Подводная лодка "Д-3" ("Красногвардеец")

 

17.01.1942

 

03.04.1942

"Д-3"

(до 15.09.1934{1} – "Красногвардеец")

 

Серия

I

 

Дата закладки

 05.03.1927

Завод № 189, г. Ленинград

заводской № 179

Дата спуска на воду

       12.07.1929 {2}

Дата подписания приемного акта

        01.10.1931 {3}

Командиры

19.11.1937       30.04.1941{4}

30.04.1941{4}24.10.1941{5}

24.10.1941{5}      06.1942

Виктор Николаевич Котельников

Филипп Васильевич Константинов

Михаил Алексеевич Бибеев

Принадлежность

14.11.1931

21.09.1933

11.05.1937

      22.06.194128.10.1941 {6} 

28.10.194101.12.1941

01.12.1941     06.1942

Морские силы Балтийского моря

Северная военная флотилия

Северный флот

1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

3-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

2-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Боевой результат

8 боевых походов{7} в Великой Отечественной войне (133 суток). {7}

Выполнила 12 торпедных атак (30 торпед). {8}

Подтвержденных побед нет. {9}

Предположительно 12.08.1941 огнем 45-мм орудия сбила самолет Bf110C. {10}

Судьба

В 06.1942 пропала без вести в 8-м боевом походе (53 члена экипажа погибло).

05.03.1927 заложена на заводе № 189 в г. Ленинград (заводской № 179) под наименованием "Красногвардеец".

12.07.1929 спущена на воду.{2}

01.10.1931 подписан приемный акт.{3}

14.11.1931 подняла военно-морской флаг и вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

20.11.1931 по приказу Реввоенсовета вступила в строй.

26.07.1933 вышла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск в составе ЭОН-2.

21.09.1933 вошла в состав Северной военной флотилии.

15.09.1934 получила новое литерно-цифровое обозначение "Д-3".{1}

11.05.1937 вошла в состав Северного флота.

19.11.1937 командиром подводной лодки назначен Виктор Николаевич Котельников.

Экспедиция по оказанию помощи дрейфующей полярной станции "Северный полюс" (13 суток):

Вечером 05.02.1938 вышла из Полярного в Кольский залив для определения магнитной девиации. На борту лодки находились командир бригады подводных лодок СФ капитан 1 ранга К.Н. Грибоедов, дивизионный штурман 2-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок СФ лейтенант Ф.В. Константинов, флагманский механик бригады подводных лодок СФ военинженер 3 ранга В.И. Рыбаков и группа лучших радистов Северного флота.

Утром 06.02.1938 вышла из Кольского залива к острову Ян-Майен. Лодке поручалось обеспечение радиосвязи между главной базой флота и ледокольными судами, которые должны были снять с льдины полярников.

12.02.1938 около полудня, следуя в Гренландское море, пересекла нулевой меридиан и стала первой советской подводной лодкой, вышедшей в Западное полушарие. Поход проходил в тяжелейших условиях полярной ночи и шторма, достигавшего 10 баллов.

13.02.1938 в 12.55 достигла острова Ян-Майен. В этот же день впервые в истории подводного плавания в течение 30 минут прошла под арктическим льдом путь около 5 кабельтовых на глубине 50 метров. Командир лодки записал в походном дневнике: "Все механизмы работают отлично". Субмарина продолжила движение по Датскому проливу к берегам Гренландии. До полярной станции оставалось менее 100 миль, когда через радиостанцию гидрографического судна "Мурман" поступил приказ командующего Северным флотом о возвращении в базу.

В ночь на 14.02.1938 начала возвращение в базу.

15.02.1938 в 12.20 радировала о выходе из строя гирокомпаса. В условиях 9-балльного шторма крен лодки доходил до 60°, что вызвало выплескивание из аккумуляторных батарей электролита.

В последующие дни штормовые волны оторвали дверь ограждения рубки, повредили трап и унесли в море шлюпку-тузик.

18.02.1938 в 19.28 возвратилась в Полярное, пройдя за поход 2410 миль.

С 10.1938 по 04.1940 прошла капитальный ремонт и модернизацию на заводе № 189 в г. Ленинград. Были изменены обводы легкого корпуса, конструкция ограждения рубки, заменено орудие главного калибра, установлены новые средства связи.

После окончания ремонта перешла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север, где приступила к отработке задач из "Курса подготовки подводных лодок". С 01.01.1941 до 22.06.1941 лодка провела в плавании 33 дня. Все это время корабль не имел серьезного технического обслуживания, поскольку все более-менее значительные работы откладывалось до гарантийного ремонта, который планировался на лето 1941 года.

30.04.1941 командиром подводной лодки назначен капитан-лейтенант Филипп Васильевич Константинов.{4}

19.06.1941 в 00.00 находилась в губе Мотка в составе 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием капитан-лейтенанта Ф.В. Константинова, отрабатывая задачи по плану боевой подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

1-й боевой поход (11 суток):

23.06.1941 в 19.43 вышла на позицию № 3 в район Порсангер-фьорда. Обеспечивал поход командир 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев.{11}

27.06.1941, находясь в подводном положении, обнаружила перископ подводной лодки противника, от которой уклонилась срочным погружением – ложный контакт.{12}

При возвращении с позиции обнаружила подводную лодку противника в надводном положении, от которой уклонилась срочным погружением – ложный контакт.

04.07.1941 в 17.13 прибыла в Полярный. За время похода лодка прошла 1570,4 миль в надводном положении и 134 мили – в подводном. Один раз на горизонте наблюдались мачты, около 10 раз пришлось уклоняться погружением от неприятельских самолетов.{7}

С 07.1941 была временно переведена в состав 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ в связи с тем, что 1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ должен был пополниться новыми лодками XIV серии.

2-й боевой поход (10,5 суток):

17.07.1941 в 17.35 вышла из Полярного на позицию № 2 в район Лоппского моря. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга И.А. Колышкин.{7}

20.07.1941 в 14.31 прибыла на позицию.

