|
Щ-216 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
23.7.1939 |
Завод № 200, Николаев Заводской номер 1085 |
Дата спуска на воду |
30.5.1940 |
|
Дата вступления в строй |
17.8.1941 |
|
Командиры |
22.6.1941 – 2.1944 |
|
Карьера |
22.6.1941 – 17.8.1942 17.8.1941 – 10.8.1942 10.8.1942 – 2.1944 |
Отд. дивизион строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок ЧФ |
Боевой результат |
14 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (283
суток). Выполнила 6 торпедных атак, в результате которых потопила 10.10.1942
румынский транспорт "Карпати" (4336 брт) и повредила 6.8.1943
германский танкер "Фируз" (7327 брт). |
|
Судьба |
10-29.2.1944 не вернулась из 14-го боевого похода, пропав без вести в районе мыса Тарханкут (50 членов экипажа погибло). |
Начало Великой Отечественной войны лодка встретила, проходя заводские испытания в Николаеве.
3.7.1941 перешла из Николаева в Севастополь.
14.8.1941 вышла из Севастополя и 15.8.1941 прибыла в Феодосию.
1-й
боевой поход (20 суток):
24.8.1941 в 14.24 вышла из Феодосии в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч.
Встреч с кораблями противника не имела.
13.9.1941 в 17.45 возвратилась в Феодосию.
3.10.1941 вышла из Феодосии и 4.10.1941 прибыла в Туапсе.
2-й
боевой поход (18 суток):
16.10.1941 в 17.30 вышла из Туапсе на позицию № 24 в район мыса Зейтин-Бурну.
Утром 19.10.1941 прибыла на позицию.
20.10.1941 севернее Босфора обнаружила одиночный буксир. В 22.07 с дистанции 5 кабельтовых атаковала из надводного положения торпедой. Из-за опоздания с выпуском торпеды при стрельбе на циркуляции цель осталась непораженной (зарубежных данных нет).
Днем 31.10.1941 обнаружила, но не смогла атаковать одиночный транспорт из-за большого расстояния и неправильного маневрирования.
Вечером 1.11.1941 начала возвращение в базу.
3.11.1941 прибыла в Туапсе.
3-й
боевой поход (19 суток):
27.11.1941 в 17.00 вышла из Туапсе на позицию № 24 в район мыса Зейтин-Бурну.
Встреч с кораблями противника не имела.
В ночь на 14.12.1941 начала возвращение в
базу.
16.12.1941 в 10.15 вернулась в Туапсе.
25.1.1942 вступила в строй после навигационного ремонта.
4-й
боевой поход (19 суток):
15.2.1942 в 16.00 вышла из Туапсе на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.
18.2.1942 в 3.00 прибыла на позицию.
В ночь на 21.2.1942 из-за дрейфа во время шторма оказалась в районе Босфора.
21.2.1942, 28.2.1942, 1.3.1942, 2.3.1942 и 3.3.1942 имела встречи с плавающими минами.
22-26.2.1942 после возвращения на позицию имела многочисленные встречи со шхунами, но, считая их турецкими, командир отказывался от атаки.
Утром 27.2.1942 обнаружила одиночный транспорт, шедший в южном направлении, однако попытка атаковать его сорвалась из-за заклинивания горизонтальных рулей и тумана. Повторная попытка атаковать этот же транспорт сорвалась из-за невыгодного курсового угла цели.
28.2-3.3.1942 имела многочисленные встречи со шхунами, но, считая их турецкими, командир отказывался от атаки.
3.3.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.
6.3.1942 в 10.27 прибыла в Туапсе.
1-й
транспортный поход (3 суток):
8.3.1942 вышла из Туапсе в Севастополь с оперативными документами штаба Черноморского флота.
10.3.1942 с 5.00 до 6.00 передала документы на БТЩ-413 в подходной точке фарватера № 3.
11.3.1942 в 12.40 вернулась в Туапсе.
24.3.1942 при налете авиации противника на Туапсе легко ранен командир
лодки Г.Е. Карбовский.
