Подводная лодка "М-174" ("М-91")

 

03.04.1942

"М-174"

(до 16.06.1939"М-91")

 

 

Серия

XII

 

Дата закладки

      29.05.1937 {1}

Завод № 196, г. Ленинград

заводской № 105

Дата спуска на воду

      12.10.1937 {2}

Дата подписания приемного акта

       22.06.1938 {3}

Командиры

11.01.193911.01.1943{4}

11.01.1943      10.1943

Николай Ефимович Егоров

Иван Епифанович Сухорученко

Принадлежность

21.06.1938

21.06.1939

22.06.194110.1943

Краснознаменный Балтийский флот

Северный флот

4-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ

Боевой результат

17 боевых походов{5} в Великой Отечественной войне (126-128 суток). {5}

Выполнила 3 торпедные атаки (5 торпед).

1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.

Достоверно потопила:

21.12.1941 германский транспорт "Emshörn" (4301 брт).{6}

Судьба

14-17.10.1943 пропала без вести в Варангер-фьорде в 17-м боевом походе (25 членов экипажа погибло).

29.05.1937 заложена на заводе № 196 в г. Ленинград (заводской № 105) под литерно-цифровым обозначением "М-91".{1}

12.10.1937 спущена на воду.{2}

21.06.1938 по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22.06.1938 подписан приемный акт.{3}

04.11.1938 поднят военно-морской флаг.

11.01.1939 командиром подводной лодки назначен лейтенант Николай Ефимович Егоров.

19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.

16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-174".

21.06.1939 вошла в состав Северного флота.

Участвовала в советско-финляндской войне.

В 03.1941 завершила текущий ремонт.

В 04.1941 установлена новая аккумуляторная батарея.

18.06.1941 производила погрузку аккумуляторных батарей.

19.06.1941 в 00.00 находилась в Полярном в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта Н.Е. Егорова, проходя курс боевой подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:

1-й боевой поход (11 суток):

01.07.1941 в 4 часа вышла из Полярного в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий. В 23.48 обнаружила подводную лодку противника, однако при попытке выйти в атаку неприятельская субмарина погрузилась – ложный контакт.

12.07.1941 в 01.30 прибыла в Полярный.{5}

2-й боевой поход (10 суток):

20.07.1941 в 17.20 вышла из Полярного в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.

25.07.1941 в точке 69°52,8' с.ш. / 34°20,0' в.д. обнаружила подводную лодку, но из-за тумана не смогла ее атаковать. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 652" или "U 81".

27.07.1941 в точке 70°04' с.ш. / 34°03' в.д. обнаружила подводную лодку в надводном положении, которую не смогла атаковать из-за большого курсового угла цели и скорости. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 652" или "U 81".

31.07.1941 в 01.20 прибыла в Полярный.{7}

3-й боевой поход (11 суток):

07.08.1941 в 08.12 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. В 18.00 прибыла на позицию.

15.08.194116.08.1941 проникла в залив Петсамонвуоно, но не дошла 5 кабельтовых до Линахамари.

Из-за поломки топливного насоса начала возвращение в базу.

18.08.1941 в 11.50 прибыла в Полярный.

4-й боевой поход (4,5 суток):

04.09.1941 в 23.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.{5}

В ночь на 09.09.1941 при 8-9-бальном шторме вылился электролит из аккумуляторной батареи, из-за чего без разрешения штаба Северного флота {8} в 11.30 возвратилась в Полярный.{5}

5-й боевой поход (8 суток):

19.09.1941 в 21.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.

20.09.1941 в 10 часов прибыла на позицию. В 18.13, находясь на перископной глубине, коснулась минрепа (мнимое касание, на тот момент минных заграждений в этом районе не было).

23.09.1941 в 05.29 в районе Айновых островов на глубине 25 метров коснулась грунта. Повреждений не было.