Из-за неудачной конструкции выхлопа дизелей образовавшийся нагар не давал клинкетам (особенно клинкету левого дизеля) плотно перекрывать магистраль. За час движения в подводном положении внутрь лодки поступало до 1 тонны воды. Периодически воду из трюма вместе с неизбежно попадавшим в нее машинным маслом приходилось откачивать за борт, где она образовывала хорошо заметные с воздуха масляные пятна. На протяжении похода 2 раза выходил из строя лаг, внутрь командирского перископа попадала вода. Силами экипажа клинкеты были подремонтированы, но над морем повис густой туман. В результате из-за нарушения скрытности и плохой погоды за 4,5 суток нахождения на позиции подойти к берегу ближе, чем на 9 миль так и не удалось.

25.07.1941 в 04.00 отозвана в базу в связи с ожидаемым рейдом британского авианосного соединения на Петсамо и Киркенес.

28.07.1941 в 07.30 прибыла в Полярный. За время похода лодка прошла 151 час в надводном положении, 103 часа – в подводном (в подводном положении осуществлялся ремонт клинкетов), было произведено 5 зарядок батарей.{7}

28.07.1941 начала навигационный ремонт.

30.07.1941 при объявлении воздушной тревоги командир лодки Ф.В. Константинов и военком лодки старший политрук Е.В. Гусаров прибыли на корабль лишь после вызова командира 1-го дивизиона подводных лодок, за что приказом по дивизиону им был объявлен выговор. Одного из офицеров лодки не удалось разыскать даже после вызова, и ему объявлялся домашний арест.

03.08.1941 завершила навигационный ремонт.

11.08.1941 подверглась внезапной проверке штаба бригады ПЛ СФ. Проверяющие отметили порядок на лодке и хорошие знания личным составом приборов и механизмов корабля, своих действий в различных условиях боевой обстановки, правильность и своевременность ведения документации.

Днем 12.08.1941 при воздушном налете во время стоянки в губе Оленья огнем 45-мм орудия (командир расчета старшина 2-й статьи А.П. Береговой) сбила четырехмоторный самолет противника типа Fw200. По зарубежным данным в эти сутки 5-й воздушный флот потерял пропавшим без вести в районе Киркенеса один самолет Bf110C из штабной эскадрильи эскадры ZG 76.{10}

3-й боевой поход (22,5 суток):

16.08.1941 в 03.00 вышла из Полярного на позицию № 5 в район Вардё.

17.08.1941 в 03.00 прибыла на позицию. Утром обнаружила одиночный транспорт (по-видимому, норвежский), шедший в западном направлении, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку: на момент обнаружения лодка находилась практически за кормой цели.

19.08.1941 в 22.45, находясь под перископом в районе Перс-фьорда, обнаружила на дистанции 12 кабельтовых конвой (2 транспорта, 3 сторожевых катера), шедший курсом 110°. Лодка пересекла курс конвоя и в 22.50 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту (4000-5000 тонн), выпустив прицельно одну торпеду из носового торпедного аппарата № 1 с дистанции 10 кабельтовых. Перед залпом боцман "утопил" перископ, и выстрел был сделан "вслепую". Взрыва не было слышно. Атаке подвергся крупный конвой, шедший в Киркенес из Хаммерфеста. В его состав входили транспорты "Sivas" (3832 брт), "Donau" (2931 брт), "Rotenfels" (7854 брт), "Barmbek" (2446 брт) и "Stamsund" (864 брт). На борту судов находились подразделения и имущество 6-й горнострелковой дивизии, срочно перебрасывавшейся на заполярный фронт для возобновления наступления на Мурманск. Охранение образовывали учебный корабль "Bremse", эскадренные миноносцы "Karl Galster" и "Hermann Schoemann", а также сторожевой корабль "Gote". Атака противником не была зафиксирована, и преследования лодки не последовало.

25.08.1941 в 13.35 в районе Вардё, находясь на перископной глубине, обнаружила на дистанции 20 кабельтовых транспорт, шедший в сопровождении эскадренного миноносца в восточном направлении. Курсовой угол цели был 70°. Командир лодки попытался лечь на курс сближения, но лодка перестала реагировать на перекладку вертикального руля. Атака сорвалась. Как выяснилось после всплытия, разъединился находившийся в надстройке шарнир гука. По данным противника, через позицию лодки прошел конвой в составе норвежских транспортов "Skramstad" (4300 брт) и "Stamsund" (864 брт), немецких "Bochum" (6121 брт) и "Mendoza" (5193 брт), перевозивших подразделения 6-й горнострелковой дивизии в охранении эскадренных миноносцев "Friedrich Eckold" и "Karl Galster", сторожевого корабля "Nordwind", охотников "Uj 1707" и "Uj 1708".

06.09.1941 в 19.30 начала возвращение в базу.

07.09.1941 в 19.00 прибыла в Полярный. За время похода лодка прошла 217 часов в надводном положении, 350 часов – в подводном, 5 раз уклонялась срочным погружением от самолетов противника.

4-й боевой поход (25 суток):

22.09.1941 в 15 часов вышла из Полярного на позицию № 4 в район Тана-фьорд – Бос-фьорд. Обеспечивали поход командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга И.А. Колышкин и начальник политотдела бригады ПЛ СФ полковой комиссар А.П. Байков.{7}

24.09.1941 в 0 часов прибыла на позицию.

26.09.1941 в 11.15, находясь под перископом в районе Конгс-фьорда, обнаружила по пеленгу 208° на дистанции 18 кабельтовых транспорт водоизмещением около 1500-2000 тонн, шедший без охранения курсом ост. В 11.21 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом 10 секунд две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых при угле упреждения 10,5° и угле встречи 90°. Через 2 минуты услышан 1 взрыв. В 11.30 цель в перископ не обнаружена. Преследования не было. Зарубежных данных нет, по-видимому, было безуспешно атаковано норвежское судно.

