|
"М-201" |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 196, Ленинград заводской № 123 Завод № 638, Астрахань (достройка) |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата вступления в строй |
||
Командиры |
8.1946 – 11.1948 |
|
Принадлежность |
? – 4.1943 4.1943 – 28.5.1943 4.12.1943 – 9.5.1945 15.2.1946 24.12.1955 |
1-й отдельный дивизион подводных лодок КВФ отдельный отряд подводных лодок отд. учебный дивизион ПЛ бригады ПЛ СФ 6-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ 3-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ Краснознаменный
Балтийский флот 8-й ВМФ |
Боевой результат |
5 боевых походов в ВОВ (40 суток). Выполнила 4
торпедных атаки (10 или 12 торпед); 19.8.1944 потопила германский сторожевой корабль "V 6112"
("Friese").
{5} |
|
Судьба |
29.12.1955 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации. |
31.3.1940 заложена на заводе № 196 в Ленинграде (заводской № 123) под литерно-цифровым обозначением "М-201".
17.7.1941 спущена на воду. {1}
В конце 7.1941 переведена по внутренним водным системам в Горький.
В начале 11.1941 лодка была переведена по внутренним водным системам в Астрахань на завод № 638, где продолжилась ее достройка.
В 8.1942 в связи с приближением линии фронта к Сталинграду и Астрахани лодка без механизмов и систем, с заглушенными забортными отверстиями, имея на борту 12 человек женщин и детей, на буксире начала переход из Астрахани в Баку.
27.8.1942 прибыла в Махачкалу на буксире танкера "На вахте".
29.8.1942 на буксире у подводной лодки "С-14" вышла из Махачкалы и 31.8.1942 прибыла в Баку, где продолжились достроечные работы на плавучей мастерской Николаевского судостроительного завода при участии части специалистов с Ленинградского завода № 196 и членов экипажа подводной лодки.
5.9.1942 командиром лодки назначен старший лейтенант Николай Иванович Балин. {3}
18.3.1943 специальным распоряжением заместителя Наркома ВМФ было дано указание о подготовке лодки к переходу в Архангельск.
В 4.1943 лодка была включена в состав отдельного отряда подводных лодок (ООПЛ), который объединил субмарины, направляющиеся на Северный флот. Перед походом лодка прошла размагничивание, были произведены уничтожение и определение девиации, а также другие предусмотренные планом работы. Имея на борту 14,5 тонн соляра, 2 тонны масла, 2 тонны пресной воды и 30-суточный запас продовольствия, средняя осадка лодки составила 2,85 метра.
15.4.1943 последней из состава ООПЛ вышла из Баку в Астрахань. Обеспечивал переход председатель приемной комиссии капитан 1 ранга Бубнов. {6}
16.4.1943 вступила
в строй (подписан приемный акт) и вошла в состав Каспийской военной флотилии.{2}{4}
В Астрахани лодка вновь произвела размагничивание, была замаскирована окраской и натяжкой маскировочных сеток. На борт был принят 7-дневный запас свежих продуктов и 6 тонн топлива с подводных лодок типа "С".
23.4.1943 вместе с подводной лодкой "М-200" вышла из Астрахани в сопровождении двух речных канонерских лодок Волжской военной флотилии и 27.4.1943 прибыла в Саратов. {7}
29.4.1943 вместе с подводной лодкой "М-200" вышла из Саратова в сопровождении двух речных канонерских лодок Волжской военной флотилии и 1.5.1943 прибыла в Горький, где приняла месячный запас продовольствия, произвела осмотр и переборку некоторых механизмов и зарядила аккумуляторные батареи. Общее руководство всей технической стороной перевода лодок от Астрахани до Горького осуществлял специальный уполномоченный НКВМФ – заместитель начальника Управления кораблестроения ВМФ инженер-капитан 1 ранга Н.В. Алексеев.
