25.7.1943 |
Щ-422 (до 17.6.1939 – Щ-314) |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
15.12.1934 |
Завод № 112, Горький Заводской номер 84 |
Дата спуска на воду |
12.4.1935 |
|
Дата вступления в строй |
||
Командиры |
22.6.1941 – 10.6.1942 10.6.1942 – 7.1943 |
|
Карьера |
6.12.1937 21.6.1939 |
|
Боевой результат |
15 боевых походов. Потопила 12.9.1941 норвежский пароход "Ottar Jarl" (1459 брт) и 26.1.1942 норвежский мотобот "Морильд". |
|
Судьба |
7.1943 не вернулась из 15-го боевого похода. |
19.5.1939 ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярное.
Участвовала в советско-финляндской войне, выполняя боевые патрулирования у норвежского побережья между Вардё и мысом Нордкин. Контактов с противником не имела.
Перед началом войны был завершен длительный ремонт.
1-й боевой поход (8 дней):
5.7.1941 вышла из базы в боевой поход.
12.7.1941 досрочно возвратилась в базу из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей.
2-й боевой поход (16 дней):
25.7.1941 вышла из базы в боевой поход.
9.8.1941 возвратилась в базу.
3-й боевой поход (25 дней):
30.8.1941 вышла из базы в боевой поход.
3.9.1941 безуспешно атаковала вражеский транспорт.
5.9.1941 безуспешно атаковала вражеский транспорт.
Утром 12.9.1941 в Тана-фьорде выпустила с дистанции 5 кбт торпеду, которая отправила на дно норвежский пароход "Ottar Jarl" (1459 брт), открыв боевой счет североморских подводников. Днем неудачно атаковала пытавшийся оказать помощь экипажу потопленного судна норвежский транспорт "Лофотен". Вечером, после длительного преследования, выпустила в бухте Берлевог торпеду по каботажному пароходу "Танахорн". Торпеда поразила цель, но не взорвалась.
23.9.1941 возвратилась в базу.
4-й боевой поход (6 дней):
5.10.1941 вышла из базы на позицию к Нордкапу.
10.10.1941 досрочно возвратилась в базу от Нордкапа из-за травмы командира, которому во время шторма ударом незакрепленной переборочной двери сломало три пальца.
5-й боевой поход (23 дня):
9.1.1942 вышла из базы в боевой поход. Старшим на борту был комдив И.А. Колышкин.
18.1.1942 в условиях плохой видимости безуспешно атаковала у Гамвика небольшой пароход или сторожевой корабль.
23.1.1942 неудачно выпустила торпеды по крупному транспорту из состава конвоя.
26.1.1942 в районе мыса Нордкин после пленения экипажа артиллерийским огнем потоплен норвежский мотобот "Морильд".
Утром 27.1.1942 неудачно атаковала торпедой небольшое судно.
В ночь на 28.1.1942 в районе зарядки батарей была внезапно атакована немецким эскадренным миноносцем Z24, который в составе флотилии однотипных кораблей совершал переход из Киркенеса в Тромсе. Субмарине удалось избежать тарана, но сброшенные глубинные бомбы нанесли ей серьезные повреждения, которые заставили прервать поход.
31.1.1942 возвратилась в базу.
6-й боевой поход (21-22 дня):
8.3.1942 вышла из базы для прикрытия конвоя PQ-12.
9.3.1942 заняла отведенный район прикрытия конвоя PQ-12.
13.3.1942 убыла из района прикрытия конвоя PQ-12 к побережью Норвегии.
29.3.1942 досрочно возвратилась в базу, так как командование опасалось, что транспорты из распавшегося конвоя PQ-13 могут оказаться на позиции лодки.
7-й боевой поход (9 дней):
23.4.1942 вышла из базы на позицию в район Вардё.
1.5.1942 досрочно возвратилась в базу из-за неисправности электрического управления горизонтальными рулями.
