|
Щ-203 (до 15.9.1934 – "Камбала") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
10.3.1933 |
Завод № 189, Ленинград заводской номер 228. Завод № 200, Николаев заводской номер 1028. |
Дата спуска на воду |
29.5.1934 |
|
Дата вступления в строй |
4.9.1935 |
|
Командиры |
10.1936 – 11.1938 10.1939 – 26.8.1943 |
|
Карьера |
30.9.1935 1.9.1939 22.6.1941 – 2.5.1942 2.5.1942 – 10.8.1942 10.8.1942 – 22.11.1942 22.11.1942 – 26.8.1943 |
Бригада подводных лодок Черноморского флота 1-я бригада подводных лодок ЧФ Отдельный учебный дивизион ПЛ ЧФ |
Боевой результат |
15 боевых и 3 транспортных похода в ВОВ (198 суток). Побед нет. |
|
Судьба |
В ночь на 26.8.1943 в районе мыса Урет в точке 45°11,7' с.ш./32°46,6' в.д. торпедирована и потоплена итальянской подводной лодкой "CB 4" (46 членов экипажа погибло). 21.9.1943 исключена из состава ВМФ. В конце 1949 года обнаружена и обследована на грунте. В 1950 году поднята, отбуксирована в Севастополь и на базе "Главвторчермета" разделана на металл. |
В 1933 лодка в разобранном состоянии (8 секций) перевезена по железной дороге из Ленинграда в Николаев на завод № 200.
По приказу НКО-36 вступила в строй 29.12.1935.
К началу войны находилась в Севастополе, где заканчивала текущий ремонт.
1.7.1941 вышла из Севастополя и 2.7.1941 прибыла в Новороссийск.
1-й
боевой поход (20 суток):
16.7.1941 в 22.00 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 10 в район юго-западнее Новороссийска.
Встреч с кораблями противника не имела.
5.8.1941 в 10.00 возвратилась в Новороссийск.
В 8.1941 прошла докование.
2-й
боевой поход (20 суток):
21.8.1941 в 19.30 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 10 в район юго-западнее Новороссийска.
Встреч с кораблями противника не имела.
10.9.1941 в 10.20 возвратилась в Новороссийск.
3-й
боевой поход (7 суток):
5.10.1941 в 18.10 вышла из Новороссийска в дозор на позицию № 9 в район к югу от Керченского пролива.
Встреч с кораблями противника не имела.
12.10.1941 в 10.30 возвратилась в Новороссийск.
4-й
боевой поход (3 суток):
20.11.1941 в 1.30 вышла из Новороссийска для разведки района Феодосии.
Встреч с кораблями противника не имела.
23.11.1941 в 12.00 при включении автомата из-за образовавшейся электродуги командир отделения мотористов получил сильный ожог. Вечером возвратилась в Новороссийск.
28.11.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.
5-й
боевой поход (21 сутки):
Вечером 28.11.1941 вышла из Туапсе на позицию № 18 в район северо-восточнее Сулины.
Патрулировала на позиции с 4.12.1941 по 16.12.1941. Встреч с кораблями противника не имела.
16.12.1941 в 19.00 начала возвращение в базу.
19.12.1941 в 13.50 прибыла в Новороссийск.
6-й
боевой поход (6 суток):
24.12.1941 в 22.15 вышла из Новороссийска в район Эльчан-Кая для высадки манипуляторной группы (лейтенанты гидрографического отдела флота В.Е. Моспан, Д.Г. Выжул).
28.12.1941 в 18.31 группа была высажена, маяк для обеспечения Феодосийско-Керченской десантной операции установлен, но назад на лодку офицеры не вернулась. Как позже выяснилось, гидрографы на обратном пути были захвачены в плен и расстреляны немецким патрулем (в [3] высказано предположение, что офицеры погибли при возвращении на шлюпке из-за усилившегося ветра и волнения). Однако немцы не заметили выставленные ими огни, которые надежно обеспечили подход советских кораблей с десантом к Феодосии.
В ночь на 29.12.1941 осуществляла навигационное обеспечение кораблей Черноморского флота (обеспечение высадки десанта в районе горы Опук).
30.12.1941 в 15.00 возвратилась в Новороссийск.
7-й
боевой поход (2 суток):
25.1.1942 в 17.30 вышла из Новороссийска в район Судак – Феодосия для навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота (обеспечение высадки десанта в районе Судака).
