5.11.1944 |
C-31 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
5.10.1937 |
Завод № 198, Николаев Заводской номер 347 |
Дата спуска на воду |
22.2.1939 |
|
Дата вступления в строй |
19.6.1940 |
|
Командиры |
22.6.1941
– 8.5.1942 8.5.1942 – 9.5.1945 |
|
Карьера |
25.6.1940 22.6.1941
– 10.8.1942 10.8.1942 – 9.5.1945 |
|
Боевой результат |
16 боевых и 5 транспортных походов в ВОВ (329 суток). Выполнила 8 торпедных атак, в результате которых потопила 9.12.1943 германскую быстроходную десантную баржу "F 580", возможно повредила 17.10.1943 германскую быстроходную десантную баржу "F 418". |
|
Судьба |
14.3.1955 выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и поставлена на прикол. 14.3.1975 исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. |
К началу войны находилась в Севастополе, где проходила гарантийный ремонт.
1-й
боевой поход (19 суток):
15.7.1941 в 17.07 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 8 в район южнее мыса Меганом.
Встреч с кораблями противника не имела.
2.8.1941 в 23.00 начала возвращение в базу.
3.8.1941 в 9.12 прибыла в Севастополь.
2-й
боевой поход (18 суток):
21.8.1941 в 15.55 вышла из Севастополя на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.
22.8.1941 в 12.00 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
4.9.1941 начала возвращение в базу.
8.9.1941 в 10.07 прибыла в Севастополь.
3-й
боевой поход (18 суток):
25.9.1941 в 14.00 вышла из Севастополя на позицию № 12 в район мыс Шаблер – мыс Калиакра.
27.9.1941 в 6.00 прибыла на позицию. В этот же день обнаружила румынский миноносец типа "Налука", атаковать который не удалось из-за невыгодного курсового угла цели и большой дистанции.
Днем 7.10.1941 при попытке сблизиться с отрядом кораблей ВМС Румынии (визуально не обнаружен) четыре раза обстреляна сторожевыми катерами противника.
13.10.1941 в 11.55 прибыла в Севастополь.
4-й боевой
поход (1 сутки):
26.10.1941 в 15.30 вышла из Севастополя в Каркинитский залив для обстрела береговых целей.
27.10.1941 в 2.22-2.49 обстреляла населенные пункты Бой-Казак, Средний Сарай, Чатырлык и Пахомово, выпустив с дистанции 75-100 кабельтовых 79 100-мм снарядов. В 14.51 прибыла в Севастополь.
5-й
боевой поход (14 суток):
29.10.1941 в 10.00 вышла из Севастополя на позицию № 22 в район мыса Эмине.
Утром 30.10.1941 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
9.11.1941 начала возвращение в базу.
12.11.1941 в 10.00 прибыла в Поти.
12.11.1941 начала текущий ремонт с докованием.
16.1.1942 вступила в строй.
6-й
боевой поход (16 суток):
28.1.1942 в 11.00 вышла из Поти на позицию № 28 в район восточнее мыса Эмине.
30.1.1942 около 21.00 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
11.2.1942 в 19.00 начала возвращение в базу.
13.2.1942 в 14.56 прибыла в Поти.
7-й
боевой поход (20 суток):
17.4.1942 в 18.45 вышла из Поти на позицию № 37 в район мыса Куру-Бурну.
19.4.1942 в 11.36 прибыла на позицию.
Все время нахождения на позиции патрулировала на удалении 25-30 миль от берега. Встреч с кораблями противника не имела.
1.5.1942 обнаружила турецкий баркас.
4.5.1942 в 20.39 начала возвращение в базу.
7.5.1942 в 5.12 прибыла в Поти.
28.5.1942 вышла из Поти и 29.5.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.
1-й
транспортный поход (3 суток):
30.5.1942 в 15.25 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 42,6 тонн боеприпасов и продовольствия (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).
1.6.1942 в 0.00 прибыла в Севастополь. В 7.30 после разгрузки лодка вышла в обратный путь.
2.6.1942 в 13.30 прибыла в Новороссийск.
