"С-2"

(до 20.10.1937 – "Н-2")

 

 

Серия

IX

 

Дата закладки

31.12.1934

Завод № 189, Ленинград

заводской № 267

Дата спуска на воду

21.12.1935 {1}

Дата вступления в строй

11.9.1936

Командиры

23.9.1936 – ?

28.11.1939 – 17.12.1939

17.12.1939 – 1.1940

В.Ф. Черный

И.А. Мороз

И.А. Соколов

Карьера

23.9.1936

30.11.1939 – 12.1939

Краснознаменный Балтийский флот

13-й дивизион 1-й бригады ПЛ КБФ

Боевой результат

 

Судьба

 

31.12.1934 заложена на заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 267) под литерно-цифровым обозначением "Н-2".

21.12.1935 спущена на воду. {1}

В 4.1936 предполагалось назвать "Молотовец" [3].

11.9.1936 вступила в строй (подписан приемный акт).

23.9.1936 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Командиром лодки был капитан 3 ранга В.Ф. Черный, инженером-механиком – военинженер 3 ранга Н.П. Балахничев.

20.10.1937 получила литерно-цифровое обозначение "С-2".

16.11.1939 в составе 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок КБФ перебазирована из Кронштадта в Таллин.

Начало советско-финляндской войны встретила под командованием капитана 3 ранга И.А. Мороз в составе 13-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок КБФ.

1-й боевой поход (7 суток, в том числе 6 суток после начала боевых действий):

29.11.1939 в 2.07 вышла из Таллина на позицию № 16 в район Фарэ (северная оконечность острова Готланд). {2}

Целью отправки лодки в столь удаленный район послужило наблюдение за шведским флотом. Командование КБФ опасалось возможной реакции Швеции на вторжение СССР в Финляндию.

За время патрулирования имела встречи только с германскими транспортами.

6.12.1939 возвратилась в Лиепаю.

В 12.1939 прошла небольшой ремонт.

17.12.1939 в командование лодкой вступил капитан-лейтенант Соколов Иван Александрович.

2-й боевой поход (2 суток):

1.1.1940 в 18.00 вышла из Лиепаи в Ботнический залив на позицию № 7 в район Аландских островов. Обеспечивал поход командир 13-го дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга Тутышкин Гавриил Николаевич. На борту лодки также находился флагманский штурман 1-й бригады подводных лодок старший лейтенант Колесников Василий Кириллович.

Вечером 2.1.1940 достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование пролива Южный Кваркен.

3.1.1940 в 4.20 передала квитанцию о получении радиограммы. После этого лодка на связь не выходила и в базу не вернулась (50 человек погибло), став единственным боевым кораблем, потерянным советским флотом в советско-финляндской войне.

 

14.1.1940 находившаяся в Лиепае плавбаза подводных лодок "Смольный" триж­ды приняла слабые радиосообщения на вол­не 1-й бригады подводных лодок КБФ. Отчетливо разбирались лишь позывные и знак окончания работы, сам же текст разобрать было невозможно. Можно предположить, что радиограммы при помощи маломощного длинноволнового передатчика пыталась отправить "С-2", так как коротковолновый передат­чик вышел из строя.

18.1.1940 на "С-2" был передан приказ оставить позицию и вернуться в базу. Ответа не последовало.

21.1.1940 в 2.41 лидер "Минск", находясь южнее Ханко, донес: "Подводную лодку "С-2" слышу, связи не имею". Попытки наладить связь с лодкой, продолжавшиеся еще двое суток, не дали результата.

Поскольку финны не признают свою причастность к уничтожению "С-2", и лодку до настоящего времени не смогли обнаружить на грунте, то в качестве возможных причин гибели субмарины можно назвать следующие:

1. Подрыв 3.1.1940 на минном заграждении, выстав­ленном в 12.1939 финским минным заградителем "Louhi" в проливе Южный Кваркен у острова Маркет. Мины были выставлены в несколь­ких кабельтовых западнее фарватера, кото­рым пользовались советские субмарины, но из-за от­сутствия у наших моряков лоций пролива, информации о течениях в нем и точных карт эта версия выглядит наиболее вероятной.

2. Менее правдоподобной, но теоретически возможной выглядит версия о гибели лодки в момент возвращения в базу. Если сигналы в эфире, услышанные радистами плавбазы "Смольный" и лидера "Минск", были чем-то большим, чем простыми атмосферны­ми помехами, то можно предположить, что субмарина либо стала жертвой льдов, что могло произой­ти как при надводном, так и при подводном плавании, либо погибла на минах, но уже при возвращении в базу.

Примечания:

{1} В [3], [4] и [5] дата спуска лодки на воду – 21.12.1935, в [1]12.12.1935 (вероятно опечатка).

{2} Согласно [6] лодка вышла из Таллина в 1-й боевой поход 29.11.1939 в 2.07 , согласно [5] – утром 28.11.1939.

Использованные источники:

[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

[2] Петров П. – Балтийский флот. Финский гамбит. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 432 с.

[3] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.

[4] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

[5] Балакин С.А., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "С". Морская коллекция № 2, 2000 г.

[6] "Советско-финляндская война 1939-1940 гг." том 2. – СПб.: "Полигон", 2003 (по материалам сайта Александра Розина).

Подводная лодка "С-2". Фото сделано финнами во время ходовых испытаний.

Балакин С.А., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "С". Морская коллекция № 2, 2000 г.

(Suomen Laivasto Sodassa)

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