|
М-34 |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 112, Горький (заводской № 268) Завод № 198, Николаев (швартовые испытания) |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата вступления в строй |
||
Командиры |
22.6.1941 – 11.1941 |
|
Карьера |
? – 1941 22.6.1941 – 11.1941 |
|
Боевой результат |
7 боевых походов в ВОВ (47 суток). Выполнила 1 безрезультатную торпедную атаку (1 торпеда). |
|
Судьба |
В 11.1941 не вернулась из 7-го боевого похода, пропав без вести в районе Констанцы (20 погибших). |
Швартовые испытания проходила на заводе № 198 в Николаеве.
К началу Великой Отечественной войны находилась в Севастополе, числилась во 2-й линии.
1-й
боевой поход (6 суток):
22.6.1941** в 20.28 вышла из Севастополя в дозор на позицию № 2 в район юго-западнее мыса Сарыч.
Встреч с кораблями противника не имела.
28.6.1941 в 19.50 возвратилась в Балаклаву.
2-й
боевой поход (7 суток):
8.7.1941 в 5.05 вышла из Балаклавы в дозор на позицию № 7 в район юго-восточнее Одессы.
Встреч с кораблями противника не имела.
15.7.1941 в 17.55 возвратилась в Балаклаву.
3-й
боевой поход (9 суток):
4.8.1941 в 12.00 вышла из Балаклавы в дозор на позицию № 7 в район юго-восточнее Одессы.
Встреч с кораблями противника не имела.
13.8.1941 в 17.05 возвратилась в Балаклаву.
4-й
боевой поход (7 суток):
27.8.1941 в 10.12 вышла из Балаклавы с целью крейсерства между Жебрияны – остров Фидониси – мыс Олинька.
28.8.1941 прибыла на позицию.
Имела встречи исключительно с рыболовными судами противника.
В ночь на 2.9.1941 при зарядке аккумуляторных батарей из-за неправильного вентилирования произошел взрыв водорода и небольшой пожар в IV отсеке, в результате чего лодка получила легкие повреждения (потерь в личном составе не было). В этот же день лодка начала возвращение в базу.
3.9.1941 в 22.25 прибыла в Балаклаву.
5-й
боевой поход (5 суток):
18.9.1941 в 17.03 вышла из Балаклавы на позицию № 11 в район Констанцы. На лодке находился представитель ВМС Великобритании кэптен Фокс (фрагмент отчета Фокса).
20.9.1941 в 5.00 прибыла на позицию.
21.9.1941 в 8.20 в районе мыса Тузла на дистанции 40 кабельтовых обнаружила конвой противника в составе 2-х транспортов и нескольких кораблей охранения, шедший переменными курсами на юг. В 8.54 в точке 43°59' с.ш. / 28°44' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 5-7 кабельтовых торпеду по танкеру (6000 т). Через 45-48 секунд услышан сильный взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован итальянский танкер "Superga", с которого наблюдали след торпеды. После атаки лодку выбросило на поверхность, и она была обнаружена кораблями охранения. В ходе преследования, длившегося до 18.47, румынские миноносцы "Naluca" и "Smeul" сбросили 37*** глубинных бомб. В результате взрыва двух бомб в непосредственной близости от субмарины на лодке вышли из строя оптическая система перископа, временно дифферентовочная помпа и несколько амперметров. Вечером начала досрочное возвращение в базу.
23.9.1941 в 8.37 прибыла в Балаклаву.
6-й
боевой поход (7 суток):
11.10.1941 в 17.20 вышла из Балаклавы на позицию № 11 в район Констанцы.
Имела встречи исключительно со сторожевыми катерами и самолетами противника.
Днем 16.10.1941 на лодке выявилась неисправность некоторых механизмов. Вечером начала возвращение в базу.
18.10.1941 в 10.20 прибыла в Балаклаву.
7-й
боевой поход (6 суток):
28.10.1941 в 7.10 вышла из Балаклавы на позицию № 11 в район Констанцы. На борту лодки находился А.Д. Якимчук – военный комиссар 2-й бригады подводных лодок Черноморского флота.
В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (20 погибших).
По плану должна была оставить позицию вечером 2.11.1941 (срок автономности истек 10.11.1941).
