтийский флот. [4, с.51]

22.6.1945 поставлена на железнодорожный транспортер. [4, с.51]

1.7.1945 отправлена по железной дороге из Мурманска в Ленинград. {17}

8.7.1945 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. [4, с.50]

29.12.1955 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.

Подводные лодки "М-201" и "М-200" в Мурманске, 28.4.1945 [4, с.49]

Подводная лодка "М-201", 1946 [4, с.50]

По-видимому, на снимке изображен мостик подводной лодки "М-201". [7]

Экипаж подводной лодки "М-201" (послевоенное фото).

Во втором ряду третий справа – командир лодки капитан 3 ранга Н.И. Балин. [7]

Примечания:

{1} В [2, с.262], [3, с.343] и [4, с.50] дата спуска лодки на воду – 17.7.1941, в [1, с.69]4.2.1941.

{2} В [2, с.262] и [1, с.69] дата вступления лодки в строй (подписания приемного акта) – 16.4.1943, в [4, с.50]20.3.1943.

{3} Согласно [4, с.50] Н.И. Балин являлся командиром лодки с 5.9.1942, в [6] говорится, что "29 августа /1942/ на подводную лодку "M-201" прибыл командир – старший лейтенант Балин Николай Иванович". Возможно, что он действительно прибыл на лодку 29.8.1942, а официальное назначение состоялось позже.

{4} В [3, с.344] дата включения лодки в состав Каспийской военной флотилии16.4.1943, в [2, с.262]29.8.1943. Вторая дата явно ошибочна, поскольку там же в [2, с.262] указано, что лодка вошла в состав Северного флота еще 28.5.1943.

{5} Статистика боевой службы по [3, с.345]: срок службы – 18,7 месяца (18.10.19439.5.1945); 5 боевых походов (39 суток); коэффициент боевой напряженности = 0,07.

{6} В [1, с.69] дата выхода лодки из Баку – 15.4.1943, в [6]21.4.1943, в [4, с.50] дата выхода лодки из Баку – 14.4.1943, прибытия в Астрахань – 17.4.1943.

{7} В [3, с.344 и 510] лодка вышла из Астрахани 23.4.1943, в [4, с.50]22.4.1943. Поскольку Платонов описывает перебазирование лодок с Каспия на север достаточно подробно и детально, первая дата представляется более правдоподобной.

{8} Плавучий док № 1 сварной конструкции был построен на заводе № 112 "Красное Сормово". Ранее принадлежал Краснознаменному Балтийскому флоту, затем в 1941 был уведен на Волгу и передан Каспийской военной флотилии. Весной 1943 находился в Баку. С 10.4.1943 по 12.4.1943 прошел небольшой ремонт и размагничивание, для транспортировки лодок был оборудован 20-метровой приставкой. 13.4.1943 в 4.00 вышел из Баку на буксире канонерской лодки "Красный Азербайджан". В 12.00 подул ветер нордовой четверти и быстро усилился до 4-5 баллов. В 14.00 волнение достигло 3-4 баллов, и от килевой качки в местах соединений дока с приставкой появились мелкие трещины по сварке. К 6.00 14.4.1943 усилившийся ветер развел волну до 5-6 баллов, трещины увеличились, мест захода для укрытия поблизости не было, и канонерская лодка продолжала буксировку дока против волны. В 7.00 лопнуло соединение дока с приставкой в верхней части, а затем и по всему периметру, и приставка отделилась от дока. Полчаса приставка оставалась за доком на предварительно заведенных концах, но затем последовательно все они лопнули. В 9.00 к приставке подошел танкер, который взял ее на буксир и повел в район острова Жилой для передачи гидрографическому судну "Экватор", вышедшему для оказания помощи из Баку. Док № 1 на буксире канонерской лодки пошел прежним курсом. 15.4.1943 в 9.00 на волнении в 7-8 баллов лопнуло звено якорного буксира, док развернулся лагом к волне и начал дрейфовать вдоль Дербентского берега. После неоднократных попыток в 12.15 завели буксирный конец, и в 21.00 16.4.1943 док привели на Астраханский рейд, а 18.4.1943 в 12.00 – в Астрахань, где поставили на ремонт до 26.4.1943. Вслед за доком 20.4.1943 прибуксировали в Астрахань и его приставку. 26.4.1943 плавучий док № 1 вышел из Астрахани на буксире двух канонерских лодок Волжской военной флотилии "Громов" и "Руднев" (в случае необходимости перевода подводных лодок через Владимирский перекат предполагалась остановка дока во Владимировке). 12.5.1943 в 23.00 док ошвартовался у стенки завода № 112 "Красное Сормово" в Горьком, где на нем набрали клети для двух лодок типа "М". После погрузки подводных лодок "М-200" и "М-201" док имел максимальную осадку 1,4 метра при длине 95 метров и ширине 9,6 метра. Ввиду незначительной осадки плиты для навески понтонов к его бортам не приваривались. После разгрузки подводных лодок в Архангельске док был отправлен к 3.6.1943 обратно в Горький. [3, с.507-513]

{9} В [3, с.508] лодка была поставлена в плавучий док 14.5.1943, в [6]10.5.1943.

{10} В [3, с.344 и 511] и [4, с.50] плавучий док № 1 начал движение из Горького в Архангельск 15.5.1943, в [6]12.5.1943. Первая дата представляется более правдоподобной.

{11} В [4, с.50] дата подъема военно-морского флага – 29.8.1943, в [6]31.8.1943, в [2, с.262]25.5.1943.

{12} В [4, с.50] лодка прибыла в Полярное 18.10.1943, в [1, с.69]25.8.1943.

{13} Сведения о том, что В.А. Иванов обеспечивал 2-й боевой поход лодки, содержатся только в [6].

{14} Из-за больших разногласий между разными источниками рекомендуется посещение страницы с подробностями торпедной атаки.

{15} Сведения об обнаружении конвоя 15.6.1944 содержатся только в [6].

{16} В 2.04-2.45 германский конвой в районе мыса Кибергнес подвергся удару 14 торпедных катеров Северного флота, потопившим транспорт "Кольмар" (3992 брт, бывший советский "Волголес", захваченный 22.6.1941 в Штеттине) и сторожевой корабль "V 6102". [4, с.51]

{17} В [4, с.51] дата отправки лодки по железной дороге в Ленинград – 1.7.1945, в [1, с.69]16.8.1945.

{18} Список моряков, входивших в годы войны в состав экипажа подводной лодки "М-201" по данным [6]:

командир ПЛ – Н.И. Балин,

помощник командира ПЛ – В.А. Наянов,

командир БЧ-2-3 – А.Ф. Штылев (в 1.1944 – лейтенант),

командир БЧ-5 – М.Д. Хабиев,

боцман – Н.Н. Волков,

рулевой – Носков,

гидроакустик – В.Е. Кузнецов,

кок – Г.И. Николенко,

П.И. Боздулов,

М.В. Громов,

Г.И. Плетенков,

Я.Д. Барсук,

Л.В. Горинов,

Н.И. Лебедкин,

В.М. Корытцев,

Н.В. Ефимов,

М.Я. Бобнев,

И.Г. Платицин,

Я.Ф. Сударкин.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[5] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[6] Наянов В.А. – Боевые действия подводной лодки "М-201" Северного флота в Великой Отечественной войне. – Текст для комнаты боевой славы соединения подводных лодок Полярного. 1982. Сайт "Русский подплав".

[7] Сайт "Русский подплав".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 21.7.2006.