Встреч с кораблями противника не имела.
27.1.1942 в 18.30 возвратилась в Новороссийск.
8-й
боевой поход (10 суток):
28.1.1942 в 14.55 вышла из Новороссийска в район Судака для навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота.
Встреч с кораблями противника не имела.
7.2.1942 в 17.45 возвратилась в Новороссийск.
9-й
боевой поход (7 суток):
12.2.1942 в 15.00 вышла из Новороссийска в район мыса Киик-Атлама для навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота.
Встреч с кораблями противника не имела.
Из-за неисправности якорного устройства начала возвращение в базу преждевременно.
19.2.1942 в 12.20 возвратилась в Новороссийск.
10-й
боевой поход (11 суток):
23.2.1942 в 18.30 вышла из Новороссийска в район мыса Киик-Атлама для разведки и навигационного обеспечения кораблей Черноморского флота.
На протяжении похода несколько раз обстреливалась береговой артиллерией противника, от близкого разрыва авиабомбы повреждено освещение.
Встреч с кораблями противника не имела.
6.3.1942 в 23.30 возвратилась в Новороссийск.
11-й
боевой поход (21 сутки):
7.4.1942 в 17.45 вышла из Новороссийска для разведки в район Феодосия – Дальние Камыши.
Встреч с кораблями противника не имела.
28.4.1942 в 14.30 возвратилась в Новороссийск.
В 5.1942 прошла текущий ремонт с заменой аккумуляторных батарей.
12-й
боевой поход (7 суток):
7.6.1942 в 19.07 вышла из Новороссийска для разведки побережья Феодосийского залива.
Встреч с кораблями противника не имела.
14.6.1942 в 11.43 возвратилась в Новороссийск.
В дальнейшем принимала участие в снабжении осажденного Севастополя.
1-й
транспортный поход (4 суток):
15.6.1942 в 23.30 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 33 тонны боеприпасов и 1 пассажира.
17.6.1942 в 22.18 прибыла в Севастополь.
18.6.1942 в 3.02 после разгрузки лодка покинула Севастополь.
19.6.1942 в 17.18 возвратилась в Новороссийск.
2-й
транспортный поход (6 суток):
21.6.1942 в 21.53 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 7 пассажиров, 33 тонны боеприпасов и 30 тонн бензина (был принят в специально переоборудованные балластные цистерны, и уже в первые сутки похода запах бензина распространился по всей лодке, вызвав у части краснофлотцев головокружение и обмороки).
24.6.1942 в 10.15 прибыла в Севастополь.
Утром 25.6.1942 в Стрелецкой бухте столкнулась с буксиром, в результате чего были повреждены носовые горизонтальные рули и погнут вправо форштевень.
26.6.1942 в 3.19 после разгрузки лодка покинула Севастополь. В 4.20 при прохождении Инкерманского створа подверглась обстрелу полевой артиллерии. В 20.25-21.15 подверглась преследованию нескольких сторожевых катеров, сбросивших около 70 глубинных бомб. В течение похода на лодке неоднократно выходили из строя управление носовыми горизонтальными рулями и компрессор.
27.6.1942 в 8.07 возвратилась в Новороссийск.
За 2 транспортных похода эвакуировала из Севастополя 85 человек.
3-й
транспортный поход (5 суток):
29.6.1942 в 21.59 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 17 тонн бензина.
1.7.1942 в 8.10 прибыла в подходную точку фарватера № 3. В течение дня неоднократно подвергалась атакам сторожевых катеров и авиации, сбросившими на лодку около 200 бомб. Из-за плотной блокады города с моря задачу выполнить не смогла, да и гарнизон Севастополя к этому времени прекратил сопротивление.
В ночь на 3.7.1942 было получено приказание о возвращении в Новороссийск после выполнения задачи, которое, будучи неправильно истолковано (зная, что находившиеся в районе Севастополя лодки других дивизионов получили указания выбросить груз в море, командир последовал их примеру), послужило основанием для возвращения лодки в базу.
4.7.1942 в 13.55 прибыла в Геленджик.
30.7.1942 перешла из Геленджика в Новороссийск.
31.7.1942 вышла из Новороссийска и 1.8.1942 прибыла в Туапсе, где начала текущий ремонт.
