"М-174" (до 16.06.1939
– "М-91") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 196, г. Ленинград заводской
№ 105 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата подписания приемного акта |
||
Командиры |
|
|
Принадлежность |
22.06.1941 – 10.1943 |
|
Боевой результат |
17 боевых
походов{5} в Великой
Отечественной войне (126-128 суток). {5} Выполнила 3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно. Достоверно потопила: 21.12.1941 германский транспорт "Emshörn" (4301 брт).{6} |
|
Судьба |
14-17.10.1943
пропала без вести в Варангер-фьорде в 17-м боевом походе (25 членов экипажа
погибло). |
29.05.1937
заложена на заводе
№ 196 в г. Ленинград (заводской № 105) под литерно-цифровым обозначением
"М-91".{1}
12.10.1937 спущена на воду.{2}
21.06.1938 по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
22.06.1938 подписан приемный акт.{3}
04.11.1938 поднят военно-морской флаг.
11.01.1939 командиром подводной лодки назначен лейтенант Николай Ефимович Егоров.
19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-174".
21.06.1939 вошла в состав Северного флота.
Участвовала в советско-финляндской войне.
В 03.1941 завершила текущий ремонт.
В 04.1941 установлена новая аккумуляторная батарея.
18.06.1941 производила погрузку
аккумуляторных батарей.
19.06.1941 в 00.00 находилась в Полярном в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта Н.Е. Егорова, проходя курс боевой подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
1-й боевой поход (11 суток):
01.07.1941 в 4 часа вышла из Полярного в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий. В 23.48 обнаружила подводную лодку противника, однако при попытке выйти в атаку неприятельская субмарина погрузилась – ложный контакт.
12.07.1941
в 01.30 прибыла в Полярный.{5}
2-й боевой поход (10 суток):
20.07.1941 в 17.20 вышла из Полярного в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
25.07.1941 в точке 69°52,8' с.ш. / 34°20,0' в.д. обнаружила подводную лодку, но из-за тумана не смогла ее атаковать. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 652" или "U 81".
27.07.1941 в точке 70°04' с.ш. / 34°03' в.д. обнаружила подводную лодку в надводном положении, которую не смогла атаковать из-за большого курсового угла цели и скорости. По-видимому, была обнаружена германская подводная лодка "U 652" или "U 81".
31.07.1941
в 01.20 прибыла в Полярный.{7}
3-й боевой поход (11 суток):
07.08.1941 в 08.12 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда. В 18.00 прибыла на позицию.
15.08.1941 – 16.08.1941 проникла в залив Петсамонвуоно, но не дошла 5 кабельтовых до Линахамари.
Из-за поломки топливного насоса начала возвращение в базу.
18.08.1941 в 11.50 прибыла в Полярный.
4-й боевой поход (4,5 суток):
04.09.1941 в 23.30 вышла из
Полярного на позицию
№ 6 в восточную часть Варангер-фьорда.{5}
В ночь на 09.09.1941 при 8-9-бальном шторме вылился
электролит из аккумуляторной батареи, из-за чего без разрешения штаба Северного флота {8}
в 11.30 возвратилась в Полярный.{5}
5-й боевой поход (8 суток):
19.09.1941 в 21.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.
20.09.1941 в 10 часов прибыла на позицию. В 18.13, находясь на перископной глубине, коснулась минрепа (мнимое касание, на тот момент минных заграждений в этом районе не было).
23.09.1941 в 05.29 в районе Айновых островов на глубине 25 метров коснулась грунта. Повреждений не было.
Днем 26.09.1941 командир лодки принял решение проникнуть в порт Линахамари. В 15.45 субмарина вошла в залив Петсамонвуоно, а в 17.20 – в порт Линахамари, где были обнаружены 3 транспорта, стоявшие у стенки причала под разгрузкой. В 17.35 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по двум транспортам (8000 и 4000 тонн) прицельно на циркуляции две торпеды из носовых торпедных аппаратов с дистанции 6 кабельтовых. Были услышаны взрывы. Командир лодки посчитал транспорты потопленными, однако по иностранным данным торпеды взорвались при ударе о пирс, а германский транспорт "Aldebaran" (7896 брт), и норвежские транспорты "Mimona" (1147 брт), "Viator" (3076 брт) попаданий не получили. После залпа лодка всплыла на поверхность под рубку с дифферентом около 15° на корму и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем. Выровняв дифферент, субмарина погрузилась и на глубине 40-45 метров пошла на выход из гавани. Германские моторные тральщики "R 155" и "R 162" преследовали лодку, сбросив в течение двух часов 34 (28 по германским данным) глубинные бомбы. В результате близких разрывов вертикальный руль стал перекладываться с трудом, были повреждены визирные стекла цистерн, глубиномеры, через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр. В 18.45 лодка на глубине 46 метров легла на грунт и пробыла в таком состоянии в течение 3 часов 50 минут, после чего продолжила движение в открытое море. Субмарина благополучно вышла из залива благодаря умелому маневрированию командира: она прижималась вплотную к берегу, а противник осуществлял бомбометание середины фарватера.
