Щ-402 (бывшая Щ-314)

3.4.1942

25.7.1943

Щ-402

(до 16.5.1937 – Щ-314)

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

4.12.1934

Завод № 189, Ленинград

Заводской номер 254

Дата спуска на воду

28.6.1935

Дата вступления в строй

23.9.1936

Командиры

4.1939 – 5.1939

5.2.1940 – 14.8.1942

8.1942 – 21.9.1944

Б.К. Бакунин

Н.Г. Столбов

А.М. Каутский

Карьера

29.9.1936

30.6.1937

22.6.1941

Краснознаменный Балтийский флот

2-й дивизион бригады ПЛ Северного флота

3-й дивизион бригады ПЛ Северного флота

Боевой результат

3 боевых похода в СФВ и 16 боевых походов в ВОВ (255-258 дней). Потопила 17.10.1941 норвежский каботажный пароход "Вестераален" (682 брт), 27.2.1942 немецкий сторожевой корабль NM-01 ("Вандал") и, возможно, 27.2.1942 транспорт "Херускер" и 2.2.1943 сторожевой корабль V-6115 ("Оствинд").

Судьба

Потоплена со всем экипажем 21.9.1944 ошибочной атакой самолета-торпедоносца "Бостон" 36-го МТАП Северного флота в 5 милях севернее норвежского порта Гамвик.

В 4.1936 предполагалось назвать "Тигр".

1.10.1936 поднят военно-морской флаг.

28.5.1937 ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярное.

В 2.1938 совместно с подводными лодками Щ-404, Д-3, эсминцем "Карл Либкнехт", ледоколами "Мурман", "Таймыр" и судном "Мурманец" принимала участие в операции по спасению научно-исследовательской арктической станции "Северный полюс-1", в которой субмарины обеспечивали радиосвязь между ледоколами, следовавшими в Гренландию, и берегом. Плавание проходило в условиях зимнего шторма и полярной ночи. Вечером 13.2.1938, когда было получено известие, что ледоколы "Мурман" и "Таймыр" подходят к льдине с полярниками, подводные лодки получили приказ возвращаться в базу.

В 4-5.1939 совместно с подводными лодками Д-2, Щ-403 и Щ-404 участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов.

Участвовала в советско-финляндской войне, совершив 3 боевых патрулирования у норвежского побережья между Вардё и мысом Нордкин. Контактов с противником не имела.

5.2.1940 в ходе патрулирования у норвежского побережья едва не атаковала норвежский броненосец береговой обороны "Норге", принятый командиром за финский "Вяйнемяйнен".

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила на слипе мурманского завода наркомата рыбной промышленности.

1-й боевой поход (15 дней):

10.7.1941 вышла на позицию в район мыса Нордкин.

14.7.1941 проникла на рейд порта Хоннингсвог и с дистанции 14-15 кбт 2-торпедным залпом атаковала стоящий на якоре германский пароход "Ханау". Одна из торпед взорвалась при ударе о скалу. Это послужило поводом считать, что транспорт водоизмещением 3000 т потоплен, открыв тем самым боевой счет советских подводников.

В последующие дни командир упустил несколько возможностей для атаки.

24.7.1941 возвратилась в Полярное.

2-й боевой поход (10 дней):

7.8.1941 вышла на позицию в Варангер-фьорд.

10.8.1941 года, находясь в надводном положении, была обнаружена немецкими эскадренными миноносцами, которые возвращались из рейда к советским берегам, потопив в устье Кольского залива сторожевой корабль "Туман". Лодка уклонилась от атаки срочным погружением.

В дальнейшем была упущена еще одна возможность атаковать немецкие эскадренные миноносцы.

15.8.1941 было обнаружено, что через захлопку газоотвода дизеля в лодку поступает вода. Командир принял решение вернуться в базу без разрешения командования.

16.8.1941 возвратилась в базу, причем из-за ошибки штурмана в счислении на 29 миль чуть не попала под обстрел собственных дозоров и береговых батарей.

3-й боевой поход (18 дней):

24.8.1941 вышла на позицию к мысу Нордкап.

За время похода совершила 3 безрезультатные торпедные атаки.

7-8.9.1941 попала в сильный шторм, во время которого из-за выплескивания электролита аккумуляторную батарею замкнуло на корпус. Командир принял решение досрочно возвратиться в базу.

10.9.1941 возвратилась в базу.

4-й боевой поход (26 дней):

3.10.1941 вышла на позицию в Лоппское море (залив между островами Серё, Лоппа и Фуглё).

