Электрическая торпеда ЭТ-80 |
Опыт Первой мировой войны и послевоенное развитие теории боевого применения торпедного оружия показали, что одним из недостатков парогазовых торпед является наличие на поверхности воды следа, демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю благоприятные условия для уклонения от нее. Поэтому было принято решение об исследовании возможности использования в торпедах электродвижения.
Работы по специальной электрической батарее и электродвигателю, предназначенных для торпед калибра 533 мм, начали в 1932. В результате создали аккумуляторную батарею В-1. Одновременно с ней разработали и изготовили два электродвигателя, лабораторные испытания которых прошли в 1935. В течение 1937-1938 изготовили две опытные электрические торпеды ЭТ-45 с электродвигателем ПМ-45 мощностью 45 кВт. В ходе их морских испытаний выявился ряд конструктивных недостатков. Двигатель ПМ-45 нормального исполнения с вращающимся якорем и неподвижной магнитной системой обладал низким КПД, нуждался в установке дифференциала для передачи вращения на два гребных винта и не обеспечивал торпеде приемлемых динамических характеристик.
На основе анализа результатов проектирования и испытаний торпеды ЭТ-45 в 1938 разработали принципиально новый электродвигатель ПМ5-2 с вращающимся в разные стороны якорем и статором. Этот двигатель имел достаточно высокий КПД, удовлетворительную мощность (80 кВт) при сравнительно малых габаритах и работал одновременно на два винта противоположного вращения. Параллельно создали и новую аккумуляторную батарею В-6, состоявшую из 80 свинцово-цинковых аккумуляторов емкостью 65 А-час при разрядном токе 830 А. Первые образцы новой электрической торпеды изготовили в 1940 и после проведения государственных испытаний в 1942 приняли на вооружение под обозначением ЭТ-80. Уже в 1943 на Север поступили первые три электрические торпеды, а в 1944 – еще 55. С лета 1944 ЭТ-80 стали подавать на корабли: по четыре принимали "С-15", "С-102" и "С-103"; по восемь – "С-51", "С-101" и "Щ-402"; шесть – "Л-15"; итого 42 изделия. Однако только 14 из них применили в реальных боевых действиях, одна попала в цель. В определенной степени такое небольшое количество использованных ЭТ-80 объясняется тем, что командиры подлодок не любили эти торпеды и всячески уклонялись от приема их на борт. Во-первых, им не нравилась их маленькая скорость, что требовало более точного определения элементов движения цели. Во-вторых, только на Севере имели место три взрыва аккумуляторных батарей ЭТ-80, в том числе один раз на борту "С-101" в море. Дело дошло до того, что 22.5.1944 по приказу Наркома ВМФ на Северном флоте подводная лодка "Л-20" провела демонстрационные практические и боевые стрельбы торпедами ЭТ-80, а заодно и 53-39.
Однако, по-видимому, это мало что изменило, так как на Балтике ЭТ-80 все равно не применяли, хотя это могли делать как минимум "М-90", "М-96", "М-102", "Щ-303", "Щ-307", "Щ-309", "Щ-310" и "Л-3". На Дальнем Востоке к началу войны с Японией ЭТ-80 готовы были принять "Щ-121", "Щ-124" и "Щ-136".
Тактико-технические данные торпеды ЭТ-80:
Калибр, мм |
533 |
Длина, мм |
7488 |
Общий вес, кг |
1800 |
Вес заряда, кг |
400 |
Дальность хода, м |
4000 |
Скорость хода, уз |
29 |
Глубина хода, м |
1-14 |
Мощность двигателя, кВт |
80 |
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Продольный
разрез электрической торпеды ЭТ-80:
1
– аккумуляторная батарея; 2 – электродвигатель.
Схема
из книги А.В. Платонова "Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 –
1945."