15.8.1942 прервав текущий ремонт, перешла из Туапсе в Батуми.
20.8.1942 вышла из Батуми и 23.8.1942 прибыла в Геленджик.
24.8.1942 вышла из Геленджика в Батуми с баржей и катером на буксире.
25.8.1942 у мыса Уч-Дере (район Сочи) атакована самолетом противника, от которого после отдачи буксира уклонилась срочным погружением. В результате близкого разрыва бомб получили повреждения крышки люков в I и VI отсеках, трубопровод системы воздуха высокого давления, вышел из строя ряд электроизмерительных приборов. Когда самолет улетел, лодка всплыла и, взяв на буксир катер и баржу, продолжила движение в Батуми.
27.8.1942 прибыла в Батуми.
28.8.1942 начала капитальный ремонт.
3.1.1943 отбуксирована из Батуми в Поти.
20.3.1943 вступила в строй.
13-й
боевой поход (19 суток):
16.5.1943 в 20.26 вышла на позицию № 85 в район севернее выхода из пролива Босфор.
Днем 28.5.1943 обнаружила вражеский конвой, но из-за неправильного маневрирования и плохой управляемости лодки не смогла выйти в атаку.
2.6.1943 в 1.30 начала возвращение в базу. В этот же день расстреляла плавающую мину.
4.6.1943 в 17.42 прибыла в Батуми.
14-й
боевой поход (23 суток):
29.6.1943 в 20.46 вышла из Батуми на позиции № 83-84 в район Севастополь – южный берег Крыма.
3.7.1943 в 18.25 прибыла на позицию.
Утром 6.7.1943 обнаружила быстроходную десантную баржу, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.
В ночь на 7.7.1943 безуспешно пыталась перехватить конвой противника западнее Севастополя. В этот же день по приказу командования перешла на позицию № 84 в район Ялта – мыс Меганом.
В ночь на 11.7.1943 по приказу командования начала переход на позицию № 85 в район Босфора. Целью перевода Щ-203 и С-33, а затем и Л-4 к Босфору был перехват румынских транспортов "Трансильвания" и "Бессарабия", которые по данным агентурной разведки должны были перейти в румынские порты.
12.7.1943 в 13.40 прибыла на позицию № 85.
19.7.1943 в 1.25 начала возвращение в базу.
22.7.1943 в 0.07 прибыла в Батуми.
15-й
боевой поход (6 суток):
20.8.1943 в 20.03 вышла из Батуми на позицию № 82 в район мыса Тарханкут.
24.8.1943 послала квитанцию на принятое радиосообщение.
В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (46 членов экипажа погибло).
Утром 25.8.1943 по плану должна была занять позицию.
Срок автономности истек 14.9.1943.
В ночь на 26.8.1943 в районе мыса Урет в точке 45°11,7' с.ш./32°46,6' в.д. торпедирована и потоплена итальянской подводной лодкой "СВ 4". По докладу командира итальянского корабля капитан-лейтенанта Armando Sibille встреча подводных лодок произошла вскоре после полуночи. "CB 4" находилась в надводном положении, когда в 400 метрах от себя ее командир обнаружил всплывшую советскую субмарину, которая, запустив дизели, начала движение в сторону его лодки. Вероятно, гидроакустики "щуки" запеленговали негромкий шум винтов субмарины противника, но классифицировали его как шумы от конвоя, проходящего на большом расстоянии. Советский командир начал двигаться малым ходом в направлении противника, ожидая увидеть на горизонте крупные корабли, и, видимо, не заметил крохотный силуэт рубки "CB 4". Sibille застопорил ход, и остался за кормой советской субмарины, которая прошла буквально в 50-60 метрах, на мостике ясно различался человек, вглядывавшийся вдаль. "СВ 4" описала циркуляцию, и, заняв выгодную позицию, с 800 метров выпустила торпеду, которая, отклонилась влево и сошла с курса. "СВ 4" немедленно выпустила вторую торпеду, которая через 40 секунд попала перед рубкой "щуки" – поднялся высокий столб воды, раздался взрыв, и подлодка исчезла.
21.9.1943 исключена из состава ВМФ.
