|
Относительные
лаги |
|
С 1936 года на подводных лодках стали устанавливать вертушечные лаги "ГО марка III, модель 1". За
прототип взяли лаг, сконструированный до революции офицером Черноморской
Гидрографии Черникеевым. У этого лага в выступавшем
за борт суппорте находился подводный механизм с вертушкой и контактным
устройством, размещенный в герметической камере, заполненной маслом. На ходу
корабля при вращении вертушки от контактного устройства во внутриотсечные
приборы передавались электрические импульсы, количество которых было пропорционально
числу оборотов вертушки и, следовательно, пройденному расстоянию. К сожалению,
этот лаг обладал серьезным недостатком – нестабильностью поправок во времени
(изменения иногда превышали 4 %). К тому же в его конструкции имелось большое
количество размыкающихся контактов, что снижало надежность работы прибора,
быстро изнашивались шестерни и звездочки, а в камеру подводного механизма
попадала вода. В комплект лага входил резервный источник питания –
аккумуляторная батарея емкостью 45 ампер-часов. Переключение на резервное
питание обеспечивало непрерывность выработки исходной для счисления информации
при аварийных ситуациях.
На некоторых подводных лодках в конце войны
устанавливался гидродинамический лаг "Гаусс", принятый на вооружение
в 1944 году. Проектирование его начали в 1938 году, а за прототип приняли
шведский лаг САЛ. В нем непосредственно измерялась скорость, а пройденное
расстояние вырабатывалось с помощью фрикционного интегратора; применялась
рычажно-пружинная компенсация скоростного напора, для выборки поправок имелись
три регулятора. Это позволяло выбирать постоянную для всех скоростей
составляющую поправки лага и составляющую, линейно зависящую от скорости. В
лаге "Гаусс" наблюдалась нестабильность поправок, изменения которых
за 1-2 месяца достигали 3-4 % вследствие ослабления пружин механизма
компенсации скоростного напора. Гидравлический лаг "Гаусс" обладал
относительно высокой точностью и надежностью в работе, однако имел большой вес
и значительное потребление энергии.
Основные
характеристики лагов
Характеристики |
"ГО марка III" |
"Гаусс-50" |
Тип |
вертушечный |
гидравлический |
Начало работы при скорости, уз. |
1–2 |
0,5 |
Диапазон измеряемых скоростей, уз. |
1–22,5 (Мод. 1), 1–45 (Мод. 2) |
0–50 |
Время включения, мин. |
3–5 |
3–5 |
Напряжение сети, В |
110–220 |
? |
Потребляемый ток, А |
12–15 при пуске,
далее 2–3 |
· |
Потребляемая мощность, Вт |
220–330 |
около 2000 |
Общий вес установки, кг |
160 |
400 |
Особенности эксплуатации |
смена масла каждые
5 дней, доливка – через 2 дня |
вентилирование воздухособирателей каждые 4 часа |
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Дата последнего изменения: 23.05.2008.