Торпедная атака подводной лодки "Д-3" 05.12.1941

 

Лодка

"Д-3"

2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант М.А. Бибеев

(обеспечивающий – капитан 2 ранга И.А. Колышкин)

Дата атаки

05.12.1941

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.10]

[2, с.91]

[3, с.20]

Состав конвоя

2 транспорта и 1 миноносец, следующие в восточном направлении

?

(конвой обнаружен в 12.00 на дистанции 30 кабельтовых)

?

Время атаки

12.53

12.43

12.53

Место атаки

позиция № 3

западнее мыса

Сверхольт-Клуббен

Порсангер-фьорд

70°59' с.ш. / 26°36' в.д.

70°59' с.ш. / 26°36' в.д.

Цель атаки

транспорт (10000 тонн)

транспорт

пароход (8000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

4/НТА

торп/?

4/НТА

Дистанция

8-10 каб.

?

Результат атаки

через 1 минуту услышано 2 взрыва; в 13.15 в перископ наблюдался тонущий транспорт; в 13.55 транспорт не наблюдался; преследования не было

на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта

пароход потоплен

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

германский конвой, включавший транспорты "Леуна" и "Феодосия"

транспорты "Leuna" (6856 брт) и "Feodosia", 2 тральщика

следующий в восточном направлении конвой в составе германских пароходов

"Leuna" (6856 брт) и "Feodosia" (3075 брт) в охранении 2-х вспомогательных тральщиков

Время атаки

?

Место атаки

?

Kongsfjord

Цель атаки

?

германский пароход

Результат атаки

промах (атака не зафиксирована)

промах

промах (атака не зафиксирована)


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"5 декабря, в день сталинской конституции подводники уже собирались поднять наркомовские 100 грамм, как вахтенный офицер Каутский объявил боевую тревогу. На этот раз атака протекала весьма непросто – хотя лодка изначально находилась на носовых курсовых углах, перестраивавшийся немецкий тральщик (классифицирован Бибеевым как миноносец типа "Слейпнер") чуть было не загнал субмарину на глубину. Чтобы сохранить свое место относительно цели "Д-3" пришлось лечь на параллельный курс и дать на 20 минут полный подводный ход. Можно только удивляться тому, что тральщик не обнаружил гремевшую на все море "старушку".

В 12.45 "Красногвардеец" повернул на боевой курс и спустя восемь минут дал трехторпедный залп в сторону обогнавшего его каравана. Целью являлся второй в колонне 10000-тонный транспорт, которым без сомнения являлся немецкий пароход "Леуна" (6856 брт; кроме того в состав конвоя входил транспорт "Феодосия", 3075 брт, тральщики "М 30" и "М 17"). Спустя минуту прогремело два взрыва. Лодка оставалась под перископом, но из-за нашедшего снежного заряда в него ничего не было видно. Желание увидеть дело рук своих оказалось настолько сильным, что "Красногвардеец" продолжил движение за конвоем, даже несмотря на опасность контратаки. Лишь в 13.15 наблюдавший в перископ Колышкин увидел странный предмет «похожий не то на ящик, не то на чемодан». В связи с тем, что рядом находился "миноносец" субмарина погрузилась на глубину 20 метров, но продолжила преследование. В 13.52 при очередном подвсплытии подводники увидели над водой лишь мачту, трубу и часть кормовой надстройки, которые спустя три минуты скрылись из вида.

Почему-то никого не смутил тот факт, что в течение часа после атаки "торпедированный" пароход продолжал идти не на запад, в сторону близлежащего порта Хоннингсвог, а на восток на достаточно приличной скорости. То, что на "Красногвардейце" приняли за потопление, было классическим примером выхода за пределы визуальной видимости. Торпеды же, скорей всего, взорвались при ударе о прибрежные скалы. Так и не разобравшись в причинах произошедших взрывов, германские корабли 6 декабря прибыли в Киркенес."

[5]:

"ПЛ "Д-3" в районе мордкап – Порсангер-фьорд при следовании в глубину фьорда в 12.03 обнаружила на дистанции 30 кб на КУ 15-20° левого борта груженый ТР противника, выходивший из Порсангер-фьорда. Начав маневрирование для атаки, ПЛ обнаружила за кормой второй ТР, более крупный, шедший в кильватер к первому на дистанции 2-3 кб. Транспорты со стороны ПЛ охранялись эсминцем. Командир ПЛ принял решение атаковать второй ТР и в соответствии с этим изменил курс. Через 2-3 мин, ЭМ повернул прямо на ПЛ, и она ушла на глубину 20 м. Атака не состоялась. Чтобы не упустить возможности атаки, ПЛ легла на курс, параллельный курсу конвоя. В 12.37 ПЛ всплыла под перископ. Оказалось, что немецкий ЭМ держался в голове конвоя, а ТР водоизмещением в 10000 т шел в хвосте, левым бортом к ПЛ. В 12.45 командир ПЛ лег на боевой курс и через 8 мин. с дистанции 8-10 кб при угле упреждения 10° и угле встречи 95-100° атаковал ТР, выпустив по нему 4 торпеды с временными интервалами в 10 сек. Вскоре послышались два последовательных взрыва. Подводная лодка ушла от ЭМ, шедшего курсом на нее, погрузившись на глубину 20 м. ЭМ циркулировал между ПЛ и ТР, но бомб не сбрасывал. Торпедированный ТР противника был потоплен. По иностранным источникам был безрезультатно атакован транспорт "Лейна" (6856 брт.), шедший в охранении тральщика."

