1.3.1943 |
Щ-205 (до 15.9.1934 – "Нерпа") c 16.6.1949 – C-205 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
5.1.1934 |
Завод № 200, Николаев Заводской номер 1029 |
Дата спуска на воду |
6.11.1934 |
|
Дата вступления в строй |
||
Командиры |
3.1939 – 17.7.1941 17.7.1941 – 9.5.1945 |
|
Карьера |
24.12.1936 22.6.1941 – 10.8.1942 10.8.1942 – 9.5.1945 |
|
Боевой результат |
5 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (92 суток). Выполнила 4 торпедных, 1 артиллерийскую атаки, в результате которых 18.5.1942 потопила турецкую парусно-моторную шхуну "Duatepe" (128 брт) и, по-видимому, турецкую шхуну "Кайнарджа" (около 50 брт), 23.5.1942 – турецкий транспорт "Safak" (330 брт); возможно 5.8.1942 повредила румынский транспорт "Arkadia" (1927 брт). |
|
Судьба |
12.1.1949 отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 11.9.1954 разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл. |
11-19.6.1941 принимала участие в маневрах флота.
К началу войны находилась в Севастополе, числясь в 1-й линии.
1-й
боевой поход (17 суток):
22.6.1941 в 18.09 вышла из Севастополя на позицию № 3 в район мыса Олинька.
За время похода обнаружила 1 самолет противника и вспышку огня на берегу, из чего командир лодки сделал вывод о наличии в районе позиции мощной противолодочной обороны противника. В течение почти всего похода субмарина находилась в восточной части позиции, а 24-28.6.1941 – за ее восточной кромкой. Предрассветное и предзакатное погружение на безопасную глубину занимало по времени до 4-х часов вместо 1-го часа по приказу, всплытие под перископ осуществлялось через 30 минут.
8.7.1941 приказом командира 1-й бригады подводных лодок уход с позиции задержан на сутки.
При возвращении в базу командир лодки пытался заставить командира БЧ-1 подделать кальки похода.
Вечером 9.7.1941 прибыла в Севастополь.
По прибытию в базу капитан-лейтенант П.С. Дронин снят с должности, передан суду военного трибунала и 8.8.1941 расстрелян.
С 16.7.1941 по 22.9.1941 прошла текущий ремонт.
30.10.1941 перешла из Севастополя в Туапсе.
2-й
боевой поход (13 суток):
Вечером 28.11.1941 вышла из Туапсе на позицию № 21 в район Варны (обеспечивающий – Г.Ю. Кузьмин).
Утром 1.12.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
4.12.1941 в 18.40 и 18.45 в точке 43º03,4' с.ш./ 28º05,1' в.д. при всплытии подорвалась на двух минных защитниках болгарского заграждения S-38. Через трещину в прочном корпусе вода поступила в VII отсек, перегорели предохранители цепи питания горизонтальных и вертикального рулей. Торпедный аппарат № 2 и кормовые горизонтальные рули получили повреждения. Лодка продолжила патрулирование на позиции.
5.12.1941 в 3.30 в точке с
координатами 42º57,8' с.ш./ 28º32,0' в.д. обнаружила неизвестную
субмарину. Вероятнее всего, была
обнаружена Щ-204.
Вечером 8.12.1941 начала возвращение в базу.
11.12.1941 в 12.30 прибыла в Туапсе.
11.12.1941 начала аварийный ремонт.
4.2.1942 вышла из Туапсе и 5.2.1942 прибыла в Поти.
8.2.1942 поставлена в Поти в док.
25.3.1942 завершила докование.
В начале 4.1942 вступила в строй.
22.4.1942 перешла из Поти в Батуми.
2.5.1942 перешла из Батуми в Поти.
4.5.1941 перешла из Поти в Батуми.
3-й
боевой поход (20 суток):
8.5.1942 в 5.17 вышла из Батуми на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну (обеспечивающий – Г.Ю. Кузьмин).
11.5.1942 в 2.25 прибыла на позицию.
Вечером 18.5.1942 обнаружила одиночный транспорт (1500 т) без флага. В 20.06 лодка всплыла для артиллерийской атаки, но транспорт, обнаружив субмарину, выбросился на берег в бухте в 9-10 милях севернее мыса Куру-Бурну в точке 42º00,4' с.ш./ 28º00,7' в.д. В 20.49-21.02 артиллерийским огнем с дистанции 12 кабельтовых (израсходовано 136 45-мм снарядов) лодка подожгла транспорт и находившуюся в бухте шхуну (200-250 т). По зарубежным данным в районе города Игнеада уничтожена турецкая парусно-моторная шхуна "Duatepe" (128 брт), перевозившая германский чартерный груз из Стамбула в Варну (жертв нет), и, по-видимому, турецкая шхуна "Кайнарджа" (около 50 брт).
