|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант Н.И. Балин |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира
подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
восточный конвой: несколько судов неустановленного типа |
6 транспортов и 18 кораблей охранения {1} (обнаружен в 0.15 на дистанции 15-18 каб) |
– |
Время атаки |
0.49 |
0.45 |
0.49 |
Место атаки |
70°28,8' с.ш. / 30°57,5' в.д. район мыса Харбакен |
Перс-фьорд |
|
Цель атаки |
судно неустановленного типа |
– |
пароход (10000 брт) |
Положение лодки |
подводное |
надводное |
– |
Способ атаки {2} |
торп/пр 2/НТА {3} |
торп/пр |
торп/? 2/НТА |
Дистанция |
4-5 каб. |
4-6 каб. |
– |
Результат атаки |
через
35 секунд услышан 1 взрыв; контратакована кораблями противника, сбросившими в
0.52 9 глубинных бомб; вечером в районе зарядки аккумуляторных батарей
наблюдала 50-60 тюков прессованного сена, 3 бочонка, 3 плотика и спасательную
шлюпку с надписью "Кальмар" {5} |
потоплен транспорт (официальный результат) |
пароход потоплен |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
германские транспорт "Кольмар", сторожевые корабли "V 6112", "V 6102" и др. |
6 транспортов и 18 кораблей охранения {1} |
конвой E.128: 6 транспортов и 18 кораблей охранения |
Время атаки |
– |
18.8.1944 в 23.25 |
|
Место атаки |
– |
70°00' с.ш. / 30°59' в.д. |
|
Цель атаки |
германский сторожевой корабль
"V 6112" {6} |
корабль противолодочной обороны "Uj 6112" {6} |
германское вспомогательное патрульное судно "V 6112" ("Friese") (452 брт) {6} |
Результат атаки |
потоплен германский сторожевой корабль "V 6112" (29 погибших); преследование лодки не велось |
потоплен корабль противолодочной обороны "Uj 6112" |
потоплено германское вспомогательное патрульное судно "V 6112" ("Friese") (452 брт) {7} |
Информация из других источников:
[7]:
"19 августа
подводная лодка получила радиограмму от самолета-разведчика о движении на
восток конвоя противника в составе 3 транспортов и 12 кораблей охранения.
Окончив зарядку
батареи, командир подводной лодки принял решение идти к берегу на перехват
конвоя. Форсировав минное поле, подводная лодка подошла к берегу и начала поиск
противника. До расчетного времени встречи с конвоем оставалось около двух
часов, а до захода солнца оставалось около часа. Когда солнце зашло за горизонт,
гидроакустик Кузнецов обнаружил конвой.
Подводная лодка
шла контркурсом, и вскоре по гидроакустике ясно прослушивались три транспорта в
охранении сторожевых кораблей. По отсекам подводной лодки пронеслась команда:
«Боевая тревога, торпедная атака». Подводная лодка подвсплыла под перископ.
Командир осмотрел горизонт и сказал: «В перископ плохо просматриваются
транспорты и корабли охранения, будем атаковать по акустике». Он дал мне
посмотреть в перископ. На фоне темного берега в перископ видны были
расплывчатые цели, выходить в атаку по которым из-за плохой видимости в
перископ, было невозможно. Тут же командир приказал лечь на курс сближения. В
гидроакустическую рубку я передал: «Выходим в атаку по акустике, курсовые углы
на головной транспорт докладывать через .... градусов». Кузнецов превратился в
сплошное внимание, он точно докладывал направление на головной транспорт,
периодически прослушивал весь горизонт, давая направление на корабли охранения.
Из первого отсека
доложили о готовности торпедных аппаратов к стрельбе. Находясь на безопасной
глубине, подводная лодка маневрировала для занятия позиции стрельбы. Вдруг
вблизи подводной лодки разорвалось 3 глубинные бомбы, сброшенные с корабля
охранения. Гидроакустик четко докладывал курсовые углы на головной транспорт, и,
когда он пришел на угол упреждения, был дан двухторпедный залп. Вскоре в
отсеках подводной лодки был ясно слышен сильный взрыв, возвещавший о том, что
торпеда попала в цель. Сразу из состава охранения отделилось два корабля,
которые начали преследовать подводную лодку. Бомбы рвались вблизи подводной
лодки, но командир грамотно маневрировал, уклоняясь от атак противолодочных
кораблей.
Как только подводная
лодка вошла в минное поле, бомбометание и преследование прекратились.
Форсировав минное поле, подводная лодка всплыла и начала зарядку батареи.
20 августа
подводная лодка вновь пришла к мысу Блудшютудден, где был потоплен транспорт. В
районе плавало много тюков сена, спасательные плотики, части надстройки
транспорта. Подводная лодка подошла к плотику и установила название
потопленного транспорта «Кальмар»."
Примечания:
{1} Состав атакованного конвоя в [2, с.344], по-видимому, относится к данным атакованной стороны и взят из [3, с.41].
{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).
{3} Из-за сильного тумана пуск торпед осуществлялся залпом по акустическим пеленгам. [1, с.50]
{4} Стрельба производилась по акустическим пеленгам. Тип торпеды указан только на с. 528. [2]
{5} В 2.04-2.45 германский конвой в районе мыса Кибергнес подвергся удару 14 торпедных катеров Северного флота, потопившим транспорт "Кольмар" (3992 брт, бывший советский "Волголес", захваченный 22.6.1941 в Штеттине) и сторожевой корабль "V 6102". [1, с.51]
{6} Германский сторожевой корабль "V 6112" ("Friese"):
тоннаж – 452
брт,
водоизмещение – 1100 т,
длина – 54 м,
вооружение – 1 4" орудие (в ВМС Великобритании).
Бывший британский рыболовный траулер "Bradman", построенный в 1937 на верфи "Cochrane" в Селби (построечный № 1167). В 8.1939 реквизирован Адмиралтейством и вошел под номером "FY 189" в состав ВМС Великобритании в качестве противолодочного траулера. 25.4.1940 потоплен около западного побережья Норвегии германской авиацией. Впоследствии поднят и под именем "Friese" включен в состав 61-й флотилии сторожевых кораблей ВМС Германии. Первоначально имел номер "V 6111", затем "V 6112". [4] [5] [6]
{7} В [3, с.41] делается оговорка, что возможно "V 6112" ("Friese") был потоплен позже в ходе атаки советских торпедных катеров, в результате которой был потоплен и германский пароход "Colmar", победу над которым некоторые источники также приписывают "М-201".
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Форум сайта http://warsailors.com.
[5] Сайт http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg.
[7] Наянов
В.А. – Боевые действия подводной лодки "М-201" Северного флота в
Великой Отечественной войне. – Текст для комнаты боевой славы соединения
подводных лодок Полярного. 1982. Сайт "Русский
подплав".
Дата последнего изменения: 6.7.2006.