С-33

22.7.1944

C-33

 

 

Серия

IX-бис

 

Дата закладки

16.11.1937

Завод № 198, Николаев

Заводской номер 349

Дата спуска на воду

30.5.1939

Дата вступления в строй

18.11.1940

Командиры

22.6.1941 – 3.6.1944

3.6.1944 – 10.6.1944

10.6.1944 – 9.1944

9.1944 – 9.5.1945

Б.А. Алексеев

А.Б. Темин (врио)

П.И. Парамошкин

В.И. Матвеев

Карьера

12.1940

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.1942 – 9.5.1945

Черноморский флот

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

1-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

16 боевых походов в ВОВ (302 суток). Выполнила 9 торпедных и 1 артиллерийскую атаки, в результате которых потопила 20.4.1943 – румынский транспорт "Suceava" (5695 брт) и 12.5.1944 – по-видимому германскую быстроходную десантную баржу "F 130".

Судьба

14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 12.3.1974 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для реализации, но 14.3.1975 вновь зачислена в списки судов Черноморского флота. 12.10.1977 отнесена к подклассу РЗС. 3.1.1978 окончательно исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

11-19.6.1941 принимала участие в маневрах флота.

К началу войны находилась в Севастополе, числясь во 2-й линии.

1-й боевой поход (17 суток):

6.7.1941 в 16.00 вышла из Севастополя на позицию № 4 в район мыса Шаблер.

8.7.1941 прибыла в район позиции, но была задержана приказом командира 1-й бригады подводных лодок в районе зарядки аккумуляторных батарей.

10.7.1941 в 2.40 обнаружила румынскую подводную лодку "Delfinul", которую приняла за Щ-206. После передачи опознавательного сигнала "эска" погрузилась.

В ночь на 13.7.1941 заняла позицию.

В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела.

22.7.1941 начала возвращение в базу.

23.7.1941 в 19.45 прибыла в Севастополь.

2-й боевой поход (15 суток):

27.8.1941 в 14.27 вышла из Севастополя на позицию № 14 в район мыса Зейтин-Бурну.

29.8.1941 прибыла на позицию.

31.8.1941 обнаружила конвой, но не смогла атаковать его из-за большой дистанции.

4.9.1941 южнее Бургаса обнаружила конвой в составе транспорта (2500 т) и сторожевого катера. В 8.40 выстрелила по транспорту из подводного положения одной торпедой с дистанции 6 кабельтовых. Промах (зарубежных данных нет, возможно атакованы германский транспорт "Корделия" и венгерский транспорт "Сегед"). В 9.00 лодка безрезультатно выпустила еще одну торпеду по той же цели – возможно торпеды с установкой глубины хода 2 метра прошли под целью. Преследования не было.

9.9.1941 в 20.30 начала возвращение в базу.

11.9.1941 в 13.12 прибыла в Севастополь.

3-й боевой поход (12 суток):

11.10.1941 в 13.00 вышла из Севастополя на позицию № 20 в район мыса Шаблер.

Вечером 14.10.1941 наблюдала силуэты 2-х кораблей противолодочной обороны.

Днем 15.10.1941 обнаружила группу кораблей, охранявших румынский минный заградитель "Amiral Murgescu", но при попытке сблизиться была обнаружена и контратакована миноносцем "Sborul" и болгарским самолетом типа Letov S-328, сбросившими 3 глубинных бомбы. Вторая попытка атаковать румынские минный заградитель "Amiral Murgescu" и эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand" и "Marasesti" сорвалась из-за мнимого обнаружения лодки противником.

Днем 16.10.1941 обнаружила группу боевых кораблей с румынским минным заградителем "Dacia", но из-за большой дистанции и сильной противолодочной обороны выйти в атаку не удалось.

21.10.1941 в 19.00 начала возвращение в базу.

23.10.1941 в 11.15 прибыла в Севастополь.

4-й боевой поход (15 суток):

4.11.1941 в 7.13 вышла из Севастополя на позицию № 20 в район мыса Шаблер.

Утром 5.11.1941 прибыла на позицию. Вечером не смогла выйти в атаку на 2 румынских эскадренных миноносца, следовавших в южном направлении (это были румынские эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand", "Regina Maria" и "Marasesti" вышедшие из Констанцы для встречи итальянского танкера "Torcello").