Вечером 22.5.1942 разошлась с плавающей миной.
Утром 23.5.1942 разошлась с плавающей миной. После этого южнее мыса Зейтин-Бурну в точке 42°09' с.ш. / 27°56' в.д. был обнаружен одиночный камуфлированный транспорт (4000 т). В 9.47 лодка произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 8 кабельтовых. Транспорт отвернул от торпед, одна из них взорвалась на берегу. После атаки транспорт встал на якорь у берега. В 10.09 и 10.12 с дистанции 2,5 кабельтовых по нему были дважды выпушены одиночные торпеды, в результате чего транспорт был сначала поврежден, а затем взорвался. По зарубежным данным потоплен турецкий транспорт "Safak" (330 брт), который возвращался в Стамбул после перевозки германского чартерного груза в Бургас (жертв нет). В 10.55 лодка безрезультатно атакована 3 болгарскими торпедными катерами, сбросившими на большом удалении от субмарины 8 глубинных бомб. Вечером разошлась с плавающей миной.
Ночью 25.5.1942 разошлась с плавающей миной.
26.5.1942 в 5.03 начала возвращение в базу.
28.5.1942 в 13.52 прибыла в Батуми.
20.6.1942 перешла из Батуми в Поти.
21.6.1942 вышла из Поти и 22.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.
1-й
транспортный поход (4 суток):
23.6.1942 в 13.05 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 29 тонн боеприпасов, 1,5 тонны продовольствия и 17 тонн бензина.
24.6.1942 в 23.30 прибыла в Севастополь.
26.6.1942 в 3.00 после разгрузки лодка покинула Севастополь. Утром при погружении через прокладки на фланцах клапана замещения топлива внутрь лодки начала поступать вода. В 18.50 после выхода с фарватера атакована 5 самолетами и сторожевыми катерами противника, сбросившими 30 авиационных и 8 глубинных бомб. На лодке были повреждены клапан газоотвода дизелей, были заклинены кормовые горизонтальные рули.
27.6.1942 в 7.15 атакована 2 самолетами типа Ju 88. В 20.45 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 50 человек.
2.7.1942 вышла из Новороссийска и 3.7.1942 прибыла в Батуми.
7.7.1942 перешла из Батуми в Поти.
4-й
боевой поход (19 суток):
22.7.1942 в 4.00 вышла из Поти на позицию № 34 в район Констанцы.
25.7.1942 прибыла на позицию.
С 25.7.1942 по 26.7.1942 произвела минную разведку в районе Констанцы.
С 27.7.1942 начала патрулировать северо-восточнее Констанцы.
Ночью 5.8.1942 в точке 44º36,6' с.ш./ 29º28,0' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (8000 т) и 2-х сторожевых катеров. В 3.52 лодка произвела 3-торпедный залп (в т.ч. 2 торпеды типа 45-36) из надводного положения с дистанции 8 кабельтовых. Услышано 2 взрыва. Зарубежных данных нет, возможно атакован германский танкер "Ле Прогресс". По другим данным – поврежден румынский транспорт "Arkadia" (1927 брт). Преследования не было.
Вечером 7.8.1942 начала возвращение в базу.
10.8.1942 прибыла в Батуми.
2.9.1942 перешла из Батуми в Поти.
4.9.1942 перешла из Поти в Батуми.
5-й
боевой поход (19 суток):
6.9.1942 в 20.40 вышла из Батуми на позицию № 44 в район мыса Олинька.
9.9.1942 прибыла на позицию.
С 9.9.1942 по 12.9.1942 из-за шторма крейсировала в 30-40 милях от берега.
Днем 13.9.1942 в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.
Вечером 16.9.1942 в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.
С 17.9.1942 по 22.9.1942 патрулировала в восточной части позиции.
Встреч с кораблями противника не имела.
25.9.1942 в 23.30 прибыла в Батуми.
С 10.1942 по 10.1944 проходила в Поти капитальный ремонт.
В начале 11.1944 вступила в строй.
30.11.1944 перешла в Новороссийск.
12.1.1949 отнесена к подклассу средних подводных лодок.
11.9.1954 разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл.
Неточности и несоответствия:
1. В [1] датой подписания акта приемки считается 14.8.1936, а 17.11.1936 – дата поднятия Военно-морского флага.
2. В разных источниках вместимость "Safak" встречается равной 291 или 682 брт.
3. В [1] началом капитального ремонта считается 4.1943.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
Щ-205
в одном из кавказских портов, 1942 год.
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".