Лодка

"М-176"

4-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ Северного флота

Командир

капитан-лейтенант И.Л. Бондаревич

Дата атаки

28.05.1942 {1}

Данные атакующей стороны (командира подводной лодки)

Источник

[1, с.49]

[2, с.340]

[3, с.26]

Состав конвоя

подводная лодка {2}

подводная лодка (обнаружена в 21.48 на дистанции 12 кабельтовых)

подводная лодка

Время атаки

22.01

19.51

Место атаки

позиция № 6

20 миль севернее

полуострова Рыбачий

Варангер-фьорд

Varangerfjord

Цель атаки

подводная лодка

Положение лодки

подводное

?

Способ атаки {1}

торп/ви

2/НТА

торп/?

2/НТА

Дистанция

12 каб.

8 каб.

?

Результат атаки

через 66 секунд услышан взрыв

промах

подводная лодка потоплена

Данные атакованной стороны (противника)

Состав конвоя

ложный контакт

?

Время атаки

21.50 (27.05.1942)

Место атаки

Varangerfjord

Цель атаки

германское вспомогательное противолодочное судно

Результат атаки

промах; торпеды не наблюдались


 

Описание атаки из разных источников:

[4, с.35]:

"Пл "М-176" (капитан-лейтенант Бондаревич И.Л.), уклонившись в течение почти 2 ч от 10 торпед немецкой пл, 2-торпедным залпом потопила её после всплытия неприятеля в надводное положение."

[5, с.136-145]:

"Вечером 28 мая в 18.22, когда "М-176" находилась приблизительно в 20 милях к северо-востоку от мыса Кекурский (п-ов Рыбачий) и следовала в надводном положении, сигнальщики заметили на курсовом углу 140° левого борта силуэт неизвестной субмарины. По мнению советского командира, дистанция до нее составляла около 90 кабельтовых. В 18.24 "М-176" погрузилась и легла на курс атаки. Бондаревич поднял перископ, но цель обнаружить уже не смог. Казалось, что контакт с противником потерян. Однако в 18.34 акустик доложил о шумах винтов подводной лодки, сближающейся полным ходом в подводном положении. В 18.41 Бондаревич, увидев бурун от перископа на дистанции 15-18 кабельтовых, увел "М-176" на глубину 45 метров и начал циркулировать вправо, подставляя врагу кормовую часть. Таким образом, он надеялся избежать возможного таранного удара. С этого момента началась многочасовая игра в "кошки-мышки". Неизвестная субмарина с удивительным упорством преследовала "М-176", а последняя путем маневрирования пыталась от нее уклониться. Временами противник стопорил ход, очевидно для прослушивания.

В 19.51 акустик и весь экипаж советской лодки услышали характерный звук выстрела двух торпед справа по борту. Спустя минуту одна из них прошла вблизи носовой части "М-176", о чем в центральный пост доложил личный состав первого отсека. В 19.53 противник выпустил еще одну торпеду, тоже прошедшую по носу. На этот раз ее ход слышали в первых трех отсеках и центральном посту. Затем в течение 17 минут неизвестная субмарина произвела еще 5 выстрелов. По времени они распределились следующим образом: 19.55 – две торпеды; 20.00 – две торпеды; 20.02 – одна торпеда; 20.09 – одна торпеда; 20.12 – одна торпеда. В ходе атаки советский акустик фиксировал странные металлические удары, доносящиеся со стороны подводной лодки противника. Бондаревич предположил, что на ее борту идет перезарядка торпедных аппаратов.

В 20.48{4} вражеская субмарина отошла на большое расстояние и приступила к продуванию балластных цистерн. Вероятно, она разрядила аккумуляторные батареи, маневрируя в течение длительного времени со скоростью около 7 узлов. Рассчитывая застать ее в надводном положении, Бондаревич объявил торпедную атаку и начал ложиться на боевой курс, используя шумопеленгатор. В 21.53 "М-176" всплыла на перископную глубину, и советский командир смог обнаружить на дистанции 12 кабельтовых силуэт подводной лодки. В 22.01 он выпустил по ней две торпеды с интервалом в 6 секунд. Вслед за этим облегченная "малютка", получив дифферент на корму, стала быстро проваливаться под воду. Вскоре выяснилось, что в результате длительного пребывания на глубине у нее оказались залиты кормовые трюмы.

