|
А-3 (до 15.9.1934 – "Марксист" (№ 14), до 23.3.1923 – "А.Г.
25") |
|
Тип |
|
|
Дата закладки |
1916* |
судоверфь "Barnet Yard", Ванкувер (Канада)* завод "Наваль"***, Николаев (достройка лодки из готовых секций) |
Дата перезакладки |
11.7.1921** |
|
Дата спуска на воду |
5.4.1922 |
|
Дата вступления в строй |
26.5.1922 |
|
Командиры |
22.6.1941 – 11.11.1941 11.11.1941 – 10.1943 |
|
Карьера |
26.5.1922 22.6.1941 – 10.8.1942 22.11.1942 – 10.1943 |
6-й дивизион подводных лодок ЧФ |
Боевой результат |
20 боевых походов в ВОВ (188 суток). Выполнила 3 торпедные атаки (6 торпед); 29.5.1942 потопила румынский транспорт "Sulina" (3495 брт). |
|
Судьба |
28.10.1943 – 3.11.1943 пропала без вести в Каламитском заливе, не вернувшись из 20-го боевого похода (33 члена экипажа погибло). |
В 1922, 1923 и 1929 совершила визиты в Стамбул (Турция).
В 1934-1935 прошла капитальный ремонт.
К началу Великой Отечественной войны находилась в Севастополе в аварийном ремонте, числясь во 2-й линии.
1.7.1941 после вступления в строй вышла из Севастополя и 3.7.1941 прибыла в Поти.
1-й
боевой поход (7 суток):
7.7.1941**** в 21.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 11 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
14.7.1941**** в 4.30 возвратилась в Поти.
2-й
боевой поход (6 суток):
19.7.1941**** в 21.30 вышла из Поти в дозор на позицию № 11 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
25.7.1941 в 5.54 возвратилась в Поти.
3-й боевой
поход (5 суток):
1.8.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
6.8.1941 в 5.48 возвратилась в Поти.
4-й
боевой поход (7 суток):
14.8.1941 в 20.49 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
21.8.1941 возвратилась в Поти.
5-й
боевой поход (7 суток):
7.9.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
14.9.1941 в 7.55 возвратилась в Поти.
6-й боевой
поход (7 суток):
24.9.1941 в 20.00 вышла из Поти в дозор на позицию № 15 в район юго-западнее Поти.
Встреч с кораблями противника не имела.
1.10.1941 в 11.12 возвратилась в Поти.
7-й
боевой поход (6 суток):
30.10.1941 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
5.11.1941 в 9.55 возвратилась в Поти.
В конце 11.1941 – 12.1941 прошла докование и текущий ремонт.
8-й
боевой поход (2 суток):
7.1.1942 в 20.00 вышла из Поти в дозор в район западнее Батуми.
Встреч с кораблями противника не имела.
9.1.1942 в 17.04 возвратилась в Поти.
5.2.1942 перешла из Поти в Батуми.
15.2.1942 перешла из Батуми в Поти.
21.3.1942 перешла из Поти в Очемчири.
22.3.1942 вышла из Очемчири в Севастополь для действий на коммуникациях противника в районе Одессы.
24.3.1942 при движении Инкерманским створом по фарватеру № 3 на траверзе Круглой бухты подверглась обстрелу полевой артиллерией противника и, погрузившись, вошла в Севастополь под перископом.
9-й
боевой поход (11 суток):
29.3.1942 в 21.47 вышла из Севастополя на позицию № 32 в район острова Фидониси.
Утром 31.3.1942 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
8.4.1942 в 16.30 начала возвращение в базу
9.4.1942 в 22.10 прибыла в Севастополь.
10-й
боевой поход (14 суток):
23.4.1942 в 21.30 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.
25.4.1942 прибыла на позицию.
Днем 1.5.1942 обнаружила одиночный транспорт, но из-за невыгодного курсового угла цели и мелководья не смогла атаковать.
5.5.1942 в 22.00 начала возвращение в базу.
7.5.1942 в 3.20 прибыла в Севастополь.
11-й
боевой поход (12 суток):
25.5.1942**** в 23.13 вышла из Севастополя на позицию № 31 в район Одессы.
27.5.1942 прибыла на позицию.