После нескольких попыток командиру субмарины удалось выйти 17.10.1941 в торпедную атаку и, стреляя в упор новым "английским" (то есть залповым, с временным интервалом) методом, утопить в проливе Серейзунд норвежский каботажный пароход "Вестераален" (682 брт). Военного груза на судне не оказалось, все 60 погибших (экипаж и пассажиры) были гражданскими лицами.

28.10.1941 возвратилась в базу.

5-й боевой поход (24 дня):

13.11.1941 вышла на позицию в район Конгс-фьорда.

За время похода конвой противника удалось обнаружить лишь однажды, да и то на очень большой дистанции.

6.12.1941 возвратилась в базу.

Ремонт.

6-й боевой поход (22 дня):

21.2.1942 вышла на позицию к мысу Нордкап.

Утром 27.2.1942 в районе мыс Нордкап – мыс Сверхольдклубб, находясь в подводном положении, обнаружила вражеский конвой в составе 5 транспортов и 4-х кораблей охранения. После скрытного сближения был произведен 2-торпедный залп из носовых аппаратов по самому крупному транспорту. На лодке услышали 2 взрыва, после чего в перископ наблюдался тонущий корабль. Преследования не последовало, несколько глубинных бомб было сброшено вдали от субмарины. Командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 8000 т. По некоторым данным в результате атаки был потоплен транспорт "Херускер". Днем в том же районе сначала по акустическим данным, а затем и визуально обнаружила еще один вражеский конвой в составе 6 транспортов и 6 кораблей охранения. После 2-торпедного залпа из носовых аппаратов, произведенного из подводного положения, были слышны взрывы. Командир, наблюдавший в перископ тонущий корабль, доложил о потоплении транспорта водоизмещением 6000 т. На самом деле в результате атаки был потоплен немецкий сторожевой корабль NM-01 ("Вандал"), на котором погибли 24 члена экипажа. Немецкие корабли контратаковали лодку глубинными бомбами, но не смогли нанести ей существенных повреждений.

Вечером 3.3.1942 у Кьеллефьорда обнаружила 2 охотника за подводными лодками. Приняв их за тральщики, командир лодки произвел из подводного положения выстрел торпедой и, услышав взрыв, доложил впоследствии о потоплении тральщика, что не подтверждается иностранными источниками. Противник в течение часа преследовал лодку, сбросив 42 глубинные бомбы, нанесшие субмарине серьезные повреждения легкого корпуса, в результате которых топливные цистерны потеряли герметичность, и в море начал вытекать соляр. Только с наступлением полной темноты лодка оторвалась от преследователей.

В ночь на 4.3.1942 экипаж лодки устранял повреждения от вчерашней бомбежки и промывал от соляра поврежденные топливно-балластные цистерны.

7.3.1942 лодка получила приказ занять новую позицию к северу от мыса Нордкап для прикрытия союзного конвоя PQ-12.

Утром 10.3.1942 прибыла на новую позицию, где выяснилось, что на лодке практически не осталось соляра, который вытек из поврежденных при бомбежке 4.3.1942 цистерн. Вечером в 30 милях северо-восточнее мыса Нордкап лодка окончательно лишилась хода и легла в дрейф, сообщив по радио о случившемся.

11.3.1942 для оказания помощи потерявшей ход Щ-402 были направлены К-21 из базы и Д-3 из близлежащей позиции. Однако, не дожидаясь подхода помощи, Щ-402 продолжила движение в базу, используя в качестве топлива разбавленное керосином смазочное масло.

Около 6 часов утра 13.3.1942 на лодке кончилось импровизированное топливо из смазочного масла и керосина, и она вновь потеряла ход, сумев удалиться от мыса Нордкап на 100 миль. Вечером потерявшую ход лодку обнаружила вышедшая ей на помощь подводная лодка К-21. За час на "щуку" было передано 12 т соляра и 120 литров масла, после чего подводные лодки порознь взяли курс на базу.

Поздним вечером 14.3.1942 возвратилась в Полярное.

Ремонт, смена аккумуляторных батарей.

7-й боевой поход (4 дня):

4.5.1942 вышла на позицию к северу от острова Кильдин для обеспечения противолодочной обороны конвоя PQ-15.

5.5.1942 столкнулась при всплытии с крупной дрейфующей льдиной, повредив зенитный перископ и антенны.

7.5.1942, не выполнив задачи, возвратилась в базу.

8-й боевой поход (18-20 дней):

29.5.1942 вышла на позицию в район Вардё.

2.6.1942 у мыса Какаур 2-торпедным залпом атаковала конвой противника (2 транспорта в охранении 3-х тральщиков). Из-за большой дистанции торпеды в цель не попали, но командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением более 10000 т.

17.6.1942 возвратилась в базу.

9-й боевой поход (6 дней):

21.7.1942 вышла на позицию в Варангер-фьорд.