В 22.02 в пятом и четвертом отсеках, а также в центральном посту личный состав услышал взрыв. По секундомеру помощника командира лейтенанта Усенко он произошел через 1 минуту 06 секунд после первого выстрела. Взрыв сопровождался слабым металлическим треском и бурлением воды. По докладу акустика шумы винтов вражеской субмарины практически сразу прекратились. В 22.25 "М-176" вновь поднялась на перископную глубину, и Бондаревич получил возможность осмотреться. Однако на поверхности обнаружить ничего не удалось, а всплывать в надводное положение советский командир не решился из-за наличия в воздухе неизвестного самолета. Таким образом, экипаж лодки упустил шанс получить доказательства своей победы, если таковая имела место быть.

Для начала следует вспомнить, что германский военно-морской флот не терял подводных лодок в мае-июне 1942 года в Баренцевом море. И они не имели боевых столкновений с субмаринами союзников. Значит "М-176" сражалась с кораблем иного государства, если конечно это вообще был корабль. Тогда какого же? Может своего собственного? Нет, советский Северный флот потерял в мае 1942 года лишь одну подводную лодку ("К-23"), но она была потоплена в начале месяца глубинными бомбами германского противолодочного корабля Uj-1109. Таким образом можно рассматривать лишь две версии.

Версия № 1 – британская подводная лодка

В мае 1942 года в Баренцевом и Норвежском морях действовало восемь британских субмарин (P-37, "Seawolf", "Trident", "Sturgeon", "Unison", P-46, P-614, P-615), одна голландская (O-10), одна французская ("Minerve"), одна норвежская ("Uredd") и одна польская (P-551). Всего 12 единиц. Из этого числа можно сразу исключить польскую и голландскую подводные лодки, которые совершенно точно не могли принимать участие в поединке с "М-176". Первая была ошибочно потоплена британскими кораблями 2 мая 1942 года, а вторая 28 мая закончила патрулирование и, не выпустив за весь поход ни одной торпеды, взяла курс на Лервик (Шетландские о-ва). С остальными лодками ясности нет. Все попытки автора установить их точное местонахождение на 28 мая 1942 года успеха не имели. Не смог (или не захотел ?) помочь в этом вопросе и военно-морской исторический отдел министерства обороны Великобритании (Naval Historical Branch). В свою очередь один независимый исследователь, работавший в Public Record Office, сообщил автору, что документов о действиях британских подводных лодок за 1942 год сохранилось немного. Возможно, некоторые из них до сих пор имеют гриф "совершенно секретно" и недоступны для исследователей. Видимо по этой причине в монументальном труде официального британского историка С.Роскилла "Флот и война" необходимая информация тоже отсутствует. Однако во втором томе его книги есть любопытная схема. На ней обозначены позиции британских субмарин, действовавших в Баренцевом море в июле 1942 года. Согласно схеме, P-614 и P-615 осуществляли патрулирование к северо-западу от п-ова Рыбачий, а недалеко от них находилась "Трайдент". Если предположить, что в мае британские подводные лодки развертывались таким же образом, как и июле, то встреча "М-176" с одной из них вполне могла состояться. Кроме того, не надо забывать, что британские субмарины типа "T" (к числу которых относилась и "Трайдент") имели десять торпедных аппаратов. Следовательно, они легко могли произвести то количество выстрелов, о котором докладывал Бондаревич. Следует также учитывать тот факт, что для британских подводников противолодочные действия нисили приоритетный характер в течение всей войны. Теперь давайте попробуем нарисовать картину предполанаемого боевого столкновения на основе имеющейся информации.