Утром 27.09.1941 дали течь клинкеты, подтянутые во время навигационного ремонта. В 9.00 в районе Гамвика обнаружила эскадренный миноносец противника, шедший переменными курсами в охранении самолета. По данным противника это мог быть корабль из состава конвоя, включавшего госпитальное судно "Berlin" (15286 брт), эскадренные миноносцы "Friedrich Eckold" и "Karl Galster", тральщики "M 30", "M 22", "M 18". Лодка сблизилась с эсминцем на 10-12 кабельтовых для атаки кормовыми торпедными аппаратами, однако разъединились клапан и шток, соединяющий дифферентную цистерну и торпедные трубы. Кольцевой зазор водой не заполнялся, разность давления внутри торпедного аппарата и забортного давления мешала открыть передние крышки. Атака не удалась. В 11.41 восточнее Гамвика обнаружила по пеленгу 220° на дистанции 13 кб танкер водоизмещением около 1500-2000 тонн, шедший без охранения курсом 350° со скоростью около 12 узлов. В 12.05 из подводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив одну торпеду из кормового торпедного аппарата № 7 с дистанции 12 кабельтовых при угле упреждения 10,5° и угле встречи 100°.{8} Взрывов не было, в 12.08 командир в перископ наблюдал медленное погружение танкера, в 12.13 цель в перископ не обнаружена. Преследования не было. Зарубежных данных нет, по-видимому, было безуспешно атаковано норвежское судно.

Днем 30.09.1941 севернее Омганга обнаружила два небольших одиночных транспорта, расходившихся контркурсами в восточном и западном направлениях. Над обнаруженными судами кружил самолет. В 13.57 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту (2000-3000 тонн), шедшему на восток, выпустив из носовых торпедных аппаратов три торпеды с временным интервалом в 10 секунд с дистанции 8-9 кабельтовых. Достоверной информации о взрывах нет. В 14.02 в перископ транспорт не обнаружен. Преследования не было. Зарубежных данных нет.

30.09.1941 в 15.11 обнаружила конвой противника (2 транспорта в охранении 6 кораблей). По германским данным это был конвой, шедший из Хаммерфеста в Киркенес. В его состав входили норвежский транспорт "Bravo" (1585 брт), германский транспорт "Stella" (479 брт), танкер "Euroland" (869 брт). Сопровождали суда охотники "Uj 1205", "Uj 1701", сторожевые корабли "Celle" и "Gote". Лодка начала пересекать курс конвоя, выходя в атаку со стороны берега. При развороте на боевой курс шедшая под перископом субмарина села на мель в точке, где глубина моря по карте составляла 26 метров. Была продута средняя группа цистерн, лодка всплыла в позиционное положение, развернулась и снова погрузилась. За это время конвой ушел за пределы видимости.

Утром 01.10.1941 обнаружила большой пассажирский пароход, шедший в охранении 6 миноносцев 14-узловым зигзагом на восток. По германским данным это было госпитальное судно "Stuttgart" (13387 брт), которое шло в Киркенес для приема раненых горных стрелков под конвоем эскадренных миноносцев "Friedrich Eckold", "Karl Galster" и тральщиков "M 30", "M 18", "M 22", "R 162", "R 155". Лодка находилась в 2-3 кабельтовых от внешней линии эскортных кораблей, когда был обнаружен корабль охранения, шедший прямо на нее. Субмарина ушла на глубину, но бомбометания не последовало. После всплытия под перископ выяснилось, что линия внешнего охранения оказалась позади, но из-за большого курсового угла и высокой скорости цели выйти в атаку было уже невозможно.

02.10.1941 или 03.10.1941 оборвался трос командирского перископа. Неисправность была устранена силами экипажа в течение нескольких суток.

В начале 10.1941 несколько дней штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

11.10.1941 в 14.08, находясь под перископом севернее мыса Сейбунес, обнаружила транспорт (5000-6000 тонн) в охранении миноносца, следующие в восточном направлении. В 14.26 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту, выпустив из носовых торпедных аппаратов три торпеды с временным интервалом в 10 секунд с дистанции 8 кабельтовых. Через 1,5-2 минуты услышано 2 взрыва. В 14.38 субмарина всплыла под перископ, но из-за очередного снежного заряда ничего увидеть не удалось. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован германский конвой в составе транспорта "Georg L.M. Russ" (2980 брт) и танкера "Hermann Andersen" (1171 брт), шедших в охранении тральщиков "М 29" и "М 17" в Киркенес.

13.10.1941 в Тана-фьорде попала в сеть, освободиться от которой удалось спустя 1 час.

Утром 14.10.1941 окончательно вышла из строя шумопеленгаторная станция – внутрь вибраторов попала вода. Днем в районе Вардё обнаружила 2 транспорта, идущих на восток в сопровождении 3-х миноносцев и самолета. По данным противника в состав конвоя входили транспорты "Hartmut" (2713 брт) и "Mar Del Plata" (7333 брт), эскадренный миноносец "Karl Galster", тральщики "M 18" и "M 22". Лодка начала маневрирование, но в процессе его потеряла цель в снежном заряде и не смогла выйти в атаку.

16.10.1941 в 1 час начала возвращение в базу.

17.10.1941 в 13.30 прибыла в Полярный. За время похода лодка провела 301 час в подводном положении и 296,5 часов – в надводном, произвела 22 зарядки батарей, израсходовала 56 тонн соляра. Было установлено отсутствие в районе Вардё иной ПЛО противника, кроме непосредственного охранения кораблей.

20.10.1941 начала докование в Мурманске на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.

24.10.1941 капитан-лейтенант Ф.В. Константинов снят с должности командира лодки. Вместо него назначен капитан-лейтенант Михаил Алексеевич Бибеев.{5}

28.10.1941 передана в состав 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ.

11.11.1941 завершила докование. В ходе ремонта были заменены клинкеты и отремонтированы перископы.

