Щ-209

6.3.1945

Щ-209

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

25.5.1934

Завод № 200, Николаев

Заводской номер 1033

Дата спуска на воду

2.3.1936

Дата вступления в строй

31.12.1936

Командиры

22.6.1941 – 24.3.1942

5.4.1942 29.2.1944

11.3.1944 4.4.1944

4.4.1944 9.5.1945

И.Н. Киселев

В.И. Иванов

В.В. Стеценко

Н.В. Суходольский

Карьера

9.3.1937

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.1942 – 9.5.1945

Черноморский флот

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

16 боевых и 2 транспортных похода в ВОВ (343 суток). Выполнила 12 торпедных, 1 артиллерийскую атаки и 2 попытки захвата "языков" с турецких шхун, в результате которых 2.12.1943 потопила германскую быстроходную десантную баржу "F-566", 20.7.1944 – турецкую шхуну "Шемси-Бахри" (26 брт), 26.7.1944 – турецкую шхуну (около 100 брт). Возможно, после досмотра 25.8.1943 потоплена турецкая шхуна "Дервиш" (около 100 брт).

Судьба

7.2.1956 выведена из боевого состава, разоружена. 8.10.1956 переформирована и перестроена в учебно-тренировочную станцию и в Практической гавани Одесского порта поставлена на прикол. 17.12.1992 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 расформирована. В 1996 при стоянке в порту Очакова из-за неисправности донно-забортной арматуры села на грунт у причала, где и находилась по состоянию на начало 2002 года.

В 5.1941 прошла текущий ремонт.

11-19.6.1941 принимала участие в маневрах флота.

К началу войны находилась в Севастополе, числясь во 2-й линии.

1-й боевой поход (18 суток):

22.6.1941 в 19.08 вышла из Севастополя на позицию № 5 в район мыса Эмине.

Утром 24.6.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

8.7.1941 начала возвращение в базу.

10.7.1941 в 17.57 прибыла в Феодосию.

2-й боевой поход (17 суток):

22.7.1941 в 16.00 вышла из Феодосии на позицию № 5 в район восточнее мыса Эмине.

24.7.1941 прибыла на позицию.

С 3.8.1941 по приказу командования заняла позицию № 13 у мыса Эмине в территориальных водах Болгарии.

Днем 6.8.1941 обнаружила одиночный транспорт, но не смогла атаковать его из-за невыгодного курсового угла цели.

6.8.1941 в 22.20 начала возвращение в базу.

8.8.1941 в 17.47 прибыла в Феодосию.

3-й боевой поход (20 суток):

23.9.1941 в 5.15 вышла из Феодосии на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.

25.9.1941 в 6.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

10.10.1941 в 19.30 начала возвращение в базу.

13.10.1941 в 10.45 прибыла в Туапсе.

4-й боевой поход (19 суток):

18.11.1941 в 13.25 вышла из Туапсе на позицию № 23 в район Бургаса.

30.11.1941 в 9.40 при движении на перископной глубине сетепрорезателем "Краб" подсекла якорную мину болгарского заграждения S-39. Вечером не смогла атаковать конвой из-за неправильного маневрирования, после всплытия обстреляна сторожевым катером.

2.12.1941 в Бургасском заливе обнаружила парусно-моторную шхуну. В 13.41 выстрелила из подводного положения торпедой 45-36 с дистанции 2,5 кабельтовых. Торпеда прошла под килем цели (зарубежных данных нет). В 18.41 за кормой лодки произошел взрыв болгарского минного защитника. На лодке перегорело несколько лампочек и лопнуло водомерное стекло кормовой дифферентной системы.

Вечером 4.12.1941 начала возвращение в базу.

Днем 5.12.1941 обнаружила советский конвой, шедший в Севастополь, и, приняв его за противника, начала выходить в атаку. Вскоре командир опознал корабли и от атаки отказался. При всплытии субмарина была обстреляна тральщиком из состава охранения конвоя – в результате близких разрывов снарядов повреждены приборы в V и VI отсеках.

