|
А-4 (до 15.9.1934 –
"Политработник" (№ 15), до
4.5.1923 – "А.Г. 26") |
|
Тип |
|
|
Дата закладки |
1916* |
судоверфь "Barnet Yard", Ванкувер (Канада)* завод "Наваль"**, Николаев (достройка лодки из готовых секций) |
Дата перезакладки |
23.10.1920 |
|
Дата спуска на воду |
24.2.1923 |
|
Дата вступления в строй |
11.7.1923 |
|
Командиры |
22.6.1941
– 9.3.1942 12.4.1944 – 9.5.1945 |
|
Карьера |
11.7.1923 22.6.1941 – 10.8.1942 9.6.1944 – 9.5.1945 |
6-й дивизион подводных лодок ЧФ 3-й дивизион подводных лодок ЧФ |
Боевой результат |
13 боевых и 3 транспортных похода в ВОВ (137 суток). Торпедных атак не производила. Побед нет. |
|
Судьба |
22.2.1947 исключена из состава ВМФ. 6.3.1947 сдана в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации***. |
В 1929 совершила визит в Стамбул (Турция).
В 1930-1931 прошла капитальный ремонт.
В 1936-1938 прошла капитальный ремонт.
К началу Великой Отечественной войны находилась в Поти и числилась в организационном периоде (накануне начала войны закончила ремонт).
1-й
боевой поход (4 суток):
Вечером 23.6.1941 вышла из Поти в дозор на позицию № 11 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
27.6.1941 возвратилась в Поти.
29.6.1941 при возвращении с позиции из-за трещины вала потеряла правый винт. В тот же день вернулась в Поти. История с потерей винта упоминается в [3]. Относится ли это событие к 1-му боевому походу с неверно указанной датой, или же это описание неудачного 2-го боевого выхода в море – неизвестно.
До 1.9.1941 находилась в аварийном ремонте.
2-й
боевой поход (4 суток):
3.9.1941 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
7.9.1941 в 8.15, по-видимому, из-за неисправности механизмов возвратилась в Поти.
3-й
боевой поход (7 суток):
8.10.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
15.10.1941 возвратилась в Поти.
В 11.1941 прошла текущий ремонт с заменой аккумуляторных батарей.
4-й
боевой поход (7 суток):
12.12.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
19.12.1941 возвратилась в Поти.
5-й
боевой поход**** (6 суток):
1.1.1942 в 10.45 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
7.1.1942 возвратилась в Поти.
16.2.1942 перешла из Поти в Очемчири.
16.2.1942 вышла из Очемчири и 18.2.1942 прибыла в Севастополь для действий на коммуникациях противника в районе Одессы.
6-й
боевой поход (10 суток):
21.2.1942 в 18.20 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.
23.2.1942 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
1.3.1942 начала возвращение в базу
3.3.1942 в 18.28 прибыла в Севастополь.
7-й
боевой поход (11 суток):
17.3.1942 в 19.55 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.
19.3.1942 прибыла на позицию.
Утром 23.3.1942 обнаружила конвой в составе шхуны и сторожевого катера. От атаки отказалась из-за малой ценности объекта.
26.3.1942 начала возвращение в базу
28.3.1942 в 3.30 прибыла в Севастополь.
30.3.1942 вышла из Севастополя и 1.4.1942 прибыла в Очемчири.
2.4.1942 перешла из Очемчири в Поти.
23.4.1942 перешла из Поти в Очемчири
14.6.1942 вышла из Очемчири и 15.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.
1-й
транспортный поход (3 суток):
16.6.1942 в 16.07 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 11,5 тонн боеприпасов.
17.6.1942 в 22.50 прибыла в Севастополь.
18.6.1942 в 2.00***** вышла из Севастополя в Новороссийск. В 6.06 на лодке слышали сильный взрыв, произошедший на большом расстоянии – по зарубежным данным в 5.03 в точке 44°17' с.ш. / 33°13' в.д. итальянская субмарина "CB 2" безрезультатно атаковала советскую подводную лодку.
19.6.1942 в 14.10 возвратилась в Новороссийск.
2-й
транспортный поход (5 суток):
20.6.1942 в 10.10 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 9,5 тонн боеприпасов и 2,2 тонны продовольствия.
21.6.1942 в 21.15****** прибыла в Севастополь.
22.6.1942 в 1.30 вышла из Севастополя в Новороссийск.
25.6.1942 в 0.26 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 22 человека.
3-й
транспортный поход (3 суток):
27.6.1942 в 7.20 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 9,6 тонн боеприпасов и 3 тонны продовольствия.
28.6.1942 в 23.25 прибыла в Севастополь.
29.6.1942 в 3.00******* вышла из Севастополя в Новороссийск.
