Щ-207

(до 15.9.1934 – "Касатка")

 

 

Серия

V-бис-2

 

Дата закладки

5.1.1934

Завод № 200, Николаев

Заводской номер 1031

Дата спуска на воду

25.3.1935

Дата вступления в строй

17.11.1936

Командиры

2.1938 – 3.1939

22.6.1941 – 27.3.1944

12.4.1944 – 9.5.1945

И.Ф. Фартушный

Н.А. Панов

В.В. Стеценко

Карьера

18.12.1936

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.1942 – 9.6.1944

9.6.1944 – 9.5.1945

Черноморский флот

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Отдельный учебный дивизион ПЛ ЧФ

Боевой результат

11 боевых походов в ВОВ (198 суток). Выполнила 4 безрезультатные торпедные атаки.

Судьба

11.9.1954 выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в кабинет боевой подготовки и поставлена на прикол. 12.1.1957 отнесена к подклассу учебно-тренировочных станций, а 16.7.1957 исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей спецполигону ВВС ВМФ на Каспийском море для использования в качестве мишени при выполнении боевых упражнений. (?)

К началу Великой Отечественной войны находилась в Севастополе, где осуществляла средний ремонт на заводе № 201.

В начале августа 1941 вступила в строй.

1-й боевой поход (20 суток):

10.8.1941 в 16.53 вышла из Севастополя на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.

12.8.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

28.8.1941 начала возвращение в базу.

30.8.1941 в 22.42 прибыла в Феодосию.

29.9.1941 перешла из Феодосии в Новороссийск.

13.10.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.

2-й боевой поход (18 суток):

22.10.1941 в 17.00 вышла из Туапсе на позицию № 23 в район Бургаса.

Утром 25.10.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

29.10.1941 в 8.24 за кормой лодки произошел взрыв мины болгарского заграждения S-39. Субмарина повреждений не получила.

30.10.1941 в 4.17 за кормой лодки произошел взрыв мины болгарского заграждения S-39. Субмарина повреждений не получила.

Вечером 6.11.1941 начала возвращение в базу.

9.11.1941 в 13.00 прибыла в Поти.

13.11.1941 вышла из Поти и 14.11.1941 прибыла в Туапсе.

3-й боевой поход (8 суток):

3.12.1941 в 16.20 вышла из Туапсе на позицию № 23 в район Бургаса.

4.12.1941 во время шторма упал за борт и утонул помощник командира лодки старший лейтенант А.Стрельников.

6.12.1941 в 16.00 прибыла на позицию.

Вечером 8.12.1941 из-за штормового повреждения кормовых горизонтальных рулей начала возвращение в базу.

11.12.1941 в 15.15 прибыла в Туапсе.

4-й боевой поход (19 суток):

24.12.1941 в 17.40 вышла из Туапсе на позицию № 28 в район мыса Эмине.

27.12.1941 в 6.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела, поскольку держалась в восточной части позиции.

Утром 31.12.1941 в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.

Вечером 9.1.1942 начала возвращение в базу.

12.1.1942 в 11.05 прибыла в Туапсе.

5-й боевой поход (19 суток):

14.2.1942 в 16.00 вышла из Туапсе на позицию № 35 в район мыса Шаблер.

15.2.1942 разошлась с плавающей миной.

17.2.1942 в 8.00 прибыла на позицию.

Большую часть патрулирования штормовала в 20-30 милях от берега.

Встреч с кораблями противника не имела.

В течение похода на лодке несколько раз выходили из строя приборы и механизмы.

2.3.1942 в 19.30 начала возвращение в базу.

5.3.1942 в 14.35 прибыла в Туапсе.

16.4.1942 вышла из Туапсе и 17.4.1942 прибыла в Поти.

23.4.1942 перешла из Поти в Батуми.

6-й боевой поход (19 суток):

3.5.1942 в 5.35 вышла из Батуми на позицию № 36 в район восточнее мыса Эмине.

6.5.1942 в 3.40 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела, поскольку патрулировала на удалении 20-30 миль от берега.

19.5.1942 в 20.52 начала возвращение в базу.

22.5.1942 в 20.45 прибыла в Батуми.

7.6.1942 перешла из Батуми в Поти, где в тот же день начала текущий ремонт с докованием.

7.7.1942 перешла из Поти в Батуми.

13.7.1942 завершила текущий ремонт.