По румынским данным 3.11.1941 в 2.00 выходившая из Констанцы подводная лодка "Delfinul" (командир - capitanului Constantin Costachescu "Bibi") обнаружила восточнее Констанцы неизвестную субмарину в надводном положении, заряжающую аккумуляторные батареи, начала атаку, но в темноте неприятельская лодка скрылась. Можно предположить, что это была возвращавшаяся в базу М-34.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на
плавающей мине восточнее Констанцы 3.11.1941 через несколько часов после
обнаружения румынской подводной
лодкой "Delfinul" .
2. Подрыв на
мине советских оборонительных заграждений в районе Севастополя 3-4.11.1941.
3. Ошибка
личного состава или отказ техники.
Список 20
членов экипажа подводной лодки М-34, не вернувшихся из 7-го боевого похода
лодки
(по данным сайта "Штурм глубины")
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год. рожд. |
Должность |
Звание |
Партийность |
1 |
1911 |
командир ПЛ |
кап.-лейтенант. |
чл. ВКПб |
|
2 |
Чечкин Александр Николаевич |
1919 |
пом. командира |
лейтенант. |
к-т ВКПб |
3 |
1906 |
военком 2-й бр. ПЛ |
полк. комиссар |
чл. ВКПб |
|
4 |
Наумов Андрей Васильевич |
1914 |
командир БЧ-5 |
воен/тех. 1р. |
чл. ВКПб |
5 |
Карелин Федор Ефимович |
1908 |
боцман |
гл. старшина |
беспарт. |
6 |
Пеленцев Иван Федорович |
1911 |
ст. гр. элек. |
гл. старшина |
к-т ВКПб |
7 |
Давыдов Яков Антонович |
1915 |
ст. торпедист |
старшина 1
ст. |
чл. ВКПб |
8 |
Приходько Василий Федорович |
1915 |
ст. мотор. |
старшина 1
ст. |
чл. ВЛКСМ |
9 |
Кругляков Павел Матвеевич |
1915 |
кр. отд. рул. |
старшина 2
ст. |
чл. ВЛКСМ |
10 |
Дубов Виктор Михайлович |
1918 |
кр. отд. ЭНП |
старшина 2
ст. |
чл. ВКПб |
11 |
Тимченко
Афанасий Иванович, |
1916 |
кр. отд.
акус. |
старшина 2
ст. |
к-т ВКПб |
12 |
Полонин Александр
Андреевич |
1916 |
кр. отд.
рад. |
старшина 2
ст. |
к-т ВКПб |
13 |
Кушнарев
Алексей Федорович |
1915 |
кр. отд.
мотор. |
старшина 2
ст. |
чл. ВЛКСМ |
14 |
Бондарь Тит
Алексеевич |
1915 |
кр. отд.
трюмн. |
старшина 2
ст. |
чл. ВЛКСМ |
15 |
Апифанов
Максим Ефимович |
? |
ст. рулевой |
ст.
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
16 |
Волохин
Виктор Николаевич |
1920 |
рулевой |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
17 |
Тулаев
Александр Иванович |
1921 |
трюмный |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
18 |
Морозов Николай
Алексеевич |
1918 |
ст. моторист |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
19 |
Соколов
Евгений Константинович |
1921 |
ст. электрик |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
20 |
Магелат Иван
Иванович |
1920 |
ст.
торпедист |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
Примечания:
* В [2] датой спуска на воду считается 30.6.1940.
** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [3] |
Дата начала похода |
Дата возвращения из похода |
||
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
|
1-й боевой |
22.6.1941 |
23.6.1941 |
28.6.1941 |
|
2-й боевой |
8.7.1941 |
15.7.1941 |
||
3-й боевой |
4.8.1941 |
13.8.1941 |
||
4-й боевой |
27.8.1941 |
3.9.1941 |
||
5-й боевой |
18.9.1941 |
23.9.1941 |
||
6-й боевой |
11.10.1941 |
18.10.1941 |
||
7-й боевой |
28.10.1941 |
3.11.1941 |
Статистика по [4]:
срок боевой
службы – 4,4 месяца (22.6.1941 – 3.11.1941);
7 боевых походов
(44 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,34.
*** В [6] количество сброшенных глубинных бомб – 36.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
5.
Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of
Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.
6.
Саватеев П.Н. – Удары из морских глубин. – М.: Воениздат, 1961. – 136 с.