|
"М-176" (до 16.06.1939 – "М-93") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод
№ 196, г. Ленинград заводской
№ 107 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата подписания приемного акта |
||
Командиры |
||
Принадлежность |
22.06.1941
– 06.1942 |
|
Боевой результат |
16 боевых
походов{3} в Великой
Отечественной войне (91-97 суток). {3} Выполнила 7
торпедных атак (11 торпед). {4} Подтвержденных
побед нет. {5} |
|
Судьба |
21-28.06.1942 пропала
без вести в Варангер-фьорде в 16-м боевом походе (21 член экипажа погиб). |
29.05.1937 заложена на заводе
№ 196 в г. Ленинград (заводской № 107) под литерно-цифровым обозначением
"М-93".
12.10.1937 спущена на воду.
21.06.1938 по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.{2}
11.10.1938 подписан приемный акт.{1}
19.05.1939 начала переход на Северный флот по Беломорско-Балтийскому каналу.
16.06.1939 получила новое литерно-цифровое обозначение "М-176".
21.06.1939 вошла в состав Северного флота.
Участвовала в советско-финляндской войне.
13.04.1940 командиром подводной лодки назначен Иосиф Лукьянович Бондаревич.
В 1-й половине 1941 года прошла гарантийный ремонт.
В 05.1941 установлена новая аккумуляторная батарея.
С 07.05.1941 по 19.05.1941 находилась в дозоре перед входом в Кольский залив.
С 16.06.1941{6} по 19.06.1941 находилась в дозоре перед входом в Кольский залив у бухты Цып-Наволок.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
Начало Великой Отечественной войны встретила в составе 4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием старшего лейтенанта И.Л. Бондаревича. Лодка числилась во 2-й линии.
1-й боевой поход (8,5 суток):
22.06.1941 в 23.55 вышла в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.{3}
23.06.1941 в 6 часов прибыла на позицию.
30.06.1941 была атакована в тумане самолетом противника, сбросившим на небольшом удалении от лодки несколько бомб – масляная цистерна дала небольшую течь.
01.07.1941 в 0 часов начала возвращение в базу и в 09.46{7} прибыла в Полярный.{3}
2-й боевой поход (4 суток):
21.07.1941 в 08.05 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.{3} В 15.15 прибыла на позицию.
В течение похода патрулировала на удалении 15 миль от берега, встреч с кораблями противника не имела.
Утром 24.07.1941 не приняла приказ перехватить эскадренные миноносцы противника, которые потопили гидрографическое судно "Меридиан". В 11.20 начала возвращение в базу.
25.07.1941 в 10.18 прибыла в Полярный.
3-й боевой поход (4 суток):
30.07.1941 в 21.25 вышла из Полярного в дозор на позицию № 7 северо-восточнее полуострова Рыбачий.
31.07.1941 в 02.10 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела. Через клинкет газоотвода вода в подводном положении заливала дизель.
04.08.1941 в 00.30 начала возвращение в базу и в 06.30 прибыла в Полярный.
11.08.1941 начала средний ремонт.
С 06.09.1941 по 15.09.1941 находилась на Мурманском заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.
4-й боевой поход (10 суток):
26.09.1941 в 16.23 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.{3}
В ночь на 27.09.1941 прибыла на позицию. Утром обнаружила парусно-моторную шхуну, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.
30.09.1941 в 10.10 предприняла попытку прорыва в Бёк-фьорд. В 10.26 лодка внезапно потеряла плавучесть и проскочила на глубину 68 метров с дифферентом 15° на корму. При даче полного хода вперед субмарина не всплывала. После продувания средней цистерны и маневрирования электродвигателем подвсплыла и задним ходом на глубине 38 метров вышла из фьорда. При маневрировании на передних ходах по носу и бортам лодки слышалось шуршание, мешавшее пользоваться шумопеленгатором; на заднем ходу оно прекращалось. Предположительно произошло попадание в противолодочную сеть. В 16.05 на расстоянии 15 кабельтовых обнаружила транспорт и 2 катера-охотника, шедших зигзагом в Бёк-фьорд. Ввиду позднего обнаружения, малой видимости и большого курсового угла на противника (150°) при развороте на боевой курс лодка оказалась за кормой транспорта, и атака не состоялась.
