Тип |
|
|
Дата закладки |
1916* |
судоверфь "Barnet Yard", Ванкувер (Канада)* завод "Наваль"**, Николаев (достройка лодки из готовых секций) |
Дата перезакладки |
28.2.1917 |
|
Дата спуска на воду |
осень 1917 |
|
Дата вступления в строй |
1918 |
|
Командиры |
29.12.1942 – 6.1944 |
|
Карьера |
1918 – 12.1918 12.1918 – 26.4.1919*** 22.6.1941 – 10.8.1942 9.6.1944 – 9.5.1945 |
Черноморский флот (белогвардейский) ВМС англо-французских интервентов 6-й дивизион подводных лодок ЧФ 3-й дивизион подводных лодок ЧФ |
Боевой результат |
14 боевых походов в ВОВ (130 суток). Выполнила 7 торпедных атак (11 торпед); 11.6.1942 повредила румынский транспорт "Ardeal" (5695 брт), возможно 11.5.1944 повредила германскую быстроходную десантную баржу "F 568". |
|
Судьба |
27.8.1945 выведена из боевого состава флота, разоружена, переоборудована в плавучую зарядовую станцию и поставлена на прикол. В середине 1950-х годов**** исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. |
До 12.1918 входила в состав белогвардейского флота, затем была захвачена англо-французскими интервентами.
26.4.1919*** по приказу британского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя.
30.12.1930 после восстановительного
ремонта вошла в состав Морских
сил Черного моря.
8.6.1931 затонула в результате аварии.
10.6.1931 поднята.
1.1.1932 вошла в строй.
В 1936-1938 прошла капитальный ремонт.
К началу Великой Отечественной войны находилась в Севастополе в текущем ремонте.
27.7.1941 вступила в строй.
31.7.1941 вышла из Севастополя и 2.8.1941 прибыла в Поти.
1-й
боевой поход (7 суток):
25.8.1941 в 20.30 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
1.9.1941 в 6.55 возвратилась в Поти.
2-й
боевой поход (2 суток):
14.9.1941 в 20.18 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
15.9.1941 во время зарядки аккумуляторных батарей выгорела изоляция секции якоря правого электромотора. По приказу командования начала возвращение в базу.
16.9.1941 в 13.17 прибыла в Поти.
3-й
боевой поход (6 суток):
2.10.1941****** в 0.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
8.10.1941 возвратилась в Поти.
4-й
боевой поход (7 суток):
16.10.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
23.10.1941****** возвратилась в Поти.
5-й
боевой поход (7 суток):
5.11.1941 в 22.20 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
12.11.1941 в 10.00 возвратилась в Поти.
6-й
боевой поход (8 суток):
20.11.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
28.11.1941****** в 9.48 возвратилась в Поти.
7-й
боевой поход (4 суток):
19.12.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
23.12.1941 возвратилась в Поти.
16.2.1942 вышла из Поти и 17.2.1942 прибыла в Очемчири.
18.2.1942 перешла из Очемчири в Поти.
25.2.1942 перешла из Поти в Очемчири.
25.2.1942 вышла из Очемчири и 27.2.1942 прибыла в Севастополь для действий на коммуникациях противника в районе Одессы.
8-й
боевой поход (11 суток):
5.3.1942 в 19.50 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.
7.3.1942 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
12.3.1942 ударами волн в штормовую погоду сломано перо кормовых горизонтальных рулей.
16.3.1942 в 20.45 возвратилась в Севастополь.
25.3.1942 вышла из Севастополя и 27.3.1942 прибыла в Очемчири.
30.3.1942 перешла из Очемчири в Поти, где прошла аварийный ремонт.
1.6.1942 перешла из Поти в Очемчири
2.6.1942 вышла из Очемчири и 4.6.1942 прибыла в Севастополь.
9-й
боевой поход (14 суток):
7.6.1942 в 16.10 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.
Вечером 10.6.1942 прибыла на позицию.
11.6.1942 в 14.50 в районе Одесской банки на дистанции 25 кабельтовых обнаружила конвой противника в составе двух транспортов (в том числе румынский транспорт "Ardeal") в охранении германских катерных тральщиков "FR 2", "FR 4", "FR 7", "FR 8" и "FR 10". В 15.12 в точке 46°33,8' с.ш. / 30°45,3' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив с дистанции 3,5 кабельтова одну торпеду по транспорту (6000 тонн). Через несколько секунд услышан сильный взрыв. По зарубежным данным в точке 46°32,05' с.ш. / 30°56,05' в.д. получил тяжелые повреждения и выбросился на отмель румынский транспорт "Ardeal" (5695 брт), перевозивший авиационные моторы и другое имущество Люфтваффе (5-8.8.1942 поднят и впоследствии введен в строй). В 15.15-15.37 катера охранения сбросили 18 глубинных бомб, от разрывов которых на лодке вышел из строя гирокомпас. В 16.06 на отмели обнаружила торпедированный транспорт "Ardeal".
