Торпедная атака подводной лодки "Д-3" 17.05.1942

 

Лодка

"Д-3"

2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан 3 ранга М.А. Бибеев

(обеспечивающий – капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов)

Дата атаки

17.05.1942

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.10]

[2, с.92]

[3, с.26]

Состав конвоя

2 транспорта, 6 сторожевых кораблей, следующие в восточном направлении

?

(конвой обнаружен в 14.08 на дистанции 50-60 кабельтовых)

?

Время атаки

14.45

Место атаки

позиция № 5

восточнее мыса Маккаур

Сюльте-фьорд

Makkaur

Цель атаки

транспорт (12000 тонн)

транспорт

пароход (11000 брт)

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

3/НТА

торп/?

3/НТА

Дистанция

8 каб.

?

Результат атаки

через 1 минуту услышаны 2 взрыва;  в течение 2,5 часов корабли охранения преследовали лодку, не сбрасывая глубинных бомб

на основании доклада командира лодке было засчитано повреждение транспорта

пароход поврежден

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

норвежский транспорт "Халлингдал", германский транспорт "Тихука" и др.

транспорт "Hallingdal"

и 5 кораблей охранения

норвежский пароход

"Hallingdal" (3180 брт)

и 5 кораблей охранения

Время атаки

?

13.46

Место атаки

?

Syltefjord

Цель атаки

?

норвежский пароход

"Hallingdal" (3180 брт)

Результат атаки

промах; 1 торпеда прошла между большим охотником "Uj 1106" и сторожевым кораблем "V 5902"; в течение 2,5 часов большие охотники "Uj 1102", "Uj 1106",

"Uj 1111" и сторожевой корабль "V 6108" преследовали лодку, не сбрасывая глубинных бомб

промах

промах; одна торпеда наблюдалась с "Uj 1106"


 

Описание атаки из разных источников:

[4]:

"В 14.08 на расстоянии примерно 5-6 миль по курсу лодки показались два крупных транспорта (водоизмещением в 5000 и 12000 т) в охранении шести сторожевых кораблей. Атака этого конвоя оказалась одной из самых простых в годичной боевой карьере «старушки». В 14.29 лодка легла на боевой курс, выводивший ее точно на левый борт 12000-тонного парохода, и в 14.45 с дистанции 8 кабельтовых дала трехторпедный залп. Спустя минуту прогремело два взрыва, но ввиду небольшой дистанции и хорошей видимости Бибеев не решился всплыть под перископ – успех был и так очевиден. Очевиден для всех, кто находился на подлодке, но только не для противника.

Атаке "Красногвардейца" подвергся караван, совершавший переход из Тромсё в Киркенес. В его состав входили норвежский теплоход "Халлингдал" (3180 брт), немецкий пароход "Тихука" (Tijuca; 5918 брт), конвоировавшиеся сторожевиками "V 5905", "V 5901", "V 5902" и "NM 01". Поскольку германское командование знало о присутствии в районе агрессивно настроенной русской субмарины, переход обеспечивала группа охотников в составе "Uj 1102", "Uj 1105", "Uj 1106" и "V 6108". В 14.46 в тот момент, когда на "Д-3" зафиксировали победные взрывы, сигнальщики находившегося на левой раковине ордера охотника "Uj 1106" обнаружили в 400 метрах по курсу торпедный след. В воздух взлетела белая ракета, и именно это спасло жизнь сторожевику "V 5901". Вследствие резкой перекладки руля ему удалось разойтись с двумя торпедами, которые прошли на расстоянии трех и 10 метров за его кормой. Затем все три торпеды прошли между форштевнем "V 5902" и ахтерштевнем "Тихуки", который, несомненно, и являлся целью данной атаки. Это описание, полученное из документов противника, снимает все вопросы за исключением взрывов, которые слышали на "Красногвардейце". Остается предположить, что их первопричиной являлись какие-либо события, происходившие на большом удалении от лодки и кораблей, как-то взрывы авиабомб (в частности, в этот день два Пе-3 бомбили Вардё), глубинных бомб или снарядов, которые по подводному звуковому каналу достигли лодки в тот самый момент, когда по расчету времени должны были взорваться торпеды. Во всяком случае, к бомбометанию с германских кораблей они никакого отношения не имели. Группа охотников немедленно развернулась фронтом в направлении предполагаемой позиции лодки и вместе с присоединившимся "Uj 1111" приступила к поиску субмарины. К счастью, и на этот раз гидроакустический поиск ничего не дал. В 14.48 и 15.00 Бибеев дважды подвсплывал под перископ и обнаруживал "сторожевики", после чего счел за благо покинуть опасный район.

Тем же вечером "старушка" получила приказ о возвращении в базу. В тот момент, когда следующим вечером она входила в Полярное, немецкая противолодочная группа еще продолжала искать ее близ мыса Маккаур."

[5, с.31]:

"Пл "Д-3" (капитан 3 ранга Бибеев М.А.) в р-не мыса Маккаур 3-торпедным залпом потопила транспорт противника водоизмещением 11 тыс. т, шедший в составе конвоя из 2 тр и 6 скр."

[6, с.15]:

"А еще через несколько дней "Д-3" потопила транспорт водоизмещением 11 тыс. т."

Норвежский теплоход "Hallingdal"

(фотография с сайта http://warsailors.com)

Примечания:

{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца"..

[5] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 05/06-1992.

[6] Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 27.11.2008.