Утром 6.11.1941 восточнее мыса Шаблер обнаружила 2 румынских эскадренных миноносца (это были румынские эскадренные миноносцы "Regele Ferdinand", "Regina Maria" и "Marasesti", вышедшие из Констанцы для поиска итальянского танкера "Torcello", потопленного подводной лодкой Щ-214). В 8.46 произвела 2-торпедный залп по эскадренному миноносцу из подводного положения с дистанции 10 кабельтовых. Торпеды прошли мимо противника, даже не заметившего атаку. В 14.34 в том же районе произвела 2-торпедный залп по румынскому эскадренному миноносцу из подводного положения с дистанции 7 кабельтовых. Промах. По зарубежным данным румынский эскадренный миноносец "Marasesti" из группы эсминцев, занимавшихся поиском "Torcello", наблюдал след торпеды, шедшей по поверхности. Преследования не было.

Вечером 15.11.1941 начала возвращение в базу.

19.11.1941 в 11.25 прибыла в Поти.

5-й боевой поход (18 суток):

8.12.1941 в 11.00 вышла из Поти на позицию № 20 в район мыса Шаблер.

Утром 11.12.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела, но 8 раз обнаруживала самолеты противолодочной обороны.

13.12.1941 дважды коснулась минрепа мины румынского минного заграждения.

Вечером 24.12.1941 начала возвращение в базу.

26.12.1941 в 15.15 прибыла в Поти.

12.1.1942 вышла из Поти и 13.1.1942 прибыла в Туапсе для гарантийного ремонта.

23.3.1942 во время налета на Туапсе авиации противника в 14.30 повреждена 500-кг бомбой, взорвавшейся в 8-10 метрах за кормой по правому борту. В прочном корпусе VI и VII отсеков образовались трещины, вышел из строя компрессор воздуха высокого давления, сорваны с мест кормовые торпедные аппараты, повреждена обшивка цистерн главного балласта.

28.3.1942 вышла из Туапсе и 29.3.1942 прибыла в Поти, где начала аварийный ремонт.

3-18.8.1942 находилась в доке.

9.1942 вступила в строй.

6-й боевой поход (5 суток):

30.9.1942 в 19.00 вышла из Поти для разведки и отработки задач боевой подготовки в район севернее Ризе – Трабзон.

Встреч с кораблями противника не имела.

5.10.1942 в 7.02 прибыла в Поти.

7-й боевой поход (20 суток):

14.10.1942 в 18.30 вышла из Поти на позицию № 46 в район выхода из пролива Босфор.

18.10.1942 прибыла на позицию.

24.10.1942 в точке 41°25' с.ш./ 28°54,0' в.д. обнаружила одиночный транспорт (800 т). В 4.33 произвела по транспорту 2-торпедный залп из надводного положения с дистанции 3 кабельтова. Торпеды сошли с курса при 6-бальном шторме. По зарубежным данным безуспешно атакован турецкий транспорт "Туркан".

Вечером 31.10.1942 начала возвращение в базу.

Утром 3.11.1942 расстреляла плавающую мину и в 8.50 прибыла в Поти.

8-й боевой поход (20 суток):

19.11.1942 в 17.30 вышла из Поти на позицию № 46 в район выхода из пролива Босфор.

23.11.1942 прибыла на позицию.

Днем 28.11.1942 обнаружила 2 эскадренных миноносца, к которым вскоре присоединился танкер. Из-за большой дистанции выйти в атаку не удалось. Предпринятая командиром лодки попытка преследовать конвой в надводном положении сорвалась из-за плохой видимости.

6.12.1942 начала возвращение в базу.

9.12.1942 в 6.28 прибыла в Поти.

9-й боевой поход (20 суток):

27.12.1942 в 22.00 вышла из Поти на позицию № 50 в район мыса Шаблер.

Утром 28.12.1942 при срочном погружении от самолета противника из-за неисправности указателей электродвигателей горизонтальных рулей и неправильных действий личного состава погрузилась на глубину 127 метров при дифференте на нос 45°. Из баков аккумуляторных батарей вылилось 20 ведер электролита.

30.12.1942 прибыла на позицию и в дальнейшем по приказу командования маневрировала в районе в 20-60 милях восточнее мыса Шаблер.

Встреч с кораблями противника не имела.

13.1.1943 в 18.00 начала возвращение в базу.

16.1.1943 в 9.40 прибыла в Поти.

10-й боевой поход (19 суток):

9.2.1943 в 18.00 вышла из Поти на позицию № 48а в район Судак - Феодосия.

