5.11.1944

C-31

 

 

Серия

IX-бис

 

Дата закладки

5.10.1937

Завод № 198, Николаев

Заводской номер 347

Дата спуска на воду

22.2.1939

Дата вступления в строй

19.6.1940

Командиры

22.6.1941 – 8.5.1942

8.5.1942 – 9.5.1945

И.Ф. Фартушный

Н.П. Белоруков

Карьера

25.6.1940

22.6.194110.8.1942

10.8.1942 – 9.5.1945

Черноморский флот

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

1-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

16 боевых и 5 транспортных походов в ВОВ (329 суток). Выполнила 8 торпедных атак, в результате которых потопила 9.12.1943 германскую быстроходную десантную баржу "F 580", возможно повредила 17.10.1943 германскую быстроходную десантную баржу "F 418".

Судьба

14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и поставлена на прикол. 14.3.1975 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

К началу войны находилась в Севастополе, где проходила гарантийный ремонт.

1-й боевой поход (19 суток):

15.7.1941 в 17.07 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 8 в район южнее мыса Меганом.

Встреч с кораблями противника не имела.

2.8.1941 в 23.00 начала возвращение в базу.

3.8.1941 в 9.12 прибыла в Севастополь.

2-й боевой поход (18 суток):

21.8.1941 в 15.55 вышла из Севастополя на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.

22.8.1941 в 12.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

4.9.1941 начала возвращение в базу.

8.9.1941 в 10.07 прибыла в Севастополь.

3-й боевой поход (18 суток):

25.9.1941 в 14.00 вышла из Севастополя на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.

27.9.1941 в 6.00 прибыла на позицию. В этот же день обнаружила румынский миноносец типа "Налука", атаковать который не удалось из-за невыгодного курсового угла цели и большой дистанции.

Днем 7.10.1941 при попытке сблизиться с отрядом кораблей ВМС Румынии (визуально не обнаружен) четыре раза обстреляна сторожевыми катерами противника.

13.10.1941 в 11.55 прибыла в Севастополь.

4-й боевой поход (1 сутки):

26.10.1941 в 15.30 вышла из Севастополя в Каркинитский залив для обстрела береговых целей.

27.10.1941 в 2.22-2.49 обстреляла населенные пункты Бой-Казак, Средний Сарай, Чатырлык и Пахомово, выпустив с дистанции 75-100 кабельтовых 79 100-мм снарядов. В 14.51 прибыла в Севастополь.

5-й боевой поход (14 суток):

29.10.1941 в 10.00 вышла из Севастополя на позицию № 22 в район мыса Эмине.

Утром 30.10.1941 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

9.11.1941 начала возвращение в базу.

12.11.1941 в 10.00 прибыла в Поти.

12.11.1941 начала текущий ремонт с докованием.

16.1.1942 вступила в строй.

6-й боевой поход (16 суток):

28.1.1942 в 11.00 вышла из Поти на позицию № 28 в район восточнее мыса Эмине.

30.1.1942 около 21.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

11.2.1942 в 19.00 начала возвращение в базу.

13.2.1942 в 14.56 прибыла в Поти.

7-й боевой поход (20 суток):

17.4.1942 в 18.45 вышла из Поти на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.

19.4.1942 в 11.36 прибыла на позицию.

Все время нахождения на позиции патрулировала на удалении 25-30 миль от берега. Встреч с кораблями противника не имела.

1.5.1942 обнаружила турецкий баркас.

4.5.1942 в 20.39 начала возвращение в базу.

7.5.1942 в 5.12 прибыла в Поти.

28.5.1942 вышла из Поти и 29.5.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (3 суток):

30.5.1942 в 15.25 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 42,6 тонн боеприпасов и продовольствия (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).

1.6.1942 в 0.00 прибыла в Севастополь. В 7.30 после разгрузки лодка вышла в обратный путь.

2.6.1942 в 13.30 прибыла в Новороссийск.

2-й транспортный поход (2 суток):

3.6.1942 в 20.00 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 4 пассажира и 47,4 тонн боеприпасов и продовольствия (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).