7.12.1941 в 10.38 прибыла в Туапсе.

23.12.1941 при налете авиации противника на Туапсе повреждена взрывами 3-х бомб, упавших в 10 метрах от борта – заклинено носовое 45-мм орудие, вышла из строя часть электроизмерительных приборов.

5-й боевой поход (19 суток):

4.1.1942 в 16.25 вышла из Туапсе на позицию № 27 в район мыса Калиакра.

6.1.1942 в 19.46 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

Днем 19.1.1942 имела касание минрепа мины UMA заграждения S-14, в результате чего минреп застрял в сетепрорезателе "Краб". Лодка смогла освободиться от него только через 1,5 часа.

20.1.1942 начала возвращение в базу.

23.1.1942 в 10.35 прибыла в Туапсе.

6-й боевой поход (5 суток):

7.3.1942 в 00.53 вышла из Туапсе на позицию № 35 в район мыса Шаблер.

8.3.1942 в 13.22 северо-западнее Синопа в точке 42°57' с.ш./ 34°06,1' в.д. атакована самолетами противника, сбросившими после погружения лодки 6 бомб. В результате близких разрывов были повреждены турбонасос и командирский перископ.

9.3.1942 в 11.20 прибыла на позицию.

После доклада о повреждениях, по приказу командования 10.3.1942 в 03.15 начала возвращение в базу.

12.3.1942 в 9.28 прибыла в Туапсе.

24.3.1942 во время налета авиации противника на Туапсе смертельно ранен командир лодки И.Н. Киселев (26.3.1942 умер от ран).

7-й боевой поход (20 суток):

12.4.1942 в 20.43 вышла из Туапсе на позицию № 36 в район восточнее мыса Эмине.

15.4.1942 в 5.00 прибыла на позицию.

19.4.1942 пытаясь перехватить конвой противника, совершила заход на позицию № 37.

Встреч с кораблями противника не имела.

29.4.1942 начала возвращение в базу.

2.5.1942 в 16.05 прибыла в Батуми.

8-й боевой поход (19 суток):

25.5.1942 в 21.00 вышла из Батуми в разведывательный поход вдоль анатолийского побережья Турции (район Ризе – Синоп).

Встреч с кораблями противника не имела (обнаружила 11 турецких транспортов), признаков сосредоточения десантных сил для высадки на Кавказе не обнаружила.

12.6.1942 безрезультатно атакована самолетом противника.

13.6.1942 в 13.47 возвратилась в Батуми.

14.6.1942 перешла из Батуми в Поти.

15.6.1942 вышла из Поти и 16.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (4 суток):

18.6.1942 в 12.32 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 30 тонн боеприпасов.

20.6.1942 в 21.25 прибыла в Севастополь.

21.6.1942 в 2.00 после разгрузки лодка покинула Севастопольскую бухту.

При возвращении в Новороссийск вышли из строя оба перископа и привод вертикального руля.

22.6.1942 в 23.20 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 43 человека.

23.6.1942 вышла из Новороссийска и 24.6.1942 прибыла в Туапсе для ремонта.

2-й транспортный поход (7 суток):

27.6.1942 в 9.45 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 30 тонн боеприпасов.

29.6.1942 в 0.10 прибыла к мысу Херсонес.

Приняв на борт Военный совет и командование Приморской армии, включая командующего генерал-лейтенанта И.Е. Петрова, 1.7.1942 в 2.59 лодка отплыла от мыса Херсонес.

С 3.30 1.7.1942 до вечера 2.7.1942 подвергалась преследованию сторожевых катеров и самолетов.

4.7.1942 в 7.08 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 63 человека.

4.7.1942 вышла из Новороссийска и 5.7.1942 прибыла в Поти.

6.7.1942 перешла из Поти в Батуми.

7.7.1942 начала средний ремонт.

23.7.1942 вышла из Батуми и 24.7.1942 прибыла в Туапсе.