Днем 26.09.1941 командир лодки принял решение проникнуть в порт Линахамари. В 15.45 субмарина вошла в залив Петсамонвуоно, а в 17.20 – в порт Линахамари, где были обнаружены 3 транспорта, стоявшие у стенки причала под разгрузкой. В 17.35 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по двум транспортам (8000 и 4000 тонн) прицельно на циркуляции две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 6 кабельтовых. Были услышаны взрывы. Командир лодки посчитал транспорты потопленными, однако по иностранным данным торпеды взорвались при ударе о пирс, а германский транспорт "Aldebaran" (7896 брт), и норвежские транспорты "Mimona" (1147 брт), "Viator" (3076 брт) попаданий не получили. После залпа лодка всплыла на поверхность под рубку с дифферентом около 15° на корму и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем. Выровняв дифферент, субмарина погрузилась и на глубине 40-45 метров пошла на выход из гавани. Германские моторные тральщики "R 155" и "R 162" преследовали лодку, сбросив в течение двух часов 34 (28 по германским данным) глубинные бомбы. В результате близких разрывов вертикальный руль стал перекладываться с трудом, были повреждены визирные стекла цистерн, глубиномеры, через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр. В 18.45 лодка на глубине 46 метров легла на грунт и пробыла в таком состоянии в течение 3 часов 50 минут, после чего продолжила движение в открытое море. Субмарина благополучно вышла из залива благодаря умелому маневрированию командира: она прижималась вплотную к берегу, а противник осуществлял бомбометание середины фарватера.

27.09.1941 в 02.45 всплыла на поверхность, пробыв под водой 20 часов 45 минут, и начала возвращение в базу. В 18.06 прибыла в Полярный.{5}

6-й боевой поход (5 суток):

16.10.1941 в 11.34 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.

17.10.1941 в 09.00 прибыла на позицию. Утром обнаружила тральщик, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать.

20.10.1941 отозвана командованием в базу.

21.10.1941 в 18.00 прибыла в Полярный.

7-й боевой поход (13 суток):

30.10.1941 в 14.15 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.{5}

31.10.1941 в 8 часов прибыла на позицию.

Из-за 9-10-бального шторма держалась в районе зарядки аккумуляторных батарей, а 0405.11.1941 – в губе Кильдинская салма.

10.11.1941 безрезультатно атакована самолетом противника, сбросившим 5 бомб.

11.11.1941 в 19.30 начала возвращение в базу.

12.11.1941 в 13.30 прибыла в Полярный.

8-й боевой поход (9,5 суток):

22.11.1941 в 18.50 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.

Утром 23.11.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не было.

25.11.1941 в 15.47 была атакована самолетом противника, сбросившим на безопасном удалении от лодки 3 бомбы.

Вечером 01.12.1941 начала возвращение в базу.

02.12.1941 в 10.10 прибыла в Полярный.

С 09.12.1941 по 14.12.1941 прошла навигационный ремонт.

9-й боевой поход (8 суток):

20.12.1941 в 15.00 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.{5}

21.12.1941 в 06.51 прибыла на позицию. Днем в Варангер-фьорде обнаружила в перископ на дистанции 30-35 кабельтовых транспорт, следующий в охранении трех эскадренных миноносцев в восточном направлении. Лодка заняла позицию со стороны берега, где охранение противника отсутствовало. В 13.52 в точке 70°04,5' с.ш. / 30°30,2' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно по транспорту одну торпеду из носового торпедного аппарата (вторая торпеда не вышла из аппарата из-за неисправности системы  беспузырной торпедной стрельбы) с дистанции 12 кабельтовых. После торпедного выстрела лодка ушла на глубину. Через 96 секунд был слышен взрыв, а через 172 секунды еще один (по-видимому, взорвались котлы). Лодку с 13.59 до 16.00 преследовали германские тральщики "M 1505" и "M 1508", сбросившие 50 (54 по германским данным) глубинных бомб, но субмарина ушла от преследования. К побережью полуострова Рыбачий прибило шлюпку с надписью "Emshörn". По иностранным данным был потоплен германский транспорт "Emshörn" (4301 брт), перевозивший от 2600 до 4306 тонн разборно-щитовых бараков (1 погибший).

25.12.1941 в 12.25 из-за пролива электролита во время шторма прибыла в бухту Цып-Наволок.

28.12.1941 в 16.15 начала возвращение в базу и в 20.12 прибыла в Полярный.{5}

До 15.01.1942 прошла навигационный ремонт.

10-й боевой поход (7 суток):

30.01.1942 в 19.00 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

31.01.1942 в 6 часов прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

Из-за плохой видимости не смогла высадить разведывательную группу.

В ночь на 06.02.1942 вышла из строя (перестала выключаться) муфта Бамаг. В 3 часа из-за неисправности начала возвращение в базу и в 18.00 прибыла в Полярный.

08.02.1942 начала текущий ремонт на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.

03.04.1942 удостоена гвардейского звания.

Весь 06.1942 ожидала дока для окончания ремонта линии вала.

30.07.1942 завершила текущий ремонт на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.

11-й боевой поход (8 суток):

12.08.1942 в 23.47 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

13.08.1942 в 11.30 прибыла на позицию.

Днем 17.08.1942 обнаружила сторожевой корабль, но из-за большой дистанции не смогла атаковать. Вечером была обнаружена мотоботом, экипаж которого обстрелял перископ лодки из винтовок.

