|
Малышев Алексей Кирьянович (20.10.1902 – 04.09.1942) |
|
|
||
Звания: |
|
||
политрук |
|||
лейтенант |
|||
старший лейтенант |
|||
капитан-лейтенант |
|||
капитан 3 ранга |
Боевой результат: {1}
1 боевой поход (11 суток) в советско-финляндской
войне в качестве помощника командира подводной лодки.
8 боевых походов (123,76 суток) в Великой Отечественной войне в качестве командира подводной лодки. Выполнено 9 торпедных атак (выпущено 13 торпед), 1 артиллерийская атака (выпущено 2 45-мм снаряда). 12.09.1941 потоплен норвежский транспорт "Ottar Jarl" (1459 брт); 26.01.1942 потоплен норвежский рыболовный мотобот "Bjørge" F 3 G (около 10 брт); 12.09.1941 в результате попадания неразорвавшейся торпеды легко поврежден норвежский транспорт "Tanahorn" (336 брт).
Награды: 1 орден.
1942 |
Послужной список:
Место службы |
Должность |
Период |
Примечания |
ученик-рулевой, рулевой, главный боцман |
1924 – 1931 |
|
|
ЭМ "Сталин" |
политический руководитель |
1931 – 01.12.1932 |
|
Обучение на параллельных классах
при ВМУ имени М.В. Фрунзе |
|
||
ПЛ "Д-3" |
командир штурманского сектора {2} |
|
|
ПЛ "Д-3" |
помощник командира ПЛ |
|
|
Обучение на Специальных курсах командного состава подводного плавания при
КУОПП имени С.М. Кирова |
1938 – 07.1939 |
|
|
ПЛ "Щ-424" |
помощник командира ПЛ |
|
|
ПЛ "Щ-422" |
помощник командира ПЛ |
1 боевой поход в СФВ (11 суток) |
|
ПЛ "Щ-422" |
командир ПЛ |
8 боевых походов в ВОВ (123,76 суток). |
Боевые походы:
Лодка |
Продолжительность |
Результат |
23.12.1939 – 03.01.1940 (11 суток) |
– |
|
05.07.1941 – 12.07.1941 (7,6 суток) |
– |
|
25.07.1941 – 10.08.1941 (15,6 суток) |
– |
|
30.08.1941 – 23.09.1941 (23,7 суток) |
6 торпедных атак (выпущено 6 торпед): 03.09.1941, 05.09.1941 в 18.16, 05.09.1941 в 19.32, 12.09.1941 в 08.45 (потоплен норвежский транспорт "Ottar Jarl" /1459 брт/), 12.09.1941 в 13.31, 12.09.1941 в 17.20 (неразорвавшейся торпедой легко поврежден норвежский транспорт "Tanahorn" /336 брт/). |
|
05.10.1941 – 10.10.1941 (5,5 суток) |
– |
|
09.01.1942 – 31.01.1942 (22,3 суток) |
3 безрезультатные торпедные атаки (выпущено 7 торпед): 18.01.1942, 23.01.1942, 27.01.1942. Артиллерийским огнем 26.01.1942 потоплен норвежский рыболовный мотобот "Bjørge" F 3 G (около 10 брт). |
|
08.03.1942 – 29.03.1942 (21,3 суток) |
– |
|
23.04.1942 – 01.05.1942 (8,5 суток) |
– |
|
20.05.1942 – 08.06.1942 (19,1 суток) |
– |
Родился
20.10.1902 в деревне Никонцево Кологривского
уезда Костромской губернии (ныне Парфеньевского
района Костромской области). Русский.
В 1924 призван на флот. Срочную и сверхсрочную службы проходил
на надводных кораблях Морских сил Балтийского моря
(ученик-рулевой, рулевой, главный боцман).
С 1931 года – политический руководитель эскадренного миноносца "Сталин".
01.12.1932
19.03.1936
В
С
С 24.06.1938
28.07.1938
27.12.1938 приказом ВС Северного флота № 0133 освобожден от должности помощника командира подводной лодки "Д-3" в связи с убытием на Специальные курсы командного состава подводного плавания.
В 07.1939 окончил Специальные курсы командного состава подводного плавания при Краснознаменном Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова.
16.07.1939 приказом Наркома ВМФ № 01818 назначен помощником командира подводной лодки "Щ-424".
20.10.1939 был в числе немногих спасшихся при гибели подводной лодки "Щ-424" в результате столкновения с рыболовным траулером.
С 10.12.1939 по 20.11.1940 – помощник командира подводной лодки "Щ-422".
20.11.1940
С 20.11.1940 по 10.06.1942{3} – командир подводной лодки "Щ-422".
12.09.1941 открыл боевой счет подводников Северного флота, потопив норвежский транспорт "Ottar Jarl" (1459 брт).