Итак, вечером 28 мая 1942 года британская субмарина, маневрирующая к северо-западу от п-ова Рыбачий, в результате ошибки штурмана или по какой-либо другой причине оказалась не в своей зоне патрулирования. В 18.22 она обнаружила на дистанции приблизительно 20 кабельтовых советскую подводную лодку "М-176", которую ошибочно приняла за германскую. Британский командир немедленно ушел на перископную глубину и начал сближение, используя гидроакустические средства наблюдения. В течение часа он маневрировал полным ходом на глубине 30-40 метров, выбирая удобный момент для атаки. Наконец в 19.51 британская субмарина выпустила по "М-176" первые две торпеды, а затем в течение 20 минут еще восемь. Ни одна из них в цель не попала, хотя некоторые проходили в опасной близости от корпуса советской лодки. Разрядив аккумуляторную батарею и все десять торпедных аппаратов, британская субмарина была вынуждена отойти на некоторое расстояние от места боя и всплыть в надводное положение. Характерный звук продувания балластных цистерн зафиксировал в 20.48{4} акустик "М-176", сообщив об этом капитан-лейтенанту Бондаревичу. Последний принял решение всплыть на перископную глубину и провести торпедную атаку. В 21.53 он обнаружил силуэт подводной лодки на дистанции 12 кабельтовых, а в 22.01 с интервалом в 6 секунд выпустил по ней две торпеды. Через минуту советские подводники услышали взрыв, но наблюдать его не могли из-за провала лодки на глубину. Бондаревич посчитал, что, по крайней мере, одна из торпед поразила цель. Однако, скорее всего, она взорвалась преждевременно, заставив британскую субмарину вновь уйти под воду и затаиться там на некоторое время.

Приход "М-176" в базу и сообщение Бондаревича о подводной дуэли стало настоящей сенсацией. Можно не сомневаться, что информация об этом немедленно поступила к главе британской военно-морской миссии в Мурманске, а тот в свою очередь передал ее в Лондон. Таким образом, к моменту возвращения британской субмарины в Лервик, там уже точно знали, кого она атаковала. Чтобы избежать скандала, в адмиралтействе приняли решение оставить советскую сторону в неведении произошедшего, а документы, относящиеся к боевому походу лодки, засекретить.

Версия № 2 – некомпетентность экипажа "М-176"

Кому-то такая версия может показаться оскорбительной, но только не тем, кто хорошо знаком с качеством подготовки офицерского и рядового составов в советском военно-морском флоте в предвоенный и военный периоды.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что 28 мая 1942 года ситуация складывалась следующим образом. В 18.22 командир "М-176" капитан-лейтенант Бондаревич обнаружил силуэт германского надводного корабля небольшого водоизмещения, ошибочно опознав в нем субмарину. Дистанция до противника была значительной, но составляла, конечно, не 90 кабельтовых. С корабля тоже заметили советскую подводную лодку и полным ходом пошли на сближение. "М-176" срочно погрузилась на перископную глубину, стараясь занять удобную позицию для атаки. Уже через 20 минут Бондаревич обнаруживает в перископ бурун на поверхности моря, оставленный винтами германского катера. Однако он считает, что это след от вражеского перископа. "М-176" отворачивает в сторону и, погрузившись на глубину 40-45 метров, пытается уклониться от возможной атаки противника. Однако катер, не имея глубинных бомб, поддерживает контакт с "М-176" с помощью шумопеленгатора. Для этого ему приходится эпизодически стопорить ход и прослушивать глубину. Обнаружив присутствие  советской подводной лодки и взяв на нее пеленг, катер резко набирает обороты и проносится над ней с большой скоростью. Акустик и весь экипаж "М-176", имея плохую подготовку, воспринимают шумы винтов надводного корабля за шумы идущих на лодку торпед. Бондаревич старательно пытается от них уклониться, насчитав за 20 минут десять "выстрелов".

Между тем командир германского катера передает в Киркенес радиосообщение об обнаружении советской подводной лодки и просит оказать поддержку. Ему на помощь высылаются самолеты Ю-88, которые вскоре начинают барражировать над местом событий.

В 21.48{4} Бондаревич получает доклад от акустика о странном шипении, напоминающем продувание балластных цистерн. Считая, что противник всплывает в надводное положение, он объявляет торпедную атаку и начинает ложиться на боевой курс. В 21.53 командир "М-176" обнаруживает в перископ на дистанции примерно 12 кабельтовых силуэт германского катера, но от нервного перенапряжения ему вновь мерещится подводная лодка. В 22.01 с расстояния 8 кабельтовых он выпускает две торпеды и через 1 минуту 06 секунд слышит один взрыв. Однако этот взрыв происходит не от попадания торпеды в корабль, а в результате бомбометания самолета Ю-88, либо по какой-то другой причине. Несмотря на провал "М-176" на глубину и невозможность длительное время наблюдать результаты атаки в перископ, Бондаревич абсолютно уверен в своей победе. Ему и в голову не приходит, что атакованная им цель, являясь в действительности германским надводным кораблем, целой и невредимой покинула район боевого столкновения."

