|
Щ-207 (до 15.9.1934 – "Касатка") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
5.1.1934 |
Завод № 200, Николаев Заводской номер 1031 |
Дата спуска на воду |
25.3.1935 |
|
Дата вступления в строй |
17.11.1936 |
|
Командиры |
2.1938 – 3.1939 22.6.1941 – 27.3.1944 12.4.1944 – 9.5.1945 |
|
Карьера |
18.12.1936 22.6.1941 – 10.8.1942 10.8.1942 – 9.6.1944 9.6.1944 – 9.5.1945 |
3-й дивизион подводных лодок ЧФ |
Боевой результат |
11 боевых походов в ВОВ (198 суток). Выполнила 4 безрезультатные торпедные атаки. |
|
Судьба |
11.9.1954 выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в кабинет боевой подготовки и поставлена на прикол. 12.1.1957 отнесена к подклассу учебно-тренировочных станций, а 16.7.1957 исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей спецполигону ВВС ВМФ на Каспийском море для использования в качестве мишени при выполнении боевых упражнений. (?) |
К началу Великой Отечественной войны находилась в Севастополе, где осуществляла средний ремонт на заводе № 201.
В начале августа 1941 вступила в строй.
1-й
боевой поход (20 суток):
10.8.1941 в 16.53 вышла из Севастополя на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.
12.8.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
28.8.1941 начала возвращение в базу.
30.8.1941 в 22.42 прибыла в Феодосию.
29.9.1941 перешла из Феодосии в Новороссийск.
13.10.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.
2-й
боевой поход (18 суток):
22.10.1941 в 17.00 вышла из Туапсе на позицию № 23 в район Бургаса.
Утром 25.10.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
29.10.1941 в 8.24 за кормой лодки произошел взрыв мины болгарского заграждения S-39. Субмарина повреждений не получила.
30.10.1941 в 4.17 за кормой лодки произошел взрыв мины болгарского заграждения S-39. Субмарина повреждений не получила.
Вечером 6.11.1941 начала возвращение в базу.
9.11.1941 в 13.00 прибыла в Поти.
13.11.1941 вышла из Поти и 14.11.1941 прибыла в Туапсе.
3-й
боевой поход (8 суток):
3.12.1941 в 16.20 вышла из Туапсе на позицию № 23 в район Бургаса.
4.12.1941 во время шторма упал за борт и утонул помощник командира лодки старший лейтенант А.Стрельников.
6.12.1941 в 16.00 прибыла на позицию.
Вечером 8.12.1941 из-за штормового повреждения кормовых горизонтальных рулей начала возвращение в базу.
11.12.1941 в 15.15 прибыла в Туапсе.
4-й
боевой поход (19 суток):
24.12.1941 в 17.40 вышла из Туапсе на позицию № 28 в район мыса Эмине.
27.12.1941 в 6.00 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела, поскольку держалась в восточной части позиции.
Утром 31.12.1941 в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.
Вечером 9.1.1942 начала возвращение в базу.
12.1.1942 в 11.05 прибыла в Туапсе.
5-й
боевой поход (19 суток):
14.2.1942 в 16.00 вышла из Туапсе на позицию № 35 в район мыса Шаблер.
15.2.1942 разошлась с плавающей миной.
17.2.1942 в 8.00 прибыла на позицию.
Большую часть патрулирования штормовала в 20-30 милях от берега.
Встреч с кораблями противника не имела.
В течение похода на лодке несколько раз выходили из строя приборы и механизмы.
2.3.1942 в 19.30 начала возвращение в базу.
5.3.1942 в 14.35 прибыла в Туапсе.
16.4.1942 вышла из Туапсе и 17.4.1942 прибыла в Поти.
23.4.1942 перешла из Поти в Батуми.
6-й
боевой поход (19 суток):
3.5.1942 в 5.35 вышла из Батуми на позицию № 36 в район восточнее мыса Эмине.
6.5.1942 в 3.40 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела, поскольку патрулировала на удалении 20-30 миль от берега.
19.5.1942 в 20.52 начала возвращение в базу.
22.5.1942 в 20.45 прибыла в Батуми.
7.6.1942 перешла из Батуми в Поти, где в тот же день начала текущий ремонт с докованием.
7.7.1942 перешла из Поти в Батуми.
13.7.1942 завершила текущий ремонт.
7-й
боевой поход (19 суток):
16.7.1942 в 4.50 вышла из Батуми на позицию № 38 в район выхода из пролива Босфор.