27.09.1941
в 02.45 всплыла на поверхность, пробыв под водой 20 часов 45 минут, и начала
возвращение в базу. В 18.06 прибыла в Полярный.{5}
6-й боевой поход (5 суток):
16.10.1941 в 11.34 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё.
17.10.1941 в 09.00 прибыла на позицию. Утром обнаружила тральщик, но из-за большого курсового угла цели не смогла атаковать.
20.10.1941 отозвана командованием в базу.
21.10.1941 в 18.00 прибыла в Полярный.
7-й боевой поход (13 суток):
30.10.1941 в 14.15 вышла из
Полярного на позицию
№ 5а в район Киркенеса.{5}
31.10.1941 в 8 часов прибыла на позицию.
Из-за 9-10-бального шторма держалась в районе зарядки аккумуляторных батарей, а 04–05.11.1941 – в губе Кильдинская салма.
10.11.1941 безрезультатно атакована самолетом противника, сбросившим 5 бомб.
11.11.1941 в 19.30 начала возвращение в базу.
12.11.1941 в 13.30 прибыла в Полярный.
8-й боевой поход (9,5 суток):
22.11.1941 в 18.50 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.
Утром 23.11.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не было.
25.11.1941 в 15.47 была атакована самолетом противника, сбросившим на безопасном удалении от лодки 3 бомбы.
Вечером 01.12.1941 начала возвращение в базу.
02.12.1941 в 10.10 прибыла в Полярный.
С 09.12.1941 по 14.12.1941 прошла навигационный ремонт.
9-й боевой поход (8 суток):
20.12.1941 в 15.00 вышла из
Полярного на позицию
№ 5а в район Киркенеса.{5}
21.12.1941
в 06.51 прибыла на позицию. Днем в Варангер-фьорде обнаружила в перископ на
дистанции 30-35 кабельтовых транспорт, следующий в охранении трех эскадренных
миноносцев в восточном направлении. Лодка заняла позицию со стороны берега, где
охранение противника отсутствовало. В 13.52 в точке 70°04,5' с.ш. / 30°30,2'
в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно по транспорту одну
торпеду из носового торпедного аппарата (вторая торпеда не вышла из аппарата
из-за неисправности системы беспузырной торпедной стрельбы) с
дистанции 12 кабельтовых. После торпедного выстрела лодка ушла на глубину. Через 96 секунд был слышен взрыв, а через 172
секунды еще один (по-видимому, взорвались котлы). Лодку с 13.59
до 16.00 преследовали германские тральщики "M 1505" и "M 1508", сбросившие 50 (54 по
германским данным) глубинных бомб, но субмарина ушла от преследования. К побережью полуострова Рыбачий прибило
шлюпку с надписью "Emshörn". По иностранным данным был потоплен германский транспорт "Emshörn"
(4301 брт), перевозивший от 2600 до 4306 тонн разборно-щитовых бараков
(1 погибший).
25.12.1941 в 12.25 из-за пролива электролита во время шторма прибыла в бухту Цып-Наволок.
28.12.1941
в 16.15 начала возвращение в базу и в 20.12 прибыла в Полярный.{5}
До 15.01.1942 прошла навигационный ремонт.
10-й боевой поход (7 суток):
30.01.1942 в 19.00 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
31.01.1942 в 6 часов прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
Из-за плохой видимости не смогла высадить разведывательную группу.
В ночь на 06.02.1942 вышла из строя (перестала выключаться) муфта Бамаг. В 3 часа из-за неисправности начала возвращение в базу и в 18.00 прибыла в Полярный.
08.02.1942 начала текущий ремонт на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.
03.04.1942 удостоена гвардейского звания.
Весь 06.1942 ожидала дока для окончания ремонта линии
вала.