29.5.1942 в 9.48 на дистанции 20 кабельтовых обнаружила в Одесском заливе румынские транспорты "Sulina" и "Ardeal", следовавшие по маршруту Констанца-Одесса в охранении румынских эскадренных миноносцев "Regina Maria", "Maresti", "Marasesti" и германских тральщиков "FR 04", "FR 06". В 10.13***** в точке 46°30,2' с.ш. / 30°52,5' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 3,5-4 кабельтова 2 торпеды с временным интервалом по транспорту (8000 тонн). Через 30 секунд услышан взрыв. По зарубежным данным в точке 46°31' с.ш. / 30°52' в.д. потоплен румынский транспорт "Sulina" (3495 брт), перевозивший боеприпасы, 2 артиллерийских орудия, около 4000 тонн овса и 510 тонн пшеницы из Констанцы в Николаев (10 погибших, 10 раненых). Преследования не было.
3.6.1942 обнаружила конвой противника, но из-за мелководья не смогла атаковать.
4.6.1942 начала возвращение в базу.
6.6.1942 в 19.25 прибыла в Туапсе.
8.6.1942 вышла из Туапсе и 9.6.1942 прибыла в Очемчири.
11.6.1942 перешла из Очемчири в Поти, где прошла текущий ремонт.
5.7.1942 перешла из Поти в Очемчири.
6.7.1942 перешла из Очемчири в Туапсе.
12-й
боевой поход (11 суток):
7.7.1942 в 15.50 вышла из Туапсе на позицию № 31 в район Одессы.
8.7.1942 в 25 милях южнее Балаклавы атакована самолетом, обстрелявшим лодку из пулеметов. Пулями в трех местах пробито ограждение рубки, в двух местах – перископ.
9.7.1942 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
16.7.1942 в районе Одессы внезапно атакована самолетом противника, сбросившим несколько глубинных бомб – окончательно вышел из строя перископ, лодка начала возвращение в базу.
18.7.1942**** в 7.40 прибыла в Туапсе.
18.7.1942 перешла из Туапсе в Очемчири.
19.7.1942 перешла из Очемчири в Поти, где прошла аварийный ремонт.
8.8.1942 перешла из Поти в Очемчири
8.8.1942 вышла из Очемчири и 9.8.1942 прибыла в Туапсе.
13-й
боевой поход (13 суток):
Утром 9.8.1942**** вышла из Туапсе в район Алушта – Феодосия и вечером прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
21.8.1942 начала возвращение в базу.
22.8.1942**** прибыла в Очемчире.
27.8.1942 перешла из Очемчири в Поти.
С начала 9.1942 по 17.12.1942 проходила текущий ремонт.
14-й
боевой поход (13 суток):
21.12.1942 в 16.40 вышла из Очемчири на позиции № 47-48 в район Ялта – Феодосия.
23.12.1942 прибыла на позицию.
Утром 24.12.1942 села на мель в подводном положении у берега, из-за чего днем не смогла атаковать обнаруженный конвой быстроходных десантных барж.
1.1.1943 в 23.00 начала возвращение в базу.
3.1.1943 в 11.50 прибыла в Очемчире.
4.1.1943 перешла из Очемчири в Поти.
15-й
боевой поход (13 суток):
1.2.1943 в 16.54 вышла из базы (Очемчири ?) на позицию № 48б в район Феодосии.
Утром 3.2.1943 прибыла на позицию.
9.2.1943 получила приказ действовать в районе мыс Чауда – мыс Киик-Атлама.
Встреч с кораблями противника не имела.
12.2.1943 в 23.00 начала возвращение в базу.
14.2.1943 в 8.04 прибыла в Очемчири.
16-й
боевой поход (14 суток):
3.3.1943 в 18.00 вышла из Очемчири на позицию № 64 в район меридиан 35°35' в.д. – мыс Киик-Атлама.
Встреч с кораблями противника не имела.
14.3.1943 в 20.00 начала возвращение в базу.
17.3.1943 в 10.36 прибыла в Очемчири.
17-й
боевой поход (9 суток):
5.5.1943 в 19.45 вышла из Очемчири на позицию № 84 к южному побережью Крыма.
8.5.1943 в 15.00 прибыла на позицию.
Днем 11.5.1943 в районе мыса Айтодор обнаружила конвой противника в составе 3-х быстроходных десантных барж. В 12.11****** в точке 44°22' с.ш. / 34°05' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 5 кабельтовых 2 торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже. Через 55 секунд услышаны 2 глухих взрыва, в 13.00-13.02 командир в перископ наблюдал гибель быстроходной десантной баржи. По зарубежным данным в районе Ялты безуспешно атакованы германские канонерские лодки "MAL 1", "MAL 2" и "MAL 3", с которых наблюдали идущие мимо торпеды. Лодка была контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном расстоянии 12 глубинных бомб.