12.11.1941 перешла из Мурманска в Полярный.

5-й боевой поход (23 суток):

22.11.1941 в 12 часов вышла из Полярного на позицию № 3 в район мыса Нордкап. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга И.А. Колышкин. Вечером вышли из строя носовые горизонтальные рули (сломался валик разобщения рулей от шпиля). Неисправность была устранена 24.11.1941.

23.11.1941 на переходе вышел из строя гирокомпас (оборвался проволочный подвес; гирокомпас оставался неисправным в течение всего похода), в результате чего лодка прибыла на позицию только 24.11.1941 в 10 часов, имея невязку на 60 миль к западу.

Из-за неисправности гирокомпаса и ненадежной работы эхолота во время похода лодка держалась не слишком далеко от берега (счисление постоянно уточнялось по береговым ориентирам), но и не слишком близко, так как уточнить счисление по характерному изменению глубин не удавалось, и могла последовать посадка на мель. Посадка на мель чуть было не произошла при первой попытке проникнуть на прибрежный фарватер.

Утром 28.11.1941 командир лодки решил осмотреть бухту Хоннингсвога. В 13.00 в устье Порсангер-фьорда по левому борту обнаружила тральщик, спустя 15 минут – второй, и, наконец, в 13.33 идущий позади них камуфлированный транспорт (водоизмещение 6000 тонн). Конвой противника шел в восточном направлении. В 13.44 лодка из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту, выпустив из носовых торпедных аппаратов с дистанции 8-10 кабельтовых три торпеды с временным интервалом в 8 секунд при угле упреждения 10° и угле встречи 100°. Через 1 минуту услышан взрыв. Из-за большого количества воды, принятого в уравнительную цистерну, субмарина провалилась до глубины 66 метров, и наблюдение в перископ оказалось сорванным. Сразу после атаки лодка легла на курс отхода на север. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован вышедший из Хоннингсвога конвой, который включал германские транспорты "Ludwig" (1065 брт), "Aldebaran" (7891 брт), сторожевые корабли "Togo" и "Kiautschou", норвежский танкер "Erling Lindøe" (1281 брт).

01.12.1941 передана в состав 2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ.

05.12.1941 в 12.03 западнее мыса Сверхольт-Клуббен обнаружила на дистанции 30 кабельтовых на курсовом угле 15-20° левого борта груженый транспорт противника, выходивший из Порсангер-фьорда. Начав маневрирование для атаки, лодка обнаружила за кормой второй транспорт, более крупный, шедший в кильватер к первому на дистанции 2-3 кабельтова. Транспорты со стороны лодки охранялись миноносцем. Командир лодки принял решение атаковать второй транспорт и в соответствии с этим изменил курс. Через 2-3 минуты, миноносец повернул прямо на субмарину, и она ушла на глубину 20 метров. Атака не состоялась. Чтобы не упустить возможности атаки, лодка легла на курс, параллельный курсу конвоя. В 12.37 субмарина всплыла под перископ. Оказалось, что немецкий миноносец держался в голове конвоя, а транспорт водоизмещением в 10000 тонн шел в хвосте. В 12.45 лодка легла на боевой курс и в 12.53 с дистанции 8-10 кабельтовых при угле упреждения 10° и угле встречи 95-100° произвела торпедную атаку, выпустив в левый борт транспорта из носовых торпедных аппаратов 4 торпеды с временным интервалом в 10 секунд. Через 1 минуту услышано 2 взрыва. В 13.15 в перископ наблюдался тонущий транспорт. В 13.55 транспорт не наблюдался. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован шедший в Киркенес германский конвой, который включал транспорты "Leuna" (6856 брт) и "Feodosia" (3075 брт), тральщики "М 30" и "М 17".

06.12.1941 в 13.54 северо-западнее мыса Сверхольт-Клуббен обнаружила в перископ трехмачтовый транспорт (8000 тонн), шедший в сопровождении тральщика курсом ост. В 13.58 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту, выпустив из носовых торпедных аппаратов с дистанции 10 кабельтовых три торпеды с временным интервалом в 8 секунд при угле упреждения 10° и угле встречи 90°. Через 1 минуту услышан взрыв. В 14.18 в перископ наблюдалось погружение транспорта носом. В 14.24 наблюдался транспорт с большим дифферентом на нос. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован германский конвой, который включал транспорты "Moshill" (2959 брт) и "Ringar" (5013 брт), сторожевые корабли "Nordriff" и "Nordwind". В эти сутки на лодке вышли из строя лаг и эхолот.

С 12.12.1941 по 13.12.1941 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

13.12.1941 в 21 час начала возвращение в базу.

15.12.1941 в 12.25 прибыла в Полярный. За время похода лодка провела в подводном положении у берегов противника 131,4 часа (время наиболее длительного погружения – 12,5 часов), а в надводном – 421 час, произвела 8 зарядок батарей.{7}

21.12.1941 начала текущий ремонт на заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.

17.01.1942 награждена орденом Красного Знамени.

06.02.1942 вступила в строй. За время ремонта было заменено 18 квадратных метров обшивки, опрессовано 12 цистерн, прочеканено 140 метров швов, были полностью перебраны механизмы носовых и кормовых горизонтальных рулей, вертикального руля, отремонтированы все кингстоны и масса других приборов и механизмов.

6-й боевой поход (23,5 суток):

20.02.1942 в 20.00 вышла из Полярного на позицию № 4 в район мыса Нордкин.{7}

22.02.1942 в 07.54 прибыла на позицию.

23.02.1942 пыталась проникнуть в Тана-фьорд, но из-за густого тумана отказалась от выполнения этого намерения. Подводная лодка в течение дня обследовала районы порта Гамвик и мыса Нордкап, но никого там не обнаружила, частые снежные заряды на продолжительное время закрывали вражеские берега; видимость временами доходила до полукабельтова.

