Щ-214

 

Щ-214

 

 

Серия

X

 

Дата закладки

13.7.1935

Завод № 200, Николаев

Заводской номер 1038

Дата спуска на воду

23.4.1937

Дата вступления в строй

4.3.1939

Командиры

22.6.1941 – 20.7.1941

20.7.1941 – 19.6.1942

Г.П. Апостолов

В.Я. Власов

Карьера

1939

22.6.1941 – 19.6.1942

Черноморский флот

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

4 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (78 суток). Выполнила 2 торпедные и 2 артиллерийские атаки, в результате которых потопила 3.11.1941 турецкую шхуну "Кайнакдере" (85 брт); 5.11.1941 – итальянский танкер "Торчелло" (3336 брт); 1.1.1942 – турецкую шхуну "Картальтепе" или "Худавендигар"(около 100 брт); 29.5.1942, 31.5.1942 и 2.6.1942 – 3 шхуны (около 100 брт каждая). Точных данных о принадлежности последних шхун (Болгария или Турция) нет. Не исключен факт аренды или другой формы совместного владения частными владельцами Болгарии и Турции. Существуют данные, что  шхуны носили названия "Махбубу Джихан", "Картальтепе" и "Худавендигар".

Судьба

19.6.1942 во время возвращения в Новороссийск из транспортного похода в 21.23 потоплена итальянским торпедным катером "MAS 571" в 20 милях юго-восточнее мыса Айтодор (38 погибших, 2 взяты в плен).

Начало Великой Отечественной войны лодка встретила  в  Николаеве, где осуществляла текущий ремонт.

10.7.1941 перешла из Николаева в Одессу.

11.7.1941 перешла из Одессы в Севастополь.

До 31.8.1941 на заводе № 201 проходила испытания механизмов, докование и навигационный ремонт.

1-й боевой поход (18 суток):

12.9.1941 в 13.16 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч.

Встреч с кораблями противника не имела.

30.9.1941 в 17.07 прибыла в Феодосию.

3.10.1941 вышла из Феодосии и 4.10.1941 прибыла в Туапсе.

2-й боевой поход (19 суток):

30.10.1941 в 17.58 вышла из Туапсе на позицию № 24 в район мыса Зейтин-Бурну (обеспечивающий – Б.А. Успенский).

Утром 2.11.1941 прибыла на позицию.

В ночь на 3.11.1941 досмотрела и отпустила турецкую парусно-моторную шхуну. Затем в 1.05-1.10 в точке 41°45,0' с.ш./ 28°16,0' в.д. с дистанции 1 каб. артиллерийским огнем (израсходовано 8 45-мм снарядов) потопила турецкую шхуну "Кайнакдере" (85 брт) с грузом хлопка (жертв нет).

4.11.1941 в 3-4 милях севернее мыса Куру-Бурну обнаружила одиночный транспорт (4000 т). В 10.15 из подводного положения выпустила торпеду 45-36 с дистанции 15 каб. – промах из-за опоздания с выстрелом на 42 секунды (зарубежных данных нет).

5.11.1941 в точке 41°52,5' с.ш./ 28°22,2' в.д. обнаружила одиночный танкер (9000 т). В 21.38 из надводного положения выпустила торпеду с дистанции 4 каб. (схема). Через 45 секунд наблюдался взрыв торпеды, через 40 минут гибель судна. Потоплен итальянский танкер "Торчелло" (3336 брт), следовавший в балласте в Констанцу (3 погибших). По донесению командира лодки поверхность моря была покрыта слоем бензина.

15.11.1941 в 20.36 начала возвращение в базу.

18.11.1941 в 9.45 прибыла в Туапсе.

3-й боевой поход (19 суток):

18.12.1941 в 20.00 вышла из Туапсе на позицию № 29 в район мыса Куру-Бурну.

21.12.1941 в 2.47 прибыла на позицию.

29.12.1941 во время шторма накрыта волной – около 2 т воды попало в центральный пост.