В 6-м или 7-м боевом походе во время столкновения с немецким тральщиком
погнута антенная стойка субмарины.
8-й боевой поход (19-22 дня):
20.5.1942 вышла из базы на позицию в район острова Фулей.
Первоначальной задачей лодки было прикрытие союзных конвоев, потом ее переместили на позицию к мысу Нордкин.
31.5.1942 обнаружила немецкую подводную лодку, но командир отказался от атаки.
2.6.1942 был обнаружен вражеский конвой, но командир отказался от атаки.
Днем 4.6.1942, находясь в районе зарядки, лодка получила информацию о выходе из Киркенеса вражеского конвоя, но при движении в точку перехвата на ней внезапно вышел из строя гирокомпас, и командир, в прошлом дивизионный штурман, взялся починить его, но после ремонта прибор пришел вообще в безнадежное состояние. В результате этого новый комиссар лодки старший политрук Абрам Ефимович Табенкин, у которого во время похода неоднократно возникали разногласия с командиром, дал в базу радиограмму с просьбой отозвать субмарину с позиции ввиду явной трусости командира.
10.6.1942 возвратилась в базу.
9-й боевой поход (21 день):
6.7.1942 вышла из базы для прикрытия конвоя PQ-17. Старшим на борту был комдив И.А.Колышкин.
26.7.1942 возвратилась в базу.
10-й боевой поход (5 дней):
21.8.1942 вышла из базы на позицию в Варангер-фьорд.
Вечером 23.8.1942 у мыса Кибергнес, находясь в подводном положении, обнаружила конвой из 3-х транспортов в охранении 3-х сторожевых кораблей (по другим данным 2 транспорта в охранении 5 кораблей). Из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей 4-торпедный залп из носовых аппаратов был дан только по акустическому пеленгу, по расчетам командира с дистанции 11 кбт. Хотя было отмечено 3 взрыва, все торпеды прошли мимо цели. Командир счел возможным доложить о потоплении транспорта водоизмещением 6000 т.
24.8.1942 у мыса Кибергнес, находясь в подводном положении, обнаружила конвой из 2-х транспортов в охранении 5 сторожевых кораблей и 3-х тральщиков (по другим данным в охранении было 4 корабля). 4-торпедный залп из носовых аппаратов не достиг цели, но командир доложил о потоплении после попадания 3-х торпед транспорта вместимостью 3200 брт. Корабли охранения в ходе 2-часового преследования сбросили 177 или 179 глубинных бомб, нанеся лодке серьезные повреждения. Субмарина ушла от противника под прикрытие береговых батарей полуострова Рыбачий.
25.8.1942 из-за полученных накануне повреждений прервала поход и возвратилась в Полярное.
11-й боевой поход (19 дней):
7.9.1942 после непродолжительного ремонта вышла из базы на позицию в район Порсангер-фьорда для прикрытия конвоя PQ-18.
8.9.1942 заняла позицию в районе Порсангер-фьорда.
В ночь на 15.9.1942 во время зарядки аккумуляторов у норвежского побережья в дождливую туманную погоду подверглась преследованию 2-х сторожевых кораблей. Всплыв в надводное положение для контратаки, субмарина безуспешно выстрелила по охотнику Uj-1103 2 торпеды из носовых аппаратов с дистанции 5 кбт. Лодке удалось скрыться в тумане и перейти для зарядки аккумуляторов в другой район. Командир доложил о потоплении сторожевого корабля.
25.9.1942 возвратилась в базу.
Текущий ремонт:
До 16.1.1943 находилась в текущем ремонте. Потом еще месяц потратила на отработку учебных задач.
12-й боевой поход (15 дней):
15.2.1943 вышла из базы на позицию к Тана-фьорду.