13.6.1942, находясь в 3-4 милях от Одессы без хода под перископом, в 10.17 на дистанции 3-4 кабельтова обнаружила катер противника, идущий курсом на лодку. В момент ухода на глубину атакована 3 глубинными бомбами, в результате взрыва которых был деформирован запор крышки рубочного люка, получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы.
18.6.1942 начала возвращение в базу.
21.6.1942 в 7.20 прибыла в Туапсе.
21.6.1942 вышла из Туапсе и 22.6.1942 прибыла в Очемчири, где прошла аварийный и навигационный ремонт.
10-й
боевой поход (17 суток):
18.7.1942 в 7.15 вышла из Очемчири на позицию № 31 в район Одессы.
25.7.1942 в 11.02******* в точке 46°22,8' с.ш. / 30°54,9' в.д., находясь в подводном положении, подорвалась на мине UMB заграждения S-33, выставленного румынскими минными заградителями "Dacia" и "Amiral Murgescu". В результате взрыва вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми горизонтальными рулями и вертикальным рулем (сломаны баллеры), была деформирована и заклинена правая линия вала, в прочном корпусе V отсека образовались трещины и деформации. Получив тяжелые повреждения, лодка легла на грунт. Ночью, всплыв в надводное положение, приступила к устранению повреждений.
25.7.1942-29.7.1942 устраняла повреждения, находясь на позиции.
29.7.1942 вышла из Одесского залива.
3.8.1942 встречена БТЩ-404.
4.8.1942 в 6.40 прибыла в Очемчири.
18.8.1942 перешла из Очемчири в Поти, где начала аварийный ремонт.
26.1.1944 перешла из Поти в Очемчири.
11-й
боевой поход (20 суток):
5.2.1944 в 18.32 вышла из Очемчири на позиции № 108-109 к южному побережью Крыма.
7.2.1944 в 4.05 прибыла на позицию.
В ночь на 21.2.1944 обнаружила конвой из пяти судов неустановленного типа, но из-за шторма и угрозы столкновения не смогла выйти в атаку.
23.2.1944 в 19.02 начала возвращение в базу.
25.2.1944 в 16.20 прибыла в Очемчири.
23.3.1944 перешла из Очемчири в Поти.
24.3.1944 перешла из Поти в Очемчири.
12-й боевой
поход (16 суток):
11.4.1944
в 23.50 вышла из Очемчири в западную часть позиции № 7 в район западнее мыса Херсонес.
14.4.1944 в 5.10 прибыла на позицию, где утром обнаружила конвой противника в составе 6 германских быстроходных десантных барж и трех кораблей типа "KFK". В 9.34 в точке 44°23' с.ш. / 32°56,5' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 3,5 кабельтова две торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже. Через 33 и 39 секунд услышаны взрывы. По зарубежным данным в точке 44°30' с.ш. / 33°00' в.д. безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа "F 342". Германские корабли наблюдали 2 торпеды, идущие мимо цели. Лодка была контратакована германскими большими охотниками, сбросившими на безопасном удалении 30 глубинных бомб.
С утра 15.4.1944 в течение 5 часов подвергалась преследованию сторожевых кораблей и самолетов противника, сбросивших 72 глубинных бомбы.
Утром 22.4.1944 по данным, полученным от М-111, перехватила конвой, но из-за большого курсового угла не смогла выйти в атаку.
Утром 23.4.1944 обнаружила одиночное судно неустановленного типа, но из-за большого курсового угла не смогла атаковать. Днем обнаружила корабль, классифицированный командиром субмарины как канонерская лодка (450 тонн). В 10.58 в точке 44°01,9' с.ш. / 32°09' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 12 кабельтовых две торпеды с временным интервалом. Через 106 и 114 секунд услышаны 2 взрыва. По зарубежным данным в точке 44°30' с.ш. / 32°00' в.д. безуспешно атакован германский большой охотник "Uj 103" (возможно охранявший поврежденный германский танкер "Ossag" (2795 брт)), с которого наблюдали 2 идущие мимо торпеды. Преследования не было (вблизи лодки взорвалось 33 авиабомбы, сброшенных советскими самолетами на германский большой охотник).
Утром 24.4.1944 обнаружила 2 транспорта, но из-за большого курсового угла не смогла выйти в атаку. В 22.30 начала возвращение в базу.
27.4.1944 в 3.10 прибыла в Очемчири.
13-й боевой
поход (3 суток):
2.5.1944 в 22.27 вышла из Очемчири в южную часть позиции № 7 в район западнее мыса Херсонес.