4.6.1942 в 23.45 прибыла в Севастополь.

5.6.1942 в 2.05 после разгрузки вышла в обратный путь и в 22.35 прибыла в Новороссийск.

5.6.1942 вышла из Новороссийска и 6.6.1942 прибыла в Туапсе.

3-й транспортный поход (3 суток):

7.6.1942 в 12.05 вышла из Туапсе в Севастополь, имея на борту 30 тонн боеприпасов и 15 тонн бензина (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).

8.6.1942 в 23.20 прибыла в Севастополь.

9.6.1942 в 3.30 после разгрузки вышла в обратный путь. При выходе из бухты в 40 метрах от кормы лодки взорвался тяжелый снаряд, в результате чего было повреждено освещение и антенна.

10.6.1942 в 7.25 прибыла в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 20 человек.

4-й транспортный поход (4 суток):

12.6.1942 в 15.00 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 2 пассажира и 54,5 тонн боеприпасов (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).

Вечером 13.6.1942 в районе мыса Айтодор атакована сторожевыми катерами, сбросившими 2 глубинные бомбы. В 20.00 прибыла в Севастополь.

14.6.1942 в 20.50 после разгрузки вышла в обратный путь.

16.6.1942 в 8.30 прибыла в Туапсе, эвакуировав из Севастополя 19 человек.

5-й транспортный поход (3 суток):

18.6.1942 в 12.10 вышла из Туапсе в Севастополь, имея на борту пассажира, 40 тонн боеприпасов и 30 тонн бензина (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).

19.6.1942 в 22.00 прибыла в Севастополь.

20.6.1942 в 1.50 после разгрузки вышла в обратный путь. В 14.00 в точке 43°54,6' с.ш./ 34°14,5' в.д. обнаружила перископ подводной лодки противника – очевидно обнаружена итальянская подводная лодка "CB 6".

21.6.1942 на лодке вышла из строя муфта "Бамаг" и прогорел коллектор левого дизеля. В 7.28 прибыла в Туапсе, эвакуировав из Севастополя 20 человек.

3.7.1942 вышла из Туапсе и 4.7.1942 прибыла в Поти.

8-й боевой поход (20 суток):

6.8.1942 в 15.08 вышла из Поти на позицию № 34 в район Констанцы.

9.8.1942 прибыла на позицию.

За время патрулирования несколько раз обнаруживала сторожевые катера противника.

23.8.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.

26.8.1942 в 6.00 прибыла в Поти.

11.9.1942 вышла из Поти и 12.9.1942 прибыла в Туапсе.

9-й боевой поход (18 суток):

12.9.1942 в 20.19 вышла из Туапсе на позиции № 47-48 в район Ялта – Феодосия.

14.9.1942 прибыла на позицию.

В ночь на 20.9.1942 осуществила навигационное обеспечение набега советских торпедных катеров на Ялту.

21.9.1942 в Ялтинском заливе обнаружила одиночный транспорт (1500 т). В 13.02 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 10 кабельтовых. Безрезультатно атакован неизвестный транспорт, взрывом торпеды на берегу убито 5 германских военнослужащих. Вечером подверглась преследованию итальянского торпедного катера "MAS 572", безрезультатно сбросившего 14 глубинных бомб.

22.9.1942 в районе Ялты обнаружила конвой в составе тральщика с быстроходной десантной баржей на буксире и 3-х торпедных катеров. В 13.25 произвела 2-торпедный залп по быстроходной десантной барже из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. Зарубежных данных нет. По-видимому, безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа "F 359". Лодка контратакована торпедными катерами, сбросившими 6 глубинных бомб.

27.9.1942 в 19.32-19.37 с дистанции 51 кабельтов обстреляла Ялту, выпустив 22 100-мм снаряда. Через 2 минуты противник открыл ответный огонь, после чего лодка погрузилась.

29.9.1942 при возвращении по ошибке атакована двумя самолетами типа МБР-2.