11.8.1942 вышла из Туапсе и 13.8.1942 прибыла в Батуми.

13.3.1943 вступила в строй.

9-й боевой поход (20 суток):

10.4.1943 в 20.00 вышла из Батуми на позицию № 72 в район Одесса – мыс Тарханкут.

14.4.1943 в 4.30 прибыла на позицию.

Днем 23.4.1943 предприняла попытку перехватить конвой, основываясь на данных самолета-разведчика, но, обнаружив конвой, не смогла атаковать его из-за большой дистанции и курсового угла.

26.4.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.

29.4.1943 расстреляла 2 плавающие мины.

30.4.1943 в 11.30 прибыла в Батуми.

10-й боевой поход (20 суток):

5.6.1943 в 20.00 вышла из Батуми на позицию № 82а в район мыса Тарханкут.

9.6.1943 в 2.50 прибыла на позицию. Днем в точке 45°16,8' с.ш./ 32°46,2' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (4500 т), эскадренного миноносца и 2-х сторожевых катеров. В 15.35 из подводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту с дистанции 14 кабельтовых. Торпеды прошли мимо цели. По зарубежным данным безуспешно атакованы германский транспорт "Харьков" и болгарский транспорт "Варна". Лодка контратакована германскими моторными тральщиками, сбросившими на безопасном удалении 14 глубинных бомб.

12.6.1943 в точке 45°13,8' с.ш./ 32°52,5' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х быстроходных десантных барж и 2-х сторожевых катеров. В 18.56 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по быстроходной десантной барже с дистанции 8 кабельтовых. Через 150 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа "F 304". Лодка контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении 4 глубинные бомбы.

17.6.1943 в точке 45°10' с.ш./ 32°51,8' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта и торпедного катера. В 6.18 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по транспорту с дистанции 10 кабельтовых. Торпеды прошли мимо цели. Зарубежных данных нет. Преследования не было.

Днем 18.6.1943 не смогла атаковать обнаруженный конвой из-за большого курсового угла цели. Вечером не смогла атаковать конвой быстроходных десантных барж из-за того, что в носовых торпедных аппаратах осталась лишь одна торпеда.

Утром 21.6.1943 командир лодки отказался от атаки конвоя быстроходных десантных барж из-за малой ценности цели. Лодка была обнаружена и атакована германскими быстроходными десантными баржами "F 307" и "F 368", сбросившими на безопасном удалении 8 глубинных бомб. В тот же день обнаружила одиночную парусно-моторную шхуну, по которой в 16.45 выпустила из подводного положения с дистанции 4,5 кабельтовых последнюю торпеду, остававшуюся в носовых торпедных аппаратах. Торпеда прошла мимо цели и через 9 минут взорвалась на берегу. Преследования не было. Зарубежных данных нет. В 22.00 начала возвращение в базу.

25.6.1943 в 5.00 прибыла в Батуми.

11-й боевой поход (26 суток):

3.8.1943 в 20.21 вышла из Батуми на позицию № 85б в район Босфора.

7.8.1943 в 5.00 прибыла на позицию. Утром не смогла выйти в атаку на эскадренный миноносец из-за большого курсового угла цели.

Вечером 8.8.1943 обнаружила конвой противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла выйти в атаку. Лодка была обнаружена румынским эскадренным миноносцем "Regele Ferdinand", который некоторое время преследовал субмарину.

21.8.1943 в точке 41°16,6' с.ш./ 29°08,7' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта, 2-х эскадренных миноносцев, тральщика и сторожевого катера. В 8.54 из подводного положения произвела 3-торпедный залп по транспорту с дистанции 12 кабельтовых. Торпеды в цель не попали. По зарубежным данным безуспешно атакован германский транспорт "Гертруд"/"Герда Тофт" (по другим данным венгерский транспорт "Сегед"). Лодка контратакована кораблями противника, сбросившими 10 глубинных бомб.