3.5.1944
в 13.05, следуя на позицию, в точке 42°47' с.ш. /
39°50' в.д. повредила винт о неизвестный плавающий предмет (по мнению командира
лодки – бревно). Одна лопасть винта была сорвана, остальные – погнуты. Начала
возвращение в базу.
5.5.1944 в 6.30 прибыла в Очемчири.
14-й
боевой поход (8 суток):
8.5.1944 в 21.05 вышла из Очемчири на позицию № 10 в район юго-западнее мыса Сарыч.
10.5.1944 в 23.00 прибыла на позицию.
Утром 11.5.1944 обнаружила одиночную быстроходную десантную баржу. В 8.29 в точке 43°35' с.ш. / 32°10' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 5 кабельтовых две торпеды с временным интервалом. Через 40-45 секунд услышан взрыв – зарубежных данных нет, возможно повреждена германская быстроходная десантная баржа "F 568". При попытке всплыть атакована самолетами (возможно ВВС ЧФ), сбросившими 27 бомб, которые легко повредили кормовые горизонтальные рули. В 10.59 наблюдала на месте атаки многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку.
Утром 12.5.1944 обнаружила конвой противника, но из-за ошибки рулевого-горизонтальщика не смогла выйти в атаку. Днем был обнаружен другой конвой противника. В 10.47 в точке 43°50,4' с.ш. / 31°50' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (3000-4000 тонн) с дистанции 6 кабельтовых две торпеды с временным интервалом. Услышано 2 взрыва. По зарубежным данным безуспешно атакован венгерский транспорт "Kassa". Лодка была контратакована германскими большими охотниками, сбросившими на безопасном удалении 24 глубинных бомбы. После полудня обнаружила 2 мотобота противника. В 13.44 в точке 43°54,2' с.ш. / 31°50,2' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив по мотоботу (150 тонн) с дистанции 4 кабельтовых одну торпеду. Услышан 1 взрыв. По зарубежным данным безуспешно атакован германский большой охотник "Uj 318". Лодка была контратакована германскими большими охотниками, сбросившими 9 глубинных бомб.
В ночь на 13.5.1944 обнаружила 2 конвоя, но из-за невыгодных курсовых углов не смогла выйти в атаку. Обнаружив очередной конвой противника (1 транспорт и 1 сторожевой катер), в 2.16 в точке 43°54,7' с.ш. / 32°21,2' в.д. из надводного положения произвела торпедную атаку, прицельно выпустив по транспорту (5000 тонн) с дистанции 15 кабельтовых одну торпеду. Промах – зарубежных данных нет. В 2.22 начала возвращение в базу.
15.5.1944 в 16.35 при возвращении по ошибке атакована советским самолетом Пе-2, сбросившим 2 авиабомбы. Не дав опознавательных сигналов, лодка погрузилась.
16.5.1944 в 6.00 прибыла в Очемчири.
20.5.1944 перешла из Очемчири в Поти.
С 25.5.1944 по 10.6.1944 проходила докование.
С 1.7.1944 по 26.7.1944 проходила докование.
До окончания боевых действий находилась в текущем ремонте, а в 3.1945 начала капитальный ремонт.
27.8.1945 выведена из боевого состава флота, разоружена, переоборудована в плавучую зарядовую станцию и поставлена на прикол. В середине 1950-х годов**** исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
Примечания:
* В [2] указано, что секции лодки построены в 1917 в США.
** В [4] – лодка достраивалась на заводе "Руссуд".
*** Согласно [1] и [2] лодка была затоплена на внешнем рейде Севастополя 22-24.4.1919. Согласно [4] – затоплена 23.4.1919.
****
Согласно [2] лодка сдана в отдел фондового имущества для разборки на металл
6.3.1947.
***** Согласно [4] лодка поднята 5.1.1928, согласно [1] и [2] – в 5.1928.
****** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [3] |
Дата начала похода |
Дата возвращения из похода |
|||
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
||
1-й боевой |
|||||
2-й боевой |
|||||
3-й боевой |
|||||
4-й боевой |
|||||
5-й боевой |
|||||
6-й боевой |
|||||
7-й боевой |
|||||
8-й боевой |
|||||
9-й боевой |
|||||
10-й боевой |
|||||
11-й боевой |
|||||
12-й боевой |
|||||
13-й боевой |
|||||
14-й боевой |
|||||
Статистика по [4]:
срок боевой службы – 38,8 месяцев (22.6.1941 – 16.9.1944);
14 боевых походов (128 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,11.
******* Согласно [4] лодка подорвалась на мине в
11.08.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.) (Справочник) / С.С. Бережной, Т.Д. Лысикова, В.С. Гигаури и др. – М.: Воениздат, 1981. – 589 с., ил.
3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
5. Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.
А-5
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".
Повреждения,
полученные А-5 в результате подрыва на мине 25.7.1942.
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".