Щ-404 (бывшая Щ-316)

24.7.1943

Щ-404

(до 16.5.1937 – Щ-316),

с 9.6.1949 – С-404,

с 15.9.1953 – КБП-35

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

25.12.1934

Завод № 189, Ленинград

Заводской номер 262

Дата спуска на воду

27.12.1935

Дата вступления в строй

26.9.1936

Командиры

? – ?

3.1938 – 1938

4.1939 – 3.1943

18.4.1943 – 6.1944

1.6.1944 – 9.5.1945

И.А. Колышкин

Н.А. Лунин

В.А. Иванов

Г.Ф. Макаренков

С.А. Голев

Карьера

1.11.1936 

30.6.1937

22.6.1941

26.6.1948

Краснознаменный Балтийский флот

2-й дивизион бригады ПЛ Северного флота

3-й дивизион бригады ПЛ Северного флота

Отряд судов КУОПП им. С.М. Кирова

Боевой результат

3 боевых похода в СФВ и 16 боевых походов в ВОВ (около 240 дней). Потопила 1.4.1942 транспорт "Михаэль" (2722 брт, по другим данным 2793 брт).

Судьба

17.8.1956 расформирована и впоследствии разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах.

В 4.1936 предполагалось назвать "Гепард".

1.11.1936 на лодке поднят военно-морской флаг.

28.5.1937 ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярное.

В 2.1938 совместно с подводными лодками Щ-402, Д-3, эсминцем "Карл Либкнехт", ледоколами "Мурман", "Таймыр" и судном "Мурманец" принимала участие в операции по спасению научно-исследовательской арктической станции "Северный полюс-1", в которой субмарины обеспечивали радиосвязь между ледоколами, следовавшими в Гренландию, и берегом. Плавание проходило в условиях зимнего шторма и полярной ночи. Вечером 13.2.1938, когда было получено известие, что ледоколы "Мурман" и "Таймыр" подходят к льдине с полярниками, подводные лодки получили приказ возвращаться в базу.

В 4-5.1939 совместно с подводными лодками Д-2, Щ-402 и Щ-403 и участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов, причем на Щ-404 волнами были сорваны несколько металлических листов надстройки и подводный якорь.

Участвовала в советско-финляндской войне, выполнив 3 боевых патрулирования у норвежского побережья между Вардё и мысом Нордкин. Контактов с противником не имела.

В начале Великой Отечественной войны вместе с Щ-403 была передана на 4 месяца в распоряжение командира Йокангской ВМБ.

1-й боевой поход (2 дня):

23.6.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.

Встреч с кораблями противника не было.

24.6.1941 возвратилась в Йоканьгу.

2-й боевой поход (17 дней):

26.6.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.

Встреч с кораблями противника не было.

12.7.1941 возвратилась в Йоканьгу.

3-й боевой поход (19 дней):

2.8.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.

Встреч с кораблями противника не было.

20.8.1941 возвратилась в Йоканьгу.

Ремонт в Архангельске.

4-й боевой поход (9 дней):

1.10.1941 вышла из Йоканьги на дозорную позицию.

Встреч с кораблями противника не было.

9.10.1941 возвратилась в Йоканьгу.

Курс боевой подготовки:

С конца 10.1941 базировалась в Полярном, где перед походами на вражеские коммуникации прошла краткий курс боевой подготовки.

5-й боевой поход (24 дня):

15.12.1941 вышла на коммуникации противника.

Поход проходил в обстановке полярной ночи, снегопада и сильных штормов.

7.1.1942 возвратилась в базу.

6-й боевой поход (22-26 дней):

10.2.1942 вышла из базы в боевой поход, имея на борту разведгруппу, которую предстояло высадить на побережье противника.

Поход проходил в обстановке полярной ночи, снегопада и сильных штормов.

Попытка высадить 20.2.1942 разведгруппу на побережье противника не увенчалась успехом из-за сильного наката.

Разведгруппа была высажена в районе Тромсе.

3.3.1942 возвратилась в базу.

7-й боевой поход (7-9 дней):

29.3.1942 вышла из базы на позицию в район Тана-фьорда.

31.3.1942 2-торпедным залпом атаковала в районе Тана-фьорда транспорт противника, следовавший в охранении 2-х тральщиков. Из-за плохой видимости торпеды в цель не попали, но командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 5000 т.

1.4.1942 в районе Тана-фьорда 3-торпедным залпом потопила транспорт "Михаэль" (2722 брт, по другим данным 2793 брт), охранявшийся двумя тральщиками и сторожевым катером. Эскорт контратаковал лодку, сбросив в ходе 2,5-часового преследования более 60 глубинных бомб. От их взрывов вышли из строя приборы и разбились три бака аккумуляторной батареи.

6.4.1942 возвратилась в базу.

Ремонт.

8-й боевой поход (11 дней):

28.4.1942 вышла из базы на позицию в Лоппское море.

В ходе похода несколько раз безуспешно искала противника на шхерных коммуникациях.

8.5.1942 возвратилась в базу.

Текущий ремонт в Мурманске:

2.6.1942 повреждена авиацией противника, совершавшей налет на Мурманск.

Утром 30.6.1942 авиация противника совершила налет на Мурманск, в ходе которого 250-кг бомба взорвалась в 14 метрах от находившейся на слипе лодки. Осколки бомбы изрешетили легкий и прочный корпуса субмарины. Выход из строя многих приборов и механизмов задержал срок готовности корабля до конца 8.1942.

