|
|
||
Лодка |
1-го
дивизиона бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота |
||
Командир |
капитан 3 ранга С.П. Лисин {1} |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
одиночный транспорт |
9 судов в охранении 2 кораблей и самолета {2} |
|
Время атаки |
16.17 |
||
Место атаки |
к востоку от острова Эланд |
/ к востоку от острова Эланд / |
|
Цель атаки |
транспорт (? тонн) |
транспорт (обнаружен в 15.37) |
steamer (7000 grt) / пароход (7000 брт)
/ |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {3} |
торп/ви 2/? |
торп/? 2/? |
торп/? 1/? |
Дистанция |
12 кабельтовых |
? |
|
Результат атаки |
транспорт отвернул в сторону – промах |
промах |
|
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
шведский транспорт "Норег" |
шведский транспорт "Noreg" (1431 брт) |
? |
Время атаки |
? |
15.37 |
|
Место атаки |
? |
Nr Arkö |
|
Цель атаки |
шведский транспорт "Норег" |
шведский транспорт "Noreg" (1431 брт) |
Swedish steamer "Noreg"
(1431 grt) / шведский пароход "Noreg" (1431
брт) / |
Результат атаки |
промах |
Описание атаки из разных источников:
"В тот же день /9 июля 1942 года/ Лисин в отместку выпустил две торпеды в шведский пароход "Норег", но тот сумел уклониться."
"Переживали недолго. /9 июля 1942 года/ в 15.30 капитан-лейтенант Думбровский разглядел в перископ дым одиночного транспорта. Долго маневрируем, так как оказались значительно мористее транспорта, который шел буквально у самого берега. Легкая рябь на поверхности моря улучшила условия атаки, но резкое уменьшение запаса глубины под килем вынудило командира выпустить торпеду с очень большой дистанции.
Быстро перекачиваю вспомогательный балласт и принимаю воду в уравнительную цистерну.
Считаем секунды, минуты, а взрыва нет.
– Мимо, – угрюмо констатирует командир и опускает перископ."
Примечания:
{1} Источники противоречат друг другу в том, какое звание имел командир "С-7" на момент атаки: капитан-лейтенант или капитан 3 ранга. Однако по последним данным, полученным от М.Э. Морозова, С.П. Лисину звание капитана 3 ранга было присвоено еще в 8.1941. [6]
{2} В примечаниях у Ровера к атакам "С-7", выполненным 09.07.1942, указано следующее:
"S-7 reported an attack on a convoy with nine ships, two escorts and an aircraft. The torpedoes missed. The first attack was possibly directed against the Swedish "Noreg"; the second attack sank "Margareta"." [3, с.82]
По-видимому,
утверждения о составе конвоя относятся либо к утреннему контакту "С-7", когда командир
лодки отказался от атаки из-за малых глубин и наличия в воздухе самолета, либо
к конвою, обнаруженному вскоре после неудачной атаки транспорта "Noreg":
"Утром 9 июля /1942 года/ вахтенный офицер старший лейтенант Новиков, осматривая море в перископ, обнаружил большой конвой. Новиков сейчас же развернул лодку на курс перехвата вражеских кораблей и попросил вызвать командира в боевую рубку. Я прибежал в центральный пост сразу же за командиром. Учащенно билось сердце. Первая атака! Немного смущали малые глубины – о них доложил штурман Хрусталев. Но командир, подняв перископ и уточнив данные о движении каравана, решил атаковать. Срочно поддифферентовываю лодку, мысленно подсчитываю количество воды, которое надо будет принять, чтобы возместить вес выпущенных торпед.
Идем на пересечение курса конвоя. Командир периодически поднимает перископ. На море абсолютный штиль. Вода как зеркало. Командир нервничает: слишком заметен, наверное, бурун от перископа. Но от атаки не отказывается, надеется, что легкий бриз может еще зарябить водную гладь. Старпом Думбровский приготовил таблицы для расчетов. В рубке Лисин и Гусев по очереди смотрят в перископ. И вдруг оттуда доносится возглас:
– Самолет!
Слышу слова командира:
– Если бы ты знал, комиссар, как мне обидно упускать этот первый конвой! А придется...
Мы все понимаем, что атаковать опасно. Лодка идет на малой глубине, самолет сразу же ее обнаружит и наведет корабли. А нам на мелководье не уклониться от ударов. К тому же и на успех атаки рассчитывать трудно: вода как зеркало, с транспортов издалека заметят торпеду и отвернут от нее.
– Но поймут ли нас в штабе? – задумчиво говорит Лисин.
– Под килем пять метров! – невозмутимо докладывает штурман.
– Ну вот тебе и оправдание, – говорит командиру комиссар и кивает вахтенному: – Запишите в журнал. – И снова Лисину: – Не мне тебе доказывать, Сергей Прокофьевич, что умение правильно оценить обстановку, взвесить все «за» и «против» – главное в таланте командира.
– Отбой тревоги! – со злостью и горечью выдавил командир, глянув в последний раз на удаляющийся конвой. Расстроенный, спустился в центральный пост.
– Будут еще конвои, Сергей Прокофьевич, – утешаю я его. – А штиль – хотя и неприятное для нас явление, зато редкое на Балтике.
…
Опять удаляемся от берега. Тревога застала меня в седьмом отсеке, когда я беседовал с парторгом Винокуровым. Стремглав мчусь в центральный пост. Часы показывают 16.54, то есть с момента отбоя предыдущей тревоги не прошло и получаса!
На вахте по-прежнему старпом Думбровский и мой помощник Брянский. Обнаружен конвой противника – восемь транспортов в охранении миноносца и двух сторожевых кораблей. Лисин и Гусев уже в боевой рубке. Брянский уступает мне место у пульта. Наш пост удобно расположен – в самом центре отсека, все приборы отсюда видны. Движение их стрелок отражает напряженность момента: медленно колышется из стороны в сторону картушка репитера гирокомпаса – командир уточняет боевой курс; прыгают стрелки манометров — торпедисты готовят аппараты к выстрелу; замерли на месте стрелка глубиномера и пузырек в изогнутой трубке дифферентомера – боцман ведет корабль словно по нитке. Ждем последней команды. Но вместо нее слышим:
– Отставить атаку! Боцман, ныряй! Миноносец идет на таран...
Нет, одному боцману здесь не управиться. Приказываю открыть кингстоны цистерны быстрого погружения. Старшина 1-й статьи Скачко крутит маховики клапанов. Старшина Нахимчук, предугадывая мою следующую команду, вьюном проскользнул к клапанам вентиляции цистерн. Клокочет вода, шипит воздух.
Гидроакустик Лямин с тревогой сообщает, что пеленг на миноносец не меняется. Значит, идет прямо на нас. Шум винтов нарастает. А черная стрелка глубиномера ползет страшно медленно. Миноносец проносится над нами с оглушительным грохотом. Поневоле втягиваешь голову в плечи. После мы прикинули и пришли к выводу, что киль миноносца был всего в метре от тумбы перископа нашей подводной лодки.
Хорошо все, что хорошо кончается. От тарана мы спаслись. Но наша очередная атака оказалась сорванной. Когда командир поднял перископ, конвой был уже далеко." [5, с.38-40]
{3} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Балтийский флот. – М.: "Полигон", Комбат № 3, 2001. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine
Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval
Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.
[4] Балакин С.А., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "С". – Морская коллекция 2(32)-2000.
[5] Корж В.Е. – Запас прочности. – М., Воениздат, 1966. – 192 стр. – (Военные мемуары).