Гирокомпасы

До 1932 года советские корабли оснащались гирокомпасами, которые в незначительном количестве поставляла американская фирма "Сперри". Первым отечественным гирокомпасом стал "ГУ марка I" (модели 1 и 2) с ртутными сосудами, прообразом которого был "Сперри марка VIII". Первые три таких прибора отечественный флот получил в 1931 году. Развитие экономических связей с ведущими морскими державами позволило отечественным специалистам более подробно ознакомиться с последними мировыми достижениями в области гироскопии. Это привело к созданию в середине 30-х годов комиссии во главе с академиком А.Н. Крыловым для решения вопроса об окончательном выборе прототипа гирокомпаса для советского флота. Наряду с приборами фирмы "Сперри" внимание комиссии привлек гирокомпас "Новый Аншютц", созданный в Германии в 1926 году. После проведения сравнительных испытаний на стенде последний и был рекомендован в качестве прототипа нового отечественного гирокомпаса "Курс-1". Такое решение обосновывалось тем, что "Новый Аншютц" оказался проще в эксплуатации и значительно надежней приборов фирмы "Сперри".

Освоение производства гирокомпаса "Курс-1" началось в 1933 году на заводе "Электроприбор". Он относился к двухроторным гирокомпасам с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы. Первый его образец прошел государственные испытания в 1937 году. Гирокомпасам типа "Курс" было суждено на долгие годы стать основным и наиболее распространенным курсоуказателем отечественного флота. В дальнейших модификациях ("Курс-2", "Курс-3") ввели ряд усовершенствований, улучшивших точность и эксплуатационные качества. В частности "Курс-2" имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности.

К основным общим недостаткам первых отечественных гирокомпасов нужно отнести:

·      наличие баллистических девиаций{1};

·      несамосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом;

·      необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты;

·      слаборазвитая система сигнализации о неисправностях.

Кроме того, в гироскопе "Курс":

·      отсутствовала возможность ускоренного приведения в меридиан, т.е. время готовности после запуска составляло 4-6 часов;

·      отсутствовал автономный источник аварийного питания (у "ГУ марка I" работа от собственной батареи обеспечивалась в течение 30 минут с автоматическим переключением);

·      отсутствовала возможность дистанционного согласования репитеров при запуске гирокомпаса кроме герметического репитера, где это предусматривалось (в компасах "ГУ марка I" такая возможность имелась);

·      неудобство выборки постоянной поправки гирокомпаса (разворотом нактоуза{2});

·      отсутствие тахометра для определения количества оборотов агрегата питания.

Показания гирокомпасов поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля. Для подводных лодок репитеры гирокомпасов на мостике изготавливались в герметичном исполнении со съемными пеленгаторами. Курсографы фирм "Сперри" и "Аншютц" представляли собой приборы, записывающие курс корабля на бумажной ленте, точность записи составляла ±1° – 2°.

Основные характеристики гирокомпасов

Характеристики

"ГУ марка I"

"Курс-1, -2"

Время нормального приготовления к действию, час

4

4–5

Время ускоренного приготовления, мин.

30–40

Нет

Точность показаний, град.:

     на прямых курсах

     на маневрировании

     при качке корабля

 

±0,5 – ±1,0

±2,0 – ±4,0

±2,0 – ±3,0

 

±0,3 – ±0,5

±1,0 – ±3,0 (для мод.2 – ±2,0)

±1,0 – ±2,0

Нормальное напряжение корабельной сети, В

110

110–220

Потребляемый ток, А:

     при пуске

     при нормальной работе

 

до 25–30

6–10

 

35–40

8–10

Потребляемая мощность, кВт:

     при пуске

     при нормальной работе

 

до 3

0,7–1,1

 

4–4,5

1–1,2

Общий вес, кг

600–700

800–850

Схема гирокомпаса "Курс":

1 – нактоуз; 2 – гиросфера; 3 – гиромотор;

4 – резервуар с поддерживающей жидкостью;

5 – окошко [1, с.409]

Примечания:

{1} Баллистическая девиация – это инерционная погрешность гирокомпаса или отклонение главной оси чувствительного элемента (гиросферы) от равновесного положения под влиянием инерционных сил, возникающих при изменении режима движения корабля (курса и скорости). [1, с.409]

{2} Нактоуз – это устройство для установки котелка корабельного магнитного компаса на необходимой высоте и размещения компенсаторов девиации, вспомогательных и регулируемых устройств. [1, с.410]

Использованные источники:

[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 20.05.2008.