[6, с.160]:

"Подлинный бой с подводной лодкой противника провела 28 мая 1942 года лодка Северного флота "М-176" (командир капитан-лейтенант И.Л. Бондаревич). Находясь в надводном положении, "М-176" обнаружила в 90 каб лодку противника, также шедшую в надводном положении. Наша лодка погрузилась и начала маневрирование для выхода в торпедную атаку. Лодка противника тоже погрузилась, но вскоре был услышан шум ее винтов и в перископ замечен бурун от перископа. "М-176" ушла на глубину 45 м и привела противника за корму. Часа через три акустик услышал шипение воздуха, похожее на продувание цистерн всплывающей лодки. Командир по полученным от акустика пеленгам развернулся для атаки и всплыл под перископ. На дистанции 12 каб была видна лодка противника, находившаяся в надводном положении. Сблизившись с ней до 8 каб, командир "М-176" выпустил две торпеды. Через минуту на "М-176" услышали глухой взрыв, который был оценен как взрыв торпеды. В дальнейшем шум винтов неприятельской подводной лодки не прослушивался."

[7, с.125-126]:

"Одной из этих лодок, "М-176", пришлось выдержать небывалое испытание – настоящую дуэль с вражеской субмариной. Произошло это вечером 28 мая. «Малютка» находилась в надводном положении, когда вахтенные заметили силуэт подводной лодки противника, идущей на выход из фьорда. Капитан 3 ранга И.Л. Бондаревич тут же дал команду на погружение и начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Однако противник заметил нашу «малютку» и тоже ушел под воду. Начался поединок, испытание на выдержку и самообладание, на боевое мастерство. Командир "М-176" действовал очень расчетливо. Во-первых, он увел «малютку» на глубину, ориентировочно превышающую известную нам глубину, на которую устанавливались вражеские торпеды. Во-вторых, в моменты, когда фашистская лодка шла на сближение, «малютка» подставляла ей корму, лишая тем самым противника возможности произвести таранный удар или торпедную атаку. В-третьих, «малютка» маневрировала в основном на малом ходу, что позволяло экономно расходовать энергию аккумуляторных батарей.

Фашистский же командир, противостоявший Бондаревичу, держался самоуверенно. Как видно, он рассчитывал быстро расправиться с «малюткой». Его субмарина двигалась под водой на больших скоростях. Но время шло. Обе лодки по-прежнему маневрировали под водой. В конце концов, у фашиста сдали нервы. В течение двадцати минут он расстрелял весь свой запас – десять торпед. И все они прошли мимо. Прошли над «малюткой».

Ну а затем наступила развязка. У фашистской лодки иссякли аккумуляторные батареи, и она вынуждена была всплыть. А "М-176" развернулась для атаки и всплыла под перископ. Она сблизилась с противником до 8 кабельтовых и выпустила две торпеды. Через минуту экипаж услышал глухой взрыв. С вражеской подводной лодкой было покончено."

Боевое столкновение советской подводной лодки "М-176"

с неизвестным подводным объектом 28 мая 1942 года [5, с.139]

Примечания:

{1} Вопреки всем остальным источникам Ровер [3, с.26] считает, что данная атака была произведена 27.05.1942.

{2} Подводная лодка была обнаружена в 18.22. При выходе в атаку неприятельская субмарина погрузилась. В 19.51-20.12 зафиксированы шумы винтов 10 торпед, якобы выпущенных лодкой противника, от которых "М-176", уклонилась, погрузившись на 45 метров. В 21.48 по шумопеленгаторной станции зафиксировано всплытие подводной лодки противника. После ее визуального обнаружения "М-176" произвела торпедную атаку. [1, с.49]

{3} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).

{4} Время, когда акустик "М-176" услышал продувание балластных цистерн, указано А.А Сергеевым [5] по-разному: на страницах 138 и 142 – 20.48, на странице 145 – 21.48. Наиболее вероятно последнее (так указано и у М.Э. Морозова), так как трудно предположить, что между этим событием и всплытием "М-176" на перископную глубину прошло больше часа.

Использованные источники:

[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.

[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.

[4] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 05-1992.

[5] Сергеев А.А. – Германские подводные лодки в Арктике 1941 – 1942. – М.: ЗАО "Русский издательский дом", 2003.

[6] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.

[7] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с. 6 л. ил. – (Военные мемуары).

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 03.01.2009.