[6, с.18]:

"Пл "Д-3" (капитан-лейтенант Бибеев М.А., обеспечивающий командир 3-го дивизиона пл капитан 2 ранга Колышкин И.А.) четырёхторпедным залпом потопила неприятельский транспорт водоизмещением около 10 тыс. т, следовавший совместно с среднетоннажным транспортом в охранении 1 эм."

[7, с.73-75]:

"Без особых событий проплавали мы до праздника – 5 декабря. Погода с утра была хорошей. Волна – три-четыре балла. На такой волне противнику нелегко заметить перископ, а нам она не мешает. Видимость переменная. Временами налетают снежные заряды.

– Может быть, подойти поближе к фиорду? – предлагает Бибеев. – Или даже заглянуть туда? Радиоразведка донесла, что сегодня через нашу позицию должен пройти конвой. Только вот в какие часы?

– Радиоразведка работает довольно точно, – соглашаюсь я. – Погодка такая, что вряд ли конвой будет отстаиваться в гавани. Значит, в течение дня где-нибудь тут и протопает. Надо только терпения набраться и следить повнимательнее. Это вы правильно предложили – ждать его у фиорда, на повороте. Место надежное. А если видимость позволит, то и в фиорд сумеем заползти. Осматриваться, правда, придется чаще. Но волна с моря идет, она перископ хорошо прикроет.

И мы двинулись к фиорду.

Распорядок дня в походе, если нет никаких происшествий, выдерживается точно. В 12 часов заступивший на вахту Каутский объявил: «Команде обедать!» И мы уселись в кают-компании за праздничный стол, о чем и было сообщено в начале этого рассказа.

Вот и опрокинуты стопки. С аппетитом съедена селедка, в которой мы в походах не испытывали недостатка. На этот раз, по случаю праздника, она приготовлена так, что слюнки текут. Звякает о тарелки чумичка, как именуют на флоте разливательную ложку. Кто-то высказывает одобрительные замечания о кондиции борща. Но тут Каутский – добрый вестник праздничного обеда – с совершенно иными интонациями провозгласил:

– Боевая тревога!

Все повскакали с мест. С какой-то особой отчетливостью запечатлелись у меня в памяти возбужденные лица Челюбеева, Березина. Да и у всех в лодке сейчас сходные мысли и чувства: Каутский преподнес нам самый лучший из возможных подарков. Это же очень радостно: открылась еще одна возможность увеличить боевой счет! И каждому не терпится делать все от него зависящее, чтобы корабль искусно и неотвратимо вышел в торпедную атаку.

Когда Бибеев вбежал в центральный пост, Каутский уже лег на курс сближения с противником. Там, впереди, огибая мыс, шли два транспорта в охранении небольшого миноносца типа «Слейпнер», державшегося несколько впереди и мористее. Пролетавшие полосами снежные заряды не очень мешали командиру. И поначалу маневрирование шло без каких-либо помех. Но вдруг в окуляре перископа возник стремительно идущий сторожевик, который, как оказалось, не был обнаружен сразу; вместе с остальными кораблями. Как и миноносец, он шел мористее транспортов и мешал нам. Пришлось подныривать под него. И Бибеев, и все, к кому относились его команды, справились с этим отлично. Сторожевик прошел над нами. Теперь никто не мешал нашему маневрированию, и Михаил Алексеевич, выведя лодку в точку залпа, выпустил четыре торпеды по тому из транспортов, что был больше – этак тысяч на десять тонн.

После залпа мы решили уклониться в сторону берега. Ведь если корабли охранения захотят искать нас для атаки, то обратятся скорее всего в сторону моря.

Через пятьдесят секунд мы услышали взрыв, а еще через восемь секунд – другой. Две минуты спустя мы подняли перископ и увидели, что сторожевой корабль бросился в противоположную от нас сторону и находится на значительном расстоянии. Глянули в направлении транспорта и сквозь редкий снег заметили около него миноносец. Но тут снежный заряд ударил в полную силу, и в перископ не стало видно ничего, кроме белесой мути.