22.8.1943 командир лодки по личной инициативе предпринял попытку захватить "языков" с обнаруженной в точке 41°17,5' с.ш./ 29°20,4' в.д. шхуны (около 30 брт, по-видимому, турецкая). В 20.48 лодка всплыла и дала в воздух очередь из ДШК, после чего экипаж шхуны ушел к берегу на шлюпке. В 21.15 лодка погрузилась.

24.8.1943 в 23.30 в точке 41°26' с.ш./ 28°46' в.д. была обнаружена еще одна шхуна. Командир лодки вновь попытался захватить "языка". После бегства экипажа шхуны на шлюпке шхуна была досмотрена (около 100 брт, перевозила бревна, несколько мешков с яблоками и орехами) и оставлена в море 25.8.1943 в 1.50. По-видимому, досмотрена турецкая шхуна "Дервиш" (около 100 брт), которая по докладу членов ее экипажа была потоплена артиллерийским огнем неизвестной субмарины.

25.8.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.

29.8.1942 в 6.00 прибыла в Батуми.

12-й боевой поход (30 суток):

25.9.1943 в 19.35 вышла из Батуми на позицию № 91 к западному побережью Крыма.

29.9.1943 в 1.01 прибыла на позицию.

Во время патрулирования имела встречи исключительно со сторожевыми катерами. В течение похода вышел из строя зенитный перископ.

21.10.1943 в 22.00 начала возвращение в базу.

25.10.1943 в 7.30 прибыла в Батуми.

13-й боевой поход (30 суток):

15.11.1943 в 19.00 вышла из Батуми на позицию № 95 в район Евпатория – мыс Тарханкут.

21.11.1943 в 21.32 высадила в районе Портицкого гирла реки Дунай разведгруппу в составе 7 человек (еще 3 человека не высажены из-за шторма).

23.11.1943 в 18.00 прибыла на позицию.

Утром 29.11.1943 обнаружила конвой противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла атаковать его.

2.12.1943 в точке 45°13' с.ш./ 32°49' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х быстроходных десантных барж, парусно-моторной шхуны и 5 сторожевых катеров. В 16.34 из подводного положения произвела 4-торпедный залп по быстроходной десантной барже с дистанции 2 кабельтовых. Услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 566", перевозившая 3 САУ и 1 разведывательную бронемашину (4 погибших). От близких взрывов торпед получили повреждения некоторые устройства и механизмы лодки, из-за появившихся течей внутрь корпуса поступила вода. Сторожевые катера противника в течение часа преследовали субмарину без сброса глубинных бомб.

Днем 3.12.1943 не смогла выйти в атаку на судно неустановленного типа из-за плохой видимости и большого курсового угла цели.

В ночь на 4.12.1943 при попытке атаковать конвой в надводном положении из-за неправильного маневрирования обнаружена и обстреляна миноносцем противника (по-видимому, германским большим охотником "Uj 116"), от которого уклонилась погружением.

Днем 4.12.1943 в точке 45°14' с.ш./ 32°55' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (1500 т), миноносца и 3-х сторожевых катеров (в действительности – группа противолодочной обороны). В 12.04 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по транспорту с дистанции 14 кабельтовых. Через 2 минуты услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован германский большой охотник "Uj 103". Лодка была контратакована германскими охотниками "Uj 102", "Uj 103", "Uj 307", "Uj 2305" и "Uj 2308", которые в течение 2-х часов сбросили 45 глубинных бомб. В результате близких разрывов бомб на лодке подорван клапан магистрали замещения топлива в V отсеке, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы.

11.12.1943 в 18.00 начала возвращение в базу.

15.12.1943 в 8.00 прибыла в Батуми.

14-й боевой поход (31 сутки):

24.1.1944 в 19.00 вышла из Батуми на позицию № 93 в район юго-западнее мыса Тарханкут.

28.1.1944 в 0.30 прибыла на позицию.

19.2.1944 перешла в район мыс Тарханкут – мыс Олинька (южная часть позиции № 102).