Утром 24.02.1942 обнаружила судно неустановленного типа, но из-за плохой видимости не смогла выйти в атаку. В 13.42, маневрируя под перископом в районе Тана-фьорда, обнаружила на дистанции 20 кабельтовых вблизи берега два тральщика. Подводная лодка не успела развернуться для атаки, как тральщики изменили курс на Мехамн-фьорд, приведя субмарину на кормовой курсовой угол. Атака не состоялась. В этот день из-за негерметичности верхней головки вышел из строя командирский перископ.

27.02.1942, получив извещение о движении вражеского конвоя из Киркенеса на запад, маневрировала вблизи берега в ожидании противника. В 12.25 обнаружила на дистанции 40-45 кабельтовых два сторожевых корабля, шедших на вест. Лодка вышла в атаку, но в 12.35 обнаружила еще два сторожевых корабля и один транспорт, шедшие в том же направлении. Субмарина начала маневрировать для атаки транспорта, но из-за неправильных действий командира лодки время было упущено, корабли изменили курс на Мехамн-фьорд, и подводная лодка оказалась у них за кормой. Атака была сорвана. По-видимому, лодка наблюдала шедший в Тромсе германский конвой в составе норвежских транспортов "Listo" (1998 брт) и "Kløveren" (428 брт), германского транспорта "Margarethe Cords" (1912 брт), сторожевых кораблей "Friese", "Alane", "Vandale", "Polarfront". В 14.17 обнаружила по пеленгу 120° на дистанции 30-35 кабельтовых вражеский конвой в составе транспорта, танкера и двух сторожевых кораблей, выходивших из Мехамн-фьорда на ост. Конвой уходил от подводной лодки, и атака из-за большого курсового угла цели не состоялась. По данным противника лодка наблюдала конвой, шедший в Киркенес, в составе норвежских транспортов "Taiwan" (5502 брт) и "Nerva" (1564 брт), германского танкера "Liselotte Essberger" (1593 брт), сторожевых кораблей "Polarsonne", "Polarmeer", "Ubier", тральщика "M 1507".{13}

28.02.1942 обследовала Мехамн-фьорд, однако судов противника там не оказалось.

02.03.1942 маневрировала под перископом в районе своей позиции на расстоянии 35-40 кабельтовых от берега в районе Тана-фьорда. В 17.54 подводная лодка средней частью коснулась каменистого грунта, после чего немедленно застопорила ход. Глубина под килем по эхолоту значилась 48 метров. Руль был положен в прямое положение, и лодка погрузилась на глубину 30 метров, не касаясь грунта. Продув среднюю цистерну, всплыла на перископную глубину, дала малый ход и вскоре вновь коснулась грунта кормовой частью. Немедленно застопорив ход, подводная лодка всплыла в надводное положение и по инерции сошла с грунта. В результате посадки на грунт было погнуто ограждение вертикального руля, Руль перестал перекладываться на левый борт; это было исправлено к 22.30.

03.03.1942 в 17.10, начав отход в район зарядки аккумуляторных батарей, в подводном положении обнаружила на дистанции 40-45 кабельтовых 2 тральщика. Подводная лодка вышла в атаку, но в 17.14 тральщики повернули в Мехамн-фьорд, приведя подводную лодку на кормовой курсовой угол. Атака не состоялась.

В последующие 5 дней противника обнаружить не удалось, несмотря на то, что командование периодически передавало данные о переходе вражеских конвоев.

В ночь на 08.03.1942 получила приказ занять позицию "Б" для прикрытия конвоя "PQ-12". В 11.43 начала переход на указанную позицию. Через три с половиной часа, задолго до прибытия в назначенный квадрат на горизонте появились дымы, а вскоре и множество судов, двигавшихся на восток. Лодка погрузилась для торпедной атаки. Вскоре выяснилось, что субмарина находится на кормовых курсовых углах конвоя "PQ-12", который из-за внезапного ухудшения видимости вскоре был потерян. В 15.50 расстреляла плавающую мину.

11.03.1942 в 02.10 покинула позицию для оказания помощи подводной лодке "Щ-402", оставшейся без топлива. Прибыв в указанную точку, "Д-3" не обнаружила "щуку", которая возобновила движение в базу, применив вместо соляра смесь масла и керосина.

Утром 12.03.1942 получила приказ вернуться на позицию "Б".

13.03.1942 в 06.24 получила приказ перейти на позицию № 4.

