|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант М.А. Бибеев |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
1 транспорт и 3 сторожевых корабля, следующие в западном направлении |
? (конвой обнаружен в 13.00 на дистанции 25 кабельтовых) |
? |
Время атаки |
13.40 |
13.45 |
13.40 |
Место атаки |
восточнее Гамвика |
Тана-фьорд |
Tanafjord |
Цель атаки |
сторожевой корабль |
вспомогательное противолодочное судно (800 брт) |
|
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {1} |
торп/ви 2/? |
торп/? 2/? |
|
Дистанция |
10 каб. |
? |
|
Результат атаки |
через 1 минуту услышан взрыв; в ходе 2-часового преследования корабли охранения сбросили 34 глубинные бомбы, от близких взрывов которых получил повреждение кингстон уравнительной цистерны, через лопнувшее стекло водомерной колонки цистерны в центральный пост начала поступать вода |
на основании доклада командира лодке было засчитано потопление сторожевого корабля |
вспомогательное противолодочное судно потоплено |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
норвежские транспорты "Хомборгсунд" и "Вардё", германский тральщик "M 1504" и др. |
минные заградители
"Brummer" и "Cobra"{2},
4 тральщика |
отряд боевых кораблей в
составе минных заградителей "Brummer" и "Cobra" и 4-х
кораблей охранения |
Время атаки |
? |
12.38 |
|
Место атаки |
? |
NE Sletnes |
|
Цель атаки |
германский тральщик "M 1504" |
? |
германский вспомогательный тральщик "M 1504" |
Результат атаки |
промах; одна торпеда прошла по
корме германского тральщика "M 1504";
обнаруживший торпедный след гидросамолет сбросил 3 50-кг бомбы; в ходе
2-часового преследования большие охотники "Uj 1108" и "Uj
1109" сбросили 30 глубинных бомб |
промах; сброшено 22 глубинные бомбы |
промах; германский вспомогательный тральщик "M 1504" уклонился
от одной торпеды; было сброшено 22 глубинные бомбы |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"Утром 14 марта
Атака, которая, как казалось сначала, не вызывала особых проблем, складывалась весьма непросто. Изначально "Д-3" находилась почти прямо по курсу «транспорта» (примерный курс конвоя – 250 градусов), на дистанции 25 кабельтовых. Бибеев посчитал, что у него вполне достаточно времени, чтобы пересечь курс каравана, чуть-чуть подвернуть и дать залп кормовыми торпедными аппаратами. Спустя 12 минут при очередном подъеме перископа его ожидало неприятное открытие – скорость цели оказалась заметно выше ожидаемой, вследствие чего пеленг не изменился, зато дистанция сократилась примерно до 6-7 кабельтовых. Субмарина была обращена к противнику левым бортом и явно не успевала произвести атаку ни кормовым, ни носовым залпом. Бибеев начал описывать циркуляцию, но это ничего не дало. В 13.17 «транспорт» был обнаружен прямо по левому траверзу на расстоянии 1,5-2 кабельтовых. Он однозначно обгонял субмарину и уходил к берегу. Перископ поднимался еще несколько раз, но обнаружить в него ничего не удавалось. Внезапно, в 13.35 Бибеев увидел одиночный сторожевой корабль, идущий северо-западным курсом. Поскольку в этот момент "Красногвардеец" был обращен к противнику кормой, потребовалось лишь чуть-чуть подвернуть для кормового залпа. В 13.40 вышли обе торпеды, а спустя минуту прогремел мощный взрыв.
Очень интересное отражение получила атака "Д-3" в документах противника. Из их анализа вытекает, что «конвоем», обнаруженным в 13.00 являлся отряд боевых кораблей, включавший минзаги «Бруммер», «Кобра» (по-видимому, он и являлся тем злополучным транспортом, который вначале пытался торпедировать Бибеев), сторожевой корабль «Поляркрайс», тральщик «М 1506», охотники «Uj 1108» и «Uj 1109». В 22.00 12 марта по берлинскому времени (московское минус 1 час) отряд вышел из Тромсё, причем минзаги имели на своем борту по 200 мин ЕМС с длиной минрепов 300-350 м. Этот смертоносный груз предназначался для создания наступательного минного поля «Бантос-А» у северо-восточного побережья полуострова Рыбачий. Из-за ухудшения погодных условий в 16.00 13 марта отряд стал на якорь в Ло-фьорде, но спустя несколько часов продолжил движение. Избранный курс привел корабли в район Гамвика, где их и встретила "Д-3". Скорость отряда оказалась выше ожидаемой, в результате чего он безнаказанно разошелся с субмариной на минимальной дистанции.