Утром 03.10.1941
Утром 04.10.1941
05.10.1941
06.10.1941
5-й боевой поход (6 суток):
19.10.1941
20.10.1941
В месте приема разведывательную группу не обнаружила.
Вечером 23.10.1941
В новом месте приема разведывательной группы не смогла подойти к
берегу из-за штормовой погоды.
В ночь на 25.10.1941
6-й боевой поход (2,5 суток):
29.10.1941
Не смогла снять разведывательную группу из-за наличия постоянного дозора кораблей противолодочной обороны.{8}
31.10.1941
С 05.11.1941 по 22.11.1941 прошла навигационный ремонт на Мурманском заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.
7-й боевой поход (10 суток):
26.11.1941 в 19.00 вышла из Полярного на позицию № 6 в восточную часть Варангер-фьорда.
27.11.1941 в 03.30 прибыла на позицию.
С 29.11.1941 по 30.11.1941 штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей. От ударов волн было оторвано ограждение носовых горизонтальных рулей с левого борта; из-за крена, достигавшего 70°, расплескался электролит аккумуляторной батареи; пропустила воду верхняя головка перископа.
С 18 часов 30.11.1941 до 12 часов 04.12.1941 находилась в бухте Цып-Наволок.
06.12.1941 в 18.50 из-за выхода из строя перископа начала возвращение в базу.
07.12.1941 в 00.12 прибыла в Полярный.{3}
С 18.12.1941 по 22.12.1941 прошла навигационный ремонт.
8-й боевой поход (8 суток):
31.12.1941 в 02.31 вышла из Полярного на позицию № 5а в район Киркенеса.{3} В 19 часов прибыла на позицию.
До 03.01.1942 штормовала на позиции. Не смогла произвести высадку разведывательной группы из-за плохой видимости и невозможности норвежского лоцмана определиться. 6 раз выходила в атаку по данным гидроакустической станции, однако, поскольку обнаруженные цели оказывались шхунами до 30 тонн, командир от атак отказывался.
01.01.1942 вышел из строя гирокомпас.
Утром 02.01.1942, находясь в районе Киркенеса в надводном положении, обнаружила на дистанции 12 кабельтовых на курсовом угле 90° правого борта сторожевой корабль противника. Лодка произвела срочное погружение для выхода в торпедную атаку, но из-за большого курсового угла цели атака не состоялась.
03.01.1942 в 02.30, находясь в районе Киркенеса в надводном положении, обнаружила на дистанции 15 кабельтовых на курсовом угле 30° правого борта миноносец противника. Лодка произвела срочное погружение для выхода в торпедную атаку, но миноносец развернулся курсом на субмарину, прошел вблизи ее левого борта и удалился вглубь фьорда. Атака не состоялась. В 11.55 лодка услышала шум винтов и отдаленный глухой взрыв. В 19.45 обнаружила два сторожевых катера и срочно погрузилась. До 23.00 лодка слышала шумы винтов в разных направлениях.
04.01.1942 была обстреляна с берега или с судна неустановленного типа одним трассирующим снарядом, который взорвался на перелете в 2 кабельтовых от лодки. Субмарина произвела срочное погружение, находясь под водой в течение часа, шумопеленгаторной станцией ничего не обнаружила.
07.01.1942 в 17 часов начала возвращение в базу.
08.01.1942 в 03.30 прибыла в Полярный.{3}
С 08.01.1942 по 01.02.1942 прошла навигационный ремонт.
9-й боевой поход (5 суток):
06.02.1942 в 18.00 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{3}
07.02.1942 в 06.25 прибыла на позицию.
Большую часть похода штормовала в районе зарядки аккумуляторных батарей.