2-й
транспортный поход (2 суток):
3.6.1942 в 20.00 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 4 пассажира и 47,4 тонн боеприпасов и продовольствия (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).
4.6.1942 в 23.45 прибыла в Севастополь.
5.6.1942 в 2.05 после разгрузки вышла в обратный путь и в 22.35 прибыла в Новороссийск.
5.6.1942 вышла из Новороссийска и 6.6.1942 прибыла в Туапсе.
3-й
транспортный поход (3 суток):
7.6.1942 в 12.05 вышла из Туапсе в Севастополь, имея на борту 30 тонн боеприпасов и 15 тонн бензина (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).
8.6.1942 в 23.20 прибыла в Севастополь.
9.6.1942 в 3.30 после разгрузки вышла в обратный путь. При выходе из бухты в 40 метрах от кормы лодки взорвался тяжелый снаряд, в результате чего было повреждено освещение и антенна.
10.6.1942 в 7.25 прибыла в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 20 человек.
4-й
транспортный поход (4 суток):
12.6.1942 в 15.00 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 2 пассажира и 54,5 тонн боеприпасов (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).
Вечером 13.6.1942 в районе мыса Айтодор атакована сторожевыми катерами, сбросившими 2 глубинные бомбы. В 20.00 прибыла в Севастополь.
14.6.1942 в 20.50 после разгрузки вышла в обратный путь.
16.6.1942 в 8.30 прибыла в Туапсе, эвакуировав из Севастополя 19 человек.
5-й
транспортный поход (3 суток):
18.6.1942 в 12.10 вышла из Туапсе в Севастополь, имея на борту пассажира, 40 тонн боеприпасов и 30 тонн бензина (обеспечивающий – Б.А.Алексеев).
19.6.1942 в 22.00 прибыла в Севастополь.
20.6.1942 в 1.50 после разгрузки вышла в обратный путь. В 14.00 в точке 43°54,6' с.ш./ 34°14,5' в.д. обнаружила перископ подводной лодки противника – очевидно обнаружена итальянская подводная лодка "CB 6".
21.6.1942 на лодке вышла из строя муфта "Бамаг" и прогорел коллектор левого дизеля. В 7.28 прибыла в Туапсе, эвакуировав из Севастополя 20 человек.
3.7.1942 вышла из Туапсе и 4.7.1942 прибыла в Поти.
8-й
боевой поход (20 суток):
6.8.1942 в 15.08 вышла из Поти на позицию № 34 в район Констанцы.
9.8.1942 прибыла на позицию.
За время патрулирования несколько раз обнаруживала сторожевые катера противника.
23.8.1942 в 21.00 начала возвращение в базу.
26.8.1942 в 6.00 прибыла в Поти.
11.9.1942 вышла из Поти и 12.9.1942 прибыла в Туапсе.
9-й
боевой поход (18 суток):
12.9.1942 в 20.19 вышла из Туапсе на позиции № 47-48 в район Ялта – Феодосия.
14.9.1942 прибыла на позицию.
В ночь на 20.9.1942 осуществила навигационное обеспечение набега советских торпедных катеров на Ялту.
21.9.1942 в Ялтинском заливе обнаружила одиночный транспорт (1500 т). В 13.02 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 10 кабельтовых. Безрезультатно атакован неизвестный транспорт, взрывом торпеды на берегу убито 5 германских военнослужащих. Вечером подверглась преследованию итальянского торпедного катера "MAS 572", безрезультатно сбросившего 14 глубинных бомб.
22.9.1942 в районе Ялты обнаружила конвой в составе тральщика с быстроходной десантной баржей на буксире и 3-х торпедных катеров. В 13.25 произвела 2-торпедный залп по быстроходной десантной барже из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. Зарубежных данных нет. По-видимому, безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа "F 359". Лодка контратакована торпедными катерами, сбросившими 6 глубинных бомб.
27.9.1942 в 19.32-19.37 с дистанции 51 кабельтов обстреляла Ялту, выпустив 22 100-мм снаряда. Через 2 минуты противник открыл ответный огонь, после чего лодка погрузилась.
29.9.1942 при возвращении по ошибке атакована двумя самолетами типа МБР-2.