30.07.1942 завершила текущий ремонт на
судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности в Мурманске.
11-й боевой поход (8 суток):
12.08.1942 в 23.47 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
13.08.1942 в 11.30 прибыла на позицию.
Днем 17.08.1942 обнаружила сторожевой корабль, но из-за большой дистанции не смогла атаковать. Вечером была обнаружена мотоботом, экипаж которого обстрелял перископ лодки из винтовок.
19.08.1942 в 22.00-22.40 подверглась преследованию двух сторожевых катеров, с береговой батареи по перископу выпущено 7 снарядов.
20.08.1942 в 02.46 начала возвращение в базу и в 19.30 прибыла в Полярный.
С 26.08.1942 по 05.09.1942 прошла навигационный ремонт.
12-й боевой поход (7,5 суток):
08.09.1942 в 15.30 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 20.20 при следовании на позицию из-за неисправности торпедного аппарата № 2 при проверке его готовности к стрельбе произошел самопроизвольный выстрел.
09.09.1942 в 01.22 прибыла на позицию. Утром обнаружила отряд тральщиков, но из-за большой дальности и курсового угла цели не смогла атаковать.
Утром 11.09.1942 заклинило вертикальный руль – неисправность была устранена за 5 часов. Вечером вблизи от находившейся в подводном положении лодки зафиксировано 2 взрыва, предположительно снарядов, выпущенных береговой батареей.
Утром 15.09.1942 обнаружила плавающую мину. В 23.15 начала возвращение в базу.
16.09.1942 в 07.18 прибыла в Полярный.
С 19.09.1942 по 04.10.1942 прошла навигационный ремонт.
13-й боевой поход (8,5 суток):
14.10.1942 в 20.57 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё для высадки разведывательной группы.
16.10.1942 прибыла на позицию.
С 17.10.1942 по 20.10.1942 не смогла высадить разведывательную группу из-за плохой погоды.
С 20.10.1942 несла позиционную службу на позиции № 5.
22.10.1942 в 19.31 начала возвращение в базу.
23.10.1942 в 08.55 прибыла в Полярный.
09.11.1942 при стоянке у борта плавучей мастерской "Красный горн" в Пала-Губе из-за свежей погоды несколько раз ударилась о борт "М-172". Были сломаны 67-й и 71-й шпангоуты прочного корпуса, 70-й шпангоут был вогнут внутрь, образовались многочисленные вмятины и трещина на 71-72-м шпангоутах. Была нарушена установка привода вертикального руля и центровка линии вала.
12.11.1942 начала аварийный ремонт.
В ходе ремонта
на лодке была установлена гидроакустическая
станция "Тамир-4".
07.01.1943 вступила в строй.
11.01.1943 командиром подводной лодки назначен капитан-лейтенант Иван Епифанович Сухорученко.{4}
14-й боевой поход (7,3 суток):
05.02.1943 в 00.59 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. В 12.16 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
07–08.02.1943 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.
09.02.1943 была залита водой нижняя головка перископа – устранено.
Утром 11.02.1943 в подводном положении коснулась грунта в районе маяка Стуршер.
12.02.1943 в 00.40 начала возвращение в базу и в 09.10 прибыла в Полярный.
15-й боевой поход (5,5 суток):
06.03.1943 в 18.15 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
07.03.1943 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей. В 23.18 обнаружила плавающую мину.
08.03.1943 прибыла на позицию.
Утром 09.03.1943 обнаружила тральщик, но из-за плохой видимости не смогла атаковать.
11.03.1943
в 14.38 между островами Стуршер и Лилле-Эккерей обнаружила на дистанции 18
кабельтовых одиночный тральщик. В 14.40 из подводного положения произвела торпедную атаку,
выпустив с временным интервалом две торпеды из носовых торпедных аппаратов с
дистанции 15 кабельтовых. Через 90
секунд услышан взрыв. В 14.52 в перископ наблюдался тральщик с дифферентом на
корму. Атака противником не зафиксирована. С 15.20 до 17.35 лодка
преследовалась катером без сброса глубинных бомб
12.03.1943
в 04.26 прибыла в Полярный.
