Неконтактные взрыватели НВО-1 и НВО-2 |
В 1923 в СССР начались работы по созданию торпедных неконтактных взрывателей (НВ). С этой целью в 1923-1925 проводились многочисленные замеры магнитных полей различных кораблей. В результате изучения и обработки полученного экспериментального материала в 1925 разработали первый опытный образец магнитостатического НВ генераторного типа для торпед 45-12. Этот взрыватель реагировал на абсолютную величину вертикальной составляющей напряженности магнитного поля корабля и срабатывал при достижении определенного уровня этого поля. Испытания взрывателя на Копенском озере подтвердили возможность создания НВ и применения их в торпедах.
Дальнейшие
исследования магнитных полей, проведенные в 1925-1927 группой инженеров под
руководством генерал-майора профессора В.С. Кулебакина
на специально оборудованном полигоне в районе Кронштадта, явились основанием
для практической разработки торпедных НВ. В 1927 появляется магнитостатический
неконтактный взрыватель, получивший обозначении НВО-1. На его базе с небольшими
изменениями в 1930 изготовили опытовую партию
взрывателей НВО-2. После лабораторных исследований и заводских испытаний эти образцы
взрывателей прошли государственные испытания на флоте. Так, в 1932 торпедой 45-12 с неконтактным взрывателем НВО-2 произвели
боевой выстрел с подводной лодки по блокшиву "Двенадцать апостолов"
(водоизмещение 3000 т, осадка 2,4-2,7 м). Торпеда с установкой глубины хода 4 м
взорвалась, блокшив переломился и затонул. После этого неконтактные взрыватели
приняли на вооружение, но в ходе освоения на флоте выявился целый ряд
недостатков, и от них отказались. Основными причинами неудачи явились низкая чувствительность
и малая помехоустойчивость. Взрыватели не имели автоматической регулировки,
вследствие чего чувствительность НВ, отрегулированная на
контрольно-регулировочной станции в базе, изменялась в зависимости от уровня
магнитного поля Земли в районе стрельбы, а это, в свою очередь, приводило к
изменению радиуса реагирования НВ. В связи с этим возникла необходимость искать
новые пути для создания НВ, которые были бы достаточно чувствительны и надежно срабатывали.
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.