Торпедная атака подводной лодки "Д-3" 06.12.1941

 

Лодка

"Д-3"

2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант М.А. Бибеев

(обеспечивающий – капитан 2 ранга И.А. Колышкин)

Дата атаки

06.12.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.10]

[2, с.91]

[3, с.20]

Состав конвоя

1 трехмачтовый транспорт и 1 тральщик, следующие в восточном направлении

?

(конвой обнаружен в 13.34 на дистанции 20 кабельтовых)

?

Время атаки

13.58

Место атаки

позиция № 3

северо-восточнее мыса

Сверхольт-Клуббен

Лаксе-фьорд

Laksfjord

Цель атаки

транспорт (8000 тонн)

транспорт

пароход (10000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

3/НТА

торп/?

3/НТА

Дистанция

10 каб.

?

Результат атаки

через 1 минуту услышан взрыв; в 14.18 в перископ наблюдалось погружение транспорта; в 14.24 наблюдал транспорт с большим дифферентом на нос; преследования не было

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен {2}

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший норвежские транспорты "Мошилл" и "Рингар"

транспорты "Moshill" (2959 брт) и "Ringar" (5013 брт), 2 надводных корабля

пароходы "Moshill" (2959 брт) и "Ringar" (5013 брт) в охранении 2-х кораблей

Время атаки

?

13.05

Место атаки

?

Цель атаки

?

Результат атаки

промах (атака не зафиксирована)

промах

промах (атака не зафиксирована)


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"Почти в то же самое время, когда «Леуна» бросала якорь в Бёк-фьорде (06.12.1941) "Д-3" осуществляла атаку следующего каравана. Его удалось обнаружить в 13.54 близ мыса Сверхольт-Клуббен – в том же самом районе, где состоялись две предыдущие атаки. Создавалось впечатление, что противник попросту игнорирует присутствие агрессивно настроенной советской субмарины, которая отправляет его суда на дно одно за другим.

Все происходило как на учениях: обнаружение большого трехмачтового теплохода с выгодной позиции, поворот на боевой курс, сближение примерно до 10 кабельтовых и выпуск трех торпед на угол встречи 90 градусов. На все ушло всего четыре минуты. Еще через минуту прогремел взрыв, ознаменовавший седьмую «победу» экипажа "Красногвардейца". На самом деле норвежский трехмачтовый теплоход «Рингар», 5013 брт не получил ни царапины и продолжил свой путь на восток. На "Д-3" его удаление наблюдали с перерывами на протяжении 26 минут. В 14.24 при последнем подъеме перископа он «перевертывался кормой вверх». Несмотря на эту красочную картину Бибееву не удалось обнаружить входивший в состав этого же конвоя транспорт «Мошилл» и второй сторожевик (суда конвоировали СКР «Нордриф» и «Нордвинд»). Попытка догнать один из них, «снимавший людей с борта тонущего корабля», ни к чему не привела – сторожевик скрылся в снежном заряде.

Подводя итоги пятого боевого похода "Красногвардейца" необходимо упомянуть об одном достаточно необычном факте – подтверждением флотской разведкой последнего боевого успеха подлодки. Далеко не всегда разведчикам удавалось найти материал, уточняющий результаты действий подводников, а на этот раз это было сделано сверхоперативно, еще до возвращения лодки из похода. По их данным 6 декабря подлодка потопила танкер «Абрахам Линкольн», тоннажем 9570 брт. Автору статьи не удалось обнаружить первопричину этого донесения, но по некоторым косвенным признаком ей являлся радиоперехват. Разведчиков нисколько не смутило присутствие в нацистском торговом флоте судна, названного в честь американского президента иудейского происхождения. Еще более непонятным является происхождение величины тоннажа потопленного судна. Разведчикам просто следовало открыть регистр Ллойда и убедится, что судна с таким тоннажем не существует. Единственным «Абрахамом Линкольном», бороздившим просторы мирового океана на тот момент являлся норвежский сухогруз тоннажем 5740 брт. С 1939 г. это судно находилось в британском фрахте, участвуя в перевозках через Северную Атлантику. Вполне возможно, что 6 декабря 1941 г. оно действительно выходило в эфир, сообщая о каких-либо неполадках. Сообщение оказалось перехвачено и соответствующим образом интерпретировано в разведотделе СФ. Однако «Абрахам Линкольн» и не думал тонуть. После войны его продали финскому судовладельцу, а в 1962 г. разрезали на металл в Японии. Вполне возможно, что разведотдел СФ в 1941 г. не был обеспечен регистрами Ллойда (не понятно, что мешало запросить их у союзников-англичан), но то, что утверждение о гибели «Абрахама Линкольна» продолжало тиражироваться многими советскими историками после войны, много говорит об их желании узнать правду."