1.1.1942 в 0.07-1.14 в точке 41°43,2' с.ш./ 28°15,2' в.д. с дистанции 4 каб. артиллерийским огнем (израсходовано 106 45-мм снарядов) потопила парусно-моторную шхуну (около 100 брт), перевозившую груз продовольствия и табака. Потоплена турецкая шхуна "Картальтепе" или "Худавендигар". Потопление шхуны не вызывает сомнений, но точных зарубежных данных нет.

Утром 3.1.1942 во время шторма вышел из строя вертикальный руль. В 18.00 начала возвращение в базу.

6.1.1942 в 9.20 прибыла в Туапсе.

В 1-4.1942 прошла навигационный ремонт (по другим данным – аварийный ремонт, причины которого неизвестны).

3.5.1942 вышла из Туапсе и 4.5.1942 прибыла в Поти.

19.5.1942 перешла из Поти в Батуми.

4-й боевой поход (20 суток):

23.5.1942 в 4.16 вышла из Батуми на позицию № 38 в район Босфора.

Утром 26.5.1942 прибыла на позицию. Днем временно выходили из строя кормовые горизонтальные рули. Вечером обнаружила румынские эскадренные миноносцы "Regina Maria" и "Marasesti", прибывшие к Босфору для встречи итальянских танкеров "Альбаро" и "Селено", но не смогла атаковать их из-за большой дистанции. Спустя несколько часов при попытке атаковать указанный конвой обнаружена румынским эскадренным миноносцем – командир от атаки отказался.

В ночь на 29.5.1942 по приказу командования перешла в район мыса Куру-Бурну на позицию № 37. В 5.18-5.30 в точке 41°50,5' с.ш./ 28°14,1' в.д. досмотрела болгарскую шхуну (около 100 брт), находившуюся в германском фрахте и перевозившую груз табака. Капитан шхуны был пленен, а экипаж – отпущен на шлюпке. Затем шхуна была подорвана двумя 7-фунтовыми подрывными патронами, после взрыва которых лодка нанесла по шхуне 3 таранных удара, окончательно потопивших ее.

31.5.1942 в 10.53-12.08 в точке 41°55,4' с.ш./ 28°15,5' в.д. досмотрела болгарскую шхуну (около 100 брт), находившуюся в германском фрахте и перевозившую сельскохозяйственные грузы. Капитан шхуны был пленен, а экипаж – отпущен на шлюпке. Затем шхуна была подорвана двумя 7-фунтовыми подрывными патронами, после взрыва которых окончательно потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 10 45-мм снарядов).

2.6.1942 в 5.07-5.59 в точке 41°59,8' с.ш./ 28°16,2' в.д. досмотрела болгарскую шхуну (около 100 брт), находившуюся в германском фрахте и перевозившую груз табака и орехов. После допроса капитан и экипаж отпущены на шлюпке. Затем шхуна была потоплена четырьмя 7-фунтовыми подрывными патронами.

Точных данных о принадлежности 3-х потопленных за поход шхун (Болгария или Турция) нет. Не исключен факт аренды или другой формы совместного владения частными владельцами Болгарии и Турции. Существуют данные, что  шхуны носили названия "Махбубу Джихан", "Картальтепе" и "Худавендигар".

Вечером 9.6.1942 начала возвращение в базу.

12.6.1942 в 11.35 прибыла в Батуми.

14.6.1942 перешла в Поти.

15.6.1942 вышла из Поти и 16.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (2 суток):

17.6.1942 в 14.43 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 26 тонн боеприпасов и 4 тонны продовольствия.

19.6.1942 в 1.45 прибыла в Севастополь. В 4.20 после разгрузки лодка вышла из Севастополя в Новороссийск. В 21.23 (время дано по иностранным источникам) торпедирована и потоплена итальянским торпедным катером "MAS 571" в 20 милях юго-восточнее мыса Айтодор (38 членов экипажа погибло). 2 человека – краснофлотцы Д.Ф. Плешаков и Н.В. Полтавцев (умер в плену) были подняты итальянцами из воды.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.    

Щ-214 у борта плавбазы, 1941 г.

Единственный член экипажа Щ-214,

переживший войну – краснофлотец Д.Ф. Плешаков

Фото взяты из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