30.9.1942 в 8.40 прибыла в Поти.

10-й боевой поход (2 суток):

25.11.1942 в 17.35 вышла из Поти на позицию № 49 в район мыс Тарханкут – Евпатория.

26.11.1942 из-за ударов волн по корпусу лодки в кормовой части надстройки по правому борту оторвались 3 листа обшивки. Кромкой одного из оторвавшихся листов была перетерта оклетневка гребного вала, которая, намотавшись на вал, заклинила его.

27.11.1942 в 18.45 возвратилась в Поти.

11-й боевой поход (20 суток):

4.12.1942 в 17.18 вышла из Поти на позицию № 49 в район мыс Тарханкут – Евпатория.

7.12.1942 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

22.12.1942 начала возвращение в базу.

24.12.1942 в 8.55 прибыла в Поти.

6.1.1943 начала текущий ремонт.

9.7.1943 завершила текущий ремонт.

11.7.1943 в 14.00 во время похода на боевую подготовку в 80 милях западнее Поти обнаружила подводную лодку противника, которую безрезультатно преследовала до 21.00. По зарубежным данным была обнаружена германская подводная лодка "U 23".

12-й боевой поход (25 суток):

21.7.1943 в 20.48 вышла из Поти на позицию № 82 в район мыса Тарханкут.

25.7.1943 в 4.34 прибыла на позицию.

Утром 28.7.1943 обнаружила конвой быстроходных десантных барж, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла цели. Днем в точке 45°09,3' с.ш./ 32°47,2' в.д. обнаружила еще один конвой в составе быстроходной десантной баржи и сторожевого катера. В 15.39 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 10 кабельтовых по быстроходной десантной барже. Через 106 секунд услышано 2 глухих взрыва. Германская быстроходная десантная баржа наблюдала одну торпеду, прошедшую мимо. Лодка контратакована быстроходными десантными баржами, сбросившими 3 глубинных бомбы. Некоторые источники приписывают лодке потопление германской быстроходной десантной баржи "F 174".

Утром 30.7.1943 обнаружила одиночное судно. После того как в нем был опознан германский большой охотник типа "КТ", командир оказался от атаки. Лодка была обнаружена и подверглась 1,5-часовому преследованию, в ходе которого на нее было сброшено 29 глубинных бомб. В результате близких разрывов глубинных бомб на лодке были повреждены некоторые электроизмерительные приборы, магнитный компас и эхолот.

С 1.8.1943 по 3.8.1943 по приказу командования действовала на позиции № 81 в районе Сулина – Констанца.

С 4.8.1943 снова действовала на позиции № 82.

11.8.1943 в 21.02 начала возвращение в базу.

15.8.1942 в 6.20 прибыла в Поти.

13-й боевой поход (28 суток):

29.9.1943 в 19.05 вышла из Поти на позицию № 95 в район мыс Тарханкут – Евпатория.

1.10.1943 в 2.50 прибыла на позицию.

В начале патрулирования обнаружила 5 германских плавающих мин.

17.10.1943 в точке 44°59' с.ш./ 32°56' в.д. обнаружила конвой в составе 9 быстроходных десантных барж и 3-х сторожевых катеров. В 6.20 произвела 4-торпедный залп из подводного положения с дистанции 4 кабельтова по быстроходной десантной барже (схема). Через 35 секунд услышан взрыв. Возможно повреждена германская быстроходная десантная баржа "F 418". В эти сутки "F 418" была повреждена торпедоносцами ВВС Черноморского флота и впоследствии затонула на мелководье в районе Ак-Мечети. Преследования не было.

18.10.1943 в точке 44°58' с.ш./ 32°46' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (5000-6000 тонн), 2-х эскадренных миноносцев и 3-х сторожевых катеров. В 21.46 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 3 кабельтова по транспорту. Через 24 и 30 секунд услышаны 2 взрыва. Зарубежных данных нет. Преследования не было.

24.10.1943 в 19.55 начала возвращение в базу.

27.10.1943 в 6.36 прибыла в Поти.

