Парогазовая торпеда 53-38 |
В 1935 – 1936 осуществлялись попытки разработать новую торпеду 53-36 калибра 533,4 мм для замены торпед 53-27. Однако созданные Остехбюро торпеды Д-4, Д-5 и Д-6 оказались неудовлетворительными по своим эксплуатационным характеристикам и в серию не пошли. Разработку торпеды 53-36 прекратили и пошли по пути копирования, приняв в 5.1939 на вооружение новую торпеду 53-38, являвшуюся адаптированной к возможностям отечественной промышленности копией торпеды 53-Ф, выпускаемой заводом Уайтхеда в Фиуме. В отличие от 4-режимного прототипа, торпеда имела три режима хода, а короткий срок ее "переработки" обусловил наличие ряда недостатков, которые в основном в течение 1939 – 1941 устранили. Но ряд конструктивных недоработок фиумской торпеды, проявившихся в ходе пристрелки на пристрелочной станции и эксплуатации торпед 53-38 на флотах, пришлось устранять уже в ходе войны. В 1939 вес заряда торпеды 53-38 увеличили до 400 кг без изменения скорости и дальности хода. Эта модификация торпеды получила обозначение 53-38У.
К началу войны личный состав хорошо освоил эксплуатацию торпед 53-38, и она стала самой массовой советской торпедой Великой Отечественной войны. Часть торпед использовалась с неконтактным взрывателем НВС. Всего подводники трех европейских флотов выпустили не менее 1471 торпеды 53-38, из которых не менее 124 (8,4%) попали в цель, правда пять не взорвались. А всего по разным причинам, в том числе по вине неконтактного взрывателя, отказало не менее 43 торпед.
Тактико-технические данные торпед 53-38:
Образец |
53-38 |
53-38У |
||||
Калибр, мм |
533 |
533 |
||||
Длина, мм |
7200 |
7450 |
||||
Общий вес, кг |
1615 |
1725 |
||||
Вес заряда, кг |
300 |
400 |
||||
Дальность хода, м при скорости хода, уз и мощности двигателя, л.с. |
4000 44,5 318 |
8000 34,5 160 |
10000 30,5 112 |
4000 44,5 318 |
8000 34,5 160 |
10000 30,5 112 |
Глубина хода, м |
0,5-14 |
0,5-14 |
||||
Давление ВВД, атм |
190 |
190 |
||||
Примечания:
1. Торпеды 53-38 – двухрежимные, то есть на базе
может быть установлен режим 4000 и 8000 м или 4000 и 10000 м.
2. Торпеда 53-38У могла применяться с неконтактным взрывателем, но вес взрывчатого вещества при этом составлял 370 кг.
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Транспортировка
торпед 53-38 к месту погрузки на подводную лодку.
Фото
из книги А.В. Платонова "Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 –
1945."
Продольный
разрез парогазовой торпеды 53-38:
1
– взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 – инерционные взрыватели с
запальными стаканами;
3
– воздушный резервуар; 4 – водяной отсек; 5 – масляный баллон; 6 – керосиновый баллон;
7
– гидростатический аппарат; 8 – подогревательный аппарат; 9 – цилиндр главной
машины; 10 – рулевая машина;
11
– шатунно-кривошипный и распределительный механизмы главной машины, заключенные
в картер;
12
– прибор Орби; 13 – хвостовая часть с двумя винтами, рулями глубины и
направления.
Схема
из книги А.В. Платонова "Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 –
1945."