|
Гирокомпасы |
|
До 1932 года советские корабли оснащались гирокомпасами, которые в незначительном количестве поставляла американская фирма "Сперри". Первым отечественным гирокомпасом стал "ГУ марка I" (модели 1 и 2) с ртутными сосудами, прообразом которого был "Сперри марка VIII". Первые три таких прибора отечественный флот получил в 1931 году. Развитие экономических связей с ведущими морскими державами позволило отечественным специалистам более подробно ознакомиться с последними мировыми достижениями в области гироскопии. Это привело к созданию в середине 30-х годов комиссии во главе с академиком А.Н. Крыловым для решения вопроса об окончательном выборе прототипа гирокомпаса для советского флота. Наряду с приборами фирмы "Сперри" внимание комиссии привлек гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. После проведения сравнительных испытаний на стенде последний и был рекомендован в качестве прототипа нового отечественного гирокомпаса "Курс-1". Такое решение обосновывалось тем, что "Новый Аншютц" оказался проще в эксплуатации и значительно надежней приборов фирмы "Сперри".
Освоение производства гирокомпаса "Курс-1" началось в 1933 году на заводе "Электроприбор". Он относился к двухроторным гирокомпасам с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы. Первый его образец прошел государственные испытания в 1937 году. Гирокомпасам типа "Курс" было суждено на долгие годы стать основным и наиболее распространенным курсоуказателем отечественного флота. В дальнейших модификациях ("Курс-2", "Курс-3") ввели ряд усовершенствований, улучшивших точность и эксплуатационные качества. В частности "Курс-2" имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности.
К основным общим недостаткам первых отечественных гирокомпасов нужно отнести:
· наличие
баллистических девиаций{1};
· несамосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом;
· необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты;
· слаборазвитая система сигнализации о неисправностях.
Кроме того, в гироскопе "Курс":
· отсутствовала возможность ускоренного приведения в меридиан, т.е. время готовности после запуска составляло 4-6 часов;
· отсутствовал автономный источник аварийного питания (у "ГУ марка I" работа от собственной батареи обеспечивалась в течение 30 минут с автоматическим переключением);
· отсутствовала возможность дистанционного согласования репитеров при запуске гирокомпаса кроме герметического репитера, где это предусматривалось (в компасах "ГУ марка I" такая возможность имелась);
· неудобство выборки постоянной поправки гирокомпаса (разворотом нактоуза{2});
· отсутствие тахометра для определения количества оборотов агрегата питания.
Показания гирокомпасов поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля. Для подводных лодок репитеры гирокомпасов на мостике изготавливались в герметичном исполнении со съемными пеленгаторами. Курсографы фирм "Сперри" и "Аншютц" представляли собой приборы, записывающие курс корабля на бумажной ленте, точность записи составляла ±1° – 2°.
Основные
характеристики гирокомпасов
Характеристики |
"ГУ марка I" |
"Курс-1, -2" |
Время нормального приготовления к действию, час |
4 |
4–5 |
Время ускоренного приготовления, мин. |
30–40 |
Нет |
Точность показаний, град.: на прямых курсах на маневрировании при качке корабля |
±0,5 – ±1,0 ±2,0 – ±4,0 ±2,0 – ±3,0 |
±0,3 – ±0,5 ±1,0 – ±3,0 (для мод.2 – ±2,0) ±1,0 – ±2,0 |
Нормальное напряжение корабельной сети, В |
110 |
110–220 |
Потребляемый ток, А: при пуске при нормальной работе |
до 25–30 6–10 |
35–40 8–10 |
Потребляемая мощность, кВт: при пуске при нормальной работе |
до 3 0,7–1,1 |
4–4,5 1–1,2 |
Общий вес, кг |
600–700 |
800–850 |
Схема
гирокомпаса "Курс":
1
– нактоуз; 2 – гиросфера; 3 – гиромотор;
4
– резервуар с поддерживающей жидкостью;
5
– окошко [1, с.409]
Примечания:
{1} Баллистическая
девиация – это инерционная погрешность гирокомпаса или отклонение главной оси
чувствительного элемента (гиросферы) от равновесного положения под влиянием
инерционных сил, возникающих при изменении режима движения корабля (курса и
скорости). [1, с.409]
{2} Нактоуз – это устройство для установки котелка корабельного магнитного компаса на необходимой высоте и размещения компенсаторов девиации, вспомогательных и регулируемых устройств. [1, с.410]
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Дата последнего изменения: 20.05.2008.