30.9.1942 в 8.40 прибыла в Поти.
10-й
боевой поход (2 суток):
25.11.1942 в 17.35 вышла из Поти на позицию № 49 в район мыс Тарханкут – Евпатория.
26.11.1942 из-за ударов волн по корпусу лодки в кормовой части надстройки по правому борту оторвались 3 листа обшивки. Кромкой одного из оторвавшихся листов была перетерта оклетневка гребного вала, которая, намотавшись на вал, заклинила его.
27.11.1942 в 18.45 возвратилась в Поти.
11-й
боевой поход (20 суток):
4.12.1942 в 17.18 вышла из Поти на позицию № 49 в район мыс Тарханкут – Евпатория.
7.12.1942 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
22.12.1942 начала возвращение в базу.
24.12.1942 в 8.55 прибыла в Поти.
6.1.1943 начала текущий ремонт.
9.7.1943 завершила текущий ремонт.
11.7.1943 в 14.00 во время похода на боевую подготовку в 80 милях западнее Поти обнаружила подводную лодку противника, которую безрезультатно преследовала до 21.00. По зарубежным данным была обнаружена германская подводная лодка "U 23".
12-й
боевой поход (25 суток):
21.7.1943 в 20.48 вышла из Поти на позицию № 82 в район мыса Тарханкут.
25.7.1943 в 4.34 прибыла на позицию.
Утром 28.7.1943 обнаружила конвой
быстроходных десантных барж, но не смогла атаковать его из-за большого
курсового угла цели. Днем в точке 45°09,3' с.ш./ 32°47,2' в.д. обнаружила еще
один конвой в составе быстроходной десантной баржи и сторожевого катера. В
15.39 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 10
кабельтовых по быстроходной десантной барже. Через 106 секунд услышано 2 глухих
взрыва. Германская быстроходная десантная баржа наблюдала одну торпеду,
прошедшую мимо. Лодка контратакована быстроходными десантными баржами,
сбросившими 3 глубинных бомбы. Некоторые
источники приписывают лодке потопление германской быстроходной десантной баржи
"F 174".
Утром 30.7.1943 обнаружила одиночное судно. После того как в нем был опознан германский большой охотник типа "КТ", командир оказался от атаки. Лодка была обнаружена и подверглась 1,5-часовому преследованию, в ходе которого на нее было сброшено 29 глубинных бомб. В результате близких разрывов глубинных бомб на лодке были повреждены некоторые электроизмерительные приборы, магнитный компас и эхолот.
С 1.8.1943 по 3.8.1943 по приказу командования действовала на позиции № 81 в районе Сулина – Констанца.
С 4.8.1943 снова действовала на позиции № 82.
11.8.1943 в 21.02 начала возвращение в базу.
15.8.1942 в 6.20 прибыла в Поти.
13-й
боевой поход (28 суток):
29.9.1943 в 19.05 вышла из Поти на позицию № 95 в район мыс Тарханкут – Евпатория.
1.10.1943 в 2.50 прибыла на позицию.
В начале патрулирования обнаружила 5 германских плавающих мин.
17.10.1943 в точке 44°59' с.ш./ 32°56' в.д. обнаружила конвой в составе 9 быстроходных десантных барж и 3-х сторожевых катеров. В 6.20 произвела 4-торпедный залп из подводного положения с дистанции 4 кабельтова по быстроходной десантной барже (схема). Через 35 секунд услышан взрыв. Возможно повреждена германская быстроходная десантная баржа "F 418". В эти сутки "F 418" была повреждена торпедоносцами ВВС Черноморского флота и впоследствии затонула на мелководье в районе Ак-Мечети. Преследования не было.
18.10.1943 в точке 44°58' с.ш./ 32°46' в.д. обнаружила конвой в составе транспорта (5000-6000 тонн), 2-х эскадренных миноносцев и 3-х сторожевых катеров. В 21.46 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 3 кабельтова по транспорту. Через 24 и 30 секунд услышаны 2 взрыва. Зарубежных данных нет. Преследования не было.
24.10.1943 в 19.55 начала возвращение в базу.
27.10.1943 в 6.36 прибыла в Поти.
