|
Щ-213 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 200, Николаев Заводской номер 1037 |
|
Дата спуска на воду |
13.4.1937 |
|
Дата вступления в строй |
31.10.1938 |
|
Командиры |
22.6.1941 – 24.3.1942 16.5.1942 – 10.1942 |
|
Карьера |
1938 22.6.1941 – 10.8.1942 10.8.1942 – 10.1942 |
|
Боевой результат |
6 боевых и 1 транспортный поход в ВОВ (116 суток). Выполнила 5 торпедных и 1 артиллерийскую атаки, в результате которых потопила 23.2.1942 турецкий каботажный транспорт "Чанкая" (164 брт) и возможно 24.2.1942 болгарский транспорт "Струма" (257 брт). |
|
Судьба |
28.9-14.10.1942 пропала без вести в 6-м боевом походе, не вернувшись из района Портицкого гирла реки Дунай (43 членов экипажа погибло). |
6.6.1941 вышла из Севастополя в дозор в район юго-западнее мыса Сарыч.
13.6.1941 возвратилась в Севастополь.
К началу войны числилась во 2-й линии, находясь в Севастополе в разоруженном состоянии, откуда должна была перейти в Николаев для ремонта.
1.7.1941 вышла из Севастополя и 2.7.1941 прибыла в Одессу.
3.7.1941 вышла из Одессы и 4.7.1941 прибыла в Николаев, где до 10.8.1941 находилась в текущем ремонте.
10.8.1941 вышла из Николаева и 11.8.1941 прибыла в Севастополь.
13.8.1941 вышла из Севастополя и 14.8.1941 прибыла в Феодосию.
В начале 9.1941 вступила в строй.
1-й
боевой поход (17 суток):
7.9.1941 в 9.14 вышла из Феодосии на позицию № 13 в район мыса Эмине.
9.9.1941 прибыла на позицию.
12.9.1941 из-за навигационной ошибки оказалась в районе Варны и произвела разведку порта.
Днем 19.9.1941 не смогла атаковать одиночный транспорт из-за большой дистанции.
22.9.1941 в 20.00 начала возвращение в базу.
24.9.1941 в 20.35 прибыла в Феодосию.
2.10.1941 вышла из Феодосии и 3.10.1941 прибыла в Новороссийск.
17.10.1941 перешла из Новороссийска в Туапсе.
2-й
боевой поход (20 суток):
31.10.1941 в 17.20 вышла из Туапсе на позицию № 21 в район Варны.
Днем 3.11.1941 прибыла на позицию.
Днем 10.11.1941 дважды обнаруживала корабли противника: группу парусно-моторных шхун и болгарский миноносец вместе со сторожевым катером.
Вечером 16.11.1941 начала возвращение в базу.
20.11.1941 в 11.30 прибыла в Туапсе.
3-й
боевой поход (19 суток):
19.12.1941 в 14.50 вышла из Туапсе на позицию № 26 в район мыса Олинька.
Утром 22.12.1941 прибыла на позицию.
В течение похода находилась в восточной части позиции, где за период 22-31.12.1941 имела 36 случаев касаний минрепов плавающих мин, буйрепов, либо рыбацких сетей.
31.12.1941 в 10.52 и в 11.00 за кормой произошло 2 взрыва, не причинивших лодке повреждений.
В течение 1-4.1.1942 маневрировала в 20-30 милях восточнее восточной кромки позиции.
4.1.1942 в 19.00 начала возвращение в базу.
7.1.1942 в 10.35 прибыла в Туапсе.
4-й
боевой поход (19 суток):
20.2.1942 в 16.30 вышла из Туапсе на позицию № 38 в район Босфора.
23.2.1942 в 7.00 прибыла на позицию. Вечером южнее мыса Кара-Бурну в точке 41°24,5' с.ш. / 28°54,6' в.д. обнаружила одиночную шхуну (300 т). В 22.59 выстрелила из надводного положения с дистанции 1,5 каб. торпедой. После выстрела торпеда уклонилась влево на 15 градусов и прошла мимо цели. В 23.04 – 23.33 с дистанции 2-4 каб. лодка выпустила по шхуне 55 45-мм снарядов, после чего шхуна затонула. По зарубежным данным потоплен турецкий каботажный транспорт "Чанкая" (164 брт), перевозивший 170 т металлических труб и 30 т кирпича из Бургаса в Стамбул (по другим данным наоборот – судно перевозило 395 т хромовой руды из Стамбула в Варну).
24.2.1942 в точке 41°22,5' с.ш. / 29°13,0' в.д. обнаружила одиночный транспорт (7000 т). В 10.45 выстрелила из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых одной торпедой. Через 1 минуту услышан взрыв, при осмотре в перископ наблюдалась гибель транспорта. Возможно потоплен болгарский транспорт "Струма" (257 брт), который погиб в результате внутреннего взрыва в 9.00 24.2.1942 севернее Босфора. На борту находилось 768 еврейских беженцев (767 беженцев и 10 членов экипажа погибло). Несмотря на хорошее навигационное оборудование устья Босфора (в частности в 10 милях севернее входа в пролив находился светящийся буй), существуют существенные расхождения между местом атаки и точкой обнаружения остова судна, предположительно идентифицированного как "Струма". По данным Ю.Ровера судно не имело хода в момент атаки, тогда как по оценке командира лодки транспорт в момент выстрела шел со скоростью 3 узла (угол упреждения при выстреле – 13,5 градусов, что в случае неподвижности цели привело бы к неминуемому промаху – торпеда прошла бы в 1,5 каб. по носу транспорта, имевшего всего 46 м в длину). Командир лодки наблюдал над атакуемым судном болгарский флаг, в то время как "Струма" плавала под панамским флагом. Также сомнения вызывает небывало сильное завышением командиром лодки водоизмещения цели при атаке в идеальных условиях. Нельзя полностью исключить того, что лодка атаковала другое болгарское судно, а "Струма" погибла в результате подрыва на плавающей мине.