5-й
боевой поход (19 суток):
28.3.1942 в 20.27 вышла из Туапсе на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.
30.3.1942 в 5.00 прибыла на позицию.
До 8.4.1942 патрулировала в районе мыса Зейтин-Бурну – Василико. За время нахождения на позиции обнаружила 8 шхун, двигавшихся в направлении Бургаса, и 6 шхун – в направлении Босфора. 4 раза погружалась от самолетов. 7.4.1942 вышел из строя зенитный перископ.
9.4.1942 перешла в восточную часть позиции, где встреч с кораблями противника не имела.
13.4.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.
16.4.1942 в 16.10 прибыла в Поти.
27.4.1942 перешла из Поти в Батуми.
2.5.1942 вышла из Батуми и 3.5.1942 прибыла в Туапсе, где начала текущий
ремонт.
1.7.1942 вышла из Туапсе и 2.7.1942 прибыла в Поти.
4-17.7.1942 прошла докование в Поти.
26.7.1942 перешла из Поти в Батуми.
31.7.1942 вышла из Батуми и 1.8.1942 прибыла в Туапсе.
9.8.1942 перешла из Туапсе в Поти.
12.8.1942 перешла из Поти в Батуми и вступила в строй после ремонта.
6-й
боевой поход (19 суток):
17.8.1942 в 0.25 вышла из Батуми на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.
20.8.1942 прибыла на позицию.
За время патрулирования много раз наблюдала шхуны (20 шхун вошли в Бургасский залив, 13 – вышли), но ни разу не встретила транспорты противника.
2.9.1942 начала возвращение в базу.
5.9.1942 в 17.30 прибыла в Батуми.
9.9.1942 перешла из Батуми в Поти.
11.9.1942 перешла из Поти в Батуми.
7-й
боевой поход (21 сутки):
27.9.1942 в 20.55 вышла из Батуми на позицию № 44 в район мыса Олинька.
1.10.1942 в 6.00 прибыла на позицию.
1-6.10.1942 маневрировала в 15-20 милях от берега.
Утром 7.10.1942 обнаружила на рейде Сулины конвой, при сближении с которым кратковременно села на мель. В 13.48 выпустила 2 торпеды с дистанции 12 каб. из подводного положения по землечерпалке и шаланде из состава конвоя (землечерпалка и 2 паровые шаланды в охранении 4-х сторожевых катеров и миноносца), вышедшего из порта. Через 2 минуты были услышаны 2 взрыва, при осмотре горизонта замечены клубы черного дыма. По зарубежным данным – промах, торпеды взорвались при ударе о мол.
8.10.1942 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большой дистанции.
10.10.1942 в точке 44°57,0' с.ш./ 29°46,6' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (6000 т) и 2-х сторожевых катеров (в действительности – германские моторные тральщики "R 165" и "R 166"). В 22.44 с дистанции 6 каб. из надводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту (схема). Через 1 минуту наблюдалось попадание торпеды и гибель транспорта. По зарубежным данным потоплен румынский транспорт "Карпати" (4336 брт), перевозивший 3514 т германского военного имущества, в том числе разобранные бараки и уголь (4 погибших). Моторные тральщики "R 165" и "R 166" контратаковали лодку, сбросив на безопасном от нее удалении 6 глубинных бомб.
12-13.10.1942 несколько раз обнаруживала сторожевые катера и самолеты противника.
14.10.1942 в 22.00 начала возвращение в базу.
18.10.1942 в 0.00 прибыла в Батуми.
21.10.1942 перешла из Батуми в Поти.
4.11.1942 перешла из Поти в Батуми.
8-й
боевой поход (19 суток):
18.11.1942 в 12.30 вышла из Батуми в район мыс Олинька – Портицкое гирло (позиция № 44-45).
21.11.1942 прибыла на позицию.
Большую часть времени маневрировала в районе южнее острова Фидониси.
Вечером 27.11.1942 обнаружена и атакована сторожевым катером противника, сбросившим 6 глубинных бомб. На лодке вышли из строя: ГАС, лаг, эхолот, множество измерительных приборов и некоторые механизмы. Крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, в легком корпусе образовались вмятины.
