|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант Ф.В. Константинов {1} |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
2 транспорта и 3 сторожевых катера, следующие в восточном направлении |
2 транспорта и 3 сторожевых корабля (обнаружены в 22.55 на дистанции 12 кабельтовых) |
? |
Время атаки |
22.50 |
23.00 |
|
Место атаки |
район Перс-фьорда |
Перс-фьорд |
Persfjord |
Цель атаки |
транспорт (? тонн) |
? |
пароход |
Положение лодки |
подводное |
? |
|
Способ атаки {2} |
торп/пр 1/? |
торп/? 1/? |
|
Дистанция |
10 каб. |
? |
|
Результат атаки |
перед залпом боцман "утопил" перископ, выстрел сделан "вслепую"; промах; преследования не было |
промах |
|
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
конвой, включавший германские транспорты "Сивас", "Донау", "Ротенфельс", "Бармбек" и "Стамсунд" |
зарубежных данных нет |
|
Время атаки |
? |
||
Место атаки |
? |
||
Цель атаки |
? |
||
Результат атаки |
промах (атака не зафиксирована) |
Описание атаки из разных источников:
[4]:
"Вечером 19-го в подводном положении удалось сблизиться с небольшим конвоем (по наблюдениям Константинова он состоял из двух транспортов и трех сторожевых катеров).
Дальнейший ход атаки в изложении Филиппа Васильевича выглядел следующим образом:
"Через несколько минут
уже все на лодке знали, что их "старушка" пошла в свою первую боевую
атаку по тяжело груженому транспорту. Все корабли эскорта шли мористее
транспорта, и поэтому его правый борт, обращенный к берегу, не был защищен.
– А что, если нам прорваться к
берегу, товарищ командир, и оттуда нанести удар, – предложил старший лейтенант
Соколов.
– Пожалуй, так и сделаем.
Курсовой угол невелик, и мы сумеем пересечь курс конвоя. А дистанция до него
еще приличная, – ответил командир лодки.
"Красногвардеец" скрытно зашел между конвоем и
берегом. Торпедисты уже приготовили к залпу три торпеды, когда поступил первый
тревожный доклад мичмана Нещерета, стоявшего на горизонтальных рулях.
– Товарищ командир, лодка
очень тяжела, и я ее с трудом удерживаю на заданной глубине.
"Опять клинкеты
газоотводов дизелей", – промелькнуло в голове командира лодки. Они были
бичом в боевых походах. Пропуская забортную воду внутрь корпуса лодки, клинкеты
причиняли много хлопот, иногда даже вынуждали всплывать на поверхность,
буквально под самым носом у немецких сигнально-наблюдательных постов. На этот
раз клинкеты пропустили столько воды, что лодку не мог удержать под перископом даже
такой прекрасный горизонтальщик, как мичман Семен Нещерет.
Уже помощник командира старший
лейтенант Соколов произвел последние вычисления и "Д-3" несколько минут лежала па боевом курсе,
сближаясь с целью – транспортом водоизмещением 4-5 тысяч тонн, когда Нещерет
попросил:
– Товарищ командир! Прошу
прибавить скорость, на малом ходу лодка тонет.
Хотя увеличение скорости
нарушало расчеты, командиру пришлось пойти на такую меру. Но и это не помогло. "Красногвардеец" шел
вслепую (имеется ввиду, что из-за увеличения глубины погружения – на момент залпа она составляла 17 м
вместо 10 – не было возможности
поднять перископ над поверхностью –
прим. Мирослава Морозова). А до выпуска торпед оставались считанные секунды.
"Каждая торпеда стоит сто
тысяч рублей, – подумал командир. – Три торпеды, – значит, триста тысяч за
борт. А где сейчас транспорт? Что делается наверху? Неизвестно".
– Боцман! Подвсплыви под
перископ хотя бы на секунду, – приказал командир.
– Не могу, – уныло ответил
Нещерет, – лодка еще больше теряет глубину даже на полной скорости.
Начатая откачка воды из
уравнительной цистерны тоже не помогла, и, когда вышло время выпускать торпеды
по рассчитанному времени, командир лодки скомандовал:
– Отставить три торпеды! Одной
торпедой пли! (торпедный выстрел из аппарата №1 произведен в 22.50 – прим.
Мирослава Морозова).
Корпус "Д-3" вздрогнул.
Облегченный нос лодки рванулся вначале вверх (до конца своей боевой карьеры
"Д-3" так и не получила системы
беспузырной торпедной стрельбы – БТС – прим. Мирослава Морозова), но Нещерет
удержал лодку на ровном киле и затем увел ее на заданную глубину.
