Парогазовая торпеда 53-27

Парогазовая торпеда 53-27

 

Первая советская торпеда 53-27 поступила на вооружение флота в 1927. Ее появление означало начало перехода флота с торпед калибра 450 мм на калибр 533,4  мм и вполне соответствовало основному направлению развития торпедного оружия во флотах других стран мира. Это объяснялось тем, что за рубежом основу могущества военно-морских флотов составляли крупные надводные корабли, и развитие торпедного оружия шло с учетом задачи уничтожения именно таких сил противника.

Торпеда 53-27 разрабатывалась для вооружения проектировавшихся подводных лодок типа "Декабрист", но к моменту окончания постройки первых кораблей этого проекта серийное производство новых торпед еще не началось, и "Декабристы" плавали со вставными решетками для использования торпед калибра 450 мм. Строго говоря, торпеда 53-27 конструктивно являлась е повторением, но с увеличенным калибром.

Торпеда 53-27 – парогазовая, с горизонтальной двухцилиндровой машиной двустороннего действия и подогревательным аппаратом. В боевом зарядном отделении торпеды устанавливались лобовой (с четырьмя усами) и инерционный ударники, приходящие в опасное положение по прохождении торпедой расстояния около 150 метров. Особенностью ее по сравнению с существующими образцами торпед стало увеличение заряда взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении и некоторое повышение дальности и скорости хода.

Существовало две модификации этой торпеды: 53-27л – для подводных лодок и 53-27к – для торпедных катеров с торпедными аппаратами желобного типа. Конструкция торпеды со временем претерпела некоторые изменения. Так, например, в самой многочисленной, 200-й серии, вес заряда этих торпед увеличили с 200 до 250 кг.

Характеристики торпеды 53-27 не полностью соответствовали требованиям флота. В отличие от всего двухрежимного прототипа, торпеда 53-27 имела один режим хода, а устаревшая конструкция подогревательного аппарата не позволила получить высоких тактико-технических характеристик. Торпеда имела ряд дефектов, в том числе ненадежное зажигательное приспособление, плохой ход по глубине и направлению, частое нарушение герметичности при нахождении в заполненных водой торпедных аппаратах подводных лодок. В середине 1930-х ее производство прекратили. Однако они применялись в ходе военных действий 1941-1945. В частности, это были единственные отечественные 533-мм торпеды, подходившие к аппаратам бывших эстонских подводных лодок типа "Калев". Всего на Балтике и Черном море подводники израсходовали 23 торпеды 53-27, из которых не менее трех попало в цель (13 %), две – отказали.

 

Тактико-технические данные торпед 53-27:

Образец

53-27, 1-й тип

53-27, 2-й тип

Калибр, мм

533

533

Длина, мм

6980

7150

Общий вес, кг

1675

1725

Вес заряда, кг

200

250

Дальность хода, м

3700

3700

Скорость хода, уз

43,5

43,5

Глубина хода, м

3-14

3-14

Давление ВВД, атм

180

180

Мощность двигателя, л.с.

270

270

Использованные источники:

[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