14.03.1942 в 10.38 в районе порта Гамвик обнаружила тральщик, шедший контркурсом на большом расстоянии. Выйти в атаку не смогла из-за плохой видимости. В 13.00 восточнее Гамвика был обнаружен на дистанции 25 кабельтовых конвой, состоявший из транспорта в сопровождении трех сторожевых кораблей. Лодка находилась почти прямо по курсу транспорта, шедшего курсом примерно 250°. Командир посчитал, что у него вполне достаточно времени, чтобы пересечь курс каравана, чуть-чуть подвернуть и дать залп кормовыми торпедными аппаратами. Спустя 12 минут при очередном подъеме перископа его ожидало неприятное открытие – скорость цели оказалась заметно выше ожидаемой, вследствие чего пеленг не изменился, зато дистанция сократилась примерно до 6-7 кабельтовых. Субмарина была обращена к противнику левым бортом и не успевала произвести атаку ни кормовым, ни носовым залпом. Лодка начала описывать циркуляцию, но это ничего не дало, в 13.17 транспорт был обнаружен прямо по левому траверзу на расстоянии 1,5-2 кабельтовых. Он однозначно обгонял субмарину и уходил к берегу. Перископ поднимался еще несколько раз, но обнаружить в него ничего не удавалось. Из анализа документов противника следует, что на самом деле за конвой был принят шедший из Тромсё в Киркенес отряд боевых кораблей, включавший минные заградители "Brummer" и "Cobra", сторожевой корабль "Polarkreis", тральщик "М 1506", большие охотники "Uj 1108" и "Uj 1109". В 13.35 Бибеев увидел одиночный сторожевой корабль, идущий северо-западным курсом. В 13.40 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив из кормовых торпедных аппаратов с временным интервалом две торпеды с дистанции 10 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. По данным противника атаке подвергся германский тральщик "M 1504", отставший от конвоя, который предыдущим вечером вышел из Киркенеса и следовал в западном направлении. В состав каравана входили норвежские транспорты "Vardø" (860 брт) и "Homborsund" (253 брт), германские тральщики "M 1502" и "M 1504", сторожевой корабль "Cherusker". Сигнальщики "M 1504" наблюдали шедшую по поверхности торпеду, которая вскоре пересекла кильватерную струю корабля в 50 метрах за кормой. Барражировавшая над минными заградителями летающая лодка "Blohm und Voss Bv.138" сбросила три 50-килограммовые авиабомбы в точке, где показалась корма субмарины. Их взрывы приняли на лодке за попадание. Еще 4 глубинных бомбы сбросил "M 1504". В результате их близкого разрыва отжало кингстон уравнительной цистерны, треснуло стекло ее водомерной колонки. Очевидно, клапана вентиляции топливно-балластных цистерн на мгновение отжались, выбросив на поверхность небольшую порцию топлива. Тральщик бросился догонять свой конвой, сбросив веху в место бомбометания. К месту боя подошли охотники "Uj 1108" и "Uj 1109", отделившиеся от группы минных заградителей. 8 первых глубинных бомб "Uj 1109" сбросил в месте нахождения вехи, затем еще 15, ориентируясь по соляровому пятну. Дальнейшее бомбометание вслепую не имело смысла и оба охотника приступили к гидроакустическому поиску, который завершился безрезультатно. Спустя полчаса корабли ушли на соединение со своим отрядом, а лодка отошла в район зарядки аккумуляторных батарей. В 20.20 начала возвращение в базу.

Во время возвращения из-за штурманской ошибки вместо острова Кильдин субмарина вышла к мысу Выев-Наволок, где 16.03.1942 в 02.40 несколько раз ударилась о каменистый грунт, повредив обшивку цистерн главного балласта и сломав подводную часть лага. В 11.00 прибыла в Полярный. За время похода лодка провела в подводном положении 187 часов, в надводном – 380 часов, произвела 13 зарядок батарей, израсходовала 65 тонн соляра. В течение похода лопнули масляная магистраль правого дизеля (неисправность была замечена не сразу, в результате чего в трюм вылилось две тонны масла), крышка компрессора левого дизеля и один из выхлопных клапанов.

26.03.1942 начала аварийно-навигационный ремонт в Мурманске.

03.04.1942 удостоена гвардейского звания.

26.04.1942 завершила аварийно-навигационный ремонт. Несмотря на наличие запасного комплекта аккумуляторной батареи в хранилище, старую батарею менять не стали (она наработала 113 циклов заряда-разряда при норме в 115-130 циклов).

7-й боевой поход (17 суток):

01.05.1942 в 21.12 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. Обеспечивал поход начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов.{7}

02.05.1942 в 07.10 прибыла на позицию. В 20.44 восточнее мыса Харбакен обнаружила на дистанции 20-25 кабельтовых двигавшийся в восточном направлении конвой в составе транспорта, танкера и четырех сторожевых кораблей. Находясь на носовых курсовых углах каравана и контркурсе, Бибеев повернул влево для атаки носовыми торпедными аппаратами. В 21.02 при очередном подъеме перископа выяснилось, что вместо того, чтобы выходить на левый борт судов, лодка находится у них прямо по курсу. Атака носовыми аппаратами не получалась, но еще оставалось время развернуться к противнику кормой. В 21.15 из подводного положения лодка произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (6000 тонн) из кормовых торпедных аппаратов с временным интервалом две торпеды с дистанции 8 кабельтовых. Через 60 секунд был услышан сильный взрыв. Через 10 минут лодка всплыла под перископ. Сначала в него был виден сторожевой корабль, находившийся в 7-10 кабельтовых и не предпринимавший попыток к сближению. В 21.29 на расстоянии 15-20 кабельтовых обнаружился транспорт с креном на правый борт и дифферентом на нос. У правого борта судна находился сторожевой корабль, другой двигался переменными курсами. Остатки конвоя – 2000-тонный танкер и третий сторожевой корабль – двигались курсом на Вардё. Дальнейшее наблюдение не производилось из-за плохой видимости и опасения контратаки. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован германский транспорт "Iris" (3232 брт) из состава конвоя, включавшего транспорт "Iris" (3232 брт), танкер "Algol" (972 брт), сторожевые корабли "V 5902", "V 5904" и "V 5906".

Утром 03.05.1942 расстреляла плавающую мину.

Утром 11.05.1942 обнаружила одиночный транспорт. По зарубежным данным транспорт входил в состав конвоя, вышедшего утром из Киркенеса (норвежский транспорт "Skjerstad" (762 брт), германский транспорт "Hartmut" (2713 брт), сторожевой корабль "NM 01", охотники "Uj 1104" и "Uj 1108"). Из-за плохой видимости и вышедшей из строя шумопеленгаторной станции лодка не смогла определить направление движения цели и выйти в атаку. В 12.50 (берлинское или московское время – неизвестно) "Uj 1108" обнаружил перископ "Д-3", сбросил 9 глубинных бомб и дал донесение командиру конвоя, который увел суда на якорную стоянку в Сюльте-фьорде. Через час для поиска и уничтожения обнаруженной субмарины в район прибыла группа охотников, отделившаяся от другого конвоя, шедшего в восточном направлении. "Uj 1101", "Uj 1109", "Uj 1110" и "V 6108" сбросили по неопределенному гидроакустическому контакту 17 глубинных бомб. Из-за неработающей шумопеленгаторной станции "Д-3" не слышала шумов винтов вражеских кораблей, и на лодке посчитали, что в обоих случаях все 26 бомб были сброшены патрульными гидросамолетами. Вечером лодка обнаружила конвой, но из-за большой дистанции не смогла выйти в атаку. Охотники же продолжали поиск до 0 часов, после чего покинули район.