Напрасно подводники
прислушивались в отсеках, Прошла первая томительная минута, за ней вторая,
третья..., а взрыва так и не последовало. Казалось, еще тише стало в отсеках.
Получилось точно но пословице "первый блин комом"...
– Не горюй, – дружески сказал
командиру военком, – мы еще повоюем, и я уверен, что не без пользы для нашей
Родины" [6, с.55-58]
Не приходится сомневаться, в том, что удайся атака "Д-3", она сослужила бы нашей Родине неплохую службу. Хотя сигнальщики вражеского конвоя не заметили атаки – в 1941 г. на Северном флоте установка глубины хода торпед делалась на 5 м, так что след на поверхности, да еще и в сумерках был незаметен – благодаря данным КТВ АРК можно не сомневаться в том, что атаке подвергся крупный конвой, шедший в Киркенес из Хаммерфеста. В его состав входили транспорта "Сивас" (3832 брт), "Донау" (2931 брт), "Ротенфельс" (7854 брт), "Бармбек" (2446 брт) и "Стамсунд" (864 брт). На борту судов находились подразделения и имущество 6-й горнострелковой дивизии, срочно перебрасывавшейся на заполярный фронт для возобновления наступления на Мурманск. Охранение образовывали учебный корабль "Бремзе", эскадренные миноносцы "Карл Гальстер" и "Германн Шёман", а также сторожевой корабль "Готе". Разница между истинным и наблюдаемым с субмарины составом каравана, по-видимому, объяснялась тем, что в начале атаки Константинов наблюдал противника с острых курсовых углов, а во второй фазе не имел возможностей к нормальному наблюдению из-за потери плавучести. Тактическое решение Константинова на атаку можно признать оптимальным, но оно было полностью сорвано неудовлетворительным техническим состоянием лодки. Следует подчеркнуть, что, продолжая атаку на полной скорости, командир фактически преступал грань разумного риска – лишь по счастливой случайности акустики противника не засекли гремевшую на все море "старушку", а сигнальщики не заметили мощный бурун от поднимаемого перископа.
…
Вот как вспоминал состоявшийся "разбор полетов" в своих мемуарах Н.И. Виноградов:
"По-особому острый
разговор обо всех этих проблемах произошел на разборе двадцатидвухдневного
похода "Д-3" под
командованием Ф. В. Константинова,
состоявшегося в сентябре. Подводная лодка встретилась с транспортом противника
в чрезвычайно благоприятных условиях. Скрытности атаки способствовали сумерки,
а также то обстоятельство, что лодка находилась между берегом и целью. Времени
для атаки у Филиппа Васильевича было
достаточно. Но в момент выстрела подводники не сумели удержать лодку на
заданной глубине и курсе. Торпеду выпустили наугад. Тем не менее, Константинов мог бы еще поразить
противника, если бы выпустил сразу же, через 5-10 секунд, еще одну торпеду...
Увы, этого сделано не было, И самое печальное – не потому, что командир не
оценил как следует обстановку, не потому, что он не видел своего дополнительного
шанса на успех. Нет, как сам Константинов
признался на разборе, он понимал, что надо бы выпустить еще одну торпеду, да не
решился: побоялся, что будет еще один промах.
Вот она – губительная
психология "экономии"! Как преодолеть ее? И самое главное, что
противопоставить ей? Эти вопросы я, ведя разбор, и счел необходимым поставить
перед штабом бригады и командирами лодок". [7, с. 41-42]
Но это мемуары. В "выводах" Виноградов записал несколько иначе:
"ПЛ "Д-3", несмотря на возможность уничтожить весь конвой двумя трехторпедными залпами, не смогла правильно атаковать и задачу не выполнила" (ОЦВМА, ф. 112, д. 33052, л. 101)."
[5]:
"ПЛ "Д-3",
находясь на позиции в районе Вардё под перископом, в 22.45 обнаружила на
дистанции 16 кб два транспорта в охранении трех CKA, шедшие курсом 110°.
Подводная лодка атаковала одной торпедой с дистанции 10 кб шедший впереди ТР с
грузом. Торпеда была выпущена вслепую, так как перед залпом горизонтальщик
утопил перископ. Подводная лодка ушла на глубину
Примечания:
{1} В [3, с.16]
{2}
Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ
стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр);
2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип
торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо
калибр снарядов (патронов).
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – .
[5] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
[6] Константинов
Ф.В. – Под холодными волнами. – М.: 1971.
[7] Виноградов Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с. 6 л. ил. – (Военные мемуары).
Дата последнего изменения: 03.11.2008.