|
|
||
Лодка |
|||
Командир |
капитан-лейтенант {1} А.Е. Моисеев |
||
Дата атаки |
|||
Данные атакующей стороны (командира
подводной лодки) |
|||
Источник |
|||
Состав конвоя |
одиночный транспорт |
сторожевой корабль на якоре в порту (обнаружен в 17.50 на дистанции 18-20 каб) |
вспомогательное противолодочное судно |
Время атаки |
21.15 |
18.06 |
|
Место атаки |
рейд Вардё |
Варде |
бухта Буктен (Вардё) |
Цель атаки |
транспорт (600-800 тонн) красного цвета |
сторожевой корабль |
вспомогательное противолодочное судно (500 брт) |
Положение лодки |
подводное |
– |
|
Способ атаки {2} |
торп/пр 1/? |
торп/? 1/? |
|
Дистанция |
18 каб |
– |
|
Результат атаки |
взрыва не было |
промах |
|
Данные атакованной стороны (противника) |
|||
Состав конвоя |
– |
||
Время атаки |
– |
||
Место атаки |
– |
||
Цель атаки |
– |
||
Результат атаки |
– |
Описание
атаки из разных источников:
"Не
встретив в море кораблей противника, лодка 27 июня приблизилась к рейду порта Варде. Обнаружив, что в гавани укрылись два небольших
норвежских судна, по одному из них "щука" выстрелила торпеду, ставшую
первой, выпущенной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне.
Отсутствие взрыва можно объяснить тем, что торпеда была выпущена с дистанции,
превышающей дальность ее хода. Хотя в своем донесении Колышкин
утверждал, будто лодка стреляла с 16 кбт, есть
основания полагать, что в действительности эта величина превышала 4000 м (21,6
кбт)."
"Наконец 27 июня решаемся
зайти на рейд бухты Буктен, прикрытый островом Вардё. А вдруг там повезет?! До этого мы несколько раз
подходили к этой бухте на совсем близкое расстояние.
Осматривали ее в перископ. Со стороны моря там ничего, кроме нескольких
рыбачьих мотоботов, видно не было. А заходить туда рискованно. Вдруг проход в
бухту перегораживают противолодочные сети?! Запутаемся мы в них и окажемся в
незавидном положении пойманной рыбы. Да и плана рейда и гавани у нас нет. Какие
там глубины — неизвестно. На путевой карте они не обозначены —
масштаб не тот.
А ожидать, когда противник сам
придет к нам в руки, становится совсем невмоготу. Краснофлотцы вслух завидуют
тем, кто сражается на сухопутье: «Там винтовка в руках, фриц перед глазами, и
бей его, гада. Не то что
здесь, у моря погоды ждать». Однако дело не в настроении и эмоциях. Если
надо — можно ждать и неделю, и месяц. Но надо ли? Ведь поиск должен быть
активным. Значит, следует сунуть нос и туда, где враг, наверное, чувствует себя
в безопасности. Мы прикинули с Моисеевым: из наблюдений за бухтой нельзя
сделать вывод о том, что подход к ней прегражден сетью. Ну, а то, что глубины
неизвестны — не так уж страшно. Мы можем положиться на эхолот, который
точно измеряет глубину у нас под килем. Значит, риск не так уж велик и,
думается, вполне оправдан.
Вечером 27-го
мы малым ходом двинулись в узкость между островом и
берегом, ведущую в бухту. В лодке тишина. Все на своих боевых постах.
Торпеды приготовлены к выстрелу на случай немедленной атаки. Вот мы и в бухте.
Моисеев осторожно поднимает перископ, осматривается. Смотрю и я. Дух
захватывает. Перископ поставлен на увеличение, и кирка —
слева, на острове, и дома — справа, на берегу, — вот они, совсем
рядом, рукой подать. Кажется, что и мы вот так же видны оттуда. А прямо
по носу бортом к нам стоит на якоре небольшой транспорт, водоизмещением тонн на
пятьсот или шестьсот. Расстояние до него кабельтовых шестнадцать.
– Аппарат, товсь! – командует Моисеев. Мы прошли еще кабельтова
два, и прозвучало «Пли!». Наша первая боевая торпеда вырвалась из аппарата и
пошла к транспорту.
А дальше... Тут следует сказать,
что на наших лодках тогда еще не была установлена система беспузырной
стрельбы. А это значит, что вслед за торпедой из аппарата вырывался большой
воздушный пузырь и, подскочив к поверхности, вспучивал воду. Это демаскировало
лодку в момент выстрела. Мало того, освободившийся от торпеды аппарат некоторое
время оставался незаполненным водой. Это облегчало нос лодки, он стремился
подняться вверх, а корма соответственно опуститься вниз. Иными словами,
создавался дифферент на корму. И лодку так и тянуло выскочить на поверхность.
Чтобы избежать такого,
требовалась очень согласованная работа инженер-механика и боцмана. Обычно перед
самым залпом инженер-механик принимал немного воды в носовую дифферентную цистерну. Это помогало боцману, управлявшему
горизонтальными рулями, удержать лодку на глубине.
