|
"С-2" (до 20.10.1937 – "Н-2") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 189, Ленинград заводской № 267 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата вступления в строй |
||
Командиры |
23.9.1936
– ? 28.11.1939 – 17.12.1939 17.12.1939 – 1.1940 |
|
Карьера |
30.11.1939 – 12.1939 |
|
Боевой результат |
|
|
Судьба |
|
31.12.1934 заложена на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 267) под литерно-цифровым обозначением "Н-2".
21.12.1935 спущена на воду. {1}
В 4.1936 предполагалось назвать "Молотовец" [3].
11.9.1936 вступила в строй (подписан приемный акт).
23.9.1936 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Командиром лодки был капитан 3 ранга В.Ф. Черный, инженером-механиком – военинженер 3 ранга Н.П. Балахничев.
20.10.1937 получила литерно-цифровое обозначение "С-2".
16.11.1939 в
составе 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок КБФ перебазирована
из Кронштадта в Таллин.
Начало советско-финляндской войны встретила под командованием капитана 3 ранга И.А. Мороз в составе 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок КБФ.
1-й
боевой поход (7 суток, в том числе 6 суток после начала боевых действий):
29.11.1939 в 2.07 вышла из Таллина на позицию № 16 в район Фарэ (северная оконечность острова Готланд). {2}
Целью отправки лодки в столь удаленный район послужило наблюдение за шведским флотом. Командование КБФ опасалось возможной реакции Швеции на вторжение СССР в Финляндию.
За время патрулирования имела встречи только с германскими транспортами.
6.12.1939 возвратилась в Лиепаю.
В 12.1939 прошла небольшой ремонт.
17.12.1939 в командование лодкой вступил капитан-лейтенант Соколов Иван Александрович.
2-й
боевой поход (2 суток):
1.1.1940 в 18.00 вышла из Лиепаи в Ботнический залив на позицию № 7 в район Аландских островов. Обеспечивал поход командир 13-го дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга Тутышкин Гавриил Николаевич. На борту лодки также находился флагманский штурман 1-й бригады подводных лодок старший лейтенант Колесников Василий Кириллович.
Вечером 2.1.1940 достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование пролива Южный Кваркен.
3.1.1940 в 4.20 передала квитанцию о получении радиограммы. После этого лодка на связь не выходила и в базу не вернулась (50 человек погибло), став единственным боевым кораблем, потерянным советским флотом в советско-финляндской войне.
14.1.1940 находившаяся в Лиепае плавбаза
подводных лодок "Смольный" трижды приняла слабые радиосообщения на
волне 1-й бригады подводных лодок КБФ.
Отчетливо разбирались лишь позывные и знак окончания работы, сам же текст
разобрать было невозможно. Можно предположить, что радиограммы при помощи
маломощного длинноволнового передатчика пыталась отправить "С-2", так
как коротковолновый передатчик вышел из строя.
18.1.1940 на "С-2" был передан приказ оставить позицию и вернуться в базу. Ответа не последовало.
21.1.1940 в 2.41 лидер "Минск", находясь южнее Ханко, донес: "Подводную лодку "С-2" слышу, связи не имею". Попытки наладить связь с лодкой, продолжавшиеся еще двое суток, не дали результата.
Поскольку финны не признают свою причастность к уничтожению "С-2", и лодку до настоящего времени не смогли обнаружить на грунте, то в качестве возможных причин гибели субмарины можно назвать следующие:
1. Подрыв 3.1.1940 на минном заграждении, выставленном
в 12.1939 финским минным заградителем "Louhi" в проливе Южный Кваркен у
острова Маркет. Мины были выставлены в нескольких кабельтовых западнее
фарватера, которым пользовались советские субмарины, но из-за отсутствия у
наших моряков лоций пролива, информации о течениях в нем и точных карт эта
версия выглядит наиболее вероятной.
2. Менее правдоподобной, но
теоретически возможной выглядит версия о гибели лодки в момент возвращения в
базу. Если сигналы в эфире, услышанные радистами плавбазы "Смольный"
и лидера "Минск", были чем-то большим, чем простыми атмосферными
помехами, то можно предположить, что субмарина либо стала жертвой льдов, что
могло произойти как при надводном, так и при подводном плавании, либо погибла
на минах, но уже при возвращении в базу.
Примечания:
{1} В [3], [4] и [5] дата спуска лодки на воду – 21.12.1935, в [1] – 12.12.1935 (вероятно опечатка).
{2} Согласно [6] лодка вышла из Таллина в 1-й боевой поход 29.11.1939 в 2.07 , согласно [5] – утром 28.11.1939.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Петров П. – Балтийский флот. Финский гамбит. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 432 с.
[3] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[5] Балакин С.А., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "С". Морская коллекция № 2, 2000 г.
[6] "Советско-финляндская война 1939-1940 гг." том 2. – СПб.: "Полигон", 2003 (по материалам сайта Александра Розина).
Подводная
лодка "С-2". Фото сделано финнами во время ходовых испытаний.
Балакин С.А., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "С". Морская коллекция № 2, 2000 г.
(Suomen Laivasto Sodassa)