29.11.1942 переведена в район мыс Тарханкут – Евпатория на позицию № 49 в связи с набеговой операцией кораблей Черноморского флота.
4.12.1942 начала возвращение в базу.
7.12.1942 в 19.30 прибыла в Батуми.
9-й
боевой поход (20 суток):
1.2.1943 в 18.00 вышла из Батуми на позицию № 53 в район мыса Тарханкут.
5.2.1943 в 7.00 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
17.2.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.
21.2.1943 в 11.10 прибыла в Батуми.
10-й боевой
поход (20 суток):
24.3.1943 в 21.00 вышла из Батуми на позицию № 72 в район Одесса – мыс Тарханкут.
29.3.1943 в 23.35 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
9.4.1943 в 20.30 начала возвращение в базу.
13.4.1943 в 19.00 прибыла в Батуми.
11-й
боевой поход (20 суток):
27.5.1943 в 19.55 вышла из Батуми на позицию № 84 к южному побережью Крыма.
В ночь на 30.5.1943 получила приказ занять позицию № 82б в районе мыса Тарханкут.
31.5.1943 в 4.42 прибыла на позицию.
Вечером 12.6.1943 обнаружила конвой барж, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла цели.
13.6.1943 в 21.30 начала возвращение в базу.
16.6.1943 в 9.46 прибыла в Батуми.
12-й
боевой поход (25 суток):
16.7.1943 в 20.30 вышла из Батуми на позицию № 85б в район Босфора.
20.7.1943 в 4.00 прибыла на позицию.
Утром 21.7.1943 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за профилактического бомбометания кораблей охранения.
Днем 29.7.1943 обнаружила конвой, но не смогла атаковать из-за поворота эскадренного миноносца из состава охранения на субмарину. Вечером был обнаружен другой конвой, но атака сорвалась из-за неправильного маневрирования.
6.8.1943 в точке 41°23' с.ш./ 29°11' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта и танкера (12500 т) в охранении 2-х эскадренных миноносцев и 3-4 сторожевых катеров. В 14.29 лодка произвела с дистанции 14 каб. из подводного положения 3-торпедный залп (схема). Через 2 минуты услышан глухой взрыв. По зарубежным данным в результате атаки попаданием торпеды в носовую часть поврежден германский танкер "Firuz" (7327 брт), перевозивший груз газойля. Румынский эскадренный миноносец "Regele Ferdinand" контратаковал лодку, сбросив 37 глубинных бомб. В результате близких взрывов получили повреждения электроизмерительные приборы, арматура воздухопровода системы ВВД, была заклинена захлопка глушителя дизеля. В 18.36-20.30 на лодке слышали отдаленные взрывы глубинных бомб, которые были приняты за признаки продолжающегося преследования – группа ПЛО (германский большой охотник "Uj 116" и моторный тральщик) преследовала находившуюся неподалеку М-35.
7.8.1943 в 9.00 начала возвращение в базу.
10.8.1943 в 8.30 прибыла в Батуми.
11.8.1943 начала текущий ремонт, который продлился до середины ноября 1943 года.
13-й
боевой поход (30 суток):
27.11.1943 в 18.30 вышла из Батуми на позицию № 93 в район мыса Тарханкут.
1.12.1943 в 4.00 прибыла на позицию.
В ночь на 4.12.1943 наведена подводной лодкой Щ-209 на конвой, но в точке ожидания обнаружена и обстреляна сторожевым катером противника, от которого уклонилась погружением. Утром обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла цели.
Утром 8.12.1943 не смогла атаковать обнаруженный конвой из-за помех со стороны кораблей охранения и плохой управляемости.
23.12.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.
27.12.1943 в 8.30 прибыла в Батуми.
14-й
боевой поход (11 суток):
6.2.1944 в 19.45 вышла из Батуми на позицию № 101 в район северо-западнее мыса Тарханкут.
Утром 9.2.1944 прибыла на позицию.
