|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант Н.И. Балин |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира
подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
одиночное судно |
||
Время атаки |
9.37 |
||
Место атаки |
район
мыса Маккаур |
район мыса Маккаур {1} |
Сюльте-фьорд
(?) |
Цель атаки |
одиночный транспорт, стоящий на якоре (6000 тонн) |
транспорт (обнаружен в 9.20 на дистанции 20 кабельтовых) |
пароход |
Положение лодки |
подводное |
– |
|
Способ атаки {2} |
торп/пр |
торп/? 2 (53-39) /НТА |
торп/? 2/НТА |
Дистанция |
18 каб. |
3-4 каб. |
– |
Результат атаки |
через 150 секунд во 2-м и в 5-м отсеках услышано 2 взрыва; контратакована сторожевыми катерами противника, сбросившими на безопасном расстоянии 9 глубинных бомб |
промах |
? |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
одиночное судно |
||
Время атаки |
– |
||
Место атаки |
район мыса Маккаур |
||
Цель атаки |
остов германского транспорта "Наталь" (3172 брт) {3} |
транспорт "Natal" (3127 брт) на мели {3} |
остов германского парохода "Natal" (3172 брт) {3} |
Результат атаки |
промах |
одна торпеда взорвалась об остов транспорта, нанеся ему повреждения |
Информация из других источников:
[6]:
"16 июня
подводная лодка вновь пришла на позицию к берегу и начала осуществлять поиск
кораблей противника. Находясь на посту вахтенного офицера, в один из осмотров
горизонта, я обнаружил в перископ большой транспорт, идущий в охранении двух
катеров в районе Тана-фьорда. Доложил командиру. Командир внимательно осмотрел
горизонт и приказал объявить боевую тревогу.
Тут же по
отсекам разнеслась команда: «Боевая тревога, торпедная атака». Вскоре доложили
из первого отсека: «Торпедные аппараты готовы к стрельбе». Наблюдая в перископ
за транспортом, командир обнаружил, что он начал поворот вправо. Было ясно, что
транспорт собирался зайти в порт Мольвик. К этому времени подводная лодка уже
почти заняла позицию стрельбы. Нужно было спешить со стрельбой, чтобы не дать
транспорту войти в порт. Командир скомандовал на руль и подводная лодка легла
на боевой курс и тут же последовала команда: «Аппараты пли!» Было выпущено две
торпеды, одна из которых попала в транспорт.
Сразу же два
катера, охранявшие транспорт, бросились в сторону подводной лодки и начали
сбрасывать глубинные бомбы, но командир грамотно маневрировал, уклоняясь от
бомб. Преследование было непродолжительным. На подводную лодку было сброшено
около 20 глубинных бомб, катера вернулись в порт. Командир и я осмотрели
горизонт в перископ, транспорта не было на поверхности, он затонул."
Примечания:
{1} Место атаки в [2, с.344], по-видимому, относятся к данным атакованной стороны и взяты из [3, с.40].
{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).
{3} Германский транспорт "Natal" (3172 брт):
длина – 103 м,
ширина – 14,73 м,
осадка – 6,37 м,
мощность паровой машины – 247 л.с.
Построен в 1921 на верфи "Neptun AG" в Ростоке под названием "Eupatoria", до 1928 принадлежал компании "Deutsche Levante Line", затем был передан компании "Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft" (HAPAG), в 1936 продан компании "Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft" и переименован в "Natal". В 1940 реквизирован ВМС Германии. [4] [5]
7.1.1944 в 16.45 был выброшен штормом в районе мыса Маккаур и, после неудачной попытки снять его с камней, признан потерянным. Впоследствии, став своеобразным "полигоном торпедных стрельб" для Северного флота, неоднократно по ошибке атаковывался советскими подводными лодками и торпедоносцами: 19.1.1944 – "М-201", 31.1.1944 – "М-105", 10.3.1944 – "М-104", 12.6.1944 – "С-14", 16.6.1944 – "М-201"; 6.7.1944, 9.7.1944 и 11.7.1944 – торпедоносцами ВВС Северного флота. [1, с.31]
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Сайт www.theshipslist.com.
[5] Dictionary of disasters at sea
during the age of steam (1824-1962).
[6] Наянов
В.А. – Боевые действия подводной лодки "М-201" Северного флота в
Великой Отечественной войне. – Текст для комнаты боевой славы соединения
подводных лодок Полярного. 1982. Сайт "Русский
подплав".
Дата последнего изменения: 6.7.2006.