20.2.1943 в 14.50 у Тана-фьорда, находясь в подводном положении, лодка в условиях шторма и снегопада установила акустический контакт с вражеским конвоем. После получасового сближения визуально были обнаружены 2 транспорта и 4 сторожевых корабля, а потом и еще 10 судов и кораблей противника. Из-за плохой видимости 4-торпедный залп из носовых аппаратов, завершивший полуторачасовую атаку, был дан только по акустическому пеленгу. Было отмечено 2 взрыва, на основании которых командир доложил о потоплении транспорта вместимостью 3200 брт, хотя залп оказался неудачным. Корабли охранения провели контратаку, сбросив вблизи подводной лодки 11 глубинных бомб.
27.2.1943 у Тана-фьорда, находясь в подводном
положении, в условиях шторма и снегопада установила акустический контакт с
кораблем противника. После сближения визуально был обнаружен сторожевой
корабль, который вместе с миноносцем обеспечивал переход мотоботов. Из
подводного положения с дистанции 7 кбт был дан
4-торпедный залп. Из-за плохой видимости атака оказалась неудачной, что не
помешало командиру заявить о потоплении сторожевого корабля, после попадания в
него 3-х торпед. От преследования лодка оторвалась, пройдя через минное поле.
1.3.1943 возвратилась в базу.
13-й боевой поход (18 дней):
4.4.1943 вышла из базы в боевой поход.
19.4.1943 у мыса Маккаур, находясь в подводном положении, в снегопад установила акустический контакт с вражеским конвоем. Вскоре визуально был обнаружен транспорт в охранении нескольких кораблей охранения. С дистанции 4 кбт из подводного положения был произведен 4-торпедный залп из носовых аппаратов. Из-за плохих условий видимости атака оказалась неудачной, но командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 14000 т после попадания в него 3-х торпед. Преследования лодки не последовало.
21.4.1943 возвратилась в базу.
14-й боевой поход (9 дней):
24.5.1943 вышла из базы в боевой поход.
Рано утром 31.5.1943, находясь в районе Сюльте-фьорда, по данным акустика обнаружила вражеский
конвой в составе 2-х транспортов, эскадренного миноносца и 3-х более мелких
кораблей охранения. Около 6.00 из подводного положения были выпущены 4 торпеды
с дистанции в 4 кбт. Услышав 3 взрыва, командир счел
возможным доложить по возвращении о потоплении транспорта водоизмещением 8000
т, однако все торпеды взорвались о прибрежные скалы. Охотник Uj-1206 и ТЩ
M-343, пользуясь гидроакустическими данными, при поддержке авиации преследовали
лодку в течение трех часов, сбросив 356 глубинных бомб, которые нанесли
субмарине многочисленные мелкие повреждения. В конце концов, лодка оторвалась
от преследователей и ушла под защиту батарей полуострова Рыбачий.
Это была наиболее ожесточенная противолодочная атака, какой когда-нибудь
подвергалась советская подводная лодка.
1.6.1943 возвратилась в базу.
Срочный ремонт.
15-й боевой поход:
1.7.1943 вышла из базы на позицию в район острова Вардё в свой последний боевой поход.
По одним данным связь с лодкой прервалась 14.7.1943, когда командир
доложил об атаке транспорта, по другим – 17.7.1943.
В качестве возможных причин гибели можно назвать:
1) подрыв на мине,
2) в результате атаки 17.7.1943 охотников Uj-1206, Uj-1212, Uj-1217.
3) наименее вероятной представляется версия
гибели в результате атаки 5.7.1943 у мыса Блудшютудде
трех охотников 12-й флотилии, когда в течение часа немцы сбросили 73 глубинных
бомбы, а Uj-1217 таранил показавшуюся на поверхности лодку. Скорее всего так погибла М-106.
Неточности и несоответствия в
датах:
1. По другим данным акт приемки подписан 5.12.1937.
2. По другим данным лодка вышла в свой 6-й боевой поход 9.3.1942.
3. По другим данным лодка вышла в свой 8-й боевой поход 21.5.1942.
4. По другим данным лодка возвратилась из 8-го похода 8.6.1942.
5. По другим данным лодка вышла в свой последний поход 30.6.1942.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.