В конце 1949 года обнаружена и обследована на грунте. Лодка лежала на дне на глубине 72 метра в районе мыса Урет. Ее корпус в районе второго-третьего отсеков был перебит почти надвое сильнейшим взрывом. Носовая часть оказалась загнута по отношению к диаметральной плоскости вправо на угол 70°. Обследованием установлено, что торпеды в аппаратах № 1 и 4 отсутствовали.
В 1950 году поднята аварийно-спасательной службой Черноморского флота, отбуксирована в Севастополь и на базе "Главвторчермета" разделана на металл.
Список 45
членов экипажа подводной лодки Щ-203, не вернувшихся из 15-го боевого похода
лодки
(по данным сайта "Штурм глубины")
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год. рожд. |
Должность |
Звание |
Партийность |
1 |
Немчинов Владимир Иннокентьевич |
1913 |
командир ПЛ |
кап. 3 р. |
чл. ВКПб |
2 |
Медавов Семен Алексеевич |
1906 |
к-р БЧ-5 |
ст.тех / лейт. |
чл. ВКПб |
3 |
Лискун Борис Михайлович |
1908 |
нач. сан. сл. |
? |
чл. ВКПб |
4 |
Коротков Сергей Иванович |
1907 |
к-р БЧ-1 (ПБ "Нева") |
кап.- лейт. |
чл. ВКПб |
5 |
Усачев Павел Михайлович |
1914 |
кр. отд. рул. |
краснофл. |
чл. ВКПб |
6 |
Дмитриев Иван Андреевич |
1914 |
пом. к-ра ПЛ |
ст. лейт. |
беспарт. |
7 |
Холопов Николай Дмитриевич |
1918 |
к-р БЧ-1 |
ст. лейт. |
к-т ВКПб |
8 |
Гордин Яков Семенович |
1919 |
к-р БЧ-3 |
ст. лейт. |
к-т ВКПб |
9 |
Дятел Яков Владимирович |
1915 |
кр. отд. ЭНП |
ст. 1 ст. |
чл. ВКПб |
10 |
Скорина Иван Емельянович |
1912 |
ст. гр. радист. |
мичман |
чл. ВКПб |
11 |
Москвин Федор Степанович |
1918 |
кр. отд. мотор. |
краснофл. |
чл. ВКПб |
12 |
Петров Иван Павлович |
1920 |
спец. СКС |
ст. 1 ст. |
чл. ВКПб |
13 |
Рябов Иван Абрамович |
1915 |
кр. отд. трюм. |
ст. 1 ст. |
чл. ВКПб |
14 |
Митрофанов Александр Иванович |
1913 |
ст. гр. трюм. |
гл. старшина |
чл. ВКПб |
15 |
Дмитриев Александр Александрович |
1914 |
ст. гр. электр. |
гл. старшина |
чл. ВКПб |
16 |
Морозов Алексей Лаврентьевич |
1920 |
кр. отд. артил. |
краснофл. |
к-т ВКПб |
17 |
Устюжанин Виктор Григорьевич |
1920 |
радист |
краснофл. |
к-т ВКПб |
18 |
Поляков Тимофей Иванович |
1921 |
ст. электрик |
краснофл. |
к-т ВКПб |
19 |
Шураев Виктор Иванович |
1915 |
ст. гр. мотор. |
ст. 1 ст. |
к-т ВКПб |
20 |
Северинов Павел Андреевич |
1916 |
боцман |
гл. старшина |
к-т ВКПб |
21 |
Кривуля Григорий Терентьевич |
1918 |
кр. отд. торп. |
ст. 2 ст. |
чл. ВЛКСМ |
22 |
Гуманюк Владимир Тимофеевич |
1920 |
торпедист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
23 |
Колесов Василий Иванович |
1922 |
гидроакустик |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
24 |
Павлов Василий Николаевич |
1922 |
моторист |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
25 |
Галкин Иван Степанович |
1924 |
рулевой |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
26 |
Макеев Виктор Павлович |
1924 |
рулевой |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
27 |
Снимщиков Александр Тихонович |
1918 |
кок |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
28 |
Пономаренко Павел Петрович |
1920 |
трюмный |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
29 |
Попов Павел Антонович |
1923 |
учен. электр. |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
30 |
Ульянов Николай Михайлович |
1920 |