13.05.1942 обнаружила плавающую мину.

В ночь на 16.05.1942 в подводном положении была атакована самолетами противника, сбросившими 23 бомбы. В 11.27 в районе мыса Маккаур обнаружила по пеленгу 128° на дистанции 40-50 кабельтовых двигавшийся в западном направлении конвой в составе танкера (2500 тонн), транспорта (9000 тонн) и шести сторожевых кораблей. Командир стал выводить лодку для атаки носовыми торпедными аппаратами. В 11.50 при очередном подъеме перископа был обнаружен сторожевой корабль, который находился в 3-5 кабельтовых и шел прямо на лодку. Бибеев погрузился на глубину 20 метров, лег на параллельный конвою курс и развил полный ход. Бомбардировки не последовало, и когда в 12.17 был вновь поднят перископ, выяснилось, что караван уже прошел над лодкой и отдалился от нее примерно на милю. В 12.23 из подводного положения лодка произвела торпедную атаку по транспорту, выпустив с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12 кабельтовых три торпеды при угле встречи 105-110°. Через 75 и 90 секунд услышаны 2 сильных взрыва. В 12.30 командир лодки наблюдал в перископ лишь танкер, сторожевые корабли и мачты транспорта. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован конвой в составе норвежского теплохода "Knute Nelson" (5749 брт), норвежского парохода "Kaupanger" (1584 брт), германского каботажного парохода "Frigga" (557 брт), германского танкера "Algol" (972 брт), голландского танкера "Oleum" (476 брт). В эскорте находились германские сторожевые корабли "V 6114", "V 6103", "V 6107" и "V 5906".

17.05.1942 в 14.08 восточнее мыса Маккаур обнаружила на дистанции 50-60 кабельтовых двигавшийся в восточном направлении конвой в составе двух транспортов (5000 и 12000 тонн) и шести сторожевых кораблей. В 14.29 лодка легла на боевой курс, выводивший ее на левый борт 12000-тонного парохода, и в 14.45 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов три торпеды с дистанции 8 кабельтовых. Через минуту услышаны 2 взрыва. Безуспешно атакован конвой, совершавший переход из Тромсё в Киркенес. В его состав входили норвежский теплоход "Hallingdal" (3180 брт), немецкий пароход "Tijuca" (5918 брт) в охранении сторожевых кораблей "V 5905", "V 5901", "V 5902" и "NM 01". Кроме того, переход обеспечивала группа охотников в составе "Uj 1102", "Uj 1105", "Uj 1106" и "V 6108". В 13.46 по берлинскому времени, сигнальщики "Uj 1106", находившегося на левой раковине ордера конвоя, обнаружили в 400 метрах по курсу торпедный след. В воздух взлетела белая ракета, и именно это спасло сторожевой корабль "V 5901". Вследствие резкой перекладки руля ему удалось разойтись с двумя торпедами, которые прошли на расстоянии 3 и 10 метров за его кормой. Затем все три торпеды прошли между форштевнем "V 5902" и ахтерштевнем "Tijuca". Группа охотников немедленно развернулась фронтом в направлении предполагаемой позиции лодки и вместе с присоединившимся "Uj 1111" приступила к поиску субмарины. Гидроакустический поиск продолжался 2,5 часа, но ничего не дал. В 14.48 и 15.00 лодка дважды подвсплывала под перископ и обнаруживала сторожевые корабли, после чего покинула опасный район. В 23.30 начала возвращение в базу. Противолодочная группа продолжала искать лодку еще сутки.

18.05.1942 в 16.24 обнаружила перископ, от которого уклонилась в надводном положении. В 19.05 прибыла в Полярный. За время похода лодка провела в подводном положении 170 часов (время наиболее длительного погружения – 23 часа 8 минут), в надводном – 238 часов, произвела 11 зарядок батарей, израсходовала 45 тонн соляра. Почти сразу же после выхода в море вышла из строя шумопеленгаторная станция.

С 20.05.1942 по 02.06.1942 прошла навигационный ремонт, выполнявшийся силами экипажа.

8-й боевой поход (0,5 суток):

10.06.1942 в 14.00 вышла из Полярного на позицию № 4 в район Тана-фьорда. В дальнейшем на связь не выходила, в базу не вернулась.

30.06.1942 не ответила на приказ о возвращении в базу.

09.07.1942 истек срок автономности. На лодке погибло 53 члена экипажа.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв 10.06.1942 на мине заграждения "Bantos-A" у северного побережья полуострова Рыбачий.

2. Подрыв 12-30.06.1942 на мине заграждений "Sperre-III" в районе Берлевога.

3. Подрыв на плавающей мине.

4. Ошибка личного состава или отказ техники.

"Д-3" у пирса в Полярном, 1935 год. [8]

"Д-3" на рейде Полярного, 1941 год. [8]

"Д-3" после шестого боевого похода, март 1942 года. [8]

Примечания:

{1} В [1, с.42] дата присвоения 3-м первым подводным лодкам I серии литерно-цифровых обозначений – 21.08.1934, в то время как для всех остальных подводных лодок указывается дата 15.09.1934. Форум [4] содержит правдоподобное объяснение расхождениям: 21.08.1934 Начальник УВМС РККА подписал приказ, согласно которому всем подводным лодкам литерно-цифровые обозначения присваивались с 15.09.1934.

{2} В [1, с.42] и [2, с.240] дата спуска лодки на воду – 12.07.1929; в [3, с.375]12.07.1931.

{3} В [1, с.42] дата подписания приемного акта лодки – 01.10.1931; в [2, с.240] изложены две версии: 01.10.1931 и 20.11.1931.