19.08.1942 в 22.00-22.40 подверглась преследованию двух сторожевых катеров, с береговой батареи по перископу выпущено 7 снарядов.

20.08.1942 в 02.46 начала возвращение в базу и в 19.30 прибыла в Полярный.

С 26.08.1942 по 05.09.1942 прошла навигационный ремонт.

12-й боевой поход (7,5 суток):

08.09.1942 в 15.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 20.20 при следовании на позицию из-за неисправности торпедного аппарата № 2 при проверке его готовности к стрельбе произошел самопроизвольный выстрел.

09.09.1942 в 01.22 прибыла на позицию. Утром обнаружила отряд тральщиков, но из-за большой дальности и курсового угла цели не смогла атаковать.

Утром 11.09.1942 заклинило вертикальный руль – неисправность была устранена за 5 часов. Вечером вблизи от находившейся в подводном положении лодки зафиксировано 2 взрыва, предположительно снарядов, выпущенных береговой батареей.

Утром 15.09.1942 обнаружила плавающую мину. В 23.15 начала возвращение в базу.

16.09.1942 в 07.18 прибыла в Полярный.

С 19.09.1942 по 04.10.1942 прошла навигационный ремонт.

13-й боевой поход (8,5 суток):

14.10.1942 в 20.57 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё для высадки разведывательной группы.

16.10.1942 прибыла на позицию.

С 17.10.1942 по 20.10.1942 не смогла высадить разведывательную группу из-за плохой погоды.

С 20.10.1942 несла позиционную службу на позиции № 5.

22.10.1942 в 19.31 начала возвращение в базу.

23.10.1942 в 08.55 прибыла в Полярный.

09.11.1942 при стоянке у борта плавучей мастерской "Красный горн" в Пала-Губе из-за свежей погоды несколько раз ударилась о борт "М-172". Были сломаны 67-й и 71-й шпангоуты прочного корпуса, 70-й шпангоут был вогнут внутрь, образовались многочисленные вмятины и трещина на 71-72-м шпангоутах. Была нарушена установка привода вертикального руля и центровка линии вала.

12.11.1942 начала аварийный ремонт.

В ходе ремонта на лодке была установлена гидроакустическая станция "Тамир-4".

07.01.1943 вступила в строй.

11.01.1943 командиром подводной лодки назначен капитан-лейтенант Иван Епифанович Сухорученко.{4}

14-й боевой поход (7,3 суток):

05.02.1943 в 00.59 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 12.16 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

0708.02.1943 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.

09.02.1943 была залита водой нижняя головка перископа – устранено.

Утром 11.02.1943 в подводном положении коснулась грунта в районе маяка Стуршер.

12.02.1943 в 00.40 начала возвращение в базу и в 09.10 прибыла в Полярный.

15-й боевой поход (5,5 суток):

06.03.1943 в 18.15 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

07.03.1943 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей. В 23.18 обнаружила плавающую мину.

08.03.1943 прибыла на позицию.

Утром 09.03.1943 обнаружила тральщик, но из-за плохой видимости не смогла атаковать.

11.03.1943 в 14.38 между островами Стуршер и Лилле-Эккерей обнаружила на дистанции 18 кабельтовых одиночный тральщик. В 14.40 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 15 кабельтовых. Через 90 секунд услышан взрыв. В 14.52 в перископ наблюдался тральщик с дифферентом на корму. Атака противником не зафиксирована. С 15.20 до 17.35 лодка преследовалась катером без сброса глубинных бомб. В 19.10 начала возвращение в базу.

12.03.1943 в 04.26 прибыла в Полярный.

16-й боевой поход (1,5 суток):

23.03.1943 в 16.05 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.

24.03.1943 в 05.30 прибыла на позицию. В 13.40 в точке 70°06,2' с.ш. / 30°41,5' в.д., двигаясь курсом 250° на глубине 15 метров, подорвалась на мине UMB германского заграждения "Sperre-V". В результате взрыва была оторвана носовая оконечность легкого корпуса до 9-го шпангоута; вышли из строя оба торпедных аппарата, насос дифферентовочной системы, гирокомпас, лаг, эхолот, гидроакустическая станция, перископ, электрическое управление рулями и целый ряд приборов; лопнуло пять баков элементов носовой группы аккумуляторной батареи; 1-й отсек стал наполняться водой. Лодка всплыла на поверхность и доложила по радио о случившемся. В 13.48 1-й отсек был осушен. Командир лодки принял решение идти в надводном положении под прикрытие береговых батарей полуострова Средний. Обеспечивали возвращение поврежденной субмарины эскадренный миноносец "Урицкий" и подводная лодка "С-55". Пройдя в 5 милях от полуострова Рыбачий, "М-174" вошла в Кольский залив.