14-й боевой поход (30 суток):

28.11.1943 в 17.24 вышла из Поти на позицию № 100 в район мыс Тарханкут – Тендра.

1.12.1943 в 5.35 прибыла на позицию.

Утром 2.12.1943 обнаружила конвой быстроходных десантных барж, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.

5.12.1943 в точке 45°40,4' с.ш./ 32°08,5' в.д. обнаружила конвой в составе 3-х буксиров с тремя речными баржами. В 16.19 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 4 кабельтова по барже. Промах, по-видимому, торпеды прошли под баржей. Зарубежных данных нет. Возможно атакован конвой барж "Роллер". Преследования не было.

9.12.1943 в точке 45°29,4' с.ш./ 32°18,6' в.д. обнаружила конвой в составе 4-х быстроходных десантных барж. В 12.06 произвела 4-торпедный залп из подводного положения по быстроходной десантной барже. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 580", перевозившая полевые орудия и 20 тонн боеприпасов (12 погибших, 1 раненый). Лодка контратакована быстроходными десантными баржами, сбросившими на безопасном удалении 4 глубинных бомбы.

С 21.12.1943 действовала также на позиции № 99 в районе мыс Тарханкут – Ак-Мечеть.

25.12.1943 в 22.00 начала возвращение в базу.

28.12.1943 в 8.00 прибыла в Поти.

1.1944 начала в Поти текущий ремонт.

10.2.1944-22.2.1944 находилась в доке.

15-й боевой поход (35 суток):

17.3.1944 в 19.30 вышла из Поти на позиции № 101а, 102 в район западнее мыса Тарханкут.

21.3.1944 в 5.18 прибыла на позицию.

Вечером 24.3.1944 обнаружила конвой противника, но из-за большой дистанции не смогла выйти в атаку.

5.4.1944 перешла на позицию № 105.

С 13.4.1944 действовала на позиции № 9 в районе юго-западнее мыса Херсонес.

13.4.1944 в точке 43°38' с.ш./ 31°00' в.д. обнаружила конвой в составе 3-х транспортов, эскадренного миноносца и 4-х сторожевых катеров. В 10.04 произвела 4-торпедный залп из подводного положения с дистанции 4-4,5 кабельтовых по транспорту (3000 тонн). Через 38 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован германский конвой, куда входили транспорты "Тисса", "Ардял" и "Хельга". Лодка контратакована германским большим охотником "Uj 103", сбросившим на безопасном удалении 26 глубинных бомб.

Днем 16.4.1944 не смогла выйти в атаку на 2 транспорта из-за малой плотности аккумуляторных батарей.

Вечером 18.4.1944 не смогла сблизиться с поврежденным советскими ВВС румынским транспортом "Альба Юлия" из-за большого курсового угла цели и угрозы тарана эскадренным миноносцем. Обнаружена и контратакована кораблями охранения, сбросившими 13 глубинных бомб. В 23.15 начала возвращение в базу.

21.4.1944 в 5.40 прибыла в Поти.

22.4.1944-22.5.1944 проходила в Поти усиленный навигационный ремонт.

3.6.1944-9.6.1944 проходила в Поти усиленный навигационный ремонт.

7.7.1944-2.8.1944 проходила в Поти усиленный навигационный ремонт.

В перерывах между ремонтами совершила многочисленные выходы в море для боевой подготовки.

3.8.1944 принимала участие в испытаниях торпед ЭТ-80.

5.8.1944 перешла из Поти в Батуми.

16-й боевой поход (30 суток):

16.8.1944 в 20.30 вышла на позицию № 46/54 в район Бургаса.

20.8.1944 в 2.22 прибыла на позицию.

С 28.8.1944 по указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника.

В течение похода на лодке постоянно обнаруживались мелкие неисправности.

12.9.1944 в 20.20 начала возвращение в базу.

15.9.1944 в 6.20 прибыла в Поти.

30.10.1944 начала средний ремонт, который продлился до конца года.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

С-31 (1943-1944 г.).

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ССЫЛКИ