20.2.1944 в 19.00 начала возвращение в базу.

Утром 24.2.1944 из-за ошибки в счислении зашла в территориальные воды Турции и в 7.20 была обстреляна турецкой пограничной заставой. В 8.55 прибыла в Батуми.

12.3.1944 старый экипаж лодки заменен экипажем Щ-130 Тихоокеанского флота.

30.3.1944 перешла из Батуми в Поти, где начала текущий ремонт.

1.4.1944 поставлена в док.

30.4.1944 завершила докование.

6.7.1944 вступила в строй и затем перешла в Батуми.

15-й боевой поход (20 суток):

10.7.1944 в 21.00 вышла из Батуми на позицию № 23 в район Босфора.

15.7.1944 в 5.00 прибыла на позицию.

19.7.1944 в точке 41°21,4' с.ш./ 29°18,2' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (6000 т) без флага и опознавательных знаков в охранении 2-х тральщиков. В 20.36 из подводного положения произвела 4-торпедный залп по транспорту с дистанции 5 кабельтовых. Услышан 1 взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован турецкий транспорт "Канарья". Преследования не было.

20.7.1944 в точке 41°43' с.ш./ 28°44,9' в.д. обнаружила парусно-моторную шхуну (300 т) без флага. В 15.00 из подводного положения выпустила торпеду с дистанции 5 кабельтовых. Наблюдалось попадание и гибель парусно-моторной шхуны. По зарубежным данным потоплена турецкая шхуна "Шемси-Бахри" (26 брт) (3 погибших).

26.7.1944 в точке 41°35,2' с.ш./ 28°33' в.д. обнаружила шхуну (250 т). В 6.50 из подводного положения (?) произвела 2-торпедный залп с дистанции 3 кабельтовых. Из-за 4-балльной волны и малой осадки цели торпеды в цель не попали. В 7.03 произвела повторный 2-торпедный залп с дистанции 2 кабельтовых с тем же результатом. В 7.16-7.26 с дистанции 2 кабельтовых шхуна потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 80 45-мм снарядов и 50 патронов к ДШК). Потоплена турецкая шхуна с грузом рыбы и апельсинов, 7 человек экипажа принято на борт субмарины. В 23.00 начала возвращение в базу.

30.7.1944 в 9.00 прибыла в Батуми.

16-й боевой поход (18 суток):

1.9.1944 в 20.00 вышла из Батуми на позицию № 45/53 в район севернее мыса Бургасский.

5.9.1944 в 6.21 прибыла на позицию.

По указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника.

16.9.1944 в 7.25 начала возвращение в базу.

19.9.1944 в 9.00 прибыла в Батуми.

30.11.1944 перешла из Батуми в Новороссийск.

19.7.1945 выведена из боевого состава флота.

31.8.1945 начала капитальный ремонт в Севастополе.

7.2.1956 выведена из боевого состава, разоружена.

8.10.1956 переформирована и перестроена в учебно-тренировочную станцию и в Практической гавани Одесского порта поставлена на прикол.

17.12.1992 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

31.12.1992 расформирована.

В 1996 при стоянке в порту Очакова из-за неисправности донно-забортной арматуры села на грунт у причала, где и находилась по состоянию на начало 2002 года.

Неточности и несоответствия в датах:

1. В [2] датой ранения И.Н. Киселева указывается 25.3.1942, что противоречит другому месту этого же источника, где считается, что И.Н. Киселев командовал Щ-209 по 24.3.1942.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

3. Сайт www.rkkf.boom.ru.

4. Смагин Андрей – Когда гибнет командир. Сборник "Тайны подводной войны".

Щ-209 в Батуми, конец 1943 года.

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Остов Щ-209 в порту Очакова, конец 1990-х годов.

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Черноморские "щуки" Щ-201, Щ-202 и Щ-209 (в центре) на параде в честь дня ВМФ, июль 1943 года.

Фото из коллекции С.Балакина (МК 5.2002)


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