16-й боевой поход (1,5 суток):
23.03.1943 в 16.05 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
24.03.1943 в 05.30 прибыла на позицию. В 13.40 в точке 70°06,2' с.ш. / 30°41,5' в.д., двигаясь курсом 250° на глубине 15 метров, подорвалась на мине UMB германского заграждения "Sperre-V". В результате взрыва была оторвана носовая оконечность легкого корпуса до 9-го шпангоута; вышли из строя оба торпедных аппарата, насос дифферентовочной системы, гирокомпас, лаг, эхолот, гидроакустическая станция, перископ, электрическое управление рулями и целый ряд приборов; лопнуло пять баков элементов носовой группы аккумуляторной батареи; 1-й отсек стал наполняться водой. Лодка всплыла на поверхность и доложила по радио о случившемся. В 13.48 1-й отсек был осушен. Командир лодки принял решение идти в надводном положении под прикрытие береговых батарей полуострова Средний. Обеспечивали возвращение поврежденной субмарины эскадренный миноносец "Урицкий" и подводная лодка "С-55". Пройдя в 5 милях от полуострова Рыбачий, "М-174" вошла в Кольский залив.
25.03.1943
в 00.45 прибыла в Полярный.{9}
С 27.03.1943 по 12.08.1943 прошла аварийный и текущий ремонт с заменой аккумуляторной батареи.
17-й боевой поход (1-3 суток):
14.10.1943 в 21.10 вышла из Полярного на позицию № 1 в Варангер-фьорд. Обеспечивал поход заместитель начальника штаба бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга А.А. Петров.
17.10.1943 не ответила на запрос по радио.
25.10.1943
истек срок автономности. На
лодке погибло 25 членов экипажа.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на
мине заграждений "NW-34", "NW-35" или "Sperre-V".
2. Подрыв на
плавающей мине.
3. Ошибка
личного состава или отказ техники.
Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине 24.03.1943
Подводная лодка "М-174" после подрыва на мине 24.03.1943
[4, с.459]
{1} В [1, с.65], [3, с.380] и [4, с.338] дата закладки подводной лодки – 29.05.1937; в [5, с.45] – 20.05.1936; в [2, с.254] есть две версии о дате закладки –29.05.1937 и 29.04.1937.
{2} В [1, с.65], [3, с.380], [4, с.338] и [5, с.45] дата спуска лодки на воду – 12.10.1937; в [2, с.254] есть две версии о дате спуска на воду – 12.10.1937 и 07.07.1938.
{3} В [1, с.65] дата подписания приемного акта лодки – 22.06.1938; в [2, с.254] – 24.10.1938.
{4} Согласно [4, с.338] и [5, с.45] Н.Е. Егоров командовал "М-174" до 11.01.1943; по данным [3, с.270] – до 14.01.1943.
{5} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.45-47]:
17 боевых походов (126-128 суток).
3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.
Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.338-339]:
срок боевой службы – 28 месяцев (22.06.1941 – 24.10.1943);
16 боевых походов (138 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,16.
3 торпедные атаки (5 торпед). 1 торпеда выпущена в боевом походе самопроизвольно.
Хронологии походов, приведенные в [5, с.45-47]
и [4, с.339],
несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [5] |
Дата начала похода |
Дата окончания похода |
||
По М.Морозову [5] |
По А.Платонову [4] |
По М.Морозову [5] |
По А.Платонову [4] |
|
1-й боевой |
||||
2-й боевой |
||||
3-й боевой |
||||
4-й боевой |
||||
5-й боевой |
||||
6-й боевой |
||||
7-й боевой |
||||
8-й боевой |
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
– |
– |
||
|
{7} Согласно [5, с.46] "М-176" возвратилась из 2-го боевого похода 31.07.1941 в 01.20; в [4, с.339] считается, что лодка возвратилась 29.07.1941; по данным [6] и [7] – 30.07.1941.
{8} Согласно [5, с.46] "М-176" возвратилась из 4-го боевого похода без разрешения штаба Северного флота; в [4, с.338] и [6] утверждается, что лодка была досрочно отозвана в базу из-за сильного шторма в районе боевого предназначения.
{9} Согласно [5, с.47] "М-174" возвратилась в Полярный из 16-го боевого похода 25.03.1943 в 00.45; в [4, с.460] указано, что лодка ошвартовалась в Полярном 24.03.1943 в 23.58.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.
[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[5]
Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия
КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[6] Версия
Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
Дополнительные страницы сайта по истории
"М-174":
1. Торпедная
атака "М-174" 26.09.1941.
2. Торпедная атака "М-174" 21.12.1941.
3. Торпедная атака "М-174" 11.03.1943.
4. Подрыв "М-174" на мине 24.03.1943.
Дата последнего изменения: 10.02.2009.