|
РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА
ОБНАРУЖЕНИЯ |
|
Отечественные радиолокационные станции для подводных лодок появились в советском ВМФ только в 50-е годы, поэтому в годы Великой Отечественной войны на вооружении подлодок находились британские РЛС типа 291w. Впрочем, это звучит очень громко, так как такие станции во время войны имели всего шесть подлодок: североморские "Л-15", "С-54", "В-2", "В-3", "В-4" и тихоокеанская "С-52". Каких-либо сведений об их применении нет. Правда, известно, что командиры подлодок всячески избегали использование РЛС из-за опасения быть обнаруженными по радиоэлектронному излучению.
Радиолокационная станция типа 291w, принятая на
вооружение в 1942 году, предназначалась для обнаружения морских и воздушных
целей, в том числе под перископом. Рабочая частота составляла 214-240 МГц (140-
Основным техническим средством обнаружения являлись принятые на вооружение в 1939 году шумопеленгаторы "Марс" с 8, 12 и 16-ю гидрофонами. На части подлодок монтировали импортные германские шумопеленгаторы, 50 комплектов которых приобрели в 1936 году. В 1943 году на вооружение приняли улучшенные версии шумопеленгаторов "Марс-16к" и "Марс-24к" с более чувствительными и широкополосными пьезокристаллическими преобразователями.
Гораздо хуже обстояло дело с активными гидроакустическими средствами. В 1936-1939 годах разработали первую гидролокационную станцию "Антарес-1" для больших подлодок и "Антарес-3" – для малых. На вооружение их так и не приняли из-за технического несовершенства, но на "М-201" стояла на вооружении экспериментальная "Антарес-3". В 1939 году сравнительно успешно испытали гидролокационную станцию "Альбион", однако серийное производство развернуть не смогли, она так и осталась в единственном экземпляре. Только в 02.1945–04.1945 опытные образцы отечественных гидролокационных станций "Тамир-5Л" смонтировали на "С-52" и "С-53".
По этой причине трудно переоценить британские гидролокационные станции "ASDIC-129", получившие в Советском Союзе обозначение "Дракон-129". Первой ее получила в 1942 году североморская "Щ-403", а к окончанию военных действий на Севере, с учетом ведущихся монтажных работ на "С-14", "С-17", "С-104" и "К-21", этих станций не имели только "С-15", "С-16" и "С-103" да "малютки". На Балтике первый "Дракон-129" в 1943 году получила "Л-3", а до 05.1945 – "Щ-303", "Щ-310", "Щ-318", "Щ-407", "Л-21", "Д-2", "С-4" и "С-13". На Черном море к окончанию военных действий на театре гидролокационные станции имели только "Щ-202" и "Щ-205". Первая успела с ней выйти в один боевой поход, но из-за неподготовленности личного состава ее даже не включали. На ТОФ в конце 1944 года "Дракон-129" смонтировали на "Л-8", "Л-14", "Л-17", в начале 1945 года – на "Л-11", "Л-12", "Л-18", "Л-19", "Л-7", "Л-9", а летом – на "Щ-107", "Щ-109", "Щ-110", "Щ-111", "Щ-121", "Щ-124", "Щ-136".
Наряду со средствами ультразвукового подводного наблюдения в СССР перед Великой Отечественной войной разрабатывались средства звукоподводной связи. В частности, подводные лодки получали на вооружение станцию "Сириус" общей массой 660 килограмм. Она имела четыре бортовых гидроакустических преобразователя и отдельную антенну, располагавшуюся на рубке или верхней палубе. "Сириус" обеспечивал связь на ходу до 18 узлов в телеграфном режиме до 20 кабельтовых летом и 70 кабельтовых зимой, а в слуховом режиме – до 10 кабельтовых.
Наличие активных средств гидроакустического наблюдения наконец-то сделало возможным обнаружение подводными лодками минных заграждений. В 08.1943 на Севере в районе губы Териберская создали учебный минный полигон, где командование Северного флота тренировало своих подводников в гидроакустическом обнаружении якорных мин и уклонении от них в подводном положении. По всей вероятности, это принесло свои плоды, так как "Л-15" имела 11 обнаружений мин, "Л-22" – 4, "С-54" – 14, "С-55" – 10, "С-56" – 6, "Щ-404" – 26, "С-101" – 18 и "В-2" – 17. Дальность обнаружения мин составляла 3-3,5 кабельтовых, реже – до 5 кабельтовых.
Гидроакустические
средства обнаружения {1}
Марка ГАС, год принятия на вооружение |
Дальность действия, кб |
Ошибки определения координат цели |
Скорость своя, узлы |
||||
"Эхо" |
ШП |
ЗПС |
по Д, % от Д |
по КУ в "Эхо", град. |
по КУ в ШП, град |
||
"Дракон-129", 1939 |
8 – 12 |
30 – 35 |
40 – 50 |
2 |
±2 |
±1 |
6 – 8 |
"Тамир-5Л", 1945 |
8 – 12 |
30 – 35 |
– |
3 |
±3 |
±2 |
6 – 8 |
"Марс-8", 1939 |
– |
25 – 30 |
– |
– |
– |
±3 |
2 – 3 |
"Марс-12", 1939 |
– |
30 – 35 |
– |
– |
– |
±2,7 |
2 – 4 |
"Марс-16", 1939 |
– |
30 – 35 |
– |
– |
– |
±2,5 |
2 – 4 |
"Марс-16к", 1943 |
– |
35 – 40 |
– |
– |
– |
±2,5 |
4 – 6 |
"Марс-24к", 1943 |
– |
40 – 45 |
– |
– |
– |
±2 |
5 – 6 |
Примечания:
{1} ГАС
– гидроакустическая станция, "Эхо" – активный режим ГАС, ШП –
шумопеленгование, ЗПС – звукоподводная связь, КУ – курсовой угол, Д –
дальность. Дальность шумопеленгования указана для зимы, летом – приблизительно в
два раза меньше. [1, с.448]
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Дата последнего изменения: 02.06.2008.