10.2.1944 в точке 45°06' с.ш./
32°06,5' в.д. обнаружила конвой в составе двух транспортов в охранении двух
сторожевых катеров. В 2.50 выпустила из надводного положения 4 торпеды веером.
С лодки наблюдали 2 взрыва и гибель транспорта водоизмещением 4000 т. По
зарубежным данным входивший в состав группы кораблей ПЛО германский большой
охотник "Uj
106" наблюдал взрыв торпеды в 100 м от правого борта. Некоторые источники приписывают лодке потопление германского транспорта
"Петер" (3754 брт), что не соответствует действительности, так как
этот транспорт был потоплен 22.9.1944 британской субмариной "Вэмпайр"
в Эгейском море.
В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась (погибло 50 членов экипажа). По плану должна была покинуть позицию 29.2.1944 и прибыть в Батуми 4.3.1944.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Атака
германских больших охотников "Uj 103" и "Uj 106", контратаковавших неизвестную подводную лодку
17.2.1944 в 11.15 в 18 милях западнее мыса Тарханкут в
точке 44°36,5' с.ш./ 32°04,4' в.д. (находившаяся на соседней позиции Щ-209 слышала отдаленные взрывы 34
глубинных бомб). После бомбометания на поверхности появилось
большое масляное пятно, лакированные деревянные обломки, сигаретные пачки,
обрывки одежды и книги.
2. Подрыв на
мине заграждения S-77, выставленного в 4,5-5,5 милях юго-западнее
мыса Тарханкут.
3. Подрыв на
плавающей мине.
4. Отказ
техники или ошибка личного состава.
Список 47
членов экипажа подводной лодки Щ-216, не вернувшихся из 14-го боевого похода
лодки
(по данным сайта "Штурм глубины")
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год. рожд. |
Должность |
Звание |
Партийность |
1 |
1903 |
ком-р ПЛ |
кап. 3 р. |
чл. ВКПб |
|
2 |
Ларионов Геннадий Алексеевич |
1917 |
пом. к-ра ПЛ |
ст. лейт. |
чл. ВЛКСМ |
3 |
Любимов Евгений Васильевич |
1916 |
ком. БЧ-1 |
ст. лейт. |
чл. ВКПб |
4 |
Глотов Никифор Васильевич |
1919 |
ком. БЧ-3 |
ст. лейт. |
чл. ВКПб |
5 |
Лейн Илья Абрамович |
1919 |
ком. БЧ-5 |
ст. инж/лт. |
чл. ВКПб |
6 |
Славин Павел Андреевич |
1915 |
нач. сан. сл. |
кап. м/с |
чл. ВЛКСМ |
7 |
Швец Иван Константинович |
1915 |
боцман |
гл. старш. |
беспарт. |
8 |
Бубнов Алексей Иванович |
1914 |
боцман (Щ-207) |
ст.1 ст. |
беспарт. |
9 |
Белоусов Степан Трофимович |
1920 |
рулевой |
ст. красн-ц |
чл. ВЛКСМ. |
10 |
Минчев Петр Николаевич |
1923 |
рулевой |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
11 |
Плаксин Григорий Сергеевич |
1924 |
рулевой |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
12 |
Кузнецов Павел Фомич |
1921 |
рулевой |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
13 |
Лесников
Петр Иосифович |
1921 |
кр. отд. ЭНП |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
14 |
Косульников
Евгений Александрович |
1919 |
кр. отд.
арт. |
ст. 2 ст. |
к-т ВКПб |
15 |
Горохов
Василий Дмитриевич |
1917 |
ст. гр.
торп. |
ст. 1 ст. |
чл. ВКПб |
16 |
Морозовский
Алексей Владимирович |
1914 |
кр. отд.
торп. |
ст. 2 ст. |
чл. ВКПб |
17 |
Пересыпкин
Николай Федорович |
1921 |
ст. торпед. |
ст. красн-ц |
к-т ВКПб |
18 |
Литвиненко
Иван Петрович |
1923 |
торпедист |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
19 |
Ефимов
Герман Астафьевич |
1914 |
старш.рад-т |
гл. старш. |
чл. ВКПб |
20 |
Сомов
Алексей Николаевич |
1919 |
кр. отд.