Должно быть, в этот момент сигнальщики немецких кораблей не столько следили за водной поверхностью, сколько наблюдали идущий навстречу конвой. Его составляли норвежские транспорта «Вардё» (860 брт) и «Хомборгзунд» (253 брт), конвоировавшиеся тральщиками «М 1502», «М 1504» и сторожевым кораблем «Черускер». Караван предыдущим вечером вышел из Киркенеса и следовал в западном направлении. Внезапно в 13.38 (берлинское время переведено в московское) барражировавший над минными заградителями гидросамолет выпустил белую ракету – сигнал обнаружения подводной лодки. По-видимому, поводом к этому послужил появившийся на поверхности воздушный пузырь и показавшаяся на расстоянии 2-3000 м от минных заградителей кормовая оконечность "Д-3". Корабли сделали поворот все вдруг, повернувшись к подводной лодке кормой. Почти сразу вслед за этим сигнальщики отставшего от конвоя «М 1504» обнаружили шедшую по поверхности торпеду, которая вскоре пересекла кильватерную струю в 50 м от корабля. Одновременно летающая лодка «Блом унд Фосс-138» сбросила три 50-килограмовые авиабомбы в точке, где показалась корма субмарины. Именно их взрыв и приняли на "Д-3" за попадание. Лодка не успела сманеврировать, как рядом взорвались еще четыре «глубинки» сброшенные в это же место с «М 1504». В результате их близкого разрыва отжало кингстон уравнительной цистерны (на лодках I серии он открывался вовнутрь), треснуло стекло ее водомерной колонки. Очевидно, клапана вентиляции топливно-балластных цистерн на мгновение отжались, выбросив на поверхность небольшую порцию топлива. Тральщик бросился догонять свой конвой, но не раньше, чем сбросил веху в место бомбометания.
На этом злоключения "Красногвардейца" не закончились. К месту боя подошли охотники «Uj 1108» и «Uj 1109», отделившиеся от группы минзагов. Восемь первых глубинных бомб «Uj 1109» сбросил в месте нахождения вехи, затем еще 15, ориентируясь по соляровому пятну. Дальнейшее бомбометание вслепую не имело смысла и оба охотника приступили к гидроакустическому поиску. К счастью для экипажа "Красногвардейца" он продолжался недолго и завершился безрезультатно. Уже спустя полчаса корабли ушли на соединение со своим отрядом.
…
Однако, вернемся к уклонявшейся от преследования "Д-3". Хотя немецкие охотники и покинули поле боя, положение субмарины было трудно назвать завидным. Уравнительная цистерна заполнилась водой, которая тонкой струйкой полилась в центральный пост через лопнувшее стекло. Субмарина приобрела отрицательную плавучесть и, несмотря на все попытки управляться горизонтальными рулями, погрузилась до 70-метровой глубины. Трудно себе представить, чем все могло закончиться, если бы охотники продолжили преследование. Включить весьма шумный насос на откачку воды означало обнаружить себя, не включить – лечь на грунт на глубине, превышающую предельную. Но преследование закончилось и "Д-3" без дальнейших осложнений отошла в район зарядки."
"Пл "Д-3"
(капитан-лейтенант Бибеев М.А.) у
Танафьорда потопила 1 скр противника."
"Подлодка шла на глубине. Примерно
через час вахтенный П.Соколов объявил боевую тревогу и доложил командиру, что
на западе обнаружен противник. Пришлось несколько раз поднимать перископ, чтобы
определить состав конвоя. Изучив обстановку, командир понял, что при самых
благоприятных условиях атаки торпеды не смогут дойти до транспорта, охраняемого
тремя сторожевыми кораблями. Он принял решение атаковать ближайший сторожевик. После
залпа лодка ушла на глубину и стала разворачиваться на контркурс конвоя, чтобы
быстрее от него оторваться. Когда раздался взрыв торпеды, и "Д-3"
всплыла под перископ, командир увидел лишь два сторожевых корабля. Один из них
полным ходом устремился на лодку. Пришлось снова срочно погружаться, чтобы уйти
от преследования.
И тут начали рваться глубинные бомбы. Корпус содрогался от страшного
грохота, казалось, будто по нему бьют огромным молотом. Потом наступила мертвая
тишина – гитлеровцы искали наш подводный корабль шумопеленгаторами. На "Д-3" застопорили ход,
выключили многие механизмы и агрегаты.
Бомбежка не прошла бесследно. Во всех отсеках погас свет, в третьем
отсеке нарушилась герметизация уравнительной цистерны. Ледяная вода стала
заливать центральный пост. В этих сложнейших условиях началась борьба за
живучесть корабля. Моряки действовали четко и умело. Повреждения были
устранены, и лодка благополучно возвратилась в Полярное, в родную
Екатерининскую гавань."
Примечания:
{1} Способ
атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы
торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка
– количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды
(если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр
снарядов (патронов).
{2} В [2, с.91] допущена
опечатка, наименование минного заградителя указано "Cjbra".
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – http://www.submarines.narod.ru/Books/txt_Mor_M_E_002-01.html.
[5] Великая Отечественная день за днем. –
Морской сборник 03-1992.
[6] Константинов
Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". – Моделист-Конструктор 1-1985.
Дата последнего изменения: 19.11.2008.