09.02.1942 – 10.02.1942 подверглась многочасовому преследованию сторожевого корабля "Nordriff", сбросившего на различном удалении от лодки около 60 глубинных бомб. В результате разрывов пропустила воду верхняя головка перископа, вышел из строя привод вертикального руля.
Вечером 10.02.1942 начала возвращение в базу.
Из-за большой навигационной ошибки вместо Кольского залива вышла в район губы Порчниха, где 11.02.1942 в 12.30 была обстреляна с береговой батареи № 828, сделавшей 7 выстрелов. Лодка уклонилась погружением.
12.02.1942 в 00.57 после доклада командованию прибыла в Кильдинскую салму.
С 14.02.1942 по 20.02.1942 прошла навигационный ремонт.
10-й боевой поход (9 суток):
23.02.1942 в 20 часов вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
24.02.1942 в 08.02 прибыла на позицию.
На протяжении похода держалась на удалении 15 миль от берега. Сгорел электромотор поднимания перископа, в результате чего перископ был заклинен в верхнем положении.
Утром 26.02.1942 обнаружила при помощи шумопеленгаторной станции корабли противника, но установить с ними визуальный контакт не смогла.
Вечером 02.03.1942 обнаружила при помощи шумопеленгаторной станции корабли противника, но установить с ними визуальный контакт не смогла.
04.03.1942 в 05.25 начала возвращение в базу. В 15.15 прибыла в Полярный.
05.03.1942 начала навигационный ремонт.
07.03.1942 на рейде Полярного из-за сильного ветра на лодку навалило британский тральщик "Niger". Субмарина получила вмятину в надстройке в кормовой части, заело приводы управления рулями.
29.03.1942 введена в строй.
11-й боевой поход (3 суток):
Днем 31.03.1942 отошла от баржи и вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.
В ночь на 01.04.1942 прибыла на позицию, затратив на переход 12 часов 26 минут. В 13.40 южнее маяка Стуршер акустик услышал шум винтов на курсовом угле 40° левого борта. Лодка развернулась на боевой курс 70°. В перископ был обнаружен на дистанции 14-16 кабельтовых в снежном заряде транспорт, шедший в восточном направлении в охранении сторожевого корабля. Видимость составляла не более 15 кабельтовых. В 13.51 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту (3500 тонн), выпустив прицельно с дистанции 11 кабельтовых одну торпеду из левого носового торпедного аппарата (выпущена преждевременно на 3-5 секунд по предварительной команде, вторая торпеда не вышла из-за неисправности торпедного аппарата). Услышан взрыв продолжительностью 40 секунд. В перископ ничего не было видно, так как видимость составляла не более 5 кабельтовых. Сторожевой корабль ходил на одном месте до 14.45. Атака противником не зафиксирована. Возможно атакован германский конвой, включавший транспорты "Admiral Karl Hering" (1436 брт), "Almora" (2522 брт) и голландский танкер "Oleum" (476 брт). После отхода лодки из района атаки на кормовых курсовых углах противником было сброшено 64 глубинные бомбы, из них 5 штук были сброшены близко, остальные на безопасном удалении.
Ночью 02.04.1942 при ночном поиске обнаружила на курсовом угле 90° левого борта конвой в составе транспорта и 2 тральщиков. Лодка находилась прямо по курсу конвоя на дистанции 2-3 кабельтова. Начала уклонение, так как выйти в атаку не представлялось возможным – в 200 метрах перед субмариной находился тральщик. Лодка произвела срочное погружение с намерением развернуться для атаки, в 04.45 всплыла в надводное положение и обнаружила на дистанции 55-60 кабельтовых конвой. Транспорт находился на курсовом угле 110° правого борта. Из района маяка Стуршер вышел сторожевой корабль и шел на субмарину полным ходом. Лодка произвела срочное погружение, сторожевой корабль сбросил одну глубинную бомбу и после акустического поиска ушел в Киркенес. В 13.45 в 10 милях юго-западнее мыса Кумагнес акустик услышал шум винтов. Лодка легла на курс 325°. В перископ был обнаружен на дистанции 10-12 кабельтовых транспорт, шедший в восточном направлении в охранении сторожевого катера. В 13.51 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту (5000 тонн), выпустив прицельно с дистанции 6 кабельтовых одну торпеду из правого носового торпедного аппарата. Через 52 секунды услышан взрыв; через 6 минут при осмотре в перископ транспорт не обнаружен. Атака противником не зафиксирована. Возможно атакован отряд боевых кораблей, включавший германские тральщики "M 1505", "M 1506" и "M 1508". Преследования не было. В 22.45 начала возвращение в базу.