электрик |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
31 |
Доронин Иван Иванович |
1921 |
ст. моторист |
гл. старшина |
чл. ВЛКСМ |
32 |
Савиных Михаил Ильич |
1924 |
учен. рулев. |
краснофл. |
чл. ВЛКСМ |
33 |
Портной Геннадий Пиневич |
1923 |
учен. торп. |
краснофл. |
беспарт. |
34 |
Алехин Федор Борисович |
1917 |
ст. рулевой |
краснофл. |
беспарт. |
35 |
Левчук Григорий Федорович |
1914 |
ст. гр. торпед. |
гл. старшина |
беспарт. |
36 |
Вертегеч Тихон Филиппович |
1915 |
ст. торпедист |
краснофл. |
беспарт. |
37 |
Сергеев Иван Григорьевич |
1915 |
кр. отд. элект. |
ст. 2 ст. |
беспарт. |
38 |
Кудрявцев Борис Иванович |
1919 |
строевой |
краснофл. |
беспарт. |
39 |
Крылов Владимир Алексеевич |
1921 |
моторист |
краснофл. |
беспарт. |
40 |
Сулейманов Джарулла Иллаждин |
1922 |
моторист |
ст. краснофл. |
беспарт. |
41 |
Шкубара Александр Андреевич |
1917 |
ст. моторист |
ст. краснофл. |
беспарт. |
42 |
Плаксин Михаил Николаевич |
1922 |
моторист (ПБ "Нева") |
краснофл. |
беспарт. |
43 |
Крутько Сергей Митрофанович |
1921 |
курсант ВМИУ |
|
|
44 |
Хитров Василий Васильевич |
1922 |
курсант ВМИУ |
|
|
45 |
Бархатов Лев Петрович |
1921 |
курсант ВМИУ |
ст. 1 ст. |
|
Неточности и несоответствия:
1. В [3] датой высадки офицеров считается 25.12.1941.
2. Хронологии походов, приведенные в [2] и [3], сильно отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [2] |
Дата начала похода |
Дата возвращения из похода |
||
По М.Морозову [2] |
По А.Платонову [3] |
По М.Морозову [2] |
По А.Платонову [3] |
|
1-й боевой |
16.7.1941 |
17.7.1941 |
5.8.1941 |
|
2-й боевой |
21.8.1941 |
10.9.1941 |
||
3-й боевой |
5.10.1941 |
12.10.1941 |
||
4-й боевой |
20.11.1941 |
19.11.1941 |
23.11.1941 |
28.11.1941 |
5-й боевой |
28.11.1941 |
19.12.1941 |
||
6-й боевой |
24.12.1941 |
? |
30.12.1941 |
? |
7-й боевой |
25.1.1941 |
? |
27.1.1941 |
? |
8-й боевой |
28.1.1942 |
7.2.1942 |
||
9-й боевой |
12.2.1942 |
19.2.1942 |
||
10-й боевой |
23.2.1942 |
6.3.1942 |
||
? |
? |
14.3.1942 |
? |
30.3.1942 |
11-й боевой |
7.4.1942 |
28.4.1942 |
||
12-й боевой |
7.6.1942 |
14.6.1942 |
||
1-й транспортный |
15.6.1942 |
19.6.1942 |
||
2-й транспортный |
21.6.1942 |
27.6.1942 |
||
3-й транспортный |
29.6.1942 |
4.7.1942 |
||
13-й боевой |
16.5.1943 |
4.6.1943 |
||
14-й боевой |
29.6.1943 |
22.7.1943 |
||
15-й боевой |
20.8.1943 |
26.8.1943 |
Статистика по [3]:
срок боевой
службы – 26,1 месяца (22.6.1941 – 26.8.1943);
14 боевых походов (194 суток) и 3 транспортных (12 суток) походов, всего 206 суток;
коэффициент боевой напряженности = 0,26.
3. В [5] приводится список только 45 погибших членов экипажа лодки.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
3. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
4. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
5. Сайт "Штурм глубины".
Подводная
лодка Щ-203
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".
Черноморская подлодка Щ-203.
Фото из коллекции П.Липатова (МК 2.2002)
На ходовом мостике Щ-203. Слева штурман
определяет высоту солнца секстаном,
а в центре – командир лодки В.И. Немчинов.
Фото из коллекции П.Липатова (МК 2.2002)
Подводная лодка Щ-203 накануне войны.
Фото из коллекции С.Балакина (МК 2.2002)
Схема
положения остова Щ-203 на грунте.
Схема из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".