|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант Н.И. Балин (обеспечивающий – командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга В.А. Иванов) |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира
подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
одиночное судно |
||
Время атаки |
21.44 – 2 торпеды 21.47 – 1 торпеда 21.48 – 1 торпеда |
21.27 |
21.44 |
Место атаки |
70°52,7' с.ш. / 29°10,7' в.д. рейд
Берлевога {1} |
70°52' с.ш. / 29°11' в.д. |
|
Цель атаки |
одиночный транспорт, стоящий на якоре (6000 тонн) |
транспорт (обнаружен в 20.30 на дистанции 12-15 кабельтовых) |
пароход (6000 брт) |
Положение лодки |
надводное |
– |
|
Способ атаки {2} |
торп/пр 2/НТА |
торп/? 2/НТА |
|
торп/пр 1/НТА |
торп/? 2/НТА |
||
торп/пр 1/НТА |
– |
||
Дистанция |
8-9 каб. – 1-й залп 7-8 каб. – 2-3 выстрел |
8,5 каб. |
– |
Результат атаки |
при первом залпе – промах: торпеды взорвались в гавани по корме транспорта; после выпуска остальных торпед наблюдалось попадание и густые клубы дыма на транспорте |
потоплен транспорт (официальный результат) |
первый залп – промах; вторым залпом пароход, стоящий на якоре потоплен |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
одиночное судно |
||
Время атаки |
– |
||
Место атаки |
район мыса Маккаур |
||
Цель атаки |
остов германского транспорта "Наталь" (3172 брт) {3} |
транспорт "Natal" (3127 брт) на мели {3} |
остов
германского парохода "Natal"
{3} |
Результат атаки |
промах |
промах |
промах; все 4 торпеды взорвались от удара о берег к востоку от остова судна |
Информация из других источников:
"Первой
успеха добилась "М-201"
капитан-лейтенанта Н.И. Балина.
19 января /1944 года/ она потопила вражеский транспорт двухторпедным залпом."
[7]:
"19 января /1944
года/ с наступлением темного времени суток, подводная лодка всплыла для
поиска противника в надводном положении. Около 23 часов наблюдатель боцман
Волков Н.Н. обнаружил на фоне темного скалистого берега крупный транспорт,
выходивший из порта Берлевог и доложил об этом
вахтенному офицеру лейтенанту Штылеву, который
доложил командиру пл
капитан-лейтенанту Балину Н.И. Поднявшись на мостик,
командир ясно увидел силуэт транспорта, выходившего из порта Берлевог в охранении двух катеров. Была объявлена боевая
тревога, но в это время северное сияние осветило транспорт и подводную лодку.
Нужно было быстрее маневрировать и выпускать торпеды, пока противник не
обнаружил пл. Заняв нужную позицию для стрельбы, командир произвел 4-х
торпедный залп по транспорту, водоизмещением 6-8 тыс. тонн. Через 30-35 секунд
командир ясно видел мощный взрыв, две торпеды попали в цель, и транспорт
разломился на 3 части и немедленно затонул. Подводная лодка погрузилась. Два
катера начали сбрасывать глубинные бомбы, которые рвались далеко от подводной
лодки. Подводная лодка пошла под минное поле и, форсировав его, всплыла в
надводное положение и направилась в базу, куда прибыла 21 января в 11 часов.
Это была первая победа пл,
она вселила уверенность в свои силы и возможности всему экипажу."
Примечания:
{1} В момент торпедной атаки подводная лодка имела невязку на 25 миль к востоку. [1, с.50]
{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).
{3} Германский транспорт "Natal" (3172 брт):
длина – 103 м,
ширина – 14,73 м,
осадка – 6,37 м,
мощность паровой машины – 247 л.с.
Построен в 1921 на верфи "Neptun AG" в Ростоке под названием "Eupatoria", до 1928 принадлежал компании "Deutsche Levante Line", затем был передан компании "Hamburg-Amerikanische Packetfarhrt Aktien-Gesellschaft" (HAPAG), в 1936 продан компании "Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft" и переименован в "Natal". В 1940 реквизирован ВМС Германии. [5] [6]
7.1.1944 в 16.45 был выброшен штормом в районе мыса Маккаур и, после неудачной попытки снять его с камней, признан потерянным. Впоследствии, став своеобразным "полигоном торпедных стрельб" для Северного флота, неоднократно по ошибке атаковывался советскими подводными лодками и торпедоносцами: 19.1.1944 – "М-201", 31.1.1944 – "М-105", 10.3.1944 – "М-104", 12.6.1944 – "С-14", 16.6.1944 – "М-201"; 6.7.1944, 9.7.1944 и 11.7.1944 – торпедоносцами ВВС Северного флота. [1, с.31]
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer –
Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations
1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с.: 6 л. ил.
[5] Сайт
www.theshipslist.com.
[6] Dictionary of disasters at sea
during the age of steam (1824-1962).
[7] Наянов В.А. – Боевые
действия подводной лодки "М-201" Северного флота в Великой
Отечественной войне. – Текст для комнаты боевой славы
соединения подводных лодок Полярного. 1982. Сайт "Русский подплав".
Дата последнего изменения: 6.7.2006.