7-й боевой поход (19 суток):

16.7.1942 в 4.50 вышла из Батуми на позицию № 38 в район выхода из пролива Босфор.

Днем имела несколько встреч с самолетами противника, от которых уклонилась погружением.

За время патрулирования обнаружила 27 турецких шхун и транспортов.

1.8.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.

4.8.1942 в 19.00 прибыла в Батуми.

8-й боевой поход (21 сутки):

29.8.1942 в 0.01 вышла из Батуми на позицию № 38 в район выхода из пролива Босфор.

1.9.1942 прибыла на позицию.

7.9.1942 в 12 милях севернее входа в Босфор обнаружила конвой в составе 2-х танкеров и 2-х эскадренных миноносцев. В 20.24 из надводного положения произвела 2-торпедный залп по эскадренному миноносцу с дистанции 12 кабельтовых. Из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей торпеды выпущены с опозданием. В 20.31 с дистанции 10 кабельтовых произвела 4-торпедный залп по той же цели. Через 2 минуты услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован румынский эскадренный миноносец "Regina Maria". После погружения лодка контратакована румынским эскадренным миноносцем, безрезультатно сбросившим 5 глубинных бомб.

Днем 13.9.1942 обнаружила 2 эскадренных миноносца. Из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей выйти в атаку не смогла.

19.9.1942 в 3.08 прибыла в Батуми.

19.10.1942 перешла из Батуми в Поти.

20.10.1942 перешла из Поти в Батуми.

9-й боевой поход (15 суток):

21.10.1942 в 22.05 вышла из Батуми на позиции № 44-45 в район мыс Олинька – Портицкое гирло.

На переходе получила указание действовать только на позиции № 44.

25.10.1942 прибыла на позицию, где патрулировала в 10-20 милях южнее острова Фидониси.

26.10.1942 в точке 45°02,5' с.ш./ 30°28,0' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х транспортов, 2-х быстроходных десантных барж (или сторожевых кораблей) и 2-х сторожевых катеров. В 2.53 из надводного положения произвела 2-торпедный залп по транспорту с дистанции 18 кабельтовых. Транспорт уклонился от торпед. По зарубежным данным безуспешно атакован германский большой охотник "Ксантен". Преследования не было.

Вечером 29.10.1942 обнаружила группу румынских кораблей, возвращавшихся с постановки минного заграждения S-44. Из-за мнимого обнаружения лодки противником командир отказался от атаки.

2.11.1942 из-за неисправности горизонтальных рулей преждевременно начала возвращение в базу.

5.11.1942 в 20.00 прибыла в Батуми.

10-й боевой поход (20 суток):

31.12.1942 в 17.10 вышла из Батуми на позиции № 44-45 в район мыс Олинька – Портицкое гирло.

4.1.1943 в 7.15 прибыла на позицию. Большую часть времени маневрировала в районе южнее острова Фидониси.

С 10.1.1943 крейсировала в условиях шторма и была снесена в район восточнее Констанцы.

Встреч с кораблями противника не имела.

17.1.1943 в 18.30 начала возвращение в базу.

20.1.1943 в 17.00 прибыла в Батуми.

11-й боевой поход (20 суток):

31.3.1943 в 19.00 вышла из Батуми на позицию № 75 в район Ялта – мыс Чауда.

3.4.1943 в 6.20 прибыла на позицию.

В течение дня 10.4.1943 дважды не смогла выйти в атаку на конвой быстроходных десантных барж из-за заклинивания горизонтальных рулей и неправильного маневрирования. В 14.56 обнаружила подводную лодку противника, атаковать которую не удалось из-за того, что цель погрузилась. По зарубежным данным обнаружена выходившая на позицию германская подводная лодка "U 24".

12.4.1943 обнаружила конвой противника, но из-за плохой управляемости лодка не смогла выйти в атаку.

16.4.1943 в точке 44°47,9' с.ш./ 35°08,9' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х быстроходных десантных барж. В 9.07 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по быстроходной десантной барже с дистанции 7 кабельтовых. Взрывов не было, перед залпом на лодке заклинило горизонтальные рули. Зарубежных данных нет. Преследования не было.

17.4.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.

20.4.1943 в 13.50 прибыла в Батуми.

21.5.1943 начала капитальный ремонт.

В конце 1944 или в начале 1945 отбуксирована в Николаев.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

3. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

Подводная лодка Щ-207

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

Подводная лодка Щ-207

Фото с сайта www.morflot.tsi.ru.

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