{4} В [3, с.291] дата назначения Ф.В. Константинова на должность командира "Д-3" – 30.04.1941. В [8] Морозов указывает, что капитан 3 ранга В.Н. Котельников передал командование подводной лодкой "Д-3" своему бывшему помощнику капитан-лейтенанту Ф.В. Константинову 06.05.1941.

{5} В [3, с.291] дата замены Ф.В. Константинова на М.А. Бибеева в должности командира "Д-3" – 24.10.1941; в [7, с.91] и [5, с.9]29.10.1941. В [8] Морозов указывает, что Ф.В. Константинов сдал должность командира лодки 31.10.1941.

{6} В связи с тем, что 1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ должен был пополниться новыми лодками XIV серии, "Д-3" с 07.1941 была временно переведена в состав 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ28.10.1941 – постоянно).

{7} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.9-10]:

8 боевых походов (133 суток).

12 торпедных атак (30 торпед).

Статистика в Великой Отечественной войне по [7, с.92]:

срок боевой службы – 12,3 месяца (22.06.194130.06.1942);

8 боевых походов (138 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,38.

12 торпедных атак (32 торпеды).

Согласно [1, с.42] лодка совершила 7 боевых походов.

Хронологии походов, приведенные в [5, с.9-10] и [7, с.92], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [5]

Дата начала похода

Дата окончания похода

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [7]

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [7]

1-й боевой

23.06.1941

24.06.1941

04.07.1941

03.07.1941

2-й боевой

17.07.1941

16.07.1941

28.07.1941

30.07.1941

3-й боевой

16.08.1941

07.09.1941

4-й боевой

22.09.1941

23.09.1941

17.10.1941

5-й боевой

22.11.1941

15.12.1941

12.12.1941

6-й боевой

20.02.1942

22.02.1942

16.03.1942

7-й боевой

01.05.1942

02.05.1942

18.05.1942

8-й боевой

10.06.1942

10.06.1942

30.06.1942

{8} Согласно [8], [5, с.10] и [9] подводная лодка "Д-3" выпустила в торпедной атаке 27.09.1941 1 торпеду; в [7, с.91] и [6, с.17] считается, что было выпущено 3 торпеды; из воспоминаний И.А. Колышкина и Ф.В. Константинова следует, что торпед было 2.

{9} В [1, с.42] лодке приписывается потопление 9 (в том числе 06.12.1941 – транспорт "Абрахам Линкольн") и повреждение 2 транспортов и боевых кораблей противника.

На самом деле норвежский теплоход "Abraham Lincoln" (5740 брт) в течение всей войны находился в британском фрахте и 06.12.1941 находился в Нью-Йорке. В торговых флотах других стран судно с подобным названием отсутствовало. [5, с.85] [6, с.20]

В [2, с.61-62] считается, что "Д-3" потопила 8 транспортных судов противника общим тоннажем 28140 брт и повредила один (3200 брт).

{10} 12.08.1941 во время воздушной тревоги в отсутствие командного состава (внутри "Д-3" находился лишь командир БЧ-5 капитан-лейтенант Челюбеев Б.А.) расчет 45-мм орудия, возглавляемый старшиной 2-й статьи А.П. Береговым, самостоятельно открыл зенитный огонь и, по многочисленным свидетельствам, сбил четырехмоторный самолет противника. Однако информация о сбитом лодкой в этот день самолете противника не нашла отражения ни в журнале боевых действий бригады ПЛ СФ, ни в оперативных сводках штаба Северного флота. По данным противника 12.08.1941 5-й воздушный флот не досчитался одного Bf110С из штабной эскадрильи эскадры ZG 76, который пропал без вести со всем экипажем "в районе Киркенеса" (такая формулировка может означать и то, что самолет вылетел на боевое задание из Киркенеса). Ни летчики, ни зенитчики в этот день никаких других донесений о сбитых самолетах противника не делали.[8]

{11} В [5, с.9] "Д-3" вышла в 1-й боевой поход 23.06.1941 в 19.43; в [7, с.92]24.06.1941; в [10]22.06.1941.

{12} В [5, с.9] указано, что 27.06.1941 "Д-3", находясь в подводном положении, обнаружила перископ подводной лодки противника , от которой уклонилась срочным погружением; согласно [9] 25.06.1941 "Д-3", находившаяся на позиции в районе мыс Нордкап – мыс Нордкин, на дистанции 15 кабельтовых обнаружила перископ подводной лодки и уклонилась маневрированием и срочным погружением.

{13} Согласно [9] "Д-3" в первый раз наблюдала 27.02.1942 конвой, идущий на запад, а во второй раз – конвой, идущий на восток; в [5, с.10] и [8] считается, что "Д-3" 27.02.1942 оба раза наблюдала один и тот же конвой, двигавшийся на восток. Однако в [4] М.Э. Морозов склоняется к версии, что в первый раз наблюдался западный конвой, шедший в Тромсе.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Форум "От Саламина до Мидуэя. История войны на море".

[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[6] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[7] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[8] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – Флотомастер 05-06.2003, 01.2004.

[9] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[10] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12, 1991 и №№1-7, 1992.

[11] Реданский В.Г. – Во льдах и подо льдами. (Тайные операции подводных флотов.) – М.: Вече, 2004. – 480 с.

Дополнительные страницы сайта по истории "Д-3":

1. Торпедная атака "Д-3" 19.08.1941.

2. Торпедная атака "Д-3" 26.09.1941.

3. Торпедная атака "Д-3" 27.09.1941.

4. Торпедная атака "Д-3" 30.09.1941.

5. Торпедная атака "Д-3" 11.10.1941.

6. Торпедная атака "Д-3" 28.11.1941.

7. Торпедная атака "Д-3" 05.12.1941.

8. Торпедная атака "Д-3" 06.12.1941.

9. Торпедная атака "Д-3" 14.03.1942.

10. Торпедная атака "Д-3" 02.05.1942.

11. Торпедная атака "Д-3" 16.05.1942.

12. Торпедная атака "Д-3" 17.05.1942.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 15.03.2009.