|
"М-203" (с 5.7.1944 – "Иркутский рыбак", в ВМФ Болгарии – "42") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 196, Ленинград заводской № 139 Завод № 638, Астрахань (достройка) |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата вступления в строй |
||
Командиры |
1945 1952
– 1954 |
В.П. Милованов |
Принадлежность |
? – 1.1945 5.10.1945 {1} 1952 – 3.9.1954 1954 – 1958 1958 – 20.2.1959 |
1-й отдельный дивизион подводных лодок КВФ 85-й отдельный дивизион ПЛ Одесской ВМБ ВМС Болгарии |
Боевой результат |
В боевых действиях не участвовала. |
|
Судьба |
3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Болгарии. В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР. 20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации. |
31.10.1940 заложена на заводе № 196 в Ленинграде (заводской № 139) под литерно-цифровым обозначением "М-203".
7.7.1941 спущена на воду.
Вскоре лодка была переведена по внутренним водным системам в Астрахань на завод № 638, где продолжилась ее достройка на средства, собранные трудящимися.
5.7.1944 приказом наркома ВМФ лодке присвоено наименование "Иркутский рыбак".
28.10.1944 вступила в строй (подписан приемный акт).
1.11.1944 вошла в состав Каспийской военной флотилии. Лодка была зачислена в состав 1-го отдельного дивизиона подводных лодок.
В рамках подготовки к перебазированию на Черное море с лодки выгрузили боеприпасы и аккумуляторные батареи, после чего субмарина своим ходом перешла на Волгу в Красноармейский затон вблизи Сталинграда (железнодорожная станция Сарепта), где ее погрузили на специальный 240-тонный железнодорожный транспортер с двумя дополнительными платформами для поддержания носовой и кормовой оконечности корабля. Общая длина этого сооружения составила 49,5 метров. Кроме транспортера в эшелон вошли один классный вагон, два крытых 20-тонных вагона, один крытый 50-тонный вагон и четыре 60-тонных платформы.
25.1.1945 эшелон
начал движение. Маршрут протяженностью 2400 километров пролегал через
Тихорецкую, Баку, Тбилиси. Наибольшую сложность составляло прохождение
туннелей, где скорость не превышала 5 км/час, и требовались остановки для
проверки положения лодки. Так, один туннель длиной 120 метров эшелон
преодолевал полтора часа. [3, с.345, 504] {2}
5.2.1945 эшелон с подводной лодкой прибыл в Поти.
5.10.1945 вошла в состав Черноморского флота. {1}
В 1952 перед командованием 85-го отдельного дивизиона подводных лодок, входящего в состав Одесской ВМБ, была поставлена задача подготовить 3 лодки дивизиона (в том числе и "М-203") к передаче болгарскому ВМФ. Лодка получила второй экипаж из болгарских моряков, которых необходимо было научить обслуживанию субмарины.
Летом 1953 лодка прибыла в поселок Черноморское для отработки болгарского экипажа в море.
В 1954 лодка была перебазирована в Болгарию и передана в состав ее ВМФ, где получила цифровое обозначение "42".
3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в ВМФ Болгарии.
В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР.
20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.
Примечания:
{1} В [3, с.345] лодка
вошла в состав Черноморского
флота 5.10.1945, в [1, с.70] и [2, с.263] –
30.5.1944 (дата явно
ошибочная).
{2} В [1, с.70] указывается,
что лодка отправлена по железной дороге из Баку в Поти 11.2.1945.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[4] Ничик Ю.М., Захар В.Р. – Подводные силы Черноморского флота. – Симферополь, Таврида, – 429 с.
Дата последнего изменения: 19.8.2006.