Утром 12.5.1943 в районе Ялты обнаружила конвой противника в составе 2-х быстроходных десантных барж. В 7.30 в точке 44°51' с.ш. / 35°08' в.д. из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с дистанции 7 кабельтовых 2 торпеды с временным интервалом по быстроходной десантной барже. Через 55 секунд услышан глухой взрыв, через 16 минут в перископ наблюдалась только 1 быстроходная десантная баржа. По зарубежным данным безуспешно атакована германская быстроходная десантная баржа, наблюдавшая прохождение торпеды под килем. Преследования не было. В 14.00 начала возвращение в базу.
Утром 14.5.1943 расстреляла плавающую мину и в 13.48 прибыла в Очемчири.
18-й
боевой поход (11 суток):
2.6.1943 в 19.30 вышла из Очемчири на позицию № 84 к южному побережью Крыма.
5.6.1943 в 2.25 прибыла на позицию.
Встреч с кораблями противника не имела.
11.6.1943 в 23.00 начала возвращение в базу.
13.6.1943 в 9.30 прибыла в базу (Очемчири ?).
19-й
боевой поход (14 суток):
3.8.1943 в 20.30 вышла из базы (Очемчири ?) на позицию № 86-запасная в район Феодосии.
7.8.1943 в 15.00 прибыла на позицию.
С 12.8.1943 по 14.8.1943 произвела поиск экипажа самолета Ил-4 в 50 милях южнее Ялты.
Встреч с кораблями противника не имела.
14.8.1943 в 21.00 начала возвращение в базу.
17.8.1943 в 5.44 прибыла в Очемчири.
20-й
боевой поход (16 суток):
22.10.1943 в 18.10 вышла из Очемчири на позицию № 95 в район мыс Урет – Евпатория.
На рассвете 25.10.1943 прибыла на позицию.
Днем 28.10.1943 обнаружила конвой противника в составе транспорта в охранении эскадренного миноносца (или миноносца), но из-за шторма не смогла выйти в атаку (донесение передано вечером). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась (33 члена экипажа погибло).
По плану должна была оставить позицию 3.11.1943.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв на
плавающей мине.
2. Ошибка
личного состава или отказ техники.
3. Подрыв на
мине германского заграждения S-46 при возвращении в базу в случае навигационной ошибки в районе
западнее мыса Лукулл.
4. Атака
германского большого охотника "Schiff
19", произведенная 4.11.1943
в 6.18-6.33 в точке 46°10' с.ш. / 31°55' в.д. По мнению М.Морозова [3], эта версия
не соответствует действительности, поскольку точка атаки находится намного
севернее позиции А-3, а время атаки на сутки превосходит срок планового
оставления позиции.
Список 32
членов экипажа подводной лодки А-3, не вернувшихся из 20-го боевого похода
лодки
(по данным сайта "Штурм глубины")
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год. рожд. |
Должность |
Звание |
Партийность |
1 |
1910 |
командир ПЛ |
кап. 3 р. |
чл. ВКПб |
|
2 |
Скотаренко Виктор Александрович |
1915 |
пом. командира ПЛ |
кап-лейт. |
чл. ВКПб |
3 |
Вороненко Сергей Сергеевич |
1921 |
ком-р БЧ-1 (с М-51) |
лейтенант |
чл. ВКПб |
4 |
Габарев Георгий Петрович |
1914 |
командир БЧ-3 |
ст. лейтенант |
чл. ВКПб |
5 |
Панков Павел Петрович |
1907 |
командир БЧ-5 |
ст. тех/лейт-т |
чл. ВКПб |
6 |
Мельнов Василий Александрович |
1921 |
нач. сан. сл. |
лейт-т мед. сл. |
чл. ВЛКСМ |
7 |
Мирошников Георгий Матвеевич |
1912 |
ст. радист |
мичман |
чл. ВЛКСМ |
8 |
Голубенко Андрей Григорьевич |
1913 |
ст. гр. электриков |
гл. старшина |
беспарт. |
9 |
Рахчеев Василий Алексеевич |
1911 |
боцман |
мичман |
чл. ВКПб |
10 |
Примаченко Иван Николаевич |
1910 |
ст. гр. трюмных |
мичман |
чл. ВКПб |
11 |
Минаев Петр
Михайлович |
1912 |
ст. гр.