Днем имела несколько встреч с самолетами противника, от которых уклонилась погружением.
За время патрулирования обнаружила 27 турецких шхун и транспортов.
1.8.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.
4.8.1942 в 19.00 прибыла в Батуми.
8-й
боевой поход (21 сутки):
29.8.1942 в 0.01 вышла из Батуми на позицию № 38 в район выхода из пролива Босфор.
1.9.1942 прибыла на позицию.
7.9.1942 в 12 милях севернее входа в Босфор обнаружила конвой в составе 2-х танкеров и 2-х эскадренных миноносцев. В 20.24 из надводного положения произвела 2-торпедный залп по эскадренному миноносцу с дистанции 12 кабельтовых. Из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей торпеды выпущены с опозданием. В 20.31 с дистанции 10 кабельтовых произвела 4-торпедный залп по той же цели. Через 2 минуты услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован румынский эскадренный миноносец "Regina Maria". После погружения лодка контратакована румынским эскадренным миноносцем, безрезультатно сбросившим 5 глубинных бомб.
Днем 13.9.1942 обнаружила 2 эскадренных миноносца. Из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей выйти в атаку не смогла.
19.9.1942 в 3.08 прибыла в Батуми.
19.10.1942 перешла из Батуми в Поти.
20.10.1942 перешла из Поти в Батуми.
9-й
боевой поход (15 суток):
21.10.1942 в 22.05 вышла из Батуми на позиции № 44-45 в район мыс Олинька – Портицкое гирло.
На переходе получила указание действовать только на позиции № 44.
25.10.1942 прибыла на позицию, где патрулировала в 10-20 милях южнее острова Фидониси.
26.10.1942 в точке 45°02,5' с.ш./ 30°28,0' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х транспортов, 2-х быстроходных десантных барж (или сторожевых кораблей) и 2-х сторожевых катеров. В 2.53 из надводного положения произвела 2-торпедный залп по транспорту с дистанции 18 кабельтовых. Транспорт уклонился от торпед. По зарубежным данным безуспешно атакован германский большой охотник "Ксантен". Преследования не было.
Вечером 29.10.1942 обнаружила группу румынских кораблей, возвращавшихся с постановки минного заграждения S-44. Из-за мнимого обнаружения лодки противником командир отказался от атаки.
2.11.1942 из-за неисправности горизонтальных рулей преждевременно начала возвращение в базу.
5.11.1942 в 20.00 прибыла в Батуми.
10-й
боевой поход (20 суток):
31.12.1942 в 17.10 вышла из Батуми на позиции № 44-45 в район мыс Олинька – Портицкое гирло.
4.1.1943 в 7.15 прибыла на позицию. Большую часть времени маневрировала в районе южнее острова Фидониси.
С 10.1.1943 крейсировала в условиях шторма и была снесена в район восточнее Констанцы.
Встреч с кораблями противника не имела.
17.1.1943 в 18.30 начала возвращение в базу.
20.1.1943 в 17.00 прибыла в Батуми.
11-й
боевой поход (20 суток):
31.3.1943 в 19.00 вышла из Батуми на позицию № 75 в район Ялта – мыс Чауда.
3.4.1943 в 6.20 прибыла на позицию.
В течение дня 10.4.1943 дважды не смогла выйти в атаку на конвой быстроходных десантных барж из-за заклинивания горизонтальных рулей и неправильного маневрирования. В 14.56 обнаружила подводную лодку противника, атаковать которую не удалось из-за того, что цель погрузилась. По зарубежным данным обнаружена выходившая на позицию германская подводная лодка "U 24".
12.4.1943 обнаружила конвой противника, но из-за плохой управляемости лодка не смогла выйти в атаку.
16.4.1943 в точке 44°47,9' с.ш./ 35°08,9' в.д. обнаружила конвой в составе 2-х быстроходных десантных барж. В 9.07 из подводного положения произвела 2-торпедный залп по быстроходной десантной барже с дистанции 7 кабельтовых. Взрывов не было, перед залпом на лодке заклинило горизонтальные рули. Зарубежных данных нет. Преследования не было.
17.4.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.
20.4.1943 в 13.50 прибыла в Батуми.
21.5.1943 начала капитальный ремонт.
В конце 1944 или в начале 1945 отбуксирована
в Николаев.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
3. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
Подводная
лодка Щ-207
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых
походов. Часть 2. Черноморский флот".
Подводная
лодка Щ-207
Фото с сайта www.morflot.tsi.ru.