12.2.1943 в 2.00 прибыла на позицию. Днем в точке 44°57' с.ш./ 35°29' в.д. обнаружила подводную лодку противника в позиционном положении, но не смогла атаковать ее из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Преследование субмарины противника продолжалось до тех пор, пока она не всплыла в крейсерское положение и оторвалась, развив полный ход. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 9".

26.2.1943 в 22.15 начала возвращение в базу.

28.2.1943 в 7.25 прибыла в Поти.

11-й боевой поход (19 суток):

11.4.1943 в 19.00 вышла из Поти на позицию № 73 в район мыса Тарханкут для совместных действий с ВВС (обеспечивающий – Н.Д. Новиков).

16.4.1943 в 5.00 прибыла на позицию.

В ночь на 20.4.1943 в точке 44°58,9' с.ш./ 31°11,8' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (? т), эскадренного миноносца и сторожевого катера. В 2.20 произвела 3-торпедный залп по транспорту из надводного положения с дистанции 12 кабельтовых. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным попаданиями 2 торпед потоплен румынский транспорт "Suceava" (5695 брт) с грузом пустых емкостей из-под бензина и железного лома (28 погибших), шедший из Севастополя в Констанцу в охранении румынского эскадренного миноносца "Regina Maria", германских моторных тральщиков "R 163", "R 164", а также катера-тральщика "MR 7". Погрузившаяся лодка была контратакована румынским эскадренным миноносцем "Regina Maria" и германскими моторными тральщиками, сбросившими 18 глубинных бомб. На субмарине получили незначительные повреждения палубный настил, освещение и гирокомпас, пропустили воду клапана шахты подачи воздуха к дизелям. После всплытия лодка обнаружила спасательный круг с потопленного транспорта.

В ночь на 22.4.1943 получила приказ перейти к мысу Тарханкут.

27.4.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.

30.4.1943 в 4.00 прибыла в Поти.

12-й боевой поход (21 сутки):

29.6.1943 в 20.46 вышла из Поти на позицию № 82 в район мыса Тарханкут.

3.7.1943 в 3.24 прибыла на позицию.

Утром 4.7.1943 обнаружила конвой противника в составе 2-х парусно-моторных шхун и 2-х барж. Командир лодки отказался от атаки из-за малой ценности обнаруженных судов.

В ночь на 7.7.1943 предприняла безуспешную попытку перехватить конвой западнее Севастополя.

В ночь на 11.7.1943 по приказу командования начала переход на позицию № 85 в район Босфора. Целью перевода С-33 и Щ-203, а затем и Л-4 к Босфору был перехват румынских транспортов "Трансильвания" и "Бессарабия", которые по данным агентурной разведки должны были перейти в румынские порты.

12.7.1943 в 2.00 прибыла на позицию № 85.

Встреч с кораблями противника не имела

16.7.1943 в 22.00 начала возвращение в базу.

20.7.1943 в 1.10 прибыла в Поти.

13-й боевой поход (30 суток):

9.9.1943 в 19.30 вышла из Поти на позицию № 85 в район Босфора.

14.9.1943 в 4.30 прибыла на позицию.

Днем 17.9.1943 отказалась от атаки нескольких одиночных транспортов, опознав их как турецкие.

21.9.1943 в 1.40-18.20 по приказу командования перешла на позицию № 81 в район Сулина – Констанца. В 23.24 начала переход на позицию № 82б в район мыса Тарханкут.

В ночь на 22.9.1943 в точке 44°38' с.ш./ 31°39,7' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (6000 т), эскадренного миноносца и 2-х сторожевых катеров. В 4.19 произвела 3-торпедный залп (4-я торпеда не вышла из аппарата) по транспорту из надводного положения с дистанции 9 кабельтовых (схема). Через 75 секунд услышано 2 глухих взрыва. Зарубежных данных нет. Возможно атакован германский конвой, включавший танкер "Продромос" и румынский минный заградитель "Amiral Murgescu". Лодка была контратакована кораблями охранения, сбросившими на большом удалении несколько глубинных бомб. В 20.30 прибыла на позицию № 82б.

Вечером 24.9.1943 перешла на позицию № 82а.

6.10.1943 в 20.00 начала возвращение в базу, но на переходе получила приказ произвести поиск спасшихся в районе гибели лидера "Харьков" и эскадренных миноносцев "Беспощадный" и "Способный" (окончился безрезультатно).

9.10.1943 в 5.20 прибыла в Поти.

14-й боевой поход (33 суток):

7.12.1943 в 17.00 вышла из Поти на позицию № 94 в район мыс Тарханкут – Евпатория.

