|
"М-202" (с 22.3.1944 – "Рыбник Донбасса", в ВМФ Болгарии – "41") |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 196, Ленинград заводской № 138 Завод № 638, Астрахань (достройка) |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата вступления в строй |
||
Командиры |
30.5.1944
– 9.5.1945 1952
– 1954 |
А.Г. Маркелов |
Принадлежность |
? – 5.1944 9.6.1944 – 9.5.1945 1952 – 3.9.1954 1954 – 1958 1958 – 20.2.1959 |
1-й отдельный дивизион подводных лодок КВФ 1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ ЧФ 1-й дивизион
подводных лодок 1-й бригады ПЛ ЧФ 85-й отдельный дивизион ПЛ Одесской ВМБ ВМС Болгарии |
Боевой результат |
В боевых действиях не участвовала. |
|
Судьба |
3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Болгарии. В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР. 20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации. |
25.5.1940 заложена на заводе № 196 в Ленинграде (заводской № 138) под литерно-цифровым обозначением "М-202". {1}
15.7.1941 спущена на воду. {2}
Вскоре лодка была переведена по внутренним водным системам в Астрахань на завод № 638, где продолжилась ее достройка на средства, собранные трудящимися.
19.2.1944 вступила в строй (подписан приемный акт).
23.2.1944 подняла военно-морской флаг и вошла в состав Каспийской военной флотилии. Лодка была зачислена в состав 1-го отдельного дивизиона подводных лодок.
22.3.1944 приказом наркома ВМФ лодке присвоено наименование "Рыбник Донбасса".
В рамках подготовки к перебазированию на Черное море с лодки выгрузили боеприпасы и аккумуляторные батареи, после чего субмарина своим ходом перешла на Волгу в Красноармейский затон вблизи Сталинграда (железнодорожная станция Сарепта), где ее погрузили на специальный 240-тонный железнодорожный транспортер с двумя дополнительными платформами для поддержания носовой и кормовой оконечности корабля. Общая длина этого сооружения составила 49,5 метров. Кроме транспортера в эшелон вошли один классный вагон, два крытых 20-тонных вагона, один крытый 50-тонный вагон и четыре 60-тонных платформы.
18.5.1944 эшелон
начал движение. Маршрут протяженностью 2400 километров пролегал через
Тихорецкую, Баку, Тбилиси. Наибольшую сложность составляло прохождение
туннелей, где скорость не превышала 5 км/час, и требовались остановки для
проверки положения лодки. Так, один туннель длиной 120 метров эшелон
преодолевал полтора часа. [3, с.345, 504]
{4}
20.5.1944 эшелон с подводной лодкой прибыл в Поти. {5}
30.5.1944 вошла в состав Черноморского флота. Лодку зачислили в 1-й дивизион подводных лодок. {3}
В 1952 перед командованием 85-го отдельного дивизиона подводных лодок, входящего в состав Одесской ВМБ, была поставлена задача подготовить 3 лодки дивизиона (в том числе и "М-202") к передаче болгарскому ВМФ. Лодка получила второй экипаж из болгарских моряков, которых необходимо было научить обслуживанию субмарины.
Летом 1953 лодка прибыла в поселок Черноморское для отработки болгарского экипажа в море.
В 1954 лодка была перебазирована в Болгарию и передана в состав ее ВМФ, где получила цифровое обозначение "41".
3.9.1954 исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в ВМФ Болгарии.
В конце 1958 была возвращена болгарским правительством СССР.
20.2.1959 вторично исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.
Примечания:
{1} В [1, с.69] и [3, с.345] дата закладки лодки – 25.5.1940, в [2, с.263] и [4, с.52] наряду с этой датой указывается возможность того, что лодка была заложена 15.11.1940.
{2} В [2, с.263] и [3, с.345] дата спуска лодки на воду – 15.7.1941, в [1, с.69] – 4.4.1941, в [4, с.52] изложены обе версии.
{3} В [1, с.69], [2, с.263] и
[4, с.52]
лодка вошла в состав Черноморского
флота 30.5.1944,
в [3, с.345] –
9.7.1944.
{4} В [1, с.69]
указывается, что лодка отправлена по железной дороге из Баку в Поти 18.3.1944.
{5} В [3, с.345] дата прибытия лодки по железной дороге в Поти – 20.5.1944, в [4, с.52] – 30.5.1944.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
[5] Ничик Ю.М., Захар В.Р. – Подводные силы Черноморского флота. – Симферополь, Таврида, – 429 с.
Дата последнего изменения: 19.8.2006.