14.5.1943 лодку вместе с однотипной "М-200" поставили в плавучий док № 1, но из-за отсутствия буксира выход дока задержался на сутки. {8} {9}
15.5.1943 плавучий
док № 1 с лодками "М-200" и "М-201" начал
движение на буксире из Горького в Архангельск. {10}
На пути Горький – Архангельск 6 раз меняли буксирные пароходы на участках Горький – Переборы (длина участка – 513 километров, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Переборы – Череповец (182 километра, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Череповец – Топорня (132 километра, средняя скорость буксировки – 5 км/час), Топорня – шлюз № 6 (64 километра; буксировка производилась двумя малыми винтовыми буксирами, приспособленными для плавания в каналах и шлюзах; скорость буксировки не превышала 3 км/час), шлюз № 6 – Великий Устюг (661 километр) и Великий Устюг – Архангельск (703 километра). В каждый пункт смены буксиров заранее сообщалось время прибытия доков, и, как правило, ко времени их подхода сменные буксирные пароходы находились в немедленной готовности к буксировке. Только на Рыбинском водохранилище, где для дока № 1 выделили маломощный буксир "Ижорец" № 43, который плохо справлялся с буксировкой при разыгравшемся ветре до 7 баллов, пришлось в помощь посылать из Череповца мощный буксир "Бобер". От Топорни до Архангельска док сопровождался отрядом речных тральщиков Беломорской военной флотилии, осуществлявшими функции противоминной и противовоздушной обороны и заблаговременно останавливавшими встречное движение судов на системе Северной Двины и реке Сухона. Кроме того, на отдельных участках перехода в целях противовоздушной обороны привлекалась истребительная авиация. Общее время нахождения дока № 1 в пути на участке от Горького до Архангельска составило 12 суток 20 часов. Общее руководство переводом лодок от Горького до Архангельска осуществлял генерал-майор интендантской службы А.И. Лебедев.
22.5.1943 у буксирного парохода "Конструктор", буксировавшего док № 1, заклинило руль, и док выскочил на берег, накренившись на 2,5° на правый борт. Без особого труда его стянул на глубокую воду катерный тральщик. Пробоин или вмятин док не получил.
25.5.1943 плавучий док № 1 ("М-200" и "М-201") и док № 4 ("С-103") вышли из Великого Устюга и 28.5.1943 прибыли в Архангельск, где подводные лодки вошли в состав Северного флота.
2.6.1943 была зачислена в состав отдельного учебного дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
14.7.1943 перешла из Архангельска в Молотовск.
18.8.1943 завершила программу испытаний.
29.8.1943 лодка подняла военно-морской флаг. {11}
16.10.1943 вышла из Молотовска и 18.10.1943 прибыла в Полярное, где была зачислена в состав 6-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. {12}
В конце 11.1943 во время стоянки в губе Пала из-за шторма несколько раз ударилась о пирс, в результате чего была пробита и помята цистерна главного балласта № 3.
4.12.1943 передана в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
С 11.12.1943 по 29.12.1943 прошла слипование и аварийный ремонт на заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.
1-й
боевой поход (4 суток):
17.1.1944 в 16.02 вышла из Полярного на позицию в сектор № 2 в район Тана-фьорд – Берлевог. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга В.А. Иванов.
18.1.1944 в 23.58 прибыла на позицию.
19.1.1944 в 20.30 на дистанции 12-15 кабельтовых обнаружила одиночный транспорт (6000 тонн), стоящий на якоре на рейде Берлевога (в момент торпедной атаки лодка имела невязку на 25 миль к востоку). В 21.44 в точке 70°52,7' с.ш. / 29°10,7' в.д. из надводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 8-9 кабельтовых две торпеды. Торпеды прошли мимо цели, взорвавшись в гавани по корме транспорта. В 21.47 и 21.48 с дистанции 7-8 кабельтовых были выпущены еще 2 торпеды. Наблюдалось попадание и густые клубы дыма на транспорте. На самом деле был безрезультатно атакован остов германского транспорта "Natal" (3127 брт), выброшенного штормом на камни 7.1.1944 в районе мыса Маккаур.
20.1.1944 в 0.01 начала возвращение в базу.
21.1.1944 в 7.45 прибыла в Полярное.
2-й
боевой поход (10 суток):
22.2.1944 в 16.18 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-2" на позицию в сектор "Н" в район Порсангер-фьорда. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга В.А. Иванов. {13}
26.2.1944 в 23.57 прибыла на позицию, имея невязку на 47 миль на запад.
Днем 28.2.1944 обнаружила 2 тральщика, но командир лодки посчитал, что обнаружен противником, и отказался от атаки.
Утром 29.2.1944 обнаружила тральщик, но из-за большого курсового угла цели в атаку выйти не смогла. В 20.19 начала возвращение в базу.
1.3.1944 в 0.18 в точке 71°46' с.ш. / 26°14' в.д. обнаружила рубку подводной лодки. Командир посчитал, что это – "С-14", и отказался от атаки.
3.3.1944 в 4.50 прибыла в Полярное.