03.04.1942 в 05.20 прибыла в Полярный, затратив на возвращение 6 часов 35 минут. Время пребывания вблизи побережья противника в расстоянии 15 миль составило 52 часа.
12-й боевой поход (6,5 суток):
04.04.1942 в 21.31 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{3}
05.04.1942 в 06.00 прибыла на позицию. Днем обнаружила дозорный сторожевой корабль противника, но из-за внезапных изменений курсов цели не смогла атаковать.
Днем 07.04.1942 сторожевой корабль противника сбросил 4 глубинные бомбы на безопасном удалении от лодки.
10.04.1942 в 14.03
обнаружила в Варангер-фьорде конвой противника, следовавший на запад (3
транспорта, 3 тральщика, 3 сторожевых корабля, 1 сторожевой катер, 3 мотобота).
В 14.20 из подводного
положения произвела торпедную атаку по транспорту (8000 тонн), выпустив с
временным интервалом с дистанции 13 кабельтовых две торпеды из носовых
аппаратов. Через 110 и 116 секунд услышано 2 взрыва, слабый скрежет металла.
После атаки лодка некоторое время преследовалась двумя сторожевыми кораблями.
На безопасном удалении зафиксирован 1 взрыв, предположительно глубинной бомбы
11.04.1942 в 07.20 начала возвращение в базу и в 13.25 прибыла в Полярный.
13-й боевой поход (6 суток):
20.04.1942 в 15.27 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд. Вечером обнаружила плавающую мину.
21.04.1942 в 02.00 прибыла на позицию.
21.04.1942 – 23.04.1942 неоднократно фиксировала шумы кораблей при помощи шумопеленгаторной станции, но из-за плохой видимости ничего не обнаруживала.
В ночь на 24.04.1942 была обстреляна береговой батареей противника с мыса Кибергнес, от огня которой уклонилась погружением.
26.04.1942 в 05.44 обнаружила в 6 милях юго-западнее мыса Кумагнес конвой противника, следовавший на восток (1 транспорт, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик). В 05.49 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту (10000 тонн), выпустив с временным интервалом с дистанции 5-6 кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов. Через 52 и 56 секунд услышаны взрывы. Безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты "Delphin" и "Hartmut" (2713 брт). Лодка была контратакована германским тральщиком "M 154", сбросившим 7 глубинных бомб (6 по германским данным). В 12.30 начала возвращение в базу и в 21.39 прибыла в Полярный.
С 28.04.1942 по 03.05.1942 прошла навигационный ремонт.
14-й боевой поход (3,5 суток):
11.05.1942 в 18.16 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{3}
12.05.1942 в 05.32 прибыла на позицию. Днем подверглась преследованию двух сторожевых кораблей без сброса глубинных бомб.
14.05.1942 в 06.45 обнаружила в Варангер-фьорде конвой противника, следовавший на восток (2 транспорта, 1 миноносец, 1 сторожевой корабль, 3 сторожевых катера). В 06.59 из подводного положения произвела торпедную атаку по транспорту (8000 тонн) и миноносцу, выпустив с дистанции 10-12 кабельтовых прицельно одну за другой две торпеды из носовых аппаратов. Через 113 и 117 секунд услышаны 2 взрыва, через 4,5 минуты – глухой сильный взрыв. После атаки на безопасном расстоянии от лодки зафиксировано 12 взрывов. Атака противником не зафиксирована. Возможно атакован германский конвой, включавший транспорт "Ludwig" (1065 брт) и танкер "Frieda" (680 брт). В 16.33 начала возвращение в базу.
