|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант Ф.В. Константинов {1} начальник политотдела бригады ПЛ СФ полковой комиссар А.П. Байков) |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
одиночный транспорт, следующий в восточном направлении |
одиночный транспорт (обнаружен в 11.15 на дистанции 10-11 кабельтовых) |
? |
Время атаки |
11.21 |
11.25 |
|
Место атаки |
Конгс-фьорд |
Конгс-фьорд |
Kongsfjord |
Цель атаки |
транспорт (1500-2000 тонн) |
транспорт |
пароход (2000 брт) |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {2} |
торп/ви 2/? |
торп/? 2/? |
|
Дистанция |
10 каб. |
6-7 каб. |
? |
Результат атаки |
через 2 минуты услышан 1 взрыв; в 11.30 цель в перископ не обнаружена; преследования не было |
на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта |
пароход потоплен |
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
зарубежных данных нет, по-видимому, атаковано норвежское судно |
зарубежных данных нет |
|
Время атаки |
|||
Место атаки |
|||
Цель атаки |
|||
Результат атаки |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"Утром 26-го на третьи сутки
нахождения на позиции состоялся первый боевой контакт с противником. При
очередном подъеме перископа, который на лишенной гидроакустики лодке
производился с интервалом в 15 минут, вахтенным офицером (по воспоминаниям Константинова Ф.В. это сделал командир
БЧ-5 Челюбеев) был обнаружен одиночный транспорт водоизмещением (во всех
случаях наши командиры определяли водоизмещение, а не вместимость судов)
1500-2000 тонн. Дальнейший ход атаки хорошо виден из прилагаемой
схемы. К ней стоит добавить лишь то, что единственный взрыв, а он мог
принадлежать только одной из двух выпущенных торпед, прозвучал спустя две
минуты после залпа. За такое время установленная на режим дальности 4000 м
торпеда 53-38 успевала пройти 14,8 кабельтова, в то время, как перед выстрелом
командир определил в перископ дистанцию до цели в 5 кабельтовых. В конечном
итоге при написании боевого донесения Константинов
написал компромиссную цифру «10».
Любопытен и другой факт: в донесении указано, что «через 7 минут при осмотре горизонта транспорта не обнаружено», что далеко не то же самое, по сравнению со строчкой из мемуаров Константинова – «Все сожалели, что налетевшие снежные заряды не позволили увидеть в перископ результат ратного труда». Но был ли этот результат?
Специальный циркуляр
Минно-торпедного управления ВМФ № 023, в котором разрешалось производить установку
торпед на глубину менее 2 метров вышел лишь 29 сентября
1941 г., а до этого времени все подводные лодки имели значительно
большую установку глубины хода торпед. Такими торпедами нельзя было поразить
судно вместимостью не более 200 брт, а именно такой пароходик, по-видимому, и
атаковала «Д-3». Отсутствие
успеха подтверждается и посредством КТВ АРК. Правда, если быть точным, то там
нет не только данных о потоплении какого-либо судна, но и вообще
зафиксированной атаки советской подводной лодки! Нет данных и о переходе
каких-либо одиночных немецких судов через позицию «Красногвардейца». Из всего этого можно сделать лишь один
вывод – безуспешному нападению подверглось норвежское каботажное судно, а взрыв
торпеды произошел при ударе о прибрежные скалы, либо каменистое дно."
[5]:
"ПЛ "Д-3", находясь на позиции в районе Конгс-фьорда под перископом, в 11.15 обнаружила по пеленгу 208° на дистанции 18 кб ТР с грузом водоизмещением около 2000 т, шедший без охранения курсом ост со скоростью около 12 узлов. В 11.21 ПЛ вышла в атаку и произвела с дистанции 10 кб залп двумя торпедами с интервалом 10 сек., при угле упреждения 10,5° и угле встречи 90°. Через 2 мин. был слышен взрыв. ТР считался потопленным. В иностранных источниках факт атаки не зафиксирован."
"Пл "Д-3" в р-не Конгс-фьорда потопила транспорт водоизмещением около 2000 т."
"Наступило 26 сентября. Погода для нас подходящая.
Волна не очень сильная, видимость переменная, временами налетают снежные
заряды. По крайней мере, оставленные нами пятна на воде не так просто
рассмотреть.
Часов в 10 утра у входа в
Тана-фиорд мы вдруг обнаружили два мотобота. Видно, неспроста они тут. И
правда, через час показался небольшой, тысячи на две тонн, транспорт. Боевая
тревога! Моряки срываются с мест. На койках остаются лишь раскрытые книги:
дочитываться они будут после атаки.
