|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан 3 ранга Н.А. Лунин |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
одиночный транспорт, следующий в восточном направлении |
? (обнаружен в 12.25 на дистанции 35 каб.) |
? |
Время атаки |
12.42 |
||
Место атаки |
западнее бухты Воген 70°11,7' с.ш. / 20°55,5' в.д. |
Квенанген-фьорд 70°11,7' с.ш. / 20°55,5' в.д. |
70°09' с.ш. / 21°12' в.д. |
Цель атаки |
транспорт старой постройки (4000 тонн) |
транспорт |
пароход (4000 брт) |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {1} |
торп/ви 2/? |
торп/? 2/? |
|
Дистанция |
4 каб. |
4-5 каб. |
? |
Результат атаки |
через 45 секунд в перископ наблюдался столб воды и дыма выше мачт, ощущался сильный взрыв; лодка была контратакована кораблем охранения, сбросившим на небольшом от нее удалении 6 глубинных бомб; в результате близких взрывов повреждена часть освещения, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы |
на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта |
пароход потоплен |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
германский конвой, включавший танкер "Вайссенбург", транспорт "Магдалена Виннен", большой охотник "Uj 1707" |
? |
|
Время атаки |
? |
11.50 |
|
Место атаки |
? |
71°09' с.ш. / 21°12' в.д. |
70°49' с.ш. / 21°12' в.д. |
Цель атаки |
? |
транспорт "Weissenburg" (6281 брт) |
германский пароход "Weissenburg" (6281 брт) |
Результат атаки |
промах; лодка была контратакована большим охотником "Uj 1707", сбросившим 7 глубинных бомб и получившим небольшие повреждения от взрывов собственных бомб. |
промах; сброшено 7 глубинных бомб |
промах; одна торпеда прошла за кормой "Weissenburg" |
Описание атаки из разных источников:
"…на следующий день выпустил в упор две торпеды в транспорт «Магдалена Виннен». Из-за тумана и снега условия наблюдения были настолько плохими, что, атакуя, Лунин считал, что имеет дело с одиночным судном, хотя на самом деле транспорт шел в составе конвоя и, по зарубежным данным, не пострадал. В связи с этим следует предположить, что увиденный командиром «столб воды и дыма выше мачт», в действительности, представлял собой очередной снежный заряд. Несколько раз лодка подвергалась преследованиям и непродолжительным бомбардировкам, которые вкупе с мелкими неисправностями (вышел из строя зенитный перископ, оплавился подшипник одного из компрессоров) заставили субмарину досрочно вернуться в базу."
"Пл "Щ-421" (капитан 3 ранга Лунин Н.А.) у фьорда Квенанген в акустической атаке потопила неприятельский транспорт водоизмещением 4 тыс. т., следовавший в охранении 1 эм и 2 ска."
[7]:
"ПЛ "Щ-421", находясь на позиции в районе о. Брюннилен, перейдя на вест, в третий фьорд, в 10.11 обнаружила мачты ТР, шедшего к выходу из фьорда Квенанген. Одновременно с этим гидроакустикой были обнаружены шумы винтов ЭМ и CKA. Навигационная обстановка была очень сложной, видимость не превышала 5 кб, а проходивший туман временами сокращал её до нуля. В такие моменты командир ПЛ руководствовался исключительно акустическими пеленгами. В 12.06 в перископ был обнаружен груженый ТР противника водоизмещением в 4000 т, шедший курсом 335-340° со скоростью 8 узлов. В 12.42 ПЛ с дистанции 4 кб атаковала ТР двумя торпедами при угле упреждения 10° и угле встречи 85°. Взрыв последовал через 45 сек. После залпа ПЛ подвсплыла на 5 м и была атакована ЭМ противника, который начал сбрасывать на нее глубинные бомбы. Подводная лодка ушла на глубину и отошла от курса ЭМ. Глубинные бомбы не причинили ПЛ существенных повреждений. По окончании атаки с ПЛ наблюдали тонувший ТР и мотоботы, подбиравшие людей. По зарубежным данным безрезультатной атаке подвергся транспорт "Вайсенбург", с него наблюдали прохождение торпед по корме."
[8]:
"После атаки командир направил лодку в Квенанген-фьорд (восточнее о. Арнё), куда она еще не заходила. 10 ноября в условиях плохой видимости были обнаружены мачты транспорта, шедшего к выходу из фьорда. Лунин начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Временами туман скрывал судно, но акустик хорошо слышал шум его винтов. Ориентируясь по акустическим пеленгам и периодически наблюдая цель в перископ, командир сблизился с ней до 4 каб и произвел двухторпедный залп. Через 45 с Лунин увидел в перископ огромный столб воды. Транспорт с креном на левый борт стал погружаться. В это время акустик доложил о приближении миноносца. Вскоре противник начал сбрасывать глубинные бомбы. Лодка выполнила маневр уклонения и, не получив повреждений, благополучно вышла из фьорда."
Крейсерство подводной лодки "Щ-421" в Лоппском море в ноябре 1941 года [8] {2}
Примечания:
{1} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).
{2} Место проведения атаки 09.11.1941, указанное на схеме из [8], противоречит всем остальным источникам. Координаты, приведенные в [1, с.76] и [2, с.210] указывают на точку к западу от острова Стьернё.
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.
[5] Морозов М.Э., Кулагин К.Л. – "Щуки". Легенды Советского подводного флота – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 176 с.: ил.
[6] Великая Отечественная день за днем. –
Морской сборник 11-1991.
[7] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
[8] Емельянов Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1981.
Дата последнего изменения: 20.04.2008.