В ходе навигационного ремонта установлен стабилизатор глубины "Спрут", прибор установки гидростата (ПУГ) и прибор установки прибора Обри (ПУПО).
3-й
боевой поход (10 суток):
17.5.1944 в 20.00 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-4" на позицию в сектор № 04 в район мыс Блудскютудде – мыс Маккаур.
18.5.1944 в 20.30 прибыла на позицию.
Вечером 19.5.1944 обнаружила конвой противника, следовавший в западном направлении, но из-за неправильного маневрирования и выхода из строя прибора "Спрут" не смогла выйти в атаку.
20.5.1944 и 21.5.1944 из-за плохой видимости находилась в районе зарядки аккумуляторных батарей.
Днем 22.5.1944 обнаружила тральщик, но из-за большой дистанции не смогла атаковать.
26.5.1944 в 3.25 в районе мыса Маккаур, ориентируясь на данные авиаразведки, обнаружила конвой противника, следовавший в восточном направлении, в составе 1 транспорта, 8-10 сторожевых кораблей, 4-6 тральщиков, и нескольких сторожевых катеров. В 3.49 в точке 70°42,2' с.ш. / 30°24,5' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 18 кабельтовых две торпеды (в том числе 1 с НВС) с временным интервалом по транспорту (6000 тонн) и створившемуся с ним сторожевому кораблю. Через 170 секунд услышано 2 взрыва. Противник (германский конвой "Lf-120-Ki", включавший транспорты "Керкплейн", "Балтенланд", "Помпеи", "Х.Е. Фрицен", "Актив", "Хорст", буксир "Норд-31", танкеры "Гердмор" (норвежский), "Марштайнен", большие охотники "Uj 1209", "Uj 1219", "Uj 1220" и др.) атаку не зафиксировал. Лодка между 4.10 и 9.30 зафиксировала 52 близких и 250-270 отдаленных взрывов, принятых за преследование. На самом деле, это были взрывы бомб, сброшенных самолетами ВВС Северного флота, а также глубинных бомб, сброшенных на "С-15", атаковавшую этот же конвой в 4.39. В 18.20 начала возвращение в базу. {14}
27.5.1944 в 16.00 прибыла в Полярное. В течение патрулирования обнаружила 5 плавающих мин.
4-й
боевой поход (8 суток):
12.6.1944 в 20.00 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-5" на позицию в сектор № 04 в район Сюльте-фьорда.
13.6.1944 в 17.00 прибыла на позицию.
15.6.1944 ориентируясь на данные авиаразведки, обнаружила конвой противника в составе 3 транспортов и более десятка кораблей охранения, следовавший в восточном направлении, но из-за ошибочных действий трюмных не смогла выйти в атаку. {15}
16.6.1944 в 9.20 в районе мыса Маккаур на дистанции 20 кабельтовых обнаружила одиночный транспорт (6000 тонн), стоящий на якоре. В 9.37 из подводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 18 кабельтовых две торпеды (53-39 с НВС). Через 150 секунд во 2-м и в 5-м отсеках услышано 2 взрыва, лодка была контратакована сторожевыми катерами противника, сбросившими на безопасном расстоянии 9 глубинных бомб. По зарубежным данным атаке подвергся остов германского транспорта "Natal" (3127 брт), выброшенного штормом на камни 7.1.1944 в районе мыса Маккаур. Одна торпеда взорвалась об остов транспорта, нанеся ему повреждения.
18.6.1944 находилась в районе зарядки аккумуляторных батарей.
19.6.1944 в 22.30 начала возвращение в базу.
20.6.1944 в 19.12 прибыла в Полярное.
С 1.7.1944 по 5.7.1944 прошла навигационный ремонт, в ходе которого на лодке установили выдвижную антенну ВАН-ПЗ.
5-й
боевой поход (8 суток):
16.8.1944 в 22.15 вышла из Полярного для участия в операции "РВ-7" на позицию в сектор № 04 в район мыс Блудскютудде – мыс Маккаур.
17.8.1944 в 17.30 прибыла на позицию.