[5]:

"ПЛ "Д-3", находясь на позиции в районе Порсангер-фьорда – Лаксе-фьорда, в 13.54 обнаружила в перископ трехмачтовый ТР, шедший в сопровождении одного ТЩ курсом ост. В 13.57 ПЛ атаковала ТР с дистанции 10 кб тремя торпедами с временным интервалом в 8 сек., при угле упреждения 10° и угле встречи 90°. Через минуту был слышен взрыв одной торпеды. После взрыва ТЩ немедленно повернул на ПЛ, и она ушла на глубину 20 м, ТЩ прошел над ПЛ, но бомб не сбрасывал. В 14.18 ПЛ всплыла под перископ и видела, как ТР погружался носом, а ТЩ стоял рядом и снимал с него людей. В 14.24 ТР утонул. Как выяснилось впоследствии, это был ТР "Абрахам Линкольн" водоизмещением в 9570 т. По иностранным источникам был безрезультатно атакован конвой в составе транспортов "Мошилл" (2959 брт.) и "Рингар" (5013 брт.), шедших в охранении эсминца."

[6, с.18]:

"Пл "Д-3" (капитан-лейтенант Бибеев М.А., обеспечивающий капитан 2 ранга Колышкин И.А.) у Лаксельфьорда 3-торпедным залпом потопила следовавший в охранении 1 тщ тн «Абрахам Линкольн» (9570 брт)."

[7, с.76]:

"На следующий день (06.12.1941) около четырнадцати часов мы обнаружили у берега крупный транспорт в охранении двух тральщиков. Атаковали с ходу: через восемь минут после обнаружения выпустили трехторпедный залп. Взрыв ожидали пятьдесят секунд. Попала одна торпеда. На помощь судну поспешил тральщик. Хотели атаковать и его. Но пока описывали циркуляцию, чтобы выйти на боевой курс, он успел отойти и скрыться.

В отличие от вчерашнего транспорт тонул двадцать шесть минут, кормой вниз. Кроме меня и Бибеева посмотреть это зрелище сумели еще пять человек.

Итак, на счету у "Д-3" появился седьмой транспорт."

[8, с.31]:

"На следующий день (06.12.1941) в районе Лаксе-фьорда "Д-3" вновь обнаружила транспорт противника, следовавший в охранении тральщика. Начался маневр сближения. Когда дистанция сократилась почти до залповой, тральщик вдруг повернул на подводную лодку. Ситуация, казалось бы, складывалась аналогично предыдущей. Однако на этот раз командир действовал иначе. Он продолжил атаку, не меняя курса. Это было связано с риском, но изменить курс – значило упустить цель. Выждав необходимое время, командир дал залп тремя торпедами с 10-секундным временным интервалом. После этого лодка ушла на глубину. Когда глубиномер показывал 20 м, услышали взрыв торпеды. Как выяснилось впоследствии, "Д-3" потопила очень крупный танкер противника (9570 брт)."

Норвежский теплоход "Moshill"

(фотография с сайта http://warsailors.com)

Норвежский теплоход "Ringar"

(фотография с сайта http://warsailors.com)

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{2} Считавшийся потопленным норвежский теплоход "Abraham Lincoln" (5740 брт) в это время находился в Нью-Йорке.[3, с.20]

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца.

[5] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[6] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 12-1991.

[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.

[8] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 16.11.2008.