|
"М-103" |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 196, г. Ленинград заводской
№ 137 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата подписания приемного акта |
||
Командиры |
||
Принадлежность |
22.06.1941 – 08.1941 |
|
Боевой результат |
2 боевых
похода в Великой Отечественной войне (22 суток).{2} Атак не совершала, побед нет. |
|
Судьба |
24.08.1941-25.08.1941 погибла в 8 милях к северу от острова Вормси, не вернувшись из 2-го боевого похода (21 член экипажа погиб). В 1999 году обнаружена на глубине около 50 метров. |
31.05.1940
заложена на заводе
№ 196 в г. Ленинград (заводской № 137) под литерно-цифровым обозначением
"М-103".
12.10.1940 спущена на воду.
26.10.1940 командиром лодки назначен Вадим Дмитриевич Нечкин.
05.12.1940 подписан приемный акт.
29.12.1940 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
К началу войны находилась в Ханко в составе 8-й дивизиона подводных лодок 2-й бригады ПЛ КБФ под командованием капитан-лейтенанта В.Д. Нечкина. Лодка числилась во 2-й линии.
22.06.1941 в 11.05 прибыла в Палдиски.
30.06.1941 перешла из Палдиски в Таллин.
04.07.1941 перешла из Таллина в Палдиски.
06.07.1941 около 17 часов вышла из Палдиски в дозор на позицию № 9 в район северо-западнее мыса Ристна. Лодку сопровождали "БТЩ-211" (вскоре повернул назад для сопровождения "М-102"), "БТЩ-216" и 2 сторожевых катера. В 23.25 на меридиане маяка Тахкуна "БТЩ-216" подорвался на мине и затонул. Находившийся на тральщике командир 8-й дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга Е.Г. Юнаков был тяжело ранен и подобран сторожевым катером. Командир "М-103" принял решение возвращаться в Палдиски.
07.07.1941 около 4 часов вернулась в Палдиски. Днем перешла в Рохукюлу.
08.07.1941 перешла из Рохукюлу в Триги, на переходе неоднократно подвергалась безуспешным атакам с воздуха.
1-й боевой поход (10 суток):
Вечером 08.07.1941 вышла из Триги через пролив Соэлавяйн в дозор на позицию № 9 в район северо-западнее мыса Ристна.
Патрулируя позицию с 09.07.1941 по 17.07.1941, неоднократно слышала шум винтов (в этом же районе с 11.07.1941 находилась германская подводная лодка "U 144"), но на поверхности ничего не обнаружила.
18.07.1941 около 18 часов в обеспечении сторожевого катера возвратилась в Триги.
20.07.1941 перешла из Триги в Таллин, отразив на переходе атаку самолета противника. В Таллине лодка прошла межпоходовый ремонт.
31.07.1941 командиром лодки назначен старший лейтенант Георгий Александрович Жаворонков.{1}
2-й боевой поход (10 суток):
13.08.1941 вышла из Таллина в разведывательный поход в Аландское море. До района мыса Ристна лодку сопровождали "БТЩ-203", "БТЩ-211", "БТЩ-215" и 2 сторожевых катера.
20.08.1941 отозвана с позиции, но в точку рандеву с тральщиками утром 21.08.1941 лодка не прибыла. В ответ на запрос о причине задержки с "М-103" ответили радиограммой, расшифровать которую не удалось.
Не прибыла лодка и утром 24.08.1941, хотя перед этим правильно отрепетировала время и координаты места встречи. Наконец вечером тех же суток командир лодки вновь вышел на связь и донес, что на субмарине осталось всего около двух тонн топлива. Показательно, что Жаворонков даже в последнем сообщении так и не смог указать свои координаты, и, видимо, двухкратная неявка в точку рандеву объяснялась именно закритическим состоянием штурманской подготовки. Поскольку не было никакой уверенности в том, что "М-103" сможет встретиться с эскортом с третьей попытки, Жаворонкову приказали идти в Таллин рекомендованными курсами самостоятельно. В дальнейшем подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась (21 член экипажа погиб).
В 1999 году была обнаружена на глубине около 50 метров в 8 милях севернее острова Вормси.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв 24.08.1941-25.08.1941 на мине заграждения
"D.2", выставленного германским минным заградителем
"Brummer".
2. Ошибка
личного состава или отказ техники.
Примечания:
{1} Согласно [3, с.272,319] старший лейтенант Г.А. Жаворонков заменил В.Д. Нечкина в должности командира лодки 31.07.1941; в [4, с.36] считается, что это произошло в 08.1941; в [5, с.317] указано, что старший лейтенант Г.А. Жаворонков назначен командиром лодки 21.07.1941.
{2} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.317]:
срок боевой службы – 2,2 месяца (22.06.1941 – 25.08.1941);
коэффициент боевой напряженности = 0,33.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.
[4] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Балтийский флот. – М.: "Полигон", Комбат № 3, 2001. – 96 с.: ил.
[5] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[6] Морозов М.Э. – U-боты против подлодок. Германские субмарины на Балтике в 1941 г. – "Флотомастер" № 4, 2000 г.
Дата последнего изменения: 27.07.2008.