19.8.1944 в 0.15 в районе мыса Харбакен на дистанции 15-18 кабельтовых обнаружила конвой противника, следовавший в восточном направлении, в составе нескольких судов неустановленного типа. В 0.49 в точке 70°28,8' с.ш. / 30°57,5' в.д. произвела торпедную атаку, выпустив прицельно с дистанции 4-5 кабельтовых две торпеды ЭТ-80 по судну неустановленного типа. Из-за сильного тумана пуск торпед осуществлялся залпом по акустическим пеленгам. Через 35 секунд услышан 1 взрыв. По зарубежным данным потоплен германский сторожевой корабль "V 6112" ("Friese") (29 погибших). Лодка была контратакована кораблями противника, сбросившими в 0.52 9 глубинных бомб (по германским данным преследования не было). Вечером в районе зарядки аккумуляторных батарей наблюдала 50-60 тюков прессованного сена, 3 бочонка, 3 плотика и спасательную шлюпку с надписью "Кальмар". {16}
22.8.1944 устранена поломка дизеля.
23.8.1944 вышел из строя лаг, в течение суток не работал гирокомпас. В 19.18 начала возвращение в базу.
24.8.1944 в 7.22 прибыла в Полярное.
С 1.9.1944 по 1.12.1944 прошла гарантийный ремонт.
С 14.2.1945 по 3.4.1945 проведены работы по подкреплению булевых цистерн и по увеличению площади кормовых горизонтальных рулей.
13.4.1945 перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. [1, с.69]
28.4.1945 в Росте начаты работы по демонтажу оборудования для перевозки железной дорогой на Краснознаменный Балтийский флот. [4, с.51]
22.6.1945 поставлена на железнодорожный транспортер. [4, с.51]
1.7.1945 отправлена по железной дороге из Мурманска в Ленинград. {17}
8.7.1945 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. [4, с.50]
29.12.1955 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.
Подводные
лодки "М-201" и "М-200"
в Мурманске, 28.4.1945 [4, с.49]
Подводная
лодка "М-201", 1946 [4, с.50]
По-видимому,
на снимке изображен мостик подводной лодки "М-201". [7]
Экипаж
подводной лодки "М-201" (послевоенное фото).
Во
втором ряду третий справа – командир лодки капитан 3 ранга Н.И. Балин. [7]
Примечания:
{1} В [2, с.262], [3, с.343] и [4, с.50] дата спуска лодки на воду – 17.7.1941, в [1, с.69] – 4.2.1941.
{2} В [2, с.262] и [1, с.69] дата вступления лодки в строй (подписания приемного акта) – 16.4.1943, в [4, с.50] – 20.3.1943.
{3} Согласно
[4, с.50] Н.И. Балин являлся командиром лодки с 5.9.1942, в [6] говорится, что
"29 августа /1942/ на подводную лодку "M-201" прибыл командир –
старший лейтенант Балин Николай Иванович". Возможно, что он действительно
прибыл на лодку 29.8.1942,
а официальное назначение состоялось позже.
{4} В [3, с.344]
дата включения лодки в состав Каспийской военной
флотилии – 16.4.1943,
в [2, с.262] –
29.8.1943.
Вторая
дата явно ошибочна, поскольку там же в [2, с.262]
указано, что лодка вошла в состав Северного флота
еще 28.5.1943.
{5} Статистика боевой службы по [3, с.345]: срок службы – 18,7 месяца (18.10.1943 – 9.5.1945); 5 боевых походов (39 суток); коэффициент боевой напряженности = 0,07.
{6} В [1, с.69] дата выхода лодки из Баку – 15.4.1943, в [6] – 21.4.1943, в [4, с.50] дата выхода лодки из Баку – 14.4.1943, прибытия в Астрахань – 17.4.1943.
{7} В [3, с.344 и 510]
лодка вышла из Астрахани 23.4.1943,
в [4, с.50] – 22.4.1943. Поскольку Платонов описывает
перебазирование лодок с Каспия на север достаточно подробно и детально, первая
дата представляется более правдоподобной.
{8} Плавучий
док № 1 сварной конструкции был построен на заводе № 112 "Красное Сормово".
Ранее принадлежал Краснознаменному
Балтийскому флоту, затем в 1941 был уведен на Волгу и передан Каспийской военной флотилии.