15.05.1942 в 01.12 прибыла в Полярный.{3}
С 16.05.1942 по 23.05.1942 прошла навигационный ремонт.{9}
15-й боевой поход (4 суток):
25.05.1942 в 19 часов вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{3} Ей было приказано вести неограниченную подводную войну против судоходства противника и быть готовой к отражению высадки вражеского десанта на побережье полуостровов Средний и Рыбачий.
26.05.1942 в 3 часа прибыла на позицию. Утром была обнаружена сторожевым кораблем противника, который в течение дня сбросил на безопасном удалении от лодки 4 глубинные бомбы.
27.05.1942 в 16.17 была обнаружена сторожевым кораблем противника, который сбросил на безопасном удалении от лодки 9 глубинных бомб.
Утром 28.05.1942 обнаружила плавающую мину. В 18.22 в 20 милях севернее полуострова Рыбачий, находясь в надводном положении, обнаружила на курсовом углу 140° левого борта на дистанции около 90 кабельтовых неизвестную субмарину. В 18.24 "М-176" погрузилась и легла на курс атаки. В 18.34 акустик доложил о шумах винтов подводной лодки, сближающейся полным ходом в подводном положении. В 18.41 командир "М-176", увидев бурун от перископа на дистанции 15-18 кабельтовых, увел лодку на глубину 45 метров. Неизвестная субмарина с удивительным упорством преследовала "М-176", а последняя путем маневрирования пыталась от нее уклониться. Временами противник стопорил ход, очевидно для прослушивания. В 19.51 акустик и весь экипаж советской лодки услышали характерный звук выстрела двух торпед справа по борту. Спустя минуту одна из них прошла вблизи носовой части "М-176". В 19.53 противник выпустил еще одну торпеду, тоже прошедшую по носу. Затем в течение 17 минут неизвестная субмарина произвела еще 5 выстрелов. По времени они распределились следующим образом: 19.55 – две торпеды; 20.00 – две торпеды; 20.02 – одна торпеда; 20.09 – одна торпеда; 20.12 – одна торпеда. В 21.48 вражеская субмарина отошла на большое расстояние и приступила к продуванию балластных цистерн. В 21.53 "М-176" всплыла на перископную глубину и на дистанции 12 кабельтовых обнаружила подводную лодку. В 22.01 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 8 кабельтовых две торпеды из носовых аппаратов с временным интервалом в 6 секунд. Через 66 секунд услышан взрыв. Взрыв сопровождался слабым металлическим треском и бурлением воды. По докладу акустика шумы винтов вражеской субмарины практически сразу прекратились. "М-176", получив дифферент на корму, стала быстро проваливаться под воду. В 22.25 лодка вновь поднялась на перископную глубину, на поверхности обнаружить ничего не удалось, а всплывать в надводное положение командир не решился из-за наличия в воздухе неизвестного самолета. Зарубежных данных об этом столкновении нет, вероятно ложный контакт.
29.05.1942 в 02.40 всплыла
на поверхность и дала радиограмму об израсходовании торпед. В 04.00 был получен
приказ о возвращении в базу. В 6 часов начала возвращение. В 06.53 расстреляла
плавающую мину. В 11.38 прибыла в Полярный.{10}
С 30.05.1942 по 16.06.1942 прошла навигационный ремонт.
16-й боевой поход (1-8 суток):
20.06.1942 в 14.53 вышла из Полярного на позицию № 6 в Варангер-фьорд.{3} В дальнейшем на связь не выходила, в базу не вернулась.
28.06.1942 не ответила на приказ о возвращении в базу.
04.07.1942 истек срок автономности.
На лодке погиб 21 член экипажа.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на
мине заграждения "Sperre-V" в Варангер-фьорде.