Днем 24.2.1942 обнаружила буксир, атаковать который командир не стал, поскольку находился в территориальных водах Турции.
С утра 1.3.1942 действовала в 10-17 милях восточнее входа в Босфор.
Днем 1.3.1942 обнаружила одиночный транспорт, атаковать который не удалось из-за тумана.
Вечером 1.3.1942 всплыла для атаки шхуны, шедшей без флага, но, увидев поднятый турецкий флаг, командир лодки от атаки отказался. Данный случай стал причиной дипломатических отношений с Турцией и временного прекращения действий советских подлодок на позиции у Босфора.
2.3.1942 в точке 41°18' с.ш. / 29°19' в.д. обнаружила одиночный транспорт (? брт) без флага. В 16.50 с дистанции 17 кабельтовых выстрелила торпедой из подводного положения. Взрыва не последовало.
Утром 3.3.1942 лодка обнаружила одиночный транспорт, шедший под турецким флагом, от атаки которого командир отказался.
Днем 3.3.1942 в точке 41°14' с.ш. / 29°32' в.д. обнаружила одиночный транспорт (? брт). В 11.58 с дистанции 4,5 кабельтовых выстрелила торпедой из подводного положения. Торпеда затонула сразу после выстрела. По зарубежным данным безуспешно атакован турецкий транспорт "Адана".
6.3.1942 в 4-5 милях севернее Босфора в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.
8.3.1942 в 4-5 милях севернее Босфора в подводном положении коснулась минрепа плавающей мины.
В 20.00 8.3.1942 начала возвращение в базу.
11.3.1942 в 11.15 прибыла в Туапсе.
24.3.1942 во время налета авиации противника на Туапсе погиб командир лодки Д.М. Денежко.
16.4.1942 вышла из Туапсе и 17.4.1942 прибыла в Батуми.
24.4.1942 перешла из Батуми в Поти.
1.5.1942 перешла из Поти в Батуми.
5-й
боевой поход (17 суток):
7.6.1942 в 5.00 вышла из Батуми на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.
9.6.1942 в 20-25 милях севернее мыса Керемпе атакована самолетом противника, обстрелявшим субмарину из пулеметов.
Вечером 10.6.1942 прибыла на позицию.
Патрулировала в 5-7 милях от берега, встреч с кораблями противника не имела.
15.6.1942 перешла к Босфору на позицию № 38 для перехвата транспорта противника, совершавшего, по агентурным данным, переход из Констанцы в Босфор.
Утром 20.6.1942 на лодке слышались скрежеты 2-х "минрепов" о корпус субмарины, после чего на небольшом удалении с интервалом в 3 минуты произошло 3 взрыва – командир подлодки посчитал, что лодка атакована самолетом противника. Вечером начала возвращение в базу.
22.6.1942 и 23.6.1942 во время возвращения с позиции в районе мыса Керемпе – Синоп несколько раз атаковывалась самолетами противника.
24.6.1942 в 13.17 прибыла в Батуми.
26.6.1942 перешла из Батуми в Поти.
27.6.1942 вышла из Поти и 28.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.
1-й
транспортный поход (8 суток):
29.6.1942 в 21.24 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 27 тонн бензина.
Утром 1.7.1942 прибыла в подходную точку фарватера № 3 Севастополя.
С 11.05 1.7.1942 до вечера 3.7.1942 подвергалась атакам сторожевых катеров и авиации противника (на лодке зафиксировано 355 близких взрывов бомб и 930 отдаленных). Из-за противодействия сил противолодочной обороны и отсутствия навигационного оборудования фарватера задачу не выполнила.
Вечером 3.7.1942 получила приказ о возвращении в Новороссийск после выброса груза в море.
7.7.1942 в 12.50 возвратилась в Батуми.
8.7.1942 начала текущий ремонт.
26.8.1942 поставлена в док, откуда вышла в середине 9.1942.
26.9.1942 перешла из Поти в Батуми.
6-й
боевой поход (16 суток):
28.9.1942 в 0.01 вышла из Батуми на позицию № 45 в район Портицкого гирла реки Дунай.
В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (погибло 43 члена экипажа). По плану должна была оставить позицию 14.10.1942 и прибыть в Батуми 18.10.1942.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв
30.9.1942-14.10.1942 на минах румынских заграждений S-20, S-21, S-22, S-23.
2. Подрыв на
плавающей мине.
3. Атака
14.10.1942 германских большого охотника "Ксантен" и 2-х моторных
тральщиков в 5,5 милях восточнее Портицкого рейда (германский большой охотник
перед этим был якобы атакован подлодкой в точке 44°39' с.ш. / 29°05' в.д. – 1 торпеда прошла в 10 метрах от его кормы).
4. Ошибка
личного состава или отказ техники.
Неточности и несоответствия в датах:
1. В [1] датой закладки Щ-213 указывается 4.2.1934.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
Экипаж
Щ-213. В центре – командир лодки Денежко Дмитрий Митрофанович.
Щ-213,
1942 г.
Фото взяты из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".