Все готово к бою. С короткой дистанции выпускаем две торпеды. И через минуту слышим, как одна из них взорвалась. Осмотр в перископ подтвердил: транспорта на поверхности нет."
"Спустя четверо суток на подходе к Тана-фьорду произошла наша первая встреча с неприятельскими судами. Вначале обнаружили два небольших мотобота, а потом небольшой транспорт водоизмещением примерно 2 тысячи тонн.
По отсекам разнеслась
пронзительная трель колоколов громкого боя. Боевая тревога! На полном ходу мы
сближались с фашистским транспортом. В первый отсек было отдано приказание
приготовить торпедные аппараты к выстрелу. Буквально через несколько минут
стрелка торпедного телеграфа резко метнулась и остановилась сначала на слове
"товсь", а затем – на команде "пли!". Корпус лодки
вздрогнул, а носовая часть устремилась вверх. Но боцман С.И. Нерещет быстро
переложил горизонтальные рули на погружение и удержал "Д-3" на
заданной глубине.
Прошло около двух минут томительного ожидания. И когда корпус дрогнул
от резкого металлического звука, напряжение моментально сменилось оживлением –
это были взрывы выпущенных торпед. И конечно, больше всех радовались
торпедисты…"
[9]:
"Только спустя четверо суток на подходе к Тана-фьорду встретили
первый фашистский транспорт. Это было 26 сентября
1941 года. Около
11.00 были обнаружены два небольших мотобота, а вскоре в поле зрения
перископного глазка стал вползать транспорт водоизмещением около 2 тысяч тонн.
Первым транспорт обнаружил Борис Алексеевич Челюбеев. Большую
часть времени он проводил в центральном посту и отлучался в другие отсеки
только для осмотра своего обширного хозяйства и в тех случаях, когда
требовалась его консультация при ремонтных работах. Не упускал он случая
взглянуть через глазок перископа на внешний мир. Обращаясь к вахтенному
командиру, он обычно говорил одну и ту же фразу:
– У тебя, наверное, глаза устали от напряжения. Дай
взглянуть на белый свет.
На этот раз Челюбееву повезло. Как только раздался его возглас:
«Вижу корабль!» –
по отсекам разнеслись пронзительные звуки колоколов громкого боя. Все заняли
свои места по боевой тревоге. В лодке, как обычно в этом случае, наступила
тишина. Все молча выполняли различные манипуляции у приборов и механизмов и по
возможности старались послушать, что говорилось об обстановке на поверхности
моря.
«Красногвардеец»
лежал на курсе атаки и сближался с фашистским транспортом. В первый отсек по
переговорной трубе и телефону полетела команда о приготовлении торпедных
аппаратов к выстрелу. Когда умелые руки торпедистов привели торпеды в боевое
положение, старший лейтенант Донецкий доложил в центральный пост:
– Торпедные аппараты к выстрелу готовы!
Вскоре стрелка торпедного телеграфа резко метнулась и
остановилась на слове «Товсь». Эту команду отрепетовали по переговорной трубе.
Напряжение в лодке еще больше возросло. Наконец стрелка электрического
торпедного телеграфа снова дрогнула и замерла на команде «Пли».
Корпус «Красногвардейца» вздрогнул. Носовая часть лодки
устремилась вверх, но мичман Нещерет своевременно переложил горизонтальные рули
на погружение и удержал корабль на заданной глубине. Ему в этом деле хорошо
помог старшина группы трюмных Проничев, как жонглер управлявший многочисленными
клапанами воздушных и водяных магистралей.
Прошло около двух минут томительного ожидания, пока корпус лодки
не ощутил на себе взрывы выпущенных торпед. Создалось впечатление, будто где-то
очень близко лопнула труба или какой-то сосуд.
– Слышим взрыв торпеды – донеслось почти одновременно из нескольких отсеков.
Напряжение моментально сменилось оживлением. Больше всех
ликовали торпедисты. Первая победа в битве под водой была одержана. Все
сожалели, что налетевшие снежные заряды не позволили увидеть в перископ
результат ратного труда. Но это нисколько не омрачило всеобщего приподнятого
настроения."
Схема торпедной атаки подводной лодки "Д-3" 26.09.1941 [4]
Примечания:
{1} В [3, с.17]
{2}
Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ
стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр);
2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип
торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо
калибр снарядов (патронов).
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – .
[5] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
[6] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник 9-1991.
[7] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.: Воениздат, 1964. – 328 с.
[8]
Константинов Ф.В. – Десять побед "Красногвардейца". –
Моделист-Конструктор 1-1985.
[9]
Константинов Ф.В. – Под холодными волнами. – М.: 1971.
Дата последнего изменения: 04.11.2008.