рад. |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
21 |
Фадеев
Андрей Михайлович |
1922 |
г/акустик |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
22 |
Самойленко Виктор
Иванович |
1922 |
г/акустик |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
23 |
Ткаченко
Иван Федорович |
1920 |
кр. отд.
СКС |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
24 |
Свистун
Федор Петрович |
1910 |
ст. гр.
мотор. |
гл. старш. |
чл. ВКПб |
25 |
Сигаев
Анисим Филиппович |
1915 |
моторист |
красн-ц |
беспарт. |
26 |
Баранов
Иван Федорович |
ст.
моторист |
ст. красн-ц |
чл. ВКПб |
|
27 |
Сауние
Сергей Михайлович |
1920 |
ст. моторист |
ст. красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
28 |
Фомин Виктор
Васильевич |
1921 |
моторист |
красн-ц |
к-т ВКПб |
29 |
Максименко
Алексей Илларионович |
1924 |
моторист |
красн-ц |
беспарт. |
30 |
Байков
Михаил Иванович |
1915 |
ст. гр.
элект. |
гл. старш. |
беспарт. |
31 |
Черняев Иван
Никитович |
1915 |
кр. отд.
элект. |
ст. 1 ст. |
чл. ВКПб |
32 |
Гуренко Илья
Григорьевич |
1921 |
ст. электрик |
ст. красн-ц |
чл. ВКПб |
33 |
Дроздов
Федор Алексеевич |
1921 |
электрик |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
34 |
Гулидов
Иван Иосифович |
1923 |
электрик |
красн-ц |
беспарт. |
35 |
Перегородов
Владимир Лукьянович |
1921 |
электрик |
красн-ц |
чл. ВЛКСМ |
36 |
Паншин
Евгений Васильевич |
1912 |
ст. гр.
трюм. |
ст. 1 ст. |
чл. ВКПб |
37 |
Грузан
Степан Тихонович |
1916 |
кр. отд.
трюм. |
ст. 1 ст. |
чл. ВКПб |
38 |
Рапотин
Иван Иванович |
1921 |
трюмный |
красн-ц |
чл. ВКПб |
39 |
Бурчак Иван
Дмитриевич |
1919 |
трюмный |
красн-ц |
чл. ВКПб |
40 |
Иванов Иван
Петрович |
1921 |
кок |
ст. 1 ст. |
беспарт |
41 |
Черне
Григорий Моисеевич |
1919 |
строевой |
красн-ц |
чл. ВКПб |
42 |
Нудьга
Николай Иванович |
1923 |
комендор |
красн-ц |
беспарт. |
43 |
Гришкин
Сергей Анисимович |
1924 |
г/акустик |
красн-ц |
беспарт. |
44 |
Растилов
Григорий Александрович |
1919 |
трюмный |
красн-ц |
беспарт. |
45 |
Комаров Михаил
Дмитриевич |
1919 |
курсант |
мичман |
чл. ВКПб |
46 |
Жуков Петр
Петрович |
1919 |
курсант |
мичман |
чл. ВКПб |
47 |
Астанин Юрий
Андреевич |
1919 |
курсант |
мичман |
чл. ВКПб |
Неточности и несоответствия:
1. В источнике [2] в тексте приведено время
атаки 20.44, а на схеме атаки – 22.44.
Скорее всего, время в тексте указано берлинское, а на схеме – московское.
2. Столь юный возраст для члена ВКПб
вызывает уверенность, что это чья-то опечатка.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
3. Сайт "Штурм глубины".
Ограждение рубки подводной лодки
Щ-216
Фото из коллекции К.Кулагина (МК 5.2002)
Щ-216 – единственная черноморская
подлодка X-бис
серии
Фото из коллекции К.Кулагина (МК 5.2002)
Щ-216 на рейде Батуми, 1943 г.
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".