14.12.1943 в 8.00 прибыла на позицию. Днем была обнаружена самолетом противника, который сбросил на лодку, находившуюся на перископной глубине, 3 бомбы. Спустя полчаса не смогла выйти в атаку на конвой из-за обнаружения противником.

Днем 21.12.1943 обнаружила 2 больших охотника типа "КТ" ("Uj 103" и "Uj 106"). При попытке выйти в атаку лодка была обнаружена и подверглась 3,5 часовому преследованию, в ходе которого на лодку было сброшено 111 глубинных бомб. В результате разрывов некоторые электроизмерительные приборы вышли из строя, выскочили из гнезд лампы гидроакустической станции.

Днем 23.12.1943 обнаружила 2 больших охотника типа "КТ". Командир лодки отказался от атаки из-за профилактического бомбометания.

Вечером 27.12.1943 в точке 45°12' с.ш./ 32°38' в.д. обнаружила 2 больших охотника типа "КТ", которых командир лодки принял за транспорты. В 19.12 произвела 4-торпедный залп по транспорту в 4000 т (по донесению командира) из подводного положения с дистанции 1,5 кабельтовых. Через 13 и 17 секунд услышано 2 взрыва, в перископ наблюдались взрывы торпед. По зарубежным данным торпеды, оснащенные неконтактными взрывателями, взорвались на расстоянии 150 и 75 метров от германского большого охотника "Uj 106". От близких взрывов торпед на лодке отказало электрическое управление рулями, была выведена из строя часть освещения и лаг. Через клапан аварийного продувания цистерн главного балласта в I отсеке внутрь корпуса поступила вода. Лодка была контратакована большим охотником "Uj 101", сбросившим 2 глубинных бомбы.

В ночь на 29.12.1943 при срочном погружении от сторожевого катера противника не закрылся газоотводный клапан правого борта – внутрь V отсека поступила вода (до всплытия откачивалась главной осушительной помпой).

С 5.1.1944 действовала также и на позиции № 93.

В ночь на 6.1.1944 в точке 45°07' с.ш./ 32°32' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (4000-5000 т), быстроходной десантной баржи и 2-х сторожевых катеров. В 1.40 произвела 4-торпедный залп по транспорту из надводного положения с дистанции 13 кабельтовых. Через 110 секунд услышано 2 глухих взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакованы корабли германского конвоя "Зенит". Преследования не было. В 20.00 начала возвращение в базу.

9.1.1944 в 7.10 прибыла в Поти.

10.1.1944 начала в Поти текущий ремонт.

21.2.1944-30.3.1944 находилась в доке.

28.4.1944 завершила текущий ремонт.

15-й боевой поход (8 суток):

9.5.1944 в 21.00 вышла из Поти на позицию № 9 в район юго-западнее мыса Сарыч.

12.5.1944 в 10.38 обнаружила брошенную быстроходную десантную баржу противника в точке 43°43,5' с.ш./ 32°00' в.д., но при сближении в 11.00 атакована самолетом противника, сбросившим 4 бомбы. К 12.08 баржа была осмотрена (в качестве трофея взяты кормовой флаг и автомат) и потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 14 100-мм и 9 45-мм снарядов). Зарубежных данных нет. По-видимому, потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 130", ранее поврежденная ВВС. В 14.30 прибыла на позицию № 9.

В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела.

15.5.1944 в 23.00 начала возвращение в базу.

17.5.1943 в 10.00 прибыла в Поти.

27.7.1944 перешла из Поти в Батуми.

16-й боевой поход (30 суток):

16.8.1944 в 23.00 вышла на позицию № 47/55 в район мыс Бахлар – мыс Стефанос.

20.8.1944 в 2.46 прибыла на позицию.

С 28.8.1944 по указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника.

В течение похода наблюдала несколько шхун, от атаки которых командир отказался из-за малой ценности объектов.

12.9.1944 в 20.25 начала возвращение в базу.

15.9.1944 в 5.55 прибыла в Поти.

14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию.

12.3.1974 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для реализации.

14.3.1975 вновь зачислена в списки судов Черноморского флота.

12.10.1977 отнесена к подклассу РЗС.

3.1.1978 окончательно исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

Гвардейская С-33 (послевоенное фото)

С-33 в Туапсе, весна 1942 года

Автомат и кормовой флаг с германской быстроходной десантной баржи, потопленной С-33 12.5.1944.

Все фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