25.03.1943 в 00.45 прибыла в Полярный.{9}

С 27.03.1943 по 12.08.1943 прошла аварийный и текущий ремонт с заменой аккумуляторной батареи.

17-й боевой поход (1-3 суток):

14.10.1943 в 21.10 вышла из Полярного на позицию № 1 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход заместитель начальника штаба бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга А.А. Петров.

17.10.1943 не ответила на запрос по радио.

25.10.1943 истек срок автономности. На лодке погибло 25 членов экипажа.

В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:

1. Подрыв на мине заграждений "NW-34", "NW-35" или "Sperre-V".

2. Подрыв на плавающей мине.

3. Ошибка личного состава или отказ техники.

Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине 24.03.1943

Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине 24.03.1943 [4, с.459]

Примечания:

{1} В [1, с.65], [3, с.380] и [4, с.338] дата закладки подводной лодки – 29.05.1937; в [5, с.45]20.05.1936; в [2, с.254] есть две версии о дате закладки –29.05.1937 и 29.04.1937.

{2} В [1, с.65], [3, с.380], [4, с.338] и [5, с.45] дата спуска лодки на воду – 12.10.1937; в [2, с.254] есть две версии о дате спуска на воду – 12.10.1937 и 07.07.1938.

{3} В [1, с.65] дата подписания приемного акта лодки – 22.06.1938; в [2, с.254]24.10.1938.

{4} Согласно [4, с.338] и [5, с.45] Н.Е. Егоров командовал "М-174" до 11.01.1943; по данным [3, с.270] – до 14.01.1943.

{5} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.45-47]:

17 боевых походов (126-128 суток).

3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.

Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.338-339]:

срок боевой службы – 28 месяцев (22.06.194124.10.1943);

16 боевых походов (138 суток);

коэффициент боевой напряженности = 0,16.

3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.

Хронологии походов, приведенные в [5, с.45-47] и [4, с.339], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [5]

Дата начала похода

Дата окончания похода

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [5]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

01.07.1941

12.07.1941

11.07.1941

2-й боевой

20.07.1941

31.07.1941

29.07.1941

3-й боевой

07.08.1941

18.08.1941

4-й боевой

04.09.1941

05.09.1941

09.09.1941

10.09.1941

5-й боевой

19.09.1941

27.09.1941

30.09.1941

6-й боевой

16.10.1941

21.10.1941

7-й боевой

30.10.1941

01.11.1941

12.11.1941

8-й боевой

22.11.1941

02.12.1941

9-й боевой

20.12.1941

17.12.1941

28.12.1941

29.12.1941

10-й боевой

30.01.1942

06.02.1942

11-й боевой

12.08.1942

20.08.1942

12-й боевой

08.09.1942

16.09.1942

13-й боевой

14.10.1942

23.10.1942

14-й боевой

05.02.1943

12.02.1943

15-й боевой

06.03.1943

12.03.1943

16-й боевой

23.03.1943

25.03.1943

17-й боевой

14.10.1943

14-17.10.1943

24.10.1943

{6} В [1, с.65] считается, что "М-176" потопила 21.12.1941 транспорт "Эмсхёрн" и повредила тральщик.

{7} Согласно [5, с.46] "М-176" возвратилась из 2-го боевого похода 31.07.1941 в 01.20; в [4, с.339] считается, что лодка возвратилась 29.07.1941; по данным [6] и [7]30.07.1941.

{8} Согласно [5, с.46] "М-176" возвратилась из 4-го боевого похода без разрешения штаба Северного флота; в [4, с.338] и [6] утверждается, что лодка была досрочно отозвана в базу из-за сильного шторма в районе боевого предназначения.

{9} Согласно [5, с.47] "М-174" возвратилась в Полярный из 16-го боевого похода 25.03.1943 в 00.45; в [4, с.460] указано, что лодка ошвартовалась в Полярном 24.03.1943 в 23.58.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.

[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[6] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.

[7] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12, 1991; №№1-12, 1992 и №№1-10, 1993.

Дополнительные страницы сайта по истории "М-174":

1. Торпедная атака "М-174" 26.09.1941.

2. Торпедная атака "М-174" 21.12.1941.

3. Торпедная атака "М-174" 11.03.1943.

4. Подрыв "М-174" на мине 24.03.1943.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 10.02.2009.