Мы продолжали маневрировать близ места атаки, у входа в фиорд. Здесь было спокойно, искали нас в другом месте. К тому же нас не покидала надежда увидеть дело рук своих. Снежный заряд разошелся не на шутку. Лишь через сорок минут он начал редеть. И тогда на месте, где должен был находиться транспорт, моим глазам открылся странный предмет, похожий не то на ящик, не то на чемодан. Без сомнения, это было судно, очертания которого искажались из-за стремительно летящего снега.

Постепенно прояснялось настолько, что распознать атакованный транспорт не составляло никакого труда. Он был один и тонул явно, но очень медленно. Нос его уже довольно глубоко погрузился в воду, а корма задралась вверх.

Обстановка была спокойной, и мы разрешили всем, кто находился в центральном посту, по очереди посмотреть в перископ на агонизирующее судно. Окончательно затонуло оно на глазах у рулевого Чернокнижного.

Тонул транспорт долго – в общей сложности пятьдесят четыре минуты. Что он вез горным егерям Дитла? Боеприпасы, одежду, продовольствие? Во всяком случае, ущерб гитлеровцам нанесен немалый. Такой величины судно по своей вместимости равноценно почти десяти железнодорожным составам.

Погрузившись на сорок метров, лодка легла на курс отхода от места атаки. Каутский бодрым голосом возвестил:

– Отбой боевой тревоги! Готовность номер два, второй смене заступить на вахту! Команде обедать!"

[8, с.15]:

"Вскоре из штаба флота пришла телеграмма: "5 декабря через район патрулирования предполагается проход конвоя противника".

Наступил назначенный день.

– Вижу транспорт водоизмещением порядка пяти тысяч тонн, – как бы диктуя своему помощнику данные для записи в журнал боевых действий, проговорил Бибеев, ворочая рукоятки перископа. – Второй транспорт водоизмещением десять тысяч тонн и миноносец типа "Слепнер", – тем же спокойным тоном продолжал командир.

И тут, как бы раздвинув снежную пелену, впереди появился сторожевик, идущий курсом прямо на лодку. Раздумывать было некогда.

– Боцман! – громко крикнул Бибеев. – Ныряй на глубину 50 метров!

Когда "Д-3" подвсплыла на перископную глубину, сторожевика уже не было видно. В 12.53 с дистанции 10 кабельтовых Бибеев дал четырехторпедный залп по большому транспорту. Раздались два взрыва. И здесь внезапно налетевший снежный заряд скрыл от наблюдателя фашистский конвой. Когда в 13.15 видимость улучшилась, подводники убедились, что транспорт затонул."

[9, с.30-31]:

"Атака со стрельбой четырьмя торпедами была выполнена 5 декабря. В этот день "Д-3" вела поиск противника в Конгс-фьорде. Видимость в перископ была плохая, снежные заряды мешали наблюдению. И все же вахтенный офицер капитан-лейтенант А. М. Каутский обнаружил силуэт транспорта. Дистанция до транспорта была около 30 каб. Командир лодки начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Вскоре заметили второй транспорт, шедший в кильватер первому, и поблизости от него – миноносец охранения. Лодка беспрепятственно сближалась с целью до очередного подъема перископа, когда командир вдруг обнаружил, что корабль повернул в сторону лодки. Положение стало опасным: если миноносец действительно обнаружил лодку и пошел в атаку, то очень скоро он начнет сбрасывать глубинные бомбы, а до цели еще далеко. Бибеев приказал увеличить глубину погружения, дать полный ход и лечь на параллельный с транспортом курс. Выполнив такой маневр, лодка уходила с курса миноносца и вместе с тем удерживала дистанцию, т. е. сохраняла возможность выхода в торпедную атаку. Пройдя новым курсом 20 мин, "Д-3" всплыла на перископную глубину. Миноносец сменил свою позицию и оказался в голове конвоя. Командир развернул лодку почти на 90° вправо и с дистанции 8 каб произвел стрельбу по транспорту четырьмя торпедами с 10-секундным временным интервалом. Результат залпа увидеть не пришлось: из-за снежного заряда видимость упала до нуля, и транспорты скрылись из виду. На лодке слышали звук, похожий на взрыв торпеды. Через полчаса видимость несколько улучшилась. Командиру удалось рассмотреть тонущий транспорт и маневрирующий возле него миноносец. Лодка ушла на глубину, а когда вновь всплыла под перископ, Бибеев увидел на поверхности лишь мачту, трубу и часть кормовой надстройки атакованного транспорта. Вскоре судно совсем исчезло под водой."

Германский пароход "Leuna"

(фотография с сайта http://www.schiffe-maxim.de)

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э..

[5] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[6] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 12-1991.

[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.

[8] Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.

[9] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 09.03.2009.