22.7.1942 в Варангер-фьорде 4-торпедным залпом атаковала транспорт противника, шедший в охранении 2-х сторожевых кораблей. Из-за большой дистанции торпеды в цель не попали, но командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 8000 т.

25.7.1942 в Варангер-фьорде обнаружила находившуюся в надводном положении немецкую подводную лодку. Из-за большой дистанции торпедная атака не увенчалась успехом, однако командир доложил о потоплении субмарины противника.

26.7.1942 возвратилась в базу.

10-й боевой поход (4-5 дней):

12.8.1942 вышла на позицию к мысу Нордкин.

13.8.1942 прибыла на позицию в район мыса Нордкин.

В ночь на 14.8.1942 осуществляла зарядку аккумуляторных батарей в районе Танафьорда (в 25 милях от берега). В 1.58 во 2-м и 3-м отсеках лодки произошел взрыв водорода, вызванный нарушением экипажем правил технической эксплуатации. Погибло 19 человек, включая командира подводной лодки. Командование принял на себя командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант А.Д. Большаков. Ориентируясь по магнитному компасу, лишенная возможности двигаться подводным ходом лодка направилась в надводном положении в базу.

15.8.1942 у входа в Кольский залив лодку встретили 3 сторожевых катера, 1 торпедный катер и тральщик. В их сопровождении субмарина возвратилась в базу.

Ремонт. Боевая подготовка.

11-й боевой поход (18 дней):

17.1.1943 вышла на позицию в Варангер-фьорд. Старшим на борту был комдив И.А. Колышкин.

23.1.1943 в Варангер-фьорде из надводного положения атаковала 4-торпедным залпом конвой противника в составе 2-х транспортов в охранении 2-х тральщиков и 2-х сторожевых катеров. В условиях шторма и полярной ночи торпеды прошли мимо, однако командиру было засчитано потопление транспорта. Противник пытался контратаковать лодку, но безуспешно.

2.2.1943 у мыса Стуршер из надводного положения атаковала 4-торпедным залпом конвой противника в составе 2-х транспортов и кораблей охранения. По одним данным торпеды прошли мимо, по другим – был потоплен сторожевой корабль V-6115 ("Оствинд"). Противник пытался контратаковать лодку, но безуспешно.

3.2.1942 возвратилась в базу.

12-й боевой поход (17 дней):

10.3.1943 вышла из базы на позицию в район Вардё.

20.3.1943 в районе Вардё 3-торпедным залпом с дистанции 8-10 кбт атаковала конвой противника. Через 1.5 мин после выпуска торпед акустик услышал 2 взрыва. Иностранные источники не комментируют результаты этой атаки. По данным агентурной разведки были потоплены 2 транспорта с мукой и стройматериалами, что представляется крайне маловероятным событием.

26.3.1943 возвратилась в базу.

13-й боевой поход (17 дней):

7.5.1943 вышла из базы на позицию в район Вардё.

В этот поход лодке ни разу не удалось выйти в атаку.

23.5.1943 возвратилась в базу.

14-й боевой поход (34 дня):

2.9.1943 вышла из базы на позицию в Карское море в район восточнее мыса Желания.

Встреч с противником не было.

5.10.1943 возвратилась в базу.

Средний ремонт.

15-й боевой поход (17 дней):

10.7.1944 вышла из базы в боевой поход для участия в операции "РВ-5".

В ходе похода лодка 7 раз пыталась по наведению авиаразведки выйти на перехват неприятельских конвоев, но их скорость каждый раз оказывалась выше, чем у "щуки", чья надводная скорость существенно снизилась за счет изношенности дизелей и снятия волнорезных щитков торпедных аппаратов.

26.7.1944 возвратилась в базу.

16-й боевой поход (5 дней):

Вечером 17.9.1944 вышла из базы в боевой поход.

21.9.1944 в 6.42 по ошибке атакована торпедоносцем "Бостон" 36-го минно-торпедного авиаполка Северного флота. Экипаж самолета, не сумев опознать советскую подводную лодку, в нарушение приказа, запрещающего атаки любых подводных лодок, с дистанции 600 м сбросил торпеду, которая отправила субмарину ко дну со всем экипажем. По всей видимости, экипаж лодки, осуществляющей поиск противника в позиционном положении, опознал приближающийся самолет как советский и не счел необходимым погружаться, что и привело к трагическому результату.

 

Неточности и несоответствия в датах:

1. По другим данным лодка вернулась из 8-го похода 15.6.1942.

2. По другим данным лодка вышла в 10-й боевой поход 11.8.1942.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

 

 

 

 

Ограждение рубки и 45-мм орудие Щ-402

Фото из коллекции К.Кулагина (МК 5.2002)

  


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