|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан 3 ранга М.А. Бибеев (обеспечивающий – капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов) |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
1 транспорт, 1 танкер, 4 сторожевых корабля, следующие в восточном направлении |
? (конвой обнаружен в 20.44 на дистанции 20-25 кабельтовых) |
? |
Время атаки |
21.15 |
||
Место атаки |
восточнее мыса Харбакен |
Сюльте-фьорд |
Harbaken |
Цель атаки |
транспорт (6000 тонн) |
транспорт |
пароход (6000 брт) |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {1} |
торп/ви 2/? |
торп/? 2/? |
|
Дистанция |
8 каб. |
? |
|
Результат атаки |
через 60 секунд услышан
сильный взрыв; в 21.29 в перископ наблюдался транспорт с креном на правый борт
и дифферентом на нос; преследования не было |
на основании доклада командира лодке было засчитано повреждение транспорта |
пароход поврежден |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
германский конвой, включавший транспорт "Ирис", танкер "Алгол" |
транспорты "Iris" (3232 брт), "Algol" (976 брт), 3 сторожевых корабля |
"Iris" (3232 брт),
"Algol" (976 брт) и 3 корабля охранения |
Время атаки |
? |
16.44 |
|
Место атаки |
? |
E Kjolnes |
|
Цель атаки |
? |
германский пароход "Iris" (3232 брт) |
|
Результат атаки |
промах (атака не зафиксирована) |
промах; сброшено 56 глубинных бомб |
промах; три торпеды прошли мимо цели; было сброшено 56 глубинных бомб |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"В 20.44 2 мая
В 21.02 при очередном подъеме перископа выяснилось, что вместо того, чтобы выходить на левый борт судов, "Красногвардеец" находится у них прямо по курсу. Атака носовыми аппаратами явно не получалась, но еще оставалось время развернуться к противнику кормой. В 21.15 с дистанции 8 кабельтовых Бибеев произвел двухторпедный залп по 6000-тонному транспорту, а спустя минуту экипаж субмарины услышал сильный взрыв. Прошло еще десять минут, прежде чем командир решился всплыть под перископ. Сначала в него был виден лишь сторожевик, находившийся в 7-10 кабельтовых и не предпринимавший попыток к сближению. В 21.29 на расстоянии 15-20 кабельтовых обнаружился и транспорт. По наблюдениям Бибеева его осадка сильно увеличилась, он кренился на правый борт (торпеды, вообще-то, выпускались в левый) и имел дифферент на нос. У правого борта судна находился сторожевик, другой двигался переменными курсами. Остатки конвоя – 2000-тонный танкер и третий сторожевой корабль – двигались курсом на Вардё. Дальнейшее наблюдение не производилось из-за плохой видимости и опасения контратаки.
Материалы германской стороны ставят все это описание с ног на голову. В эти сутки в восточном направлении через позицию "Д-3" прошел лишь один конвой, включавший германский транспорт "Ирис" (3323 брт), танкер "Алгол" (972 брт), сторожевые корабли "V 5902", "V 5904" и "V 5906", что весьма точно соответствует наблюдениям Бибеева. До района мыса Хьельнес караван сопровождала группа охотников ("Uj 1106", "Uj 1111" и "V 6108"), которая отделилась для преследования подводной лодки "К-2". "Катюше" пришлось заплатить за свою неудачную атаку на "Ирис". Вражеские охотники обрушили на нее 56 глубинных бомб, от близких разрывов которых треснули сварные швы двух топливно-балластных цистерн, палубный настил надстройки и шахта подачи воздуха к дизелям. Спустя четыре часа свой шанс попытался реализовать "Красногвардеец". Совершенно очевидно, что в качестве объекта нападения фигурировал все тот же "Ирис", не получивший в данном случае ни царапины. Сама атака, как это не покажется удивительным, не была зафиксирована противной стороной – иначе "старушка" вряд ли избежала бы бомбометания.
Сейчас можно гадать, имел ли отношение услышанный взрыв к торпеде, а если имел, то чем именно он был вызван. Наиболее вероятной представляется следующая картина: сигнальщики немецких кораблей не обнаружили следов торпед из-за плохой видимости, но одна из них, вероятно, шедшая по поверхности, взорвалась самопроизвольно при ударе о волну. На протяжении войны противником неоднократно фиксировались подобные случаи, вызванные тем, что с начала 1942 г. установка глубины хода наших торпед стала производиться на 1,5-2 метра. Поскольку точность хода торпед 53-38 по глубине составляла ±1 метр, неоднократно имели случаи выскакивания их на поверхность, особенно при волнении более 5 баллов. Видимо так все и произошло на этот раз. Не разобравшись в причинах взрыва, командир конвоя не стал делать никакой записи в КТВ и продолжил переход в восточном направлении."
"Пл "Д-3"
(капитан 3 ранга Бибеев М.А.) вышла на
позицию к Варде и в р-не мыса Харбакен 2-торпедным залпом потопила транспорт
водоизмещением 6 тыс. т, шедший в составе конвоя из 1 тр, 1 тн, 4 скр."
"В свой первый боевой поход
под гвардейским флагом "Д-3" вышла 1 мая
Примечания:
{1} Способ
атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы
торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка
– количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды
(если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр
снарядов (патронов).
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.
[5] Великая Отечественная день за днем. –
Морской сборник 05/06-1992.
[6]
Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". –
Моделист-Конструктор 1-1985.
Дата последнего изменения: 23.11.2008.