мотористов |
мичман |
чл. ВКПб |
12 |
Холод
Григорий Андреевич |
1917 |
кр. отд.
рулевых |
старшина 2
ст. |
чл. ВКПб |
13 |
Тимошенко
Иван Степанович |
1918 |
рулевой |
ст.
краснофлотец |
чл. ВКПб |
14 |
Гальцов
Алексей Алексеевич |
1921 |
рулевой |
краснофлотец |
к-т ВКПб |
15 |
Щербина Нель
Максимович |
1924 |
рулевой |
краснофлотец |
чл. ВКПб |
16 |
Пузенцов
Александр Владимирович |
1915 |
кр. отд. шт.
эл. |
старшина 2
ст. |
чл. ВКПб |
17 |
Каминский
Алексей Степанович |
1914 |
кр. отд.
торпедистов |
старшина 1
ст. |
чл. ВКПб |
18 |
Аванесов
Эдуард Семенович |
1923 |
кр. отд.
торпедистов |
ст.
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
19 |
Мирошниченко
Иван Трифонович |
1921 |
кр. отд. СКС |
старшина 2
ст. |
к-т ВКПб |
20 |
Крепак Иван
Петрович |
1920 |
радист |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
21 |
Щербинин
Сергей Емельянович |
1922 |
г/акустик |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
22 |
Леонов
Александр Васильевич |
1911 |
кр. отд.
трюмных |
старшина 2
ст. |
беспарт. |
23 |
Козлов
Александр Иванович |
1921 |
трюм.
старшина |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
24 |
Трусов
Михаил Гаврилович |
1915 |
кр. отд.
электриков |
старшина 2
ст. |
чл. ВКПб |
25 |
Кудрявцев Борис
Николаевич |
1920 |
ст. электрик |
краснофлотец |
к-т ВКПб |
26 |
Кузьмин
Анатолий Петрович |
1913 |
кр. отд.
мотористов |
старшина 2
ст. |
беспарт. |
27 |
Сидоркин
Павел Васильевич |
1918 |
ст. моторист |
старшина 2
ст. |
чл. ВКПб |
28 |
Баранов Иван
Николаевич |
1921 |
ст. моторист |
краснофлотец |
к-т ВКПб |
29 |
Демидов
Владимир Иванович |
1921 |
ст. моторист |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
30 |
Зайцев
Константин Терентьевич |
1920 |
ст. моторист |
краснофлотец |
к-т ВКПб |
31 |
Щербина
Гавриил Евсеевич |
1916 |
кок |
краснофлотец |
беспарт. |
32 |
Шерепот
Григорий Александрович |
1922 |
строевой |
краснофлотец |
чл. ВЛКСМ |
Примечания:
* В [2] указано, что секции лодки построены в 1917 в США.
** В [3] наряду с датой 11.7.1921 считается возможным, что датой перезакладки лодки является 22.11.1919.
*** В [4] – лодка достраивалась на заводе "Руссуд".
**** Хронологии походов, приведенные в [3] и [4], несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [3] |
Дата начала похода |
Дата возвращения из похода |
||
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
По М.Морозову [3] |
По А.Платонову [4] |
|
1-й боевой |
||||
2-й боевой |
||||
3-й боевой |
||||
4-й боевой |
||||
5-й боевой |
||||
6-й боевой |
||||
7-й боевой |
||||
8-й боевой |
||||
9-й боевой |
||||
10-й боевой |
||||
11-й боевой |
||||
12-й боевой |
||||
13-й боевой |
||||
14-й боевой |
||||
15-й боевой |
||||
16-й боевой |
||||
17-й боевой |
||||
18-й боевой |
||||
19-й боевой |
||||
20-й боевой |
Статистика по [4]:
срок боевой службы – 28,2 месяцев (22.6.1941 – 29.10.1943);
20 боевых походов (193 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,23.
***** В [4] и [5] время атаки транспорта "Sulina" 29.5.1942 – 10.23.
****** В [4] и [5] время атаки 11.5.1943 – 12.10.
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
2. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.) (Справочник) / С.С. Бережной, Т.Д. Лысикова, В.С. Гигаури и др. – М.: Воениздат, 1981. – 589 с., ил.
3. Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
4. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
5.
Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of
Operations 1939-1945). Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1997.
6. Ёлкин А.В., Курносов С.Ю. – Затонувшие суда Чёрного и Азовского морей. Справочник. – ООО "Дилит", 2003. (материалы книги взяты с сайта http://www.tetis-yug.ru).
Фото
30-х годов.
Фото из работы Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот".