Атака "М-201" 16-го июня 1944 года

 

 

Лодка

"М-201"

3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота

Командир

капитан-лейтенант Н.И. Балин

Дата атаки

16.6.1944

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.50]

[2, с.344]

[3, с.40]

Состав конвоя

одиночное судно

Время атаки

9.37

Место атаки

сектор № 04

район мыса Маккаур

район мыса Маккаур {1}

Сюльте-фьорд (?)

Цель атаки

одиночный транспорт, стоящий на якоре

(6000 тонн)

транспорт (обнаружен в 9.20 на дистанции 20 кабельтовых)

пароход

Положение лодки

подводное

Способ атаки {2}

торп/пр

2 (53-39 с НВС) /НТА

торп/?

2 (53-39) /НТА

торп/?

2/НТА

Дистанция

18 каб.

3-4 каб.

Результат атаки

через 150 секунд во 2-м и в 5-м отсеках услышано 2 взрыва; контратакована сторожевыми катерами противника, сбросившими на безопасном расстоянии 9 глубинных бомб

промах

?

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

одиночное судно

Время атаки

Место атаки

район мыса Маккаур

Цель атаки

остов германского транспорта "Наталь"

(3172 брт) {3}

транспорт "Natal" (3127 брт) на мели {3}

остов германского парохода

"Natal" (3172 брт) {3}

Результат атаки

промах

одна торпеда взорвалась об остов транспорта, нанеся ему повреждения

Информация из других источников:

[6]:

"16 июня подводная лодка вновь пришла на позицию к берегу и начала осуществлять поиск кораблей противника. Находясь на посту вахтенного офицера, в один из осмотров горизонта, я обнаружил в перископ большой транспорт, идущий в охранении двух катеров в районе Тана-фьорда. Доложил командиру. Командир внимательно осмотрел горизонт и приказал объявить боевую тревогу.

Тут же по отсекам разнеслась команда: «Боевая тревога, торпедная атака». Вскоре доложили из первого отсека: «Торпедные аппараты готовы к стрельбе». Наблюдая в перископ за транспортом, командир обнаружил, что он начал поворот вправо. Было ясно, что транспорт собирался зайти в порт Мольвик. К этому времени подводная лодка уже почти заняла позицию стрельбы. Нужно было спешить со стрельбой, чтобы не дать транспорту войти в порт. Командир скомандовал на руль и подводная лодка легла на боевой курс и тут же последовала команда: «Аппараты пли!» Было выпущено две торпеды, одна из которых попала в транспорт.

Сразу же два катера, охранявшие транспорт, бросились в сторону подводной лодки и начали сбрасывать глубинные бомбы, но командир грамотно маневрировал, уклоняясь от бомб. Преследование было непродолжительным. На подводную лодку было сброшено около 20 глубинных бомб, катера вернулись в порт. Командир и я осмотрели горизонт в перископ, транспорта не было на поверхности, он затонул."

Примечания:

{1} Место атаки в [2, с.344], по-видимому, относятся к данным атакованной стороны и взяты из [3, с.40].

{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{3} Германский транспорт "Natal" (3172 брт):

длина – 103 м,

ширина – 14,73 м,

осадка – 6,37 м,

мощность паровой машины – 247 л.с.

Построен в 1921 на верфи "Neptun AG" в Ростоке под названием "Eupatoria", до 1928 принадлежал компании "Deutsche Levante Line", затем был передан компании "Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft" (HAPAG), в 1936 продан компании "Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft" и переименован в "Natal". В 1940 реквизирован ВМС Германии. [4] [5]

7.1.1944 в 16.45 был выброшен штормом в районе мыса Маккаур и, после неудачной попытки снять его с камней, признан потерянным. Впоследствии, став своеобразным "полигоном торпедных стрельб" для Северного флота, неоднократно по ошибке атаковывался советскими подводными лодками и торпедоносцами: 19.1.1944 "М-201", 31.1.1944 "М-105", 10.3.1944 "М-104", 12.6.1944 "С-14", 16.6.1944 "М-201"; 6.7.1944, 9.7.1944 и 11.7.1944 – торпедоносцами ВВС Северного флота. [1, с.31]

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Сайт www.theshipslist.com.

[5] Dictionary of disasters at sea during the age of steam (1824-1962).

[6] Наянов В.А. – Боевые действия подводной лодки "М-201" Северного флота в Великой Отечественной войне. – Текст для комнаты боевой славы соединения подводных лодок Полярного. 1982. Сайт "Русский подплав".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 6.7.2006.