Возможно, что впервые А.К. Малышев попал под подозрение политотдела, как человек, пытающийся уклониться от патрулирования на позиции, в 10.1941, когда "Щ-422" досрочно вернулась из 4-го боевого похода из-за того, что командир лодки сломал три пальца ударом незакрепленной переборочной двери. В противном случае, трудно объяснить то, что в 5-м походе его, будто молодого неопытного командира, обеспечивал командир 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга И.А. Колышкин.
После окончания 5-го боевого похода А.К. Малышев был награжден орденом Ленина.
21.03.1942
6-й и 7-й боевые походы стали прелюдией к трагической развязке. Случилось так, что в обоих случаях "Щ-422" возвращалась с позиций досрочно, хотя вины командира в этом не было: в первом случае Малышева отозвало само командование, опасаясь, что в районе его позиции смогут оказаться транспорты из распавшегося каравана PQ-13, в другой раз – вышло из строя электрическое управление горизонтальными рулями. Ни одной атаки лодка не совершила, хотя попытки предпринимались – в одном из столкновений немецкий тральщик "M 251" таранным ударом даже погнул на "щуке" антенную стойку. В это время политотдел как раз вел борьбу за повышение результативности походов (даже по докладам число удачных торпедных атак в первые три месяца 1942 года, по сравнению с концом 1941-го, резко сократилось), и Малышев, по всей вероятности, показался политотдельцам подходящей фигурой для показательной экзекуции. Первым делом за "грубость и потерю тесной связи с массами" был снят с должности друг Малышева, военком лодки старший политрук Е.А. Дубик. Новый военком – инструктор политотдела бригады ПЛ СФ А.Е. Табенкин – не скрывал того, что прислан для пристального наблюдения за командиром. Именно в этом межличностном конфликте, возможно, крылись корни событий, развернувшихся на борту "Щ-422" в ее 8-м походе. После того, как лодка была передвинута командованием с позиции по прикрытию союзного конвоя к мысу Нордкин, Малышев отказался от выходов в атаки на подводную лодку (31.05.1942, по-видимому, на самом деле это была "С-102") и конвой (02.06.1942). После каждого срочного погружения командир, не скрывая издевки над "лопухом-политотдельцем", водил комиссара в 6-й отсек, где показывал ему протекающую заклепку и предлагал вернуться в базу. Днем 04.06.1942 находившаяся в районе зарядки "щука" получила информацию о выходе из Киркенеса вражеского конвоя, но при движении в точку перехвата на ней внезапно вышел из строя гирокомпас. Через два часа прибор начал давать правильные показания, но вскоре отказала его следящая система – оказался оборван провод питания, якобы именно рядом с тем местом, где перед этим долго сидел Малышев. В представленном начальнику Политуправления Северного флота донесении военком бригады подводных лодок И.П. Козлов докладывал, что после этого Табенкин якобы приказал дать радиограмму: "Командир занимается преступной деятельностью, пребывание на позиции считаю бесполезным". На самом деле ничего подобного не было – "щука" вернулась в базу, получив на то приказ командования. Лишь после этого комиссар донес обо всем произошедшем, и Малышева арестовали. На первых допросах он, должно быть, не мог поверить в серьезность предъявленных обвинений, и отвечал на них грубостью и неуместными шутками.{4} Потом оправдываться было поздно – 21.08.1942 вышел приказ Наркома ВМФ № 0658, в котором Малышев назывался трусом и преступником, приговоренным к высшей мере наказания.
По официальным же данным считается, что остававшийся в распоряжении штаба Северного флота Малышев погиб в Полярном 04.09.1942 во время воздушного налета.{5}
Примечания:
{1} За основу данных о боевых результатах и статистике походов берутся работы М.Морозова. Альтернативные версии событий можно найти на страницах, посвященных подводным лодкам и описанию их атак.
{2} Согласно [5] Малышев с 1936
по 24.06.1938
В [1, с.308]
считается, что Малышев занимал должность помощника командира "Д-3" с 1936 по 1938; по
данным [6, с.58] – с
Так как с 08.1936 по 05.1937 на должности помощника командира "Д-3" находился М.П. Августинович, данные [5] выглядят более
достоверными.
{3} В [1, с.308] последним днем командования Малышева подводной лодкой "Щ-422" считается 13.06.1942.
{4} По некоторым данным уже на первых допросах Малышев, якобы, признался, что пропустил немецкий конвой 02.06.1942 преднамеренно.
{5} Против версии о гибели во время бомбежки говорит тот факт, что ни 04.09.1942, ни в предыдущие или последующие 2-3 дня немецкая авиация не производила налетов ни на Полярный, ни на Мурманск. В [6, с.58] считается, что А.К. Малышев был похоронен в Полярном.
Использованные источники:
[1] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.
[2] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[3] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.
[4] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. – "Щуки". Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 176 с.: ил.
[5]
Данные, предоставленные Виктором Николаевичем Иващенко.
[6]
Платонов А.В., Лурье В.М. – Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.
Дата последнего изменения: 24.02.2009.