Весной 1943 находился в Баку. С 10.4.1943
по 12.4.1943 прошел небольшой ремонт и размагничивание, для
транспортировки лодок был оборудован 20-метровой приставкой. 13.4.1943 в 4.00
вышел из Баку на буксире канонерской лодки "Красный Азербайджан". В
12.00 подул ветер нордовой четверти и быстро усилился до 4-5 баллов. В 14.00
волнение достигло 3-4 баллов, и от килевой качки в местах соединений дока с
приставкой появились мелкие трещины по сварке. К 6.00 14.4.1943 усилившийся ветер развел волну
до 5-6 баллов, трещины увеличились, мест захода для укрытия поблизости не было,
и канонерская лодка продолжала буксировку дока против волны. В 7.00 лопнуло
соединение дока с приставкой в верхней части, а затем и по всему периметру, и
приставка отделилась от дока. Полчаса приставка оставалась за доком на
предварительно заведенных концах, но затем последовательно все они лопнули. В
9.00 к приставке подошел танкер, который взял ее на буксир и повел в район
острова Жилой для передачи гидрографическому судну "Экватор",
вышедшему для оказания помощи из Баку. Док № 1 на буксире канонерской лодки
пошел прежним курсом. 15.4.1943
в 9.00 на волнении в 7-8 баллов лопнуло звено якорного буксира, док развернулся
лагом к волне и начал дрейфовать вдоль Дербентского берега. После неоднократных
попыток в 12.15 завели буксирный конец, и в 21.00 16.4.1943 док
привели на Астраханский рейд, а 18.4.1943
в 12.00 – в Астрахань, где поставили на ремонт до 26.4.1943. Вслед за доком 20.4.1943 прибуксировали в Астрахань и
его приставку. 26.4.1943 плавучий док № 1 вышел из Астрахани на буксире двух
канонерских лодок Волжской военной флотилии "Громов" и
"Руднев" (в случае необходимости перевода подводных лодок через Владимирский
перекат предполагалась остановка дока во Владимировке). 12.5.1943 в
23.00 док ошвартовался у стенки завода № 112 "Красное Сормово"
в Горьком, где на нем набрали клети для двух лодок типа "М". После
погрузки подводных лодок "М-200" и "М-201" док имел
максимальную осадку 1,4 метра при длине 95 метров и ширине 9,6 метра. Ввиду
незначительной осадки плиты для навески понтонов к его бортам не приваривались.
После разгрузки подводных лодок в Архангельске док был отправлен к 3.6.1943 обратно в Горький. [3, с.507-513]
{9} В [3, с.508] лодка была поставлена в плавучий док 14.5.1943, в [6] – 10.5.1943.
{10} В [3, с.344 и 511] и [4, с.50] плавучий док № 1 начал движение из Горького в Архангельск 15.5.1943, в [6] – 12.5.1943. Первая дата представляется более правдоподобной.
{11} В [4, с.50] дата подъема военно-морского флага – 29.8.1943, в [6] – 31.8.1943, в [2, с.262] – 25.5.1943.
{12} В [4, с.50] лодка прибыла в Полярное 18.10.1943, в [1, с.69] – 25.8.1943.
{13} Сведения о том, что В.А. Иванов обеспечивал 2-й боевой поход лодки, содержатся только в [6].
{14} Из-за больших разногласий между разными источниками рекомендуется посещение страницы с подробностями торпедной атаки.
{15} Сведения об обнаружении конвоя 15.6.1944 содержатся только в [6].
{16} В 2.04-2.45 германский конвой в районе мыса Кибергнес подвергся удару 14 торпедных катеров Северного флота, потопившим транспорт "Кольмар" (3992 брт, бывший советский "Волголес", захваченный 22.6.1941 в Штеттине) и сторожевой корабль "V 6102". [4, с.51]
{17} В [4, с.51] дата отправки лодки по железной дороге в Ленинград – 1.7.1945, в [1, с.69] – 16.8.1945.
{18} Список моряков, входивших в годы войны в состав экипажа подводной лодки "М-201" по данным [6]:
командир ПЛ – Н.И. Балин,
помощник командира ПЛ – В.А. Наянов,
командир БЧ-2-3 – А.Ф. Штылев (в 1.1944 – лейтенант),
командир БЧ-5 – М.Д. Хабиев,
боцман – Н.Н. Волков,
рулевой – Носков,
гидроакустик – В.Е. Кузнецов,
кок – Г.И. Николенко,
П.И. Боздулов,
М.В. Громов,
Г.И. Плетенков,
Я.Д. Барсук,
Л.В. Горинов,
Н.И. Лебедкин,
В.М. Корытцев,
Н.В. Ефимов,
М.Я. Бобнев,
И.Г. Платицин,
Я.Ф. Сударкин.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[5] Jurgen Rohwer – Allied Submarine
Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[6] Наянов В.А. – Боевые действия
подводной лодки "М-201" Северного флота в Великой Отечественной
войне. – Текст для комнаты боевой славы соединения подводных лодок Полярного.
1982. Сайт "Русский
подплав".
[7] Сайт "Русский
подплав".
Дата последнего изменения: 21.7.2006.