Парогазовая торпеда 53-27 |
Первая советская торпеда 53-27 поступила на вооружение флота в 1927. Ее появление означало начало перехода флота с торпед калибра 450 мм на калибр 533,4 мм и вполне соответствовало основному направлению развития торпедного оружия во флотах других стран мира. Это объяснялось тем, что за рубежом основу могущества военно-морских флотов составляли крупные надводные корабли, и развитие торпедного оружия шло с учетом задачи уничтожения именно таких сил противника.
Торпеда 53-27 разрабатывалась для вооружения проектировавшихся подводных лодок типа "Декабрист", но к моменту окончания постройки первых кораблей этого проекта серийное производство новых торпед еще не началось, и "Декабристы" плавали со вставными решетками для использования торпед калибра 450 мм. Строго говоря, торпеда 53-27 конструктивно являлась е повторением, но с увеличенным калибром.
Торпеда 53-27 – парогазовая, с горизонтальной двухцилиндровой машиной двустороннего действия и подогревательным аппаратом. В боевом зарядном отделении торпеды устанавливались лобовой (с четырьмя усами) и инерционный ударники, приходящие в опасное положение по прохождении торпедой расстояния около 150 метров. Особенностью ее по сравнению с существующими образцами торпед стало увеличение заряда взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении и некоторое повышение дальности и скорости хода.
Существовало две модификации этой торпеды: 53-27л – для подводных лодок и 53-27к – для торпедных катеров с торпедными аппаратами желобного типа. Конструкция торпеды со временем претерпела некоторые изменения. Так, например, в самой многочисленной, 200-й серии, вес заряда этих торпед увеличили с 200 до 250 кг.
Характеристики
торпеды 53-27 не полностью соответствовали требованиям флота. В отличие от всего
двухрежимного прототипа, торпеда 53-27 имела один режим хода, а устаревшая
конструкция подогревательного аппарата не позволила получить высоких
тактико-технических характеристик. Торпеда имела ряд дефектов, в том числе ненадежное
зажигательное приспособление, плохой ход по глубине и направлению, частое
нарушение герметичности при нахождении в заполненных водой торпедных аппаратах подводных
лодок. В середине 1930-х ее производство прекратили. Однако они применялись в
ходе военных действий 1941-1945. В частности, это были единственные
отечественные 533-мм торпеды, подходившие к аппаратам бывших эстонских
подводных лодок типа "Калев". Всего
на Балтике и Черном море подводники израсходовали 23 торпеды 53-27, из которых
не менее трех попало в цель (13 %), две – отказали.
Тактико-технические данные торпед 53-27:
Образец |
53-27, 1-й тип |
53-27,
2-й тип |
Калибр, мм |
533 |
533 |
Длина, мм |
6980 |
7150 |
Общий вес, кг |
1675 |
1725 |
Вес заряда, кг |
200 |
250 |
Дальность хода, м |
3700 |
3700 |
Скорость хода, уз |
43,5 |
43,5 |
Глубина хода, м |
3-14 |
3-14 |
Давление ВВД, атм |
180 |
180 |
Мощность двигателя, л.с. |
270 |
270 |
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.