14-й
боевой поход (30 суток):
28.11.1943 в 17.24 вышла из Поти на позицию № 100 в район мыс Тарханкут – Тендра.
1.12.1943 в 5.35 прибыла на позицию.
Утром 2.12.1943 обнаружила конвой быстроходных десантных барж, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.
5.12.1943 в точке 45°40,4' с.ш./ 32°08,5' в.д. обнаружила конвой в составе 3-х буксиров с тремя речными баржами. В 16.19 произвела 2-торпедный залп из подводного положения с дистанции 4 кабельтова по барже. Промах, по-видимому, торпеды прошли под баржей. Зарубежных данных нет. Возможно атакован конвой барж "Роллер". Преследования не было.
9.12.1943 в точке 45°29,4' с.ш./ 32°18,6' в.д. обнаружила конвой в составе 4-х быстроходных десантных барж. В 12.06 произвела 4-торпедный залп из подводного положения по быстроходной десантной барже. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным потоплена германская быстроходная десантная баржа "F 580", перевозившая полевые орудия и 20 тонн боеприпасов (12 погибших, 1 раненый). Лодка контратакована быстроходными десантными баржами, сбросившими на безопасном удалении 4 глубинных бомбы.
С 21.12.1943 действовала также на позиции № 99 в районе мыс Тарханкут – Ак-Мечеть.
25.12.1943 в 22.00 начала возвращение в базу.
28.12.1943 в 8.00 прибыла в Поти.
1.1944 начала в Поти текущий ремонт.
10.2.1944-22.2.1944 находилась в доке.
15-й
боевой поход (35 суток):
17.3.1944 в 19.30 вышла из Поти на позиции № 101а, 102 в район западнее мыса Тарханкут.
21.3.1944 в 5.18 прибыла на позицию.
Вечером 24.3.1944 обнаружила конвой противника, но из-за большой дистанции не смогла выйти в атаку.
5.4.1944 перешла на позицию № 105.
С 13.4.1944 действовала на позиции № 9 в районе юго-западнее мыса Херсонес.
13.4.1944 в точке 43°38' с.ш./ 31°00' в.д. обнаружила конвой в составе 3-х транспортов, эскадренного миноносца и 4-х сторожевых катеров. В 10.04 произвела 4-торпедный залп из подводного положения с дистанции 4-4,5 кабельтовых по транспорту (3000 тонн). Через 38 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован германский конвой, куда входили транспорты "Тисса", "Ардял" и "Хельга". Лодка контратакована германским большим охотником "Uj 103", сбросившим на безопасном удалении 26 глубинных бомб.
Днем 16.4.1944 не смогла выйти в атаку на 2 транспорта из-за малой плотности аккумуляторных батарей.
Вечером 18.4.1944 не смогла сблизиться с поврежденным советскими ВВС румынским транспортом "Альба Юлия" из-за большого курсового угла цели и угрозы тарана эскадренным миноносцем. Обнаружена и контратакована кораблями охранения, сбросившими 13 глубинных бомб. В 23.15 начала возвращение в базу.
21.4.1944 в 5.40 прибыла в Поти.
22.4.1944-22.5.1944 проходила в Поти усиленный навигационный ремонт.
3.6.1944-9.6.1944 проходила в Поти усиленный навигационный ремонт.
7.7.1944-2.8.1944 проходила в Поти усиленный навигационный ремонт.
В перерывах между ремонтами совершила многочисленные выходы в море для боевой подготовки.
3.8.1944 принимала участие в испытаниях торпед ЭТ-80.
5.8.1944 перешла из Поти в Батуми.
16-й
боевой поход (30 суток):
16.8.1944 в 20.30 вышла на позицию № 46/54 в район Бургаса.
20.8.1944 в 2.22 прибыла на позицию.
С 28.8.1944 по указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника.
В течение похода на лодке постоянно обнаруживались мелкие неисправности.
12.9.1944 в 20.20 начала возвращение в базу.
15.9.1944 в 6.20 прибыла в Поти.
30.10.1944 начала средний ремонт, который продлился до конца года.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
С-31 (1943-1944 г.).
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".