|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан 3 ранга М.А. Бибеев (обеспечивающий – капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов) |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
2 транспорта, 6 сторожевых кораблей, следующие в восточном направлении |
? (конвой обнаружен в 14.08 на дистанции 50-60 кабельтовых) |
? |
Время атаки |
14.45 |
||
Место атаки |
восточнее мыса Маккаур |
Сюльте-фьорд |
Makkaur |
Цель атаки |
транспорт (12000 тонн) |
транспорт |
пароход (11000 брт) |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {1} |
торп/ви 3/НТА |
торп/? 3/НТА |
|
Дистанция |
8 каб. |
? |
|
Результат атаки |
через 1 минуту услышаны 2 взрыва; в течение 2,5 часов корабли охранения преследовали лодку, не сбрасывая глубинных бомб |
на основании доклада командира лодке было засчитано повреждение транспорта |
пароход поврежден |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
норвежский транспорт "Халлингдал", германский транспорт "Тихука" и др. |
транспорт "Hallingdal" и 5 кораблей охранения |
норвежский пароход "Hallingdal" (3180 брт) и 5 кораблей охранения |
Время атаки |
? |
13.46 |
|
Место атаки |
? |
Syltefjord |
|
Цель атаки |
? |
норвежский пароход "Hallingdal"
(3180 брт) |
|
Результат атаки |
промах; 1 торпеда прошла между
большим охотником "Uj 1106" и сторожевым кораблем "V
5902"; в течение 2,5 часов большие охотники "Uj 1102",
"Uj 1106", "Uj 1111" и
сторожевой корабль "V
6108" преследовали лодку, не сбрасывая глубинных бомб |
промах |
промах; одна торпеда наблюдалась с "Uj 1106" |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"В 14.08 на расстоянии примерно 5-6 миль по курсу лодки показались два крупных транспорта (водоизмещением в 5000 и 12000 т) в охранении шести сторожевых кораблей. Атака этого конвоя оказалась одной из самых простых в годичной боевой карьере «старушки». В 14.29 лодка легла на боевой курс, выводивший ее точно на левый борт 12000-тонного парохода, и в 14.45 с дистанции 8 кабельтовых дала трехторпедный залп. Спустя минуту прогремело два взрыва, но ввиду небольшой дистанции и хорошей видимости Бибеев не решился всплыть под перископ – успех был и так очевиден. Очевиден для всех, кто находился на подлодке, но только не для противника.
Атаке "Красногвардейца" подвергся караван, совершавший переход из Тромсё в Киркенес. В его состав входили норвежский теплоход "Халлингдал" (3180 брт), немецкий пароход "Тихука" (Tijuca; 5918 брт), конвоировавшиеся сторожевиками "V 5905", "V 5901", "V 5902" и "NM 01". Поскольку германское командование знало о присутствии в районе агрессивно настроенной русской субмарины, переход обеспечивала группа охотников в составе "Uj 1102", "Uj 1105", "Uj 1106" и "V 6108". В 14.46 в тот момент, когда на "Д-3" зафиксировали победные взрывы, сигнальщики находившегося на левой раковине ордера охотника "Uj 1106" обнаружили в 400 метрах по курсу торпедный след. В воздух взлетела белая ракета, и именно это спасло жизнь сторожевику "V 5901". Вследствие резкой перекладки руля ему удалось разойтись с двумя торпедами, которые прошли на расстоянии трех и 10 метров за его кормой. Затем все три торпеды прошли между форштевнем "V 5902" и ахтерштевнем "Тихуки", который, несомненно, и являлся целью данной атаки. Это описание, полученное из документов противника, снимает все вопросы за исключением взрывов, которые слышали на "Красногвардейце". Остается предположить, что их первопричиной являлись какие-либо события, происходившие на большом удалении от лодки и кораблей, как-то взрывы авиабомб (в частности, в этот день два Пе-3 бомбили Вардё), глубинных бомб или снарядов, которые по подводному звуковому каналу достигли лодки в тот самый момент, когда по расчету времени должны были взорваться торпеды. Во всяком случае, к бомбометанию с германских кораблей они никакого отношения не имели. Группа охотников немедленно развернулась фронтом в направлении предполагаемой позиции лодки и вместе с присоединившимся "Uj 1111" приступила к поиску субмарины. К счастью, и на этот раз гидроакустический поиск ничего не дал. В 14.48 и 15.00 Бибеев дважды подвсплывал под перископ и обнаруживал "сторожевики", после чего счел за благо покинуть опасный район.
Тем же вечером "старушка" получила приказ о возвращении в базу. В тот момент, когда следующим вечером она входила в Полярное, немецкая противолодочная группа еще продолжала искать ее близ мыса Маккаур."
"Пл "Д-3"
(капитан 3 ранга Бибеев М.А.) в р-не мыса
Маккаур 3-торпедным залпом потопила транспорт противника водоизмещением 11 тыс.
т, шедший в составе конвоя из 2 тр и 6 скр."
"А еще через несколько дней "Д-3"
потопила транспорт водоизмещением 11 тыс. т."
Норвежский
теплоход "Hallingdal"
(фотография с сайта http://warsailors.com)
Примечания:
{1}
Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ
стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр);
2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип
торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо
калибр снарядов (патронов).
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[5] Великая Отечественная день за днем. –
Морской сборник 05/06-1992.
[6]
Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". –
Моделист-Конструктор 1-1985.
Дата последнего изменения: 27.11.2008.