А-4

(до 15.9.1934 – "Политработник" (№ 15),

до 4.5.1923 – "А.Г. 26")

 

 

Тип

"АГ"

 

Дата закладки

1916*

судоверфь "Barnet Yard", Ванкувер (Канада)*

завод "Наваль"**, Николаев

(достройка лодки из готовых секций)

Дата перезакладки

23.10.1920

Дата спуска на воду

24.2.1923

Дата вступления в строй

11.7.1923

Командиры

22.6.1941 – 9.3.1942

9.3.19424.4.1944

12.4.19449.5.1945

А.П. Касаткин

С.А. Трофимчук

А.П. Касаткин

Карьера

11.7.1923

11.1.1935

22.6.1941 – 10.8.1942

10.8.194222.11.1942

22.11.19429.6.1944

9.6.19449.5.1945

Морские силы Черного моря

Черноморский флот

6-й дивизион подводных лодок ЧФ

3-й дивизион подводных лодок ЧФ

4-й дивизион подводных лодок ЧФ

2-й дивизион подводных лодок ЧФ

Боевой результат

13 боевых и 3 транспортных похода в ВОВ (137 суток). Торпедных атак не производила. Побед нет.

Судьба

22.2.1947 исключена из состава ВМФ. 6.3.1947 сдана в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации***.

В 1929 совершила визит в Стамбул (Турция).

В 1930-1931 прошла капитальный ремонт.

В 1936-1938 прошла капитальный ремонт.

К началу Великой Отечественной войны находилась в Поти и числилась в организационном периоде (накануне начала войны закончила ремонт).

1-й боевой поход (4 суток):

Вечером 23.6.1941 вышла из Поти в дозор на позицию № 11 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

27.6.1941 возвратилась в Поти.

29.6.1941 при возвращении с позиции из-за трещины вала потеряла правый винт. В тот же день вернулась в Поти. История с потерей винта упоминается в [3]. Относится ли это событие к 1-му боевому походу с неверно указанной датой, или же это описание неудачного 2-го боевого выхода в море – неизвестно.

До 1.9.1941 находилась в аварийном ремонте.

2-й боевой поход (4 суток):

3.9.1941 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.

Встреч с кораблями противника не имела.

7.9.1941 в 8.15, по-видимому, из-за неисправности механизмов возвратилась в Поти.

3-й боевой поход (7 суток):

8.10.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

15.10.1941 возвратилась в Поти.

В 11.1941 прошла текущий ремонт с заменой аккумуляторных батарей.

4-й боевой поход (7 суток):

12.12.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

19.12.1941 возвратилась в Поти.

5-й боевой поход**** (6 суток):

1.1.1942 в 10.45 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.

Встреч с кораблями противника не имела.

7.1.1942 возвратилась в Поти.

16.2.1942 перешла из Поти в Очемчири.

16.2.1942 вышла из Очемчири и 18.2.1942 прибыла в Севастополь для действий на коммуникациях противника в районе Одессы.

6-й боевой поход (10 суток):

21.2.1942 в 18.20 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.

23.2.1942 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

1.3.1942 начала возвращение в базу

3.3.1942 в 18.28 прибыла в Севастополь.

7-й боевой поход (11 суток):

17.3.1942 в 19.55 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.

19.3.1942 прибыла на позицию.

Утром 23.3.1942 обнаружила конвой в составе шхуны и сторожевого катера. От атаки отказалась из-за малой ценности объекта.

26.3.1942 начала возвращение в базу

28.3.1942 в 3.30 прибыла в Севастополь.

30.3.1942 вышла из Севастополя и 1.4.1942 прибыла в Очемчири.

2.4.1942 перешла из Очемчири в Поти.

23.4.1942 перешла из Поти в Очемчири

14.6.1942 вышла из Очемчири и 15.6.1942 прибыла в Новороссийск для участия в снабжении осажденного Севастополя.

1-й транспортный поход (3 суток):

16.6.1942 в 16.07 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 11,5 тонн боеприпасов.

17.6.1942 в 22.50 прибыла в Севастополь.

18.6.1942 в 2.00***** вышла из Севастополя в Новороссийск. В 6.06 на лодке слышали сильный взрыв, произошедший на большом расстоянии – по зарубежным данным в 5.03 в точке 44°17' с.ш. / 33°13' в.д. итальянская субмарина "CB 2" безрезультатно атаковала советскую подводную лодку.

19.6.1942 в 14.10 возвратилась в Новороссийск.

2-й транспортный поход (5 суток):

20.6.1942 в 10.10 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 9,5 тонн боеприпасов и 2,2 тонны продовольствия.

21.6.1942 в 21.15****** прибыла в Севастополь.

22.6.1942 в 1.30 вышла из Севастополя в Новороссийск.

25.6.1942 в 0.26 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 22 человека.

3-й транспортный поход (3 суток):

27.6.1942 в 7.20 вышла из Новороссийска в Севастополь, имея на борту 9,6 тонн боеприпасов и 3 тонны продовольствия.

28.6.1942 в 23.25 прибыла в Севастополь.

29.6.1942 в 3.00******* вышла из Севастополя в Новороссийск.

30.6.1942 в 16.58 возвратилась в Новороссийск, эвакуировав из Севастополя 12 человек.

2.7.1942 вышла из Новороссийска и 3.7.1942 прибыла в Очемчири.

