Навигационные
эхолоты |
|
В 1936 году Научно-исследовательское бюро, созданное при Гидрографическом управлении, совместно с Заводом мореходных инструментов создало первый отечественный эхолот ЗМИ. Одновременно на одном из предприятий шло освоение производства другого образца навигационного эхолота типа ЭЛ (ЭМС).
К 1939 году на вооружении кораблей советского ВМФ находились навигационные эхолоты ЭЛ и ЭМС-2. Оба прибора были в основном подобны, но несколько отличались в деталях. ЭМС-2 не имел батареи накала для усилителя и питался полностью от корабельной сети. Он имел больший диапазон измерения глубин (до 1000 метров) и режим автоматического переключения (через 5-10 секунд) с одного диапазона на другой. Ввиду большого количества приборов и значительного размера вибраторов ЭМС-2 мог быть установлен только на кораблях большого водоизмещения. Однако отмечались недостаточная точность показаний на малых глубинах (15-20 метров), ненадежность работы на "автомате" и громоздкость. Несомненным достоинством эхолота ЭМС-2 являлась установка вибраторов в специальных танках, что позволяло производить их ремонт и замену без докования корабля. В ходе войны (1944 год) поступил на вооружение магнитострикционный{1} эхолот НЭЛ-2 (установлен на "Щ-401"), а в 1945 году – НЭЛ-3.
Основные
характеристики эхолотов
Характеристики |
ЭЛ |
ЭМС-2 |
НЭЛ-3 |
Диапазоны измеряемых глубин, м |
0–100, 0–500 |
0–100, 0–1000 |
1–150 |
Рабочая частота, кГц |
21 |
16,3 |
21,3 |
Принятая стандартная скорость звука в воде, м/с |
1500 |
1450 |
1500 |
Точность измерения глубин: до 100 м более 100 м |
4 % 2 % |
4 % 2 % |
4 % 2 % |
Предельные значения скорости / углов качки, обеспечивающих устойчивую работу, уз./град. |
до 25 / 10–15 |
до 25 / до 10 |
до 15 / до 15 |
Нормальное судовое напряжение, В |
110–120 |
110–120 |
110/220 и 24 |
Потребляемый ток, А |
12–15 при пуске, далее 2 |
до 45 при пуске, далее 4,5 |
· |
Потребляемая мощность, кВт |
0,21 |
5 при пуске, далее 0,5 |
0,2 |
Общий вес установки, кг |
200 |
366 |
100 |
Примечания:
{1} Магнитострикционный эффект – это изменение формы и размеров некоторых металлов при их намагничивании и обратное явление – изменение намагничивания металлов (тел) при их деформации. На этом эффекте основана работа магнитострикционных гидроакустических средств. [1, с.413]
Использованные источники:
[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Дата последнего изменения: 26.05.2008.