9-й боевой поход (16 дней):

16.9.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.

22.9.1942 совершила безуспешную торпедную атаку в Варангер-фьорде, на которую противник ответил вялым бомбометанием.

1.10.1942 возвратилась в базу.

10-й боевой поход (15 дней):

15.10.1942 вышла из базы на позицию к мысу Нордкап.

25.10.1942 при попытке атаковать конвой противника у мыса Нордкин была обнаружена кораблями охранения, которые сбросили в ходе преследования 55 глубинных бомб. Лодка повреждений не получила.

29.10.1942 возвратилась в базу.

11-й боевой поход (16 дней):

30.11.1942 вышла из базы на позицию в район Порсангер-фьорда.

Днем 4.12.1942 в районе Порсангер-фьорда провела 2 торпедные атаки с очень больших дистанций (20 и 17 кбт), что уберегло лодку от контратак, но и не привело к успеху, хотя командир лодки доложил о повреждении транспорта противника.

15.12.1942 возвратилась в базу.

12-й боевой поход (13 дней):

15.1.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкап.

17.1.1943 у мыса Сверхольд-Клуббен атаковала с большой дистанции 4-торпедным залпом транспорт, следовавший в охранении 4-х сторожевых кораблей. Командир доложил о потоплении транспорта, что не подтверждается иностранными источниками.

22.1.1943 у мыса Нордкин атаковала с большой дистанции 4-торпедным залпом транспорт, следовавший в составе конвоя из 4-х транспортов и 2-х сторожевых кораблей. Командир доложил о потоплении транспорта, что не подтверждается иностранными источниками.

Опасаясь противолодочных кораблей, командир лодки не сумел воспрепятствовать постановке нового минного заграждения в северной части позиции субмарины.

27.1.1943 возвратилась в базу.

13-й боевой поход (18 дней):

22.2.1943 вышла из базы на позицию в район мыса Нордкап.

11.3.1943 возвратилась в базу.

14-й боевой поход (17 дней):

18.4.1943 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.

19-24.4.1943 несмотря на большую продолжительность полярного дня и многочисленные дозоры противника командир лодки смело пошел на сближение с обнаруженным в Варангер-фьорде по акустическим данным конвоем. Вскоре в перерыве между снежными зарядами в перископ был замечен транспорт в охранении 3-х эскадренных миноносцев и тральщика. Во время выхода в атаку лодка была обнаружена двумя кораблями охранения, не замеченными ранее, и подверглась 8,5-часовому преследованию, в ходе которого на нее было сброшено 174 глубинные бомбы, нанесшие субмарине незначительные повреждения.

25.4.1943 безуспешно атаковала 4-торпедным залпом группу охотников в Варангер-фьорде. Командиру было засчитано потопление тральщика.

4.5.1943 возвратилась в базу.

Текущий ремонт:

В ходе ремонта лодка получила ГАС "Дракон".

15-й боевой поход (11 дней):

11.9.1943 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.

Днем 14.9.1943 в районе мыса Кибергнес обнаружила по акустическим данным немецкий конвой. После сближения в перископ был замечен транспорт, следовавший в охранении эскадренного миноносца, 2-х тральщиков и 3-х сторожевых катеров. Командир лодки принял решение выйти в атаку без использования перископа по данным акустических пеленгов. 4-торпедный залп, произведенный из носовых аппаратов с глубины 15 метров, не привел к успеху, а одна из торпед оказалась зажатой в аппарате, высунувшись из лодки на две трети. Преследования со стороны противника не последовало. Командир доложил о потоплении транспорта.

15.9.1943 торпедисту удалось разрядить боевую часть торпеды, застрявшей в торпедном аппарате во время вчерашней атаки.

20.9.1943 в Варангер-фьорде снова вышла в атаку на немецкий конвой по акустическим данным. Безрезультатный 3-торпедный залп был выполнен с глубины 22 метра. Преследования со стороны противника не последовало. Командир доложил о потоплении транспорта.

Ранним утром 21.9.1943 возвратилась в Полярное.

16-й боевой поход (19 дней):

31.10.1943 вышла из базы на позицию в район Порсангер-фьорда.

Лодка несколько раз пыталась выходить на перехват конвоев противника, о которых сообщала воздушная разведка, но не находила целей.

18.11.1943 возвратилась в базу.

Средний ремонт:

13.12.1943 лодка начала средний ремонт, что фактически означало постановку на прикол – для того чтобы произвести необходимый объем работ, не было ни сил, ни средств. До окончания войны лодка так и не вышла из ремонта.

Послевоенная судьба:

26.6.1948 переведена в состав отряда судов КУОПП имени С.М. Кирова для использования в учебных целях и летом 1948 года возвращена по Беломорско-Балтийскому каналу из Белого в Балтийское море.

12.1.1949 отнесена к подклассу учебных подводных лодок.

17.8.1953 выведена из боевого состава, разоружена и перестроена в учебно-тренировочную станцию и в Кронштадте поставлена на прикол.

20.6.1956 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

17.8.1956 расформирована и впоследствии разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах.

Неточности и несоответствия в датах:

1. По другим данным лодка вышла в 6-й поход 6.2.1942.

2. По другим данным лодка вышла в 7-й боевой поход 30.3.1942.

3. По другим данным лодка возвратилась из 7-го боевого похода 5.4.1942.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

Щ-404, 1944 год

ЦВММ (МК 5.2002)


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