6.7.1942 перешла из Очемчири в Поти.

С 9.7.1942 по 31.8.1942 прошла текущий ремонт с докованием.

8-й боевой поход (13 суток):

2.9.1942 в 22.00 вышла из Поти на позицию № 41 в район Одессы.

Утром 9.9.1942 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

Вечером 12.9.1942 начала возвращение в базу.

15.9.1942 в 9.55 прибыла в Поти.

9-й боевой поход (13 суток):

26.10.1942 в 10.05 вышла из Поти на позицию № 47 в район Ялты.

28.10.1942 прибыла на позицию.

Днем 1.11.1942 обнаружила германский конвой, но из-за большой дистанции и неправильных действий командира не смогла выйти в атаку.

6.11.1942 начала возвращение в базу.

8.11.1942 в 9.54 прибыла в Поти.

2.12.1942 перешла из Поти в Очемчири.

10-й боевой поход (13 суток):

2.12.1942 в 16.40 вышла из Очемчири на позицию № 48 в район Феодосии.

4.12.1942 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

13.12.1942 начала возвращение в базу.

Утром 15.12.1942 расстреляла плавающую мину и в 14.00 прибыла в Очемчире.

11-й боевой поход (9 суток):

23.1.1943 в 17.00 вышла из Очемчири на позиции № 47-48 в район Ялта – Феодосия.

26.1.1943 в 4.00 прибыла на позицию. Днем имела несколько случаев мнимых встреч с минрепами.

Встреч с кораблями противника не имела.

29.1.1943 в 19.00 начала возвращение в базу.

1.2.1943 в 8.21 прибыла в Очемчире.

12-й боевой поход (14 суток):

15.3.1943 в 18.00 вышла из Очемчири на позицию № 72 в район северо-западнее мыса Тарханкут.

21.3.1943 в 5.00 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

24.3.1943 в 20.30 начала возвращение в базу.

29.3.1943 в 7.45 прибыла в Очемчири.

1.5.1943 начала в Поти капитальный ремонт.

28.6.1944 вступила в строй.

30.7.1944 перешла из Поти в Очемчири.

13-й боевой поход (15 суток):

24.8.1944 в 21.00 вышла из Очемчири на позицию № 45 в район севернее мыса Бургасский.

28.8.1944 в 11.22 в точке 42°37' с.ш. / 30°35' в.д. расстреляла плавающую мину. В 23.35 прибыла на позицию.

Встреч с кораблями противника не имела.

5.9.1944 в 0.00 начала возвращение в базу.

Днем 6.9.1944 не смогла атаковать обнаруженную подводную лодку противника из-за того, что та погрузилась – обнаружена одна из трех остававшихся после взятия Констанцы германских подводных лодок ("U 19", "U 20" или "U 23").

8.9.1944 в 5.30 прибыла в Батуми.

30.11.1944 перешла из Батуми в Новороссийск.

22.2.1947 исключена из состава ВМФ.

6.3.1947 сдана в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации***.

Примечания:

* В [2] указано, что секции лодки построены в 1917 в США.

** В [4] – лодка достраивалась на заводе "Руссуд".

*** Согласно [2], 6.3.1947 лодка была выведена из боевого состава флота и переоборудована в плавучую зарядовую станцию.

**** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:

Номер похода

по М.Морозову [3]

Дата начала похода

Дата возвращения из похода

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

По М.Морозову [3]

По А.Платонову [4]

1-й боевой

23.6.1941

27.6.1941

2-й боевой

3.9.1941

7.9.1941

3-й боевой

8.10.1941

15.10.1941

4-й боевой

12.12.1941

19.12.1941

5-й боевой

1.1.1942

?

7.1.1942

?

6-й боевой

21.2.1942

3.3.1942

7-й боевой

17.3.1942

28.3.1942

1-й транспортный

16.6.1942

19.6.1942

2-й транспортный

20.6.1942

25.6.1942

3-й транспортный

27.6.1942

30.6.1942

8-й боевой

2.9.1942

15.9.1942

9-й боевой

26.10.1942

8.11.1942

10-й боевой

2.12.1942

15.12.1942

11-й боевой

23.1.1943

1.2.1943

12-й боевой

15.3.1943

29.3.1943

13-й боевой

24.8.1944

8.9.1944

Статистика по [4]:

срок боевой службы – 38,8 месяцев (22.6.1941 – 16.9.1944);

12 боевых (119 суток) и 3 транспортных (8 суток) походов, всего 127 суток;

коэффициент боевой напряженности = 0,1.

***** В [4] время выхода из Севастополя в Новороссийск в 1-м транспортном походе – 2.20.

****** В [4] время прибытия в Севастополь из Новороссийска во 2-м транспортном походе – 22.00.

******* В [4] время выхода из Севастополя в Новороссийск в 3-м транспортном походе – 3.30.

Использованные источники:

1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.

2. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.) (Справочник) / С.С. Бережной, Т.Д. Лысикова, В.С. Гигаури и др. – М.: Воениздат, 1981. – 589 с., ил.

3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.

4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.

Фото начала 30-х годов.

Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

ТИПЫ ПЛ

КОМАНДИРЫ

ЗАВОДЫ

ДАТЫ

ФЛОТЫ

ФОРУМ

ССЫЛКИ