2. Подрыв на
мине заграждения "Bantos-A" у северного побережья
полуострова Рыбачий.
3. Подрыв на
плавающей мине.
4. Ошибка
личного состава или отказ техники.
{1} В [1, с.66] и [5, с.47] дата подписания приемного акта лодки – 11.10.1938; в [2, с.254] есть две версии о дате подписания приемного акта – 11.10.1938 и 29.03.1938.
{2} В [3, с.380] дата вступления лодки в строй – 21.06.1938; в [2, с.254] есть две версии: согласно одной лодка по приказу НК ВМФ-39 вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота 21.06.1938, по другой – лодка вступила в строй 04.11.1938; согласно [4, с.339] вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота 21.06.1938.
{3} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.47-49]:
16 боевых походов (91-97 суток). Хотя на стр. 47 указано, что походов было 17.
7 торпедных атак (11 торпед).
Статистика в Великой Отечественной войне по [4, с.340]:
срок боевой службы – 12,4 месяца (22.06.1941 – 04.07.1942);
16 боевых походов (98 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,26.
7 торпедных атак (12 торпед).
Согласно [1, с.66] лодка совершила 13 боевых походов.
Хронологии походов, приведенные в [5, с.47-49]
и [4, с.340],
несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [5] |
Дата начала похода |
Дата окончания похода |
||
По М.Морозову [5] |
По А.Платонову [4] |
По М.Морозову [5] |
По А.Платонову [4] |
|
1-й боевой |
||||
2-й боевой |
||||
3-й боевой |
||||
4-й боевой |
||||
5-й боевой |
||||
6-й боевой |
||||
7-й боевой |
||||
8-й боевой |
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
{5} В [1, с.66] лодке приписывается потопление 6 транспортов противника (в том числе 01.04.1942 – "Кангарс"). В [2, с.162] считается, что "М-176" потопила 6 транспортов, в том числе "Михаэль" (2722 брт).
На самом деле считавшийся потопленным
латвийский транспорт "Kangars" ("Кангарс") с 1940 года
принадлежал Латвийскому пароходству СССР, а в 1941 году был захвачен немцами в
Гамбурге и переименован в "Michael" ("Михаэль"). Это судно
было потоплено 01.04.1942
подводной лодкой "Щ-404"
в районе Вардё. [5, с.85] [6, с.24]
{6} Согласно [5, с.47] "М-176" находилась в дозоре перед входом в Кольский залив с 16.06.1941 по 19.06.1941; в [9] указано, что "М-176" вышла в дозор к бухте Цып-Наволок 18.06.1941.
{7} Согласно [5, с.47]
"М-176" возвратилась из 1-го боевого похода в 09.46; в [7] указано,
что лодка возвратилась в Полярный в 10.00.
{8} В [4, с.340]
считается, что 30.10.1941
{9} В [6, с.26]
{10} Согласно [5, с.49]
"М-176" возвратилась из 15-го боевого похода в 11.38; в [8, с.140] указано,
что лодка вошла в Екатерининскую гавань в 11.35.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3]
Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального
периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО
Центрполиграф, 2006. – 428 с.
[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[5]
Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия
КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[6] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[8] Сергеев А.А. – Германские подводные лодки в Арктике 1941–1942. – М.: ЗАО "Русский издательский дом", 2003.
[9] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12, 1991 и №№1-7, 1992.
Дополнительные страницы сайта по истории
"М-176":
1. Торпедная
атака "М-176" 03.10.1941.
2. Торпедная
атака "М-176" 01.04.1942.
3. Торпедная
атака "М-176" 02.04.1942.
4. Торпедная
атака "М-176" 10.04.1942.
5. Торпедная
атака "М-176" 26.04.1942.
6. Торпедная
атака "М-176" 14.05.1942.
7. Торпедная
атака, совершенная 19.05.1942, которую Ровер приписывает "М-176".
8. Торпедная
атака "М-176" 28.05.1942.
Дата последнего изменения: 10.02.2009.