30.6.1942 в 16.58 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 12 человек.
2.7.1942 вышла из Новороссийска и 3.7.1942 прибыла в Очемчири.
6.7.1942 перешла из Очемчири в Поти.
С 9.7.1942 по 31.8.1942 прошла текущий ремонт с докованием.
8-й
боевой поход (13 суток):
2.9.1942 в 22.00 вышла из Поти на позицию № 41 в район Одессы.
Утром 9.9.1942 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
Вечером 12.9.1942 начала возвращение в базу.
15.9.1942 в 9.55 прибыла в Поти.
9-й
боевой поход (13 суток):
26.10.1942 в 10.05 вышла из Поти на позицию № 47 в район Ялты.
28.10.1942 прибыла на позицию.
Днем 1.11.1942 обнаружила германский конвой, но из-за большой дистанции и неправильных действий командира не смогла выйти в атаку.
6.11.1942 начала возвращение в базу.
8.11.1942 в 9.54 прибыла в Поти.
2.12.1942 перешла из Поти в Очемчири.
10-й
боевой поход (13 суток):
2.12.1942 в 16.40 вышла из Очемчири на позицию № 48 в район Феодосии.
4.12.1942 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
13.12.1942 начала возвращение в базу.
Утром 15.12.1942 расстреляла плавающую мину и в 14.00 прибыла в Очемчире.
11-й
боевой поход (9 суток):
23.1.1943 в 17.00 вышла из Очемчири на позиции № 47-48 в район Ялта – Феодосия.
26.1.1943 в 4.00 прибыла на позицию. Днем имела несколько случаев мнимых встреч с минрепами.
Встреч с кораблями противника не имела.
29.1.1943 в 19.00 начала возвращение в базу.
1.2.1943 в 8.21 прибыла в Очемчире.
12-й
боевой поход (14 суток):
15.3.1943 в 18.00 вышла из Очемчири на позицию № 72 в район северо-западнее мыса Тарханкут.
21.3.1943 в 5.00 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
24.3.1943 в 20.30 начала возвращение в базу.
29.3.1943 в 7.45 прибыла в Очемчири.
1.5.1943 начала в Поти капитальный ремонт.
28.6.1944 вступила в строй.
30.7.1944 перешла из Поти в Очемчири.
13-й
боевой поход (15 суток):
24.8.1944 в 21.00 вышла из Очемчири на позицию № 45 в район севернее мыса Бургасский.
28.8.1944 в 11.22 в точке 42°37' с.ш. / 30°35' в.д. расстреляла плавающую мину. В 23.35 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
5.9.1944 в 0.00 начала возвращение в базу.
Днем 6.9.1944
не смогла атаковать обнаруженную подводную лодку противника из-за того, что та
погрузилась – обнаружена одна из трех остававшихся после взятия Констанцы
германских подводных лодок ("U 19", "U 20" или "U 23").
8.9.1944 в 5.30 прибыла в Батуми.
30.11.1944 перешла из Батуми в Новороссийск.
22.2.1947 исключена из состава ВМФ.
6.3.1947 сдана в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа
и реализации***.
Примечания:
* В [2] указано, что секции лодки построены в 1917 в США.
** В [4] – лодка достраивалась на заводе "Руссуд".
*** Согласно
[2], 6.3.1947 лодка была выведена из боевого состава флота и переоборудована в
плавучую зарядовую станцию.
**** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [3] |
Дата начала похода |
Дата возвращения из похода |
|||
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
||
1-й боевой |
|||||
2-й боевой |
|||||
3-й боевой |
|||||
4-й боевой |
|||||
5-й боевой |
? |
? |
|||
6-й боевой |
|||||
7-й боевой |
|||||
1-й транспортный |
|||||
2-й транспортный |
|||||
3-й транспортный |
|||||
8-й боевой |
|||||
9-й боевой |
|||||
10-й боевой |
|||||
11-й боевой |
|||||
12-й боевой |
|||||
13-й боевой |
|||||
Статистика по [4]:
срок боевой службы – 38,8 месяцев (22.6.1941 – 16.9.1944);
12 боевых (119 суток) и 3 транспортных (8 суток) походов, всего 127 суток;
коэффициент боевой напряженности = 0,1.
***** В [4] время выхода из Севастополя в Новороссийск в 1-м транспортном походе – 2.20.
****** В [4] время прибытия в Севастополь из Новороссийска во 2-м транспортном походе – 22.00.
******* В [4] время выхода из Севастополя в Новороссийск в 3-м транспортном походе – 3.30.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.) (Справочник) / С.С. Бережной, Т.Д. Лысикова, В.С. Гигаури и др. – М.: Воениздат, 1981. – 589 с., ил.
3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
Фото
начала 30-х годов.
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".