На этот раз такой согласованности
в действиях достигнуто не было. Палуба качнулась у нас под ногами, лодку
потянуло вверх. Я глянул на глубиномер. Его стрелка бежала вверх, потом замерла
у четырехметровой отметки — значит, наша рубка показалась над водой. Но
энергичные распоряжения Моисеева возымели свое действие, и стрелка покатилась вниз.
Когда мы вновь осмотрели бухту в
перископ, то увидели целехонький и невредимый транспорт.
В чем же причина промаха? Нам не
удалось до конца проследить за тем, как шла торпеда. Может быть, отказал прибор
Обри — гироскоп, удерживающий ее на курсе?! Возможно.
Но вполне очевидным стало нам и другое. По
обязательной для всех подводников инструкции наши торпеды были установлены на
глубину пять метров. Но такую осадку имеют лишь весьма крупные корабли. А
транспорт, атакованный нами, был невелик, да к тому же стоял порожним. Его
осадка не могла превышать трех метров. По всей вероятности, торпеда прошла под
килем судна, как во время учебной стрельбы.
Итак, первый блин комом. Даже
если и не по нашей вине, от этого не легче.
Мы не стали
стрелять еще раз, чтобы не тратить зря торпеду, и развернулись на выход из
гавани."
"Ближе всех к успеху из
лодок первого эшелона была «Щ-401». Ей отвели для боевого патрулирования район
от порта Вардё до мыса Маккаур.
По рекомендации комдива Колышкина 27 июня командир
«Щ-401» Моисеев принял дерзкое решение: не ждать врага на позиции, а попробовать
поискать его прямо в порту Вардё, прорвавшись туда
через северный вход. Это был весьма рискованный маневр. Он не предусматривался
планом похода и вдобавок осложнялся тем, что на лодке не было подробной карты гавани и командир не знал о местных глубинах.
Тем не менее
поначалу все складывалось очень удачно: Моисеев увидел в перископ стоящий на
рейде бортом к лодке транспорт. Следуя малым ходом, «Щ-401» направилась к нему
и атаковала одной торпедой.
Торпеда шла
точно на цель. Но взрыва не последовало. Причина промаха, видимо, заключалась в
неправильной установке глубины хода торпеды. Транспорт имел небольшую осадку, а
торпеда была установлена на глубину пяти метров. Вот и прошла она под килем
вражеского судна."
[7]:
"27 июня 1941 г. подводная
лодка «Щ-401» (командир капитан-лейтенант А. Е. Моисеев, на борту командир
дивизиона капитан 3 ранга И. А. Колышкин) направилась
к бухте Бутен, прикрытой с моря о. Вардё. Подойдя как
можно ближе, командир несколько раз осмотрел бухту в перископ. Со стороны моря
ничего, кроме нескольких рыбачьих мотоботов, не было видно. Однако часть бухты
оставалась скрытой береговым выступом. Вместе с тем не было заметно и
каких-либо противолодочных средств, прикрывавших вход в бухту. Моисеев,
посоветовавшись с командиром дивизиона, принял решение пройти в глубь
акватории. Маневр не предусматривался планом похода и был опасен. Он осложнялся
еще и тем, что на лодке не было подробной карты гавани, и командир не знал о
местных глубинах."
Вечером того
же дня «Щ-401» в подводном положении направилась в узкость
между островом и берегом. Торпедные аппараты были приготовлены к выстрелу.
Войдя в бухту, командир увидел в перископ транспорт, стоявший на якоре бортом к
лодке. Следуя малым ходом, «Щ-401» направилась к транспорту и, когда дистанция
сократилась до 18 каб, выстрелила одной торпедой.
Однако взрыва не последовало. Моисеев решил, что торпеда с установленной
глубиной хода 5 м прошла под килем транспорта, имевшего, по-видимому, небольшую
осадку. Считая, что дальнейшая стрельба нецелесообразна, командир направил
лодку к выходу из залива."
Примечания:
{1} Источники
расходятся во мнениях, какое звание имел А.Е. Моисеев на момент данной атаки. В [2, с.200], [3, с.16,
233], [5, с.3] и [7] –
капитан-лейтенант; в [4, с.26], [6, с.3] и в
ряде других – старший лейтенант.
{2} Способ атаки: 1 строка – торпедная (торп) или артиллерийская (арт) / способ стрельбы торпедами: прицельный (пр), с временным интервалом (ви), веером (вр); 2 строка – количество выпущенных торпед (снарядов), в скобках указывается тип торпеды (если известен) / носовые (НТА), кормовые (КТА) торпедные аппараты либо калибр снарядов (патронов).
Использованные
источники:
[1] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[2] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.
[3] Jurgen Rohwer –
Allied Submarine Attacks of World War Two (European Theatre of Operations
1939-1945). Naval Institute Press,
[4] Кулагин К.Л., Морозов М.Э. – Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии). – Морская коллекция 4(46)-2002.
[5] Колышкин И.А. – В глубинах полярных морей. – М.:
Воениздат, 1964. – 328 с.
[6] Виноградов
Н.И. – Подводный фронт. – М.: Воениздат, 1989. – 318 с. 6 л. ил.
[7] Емельянов
Л. А. – Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. – М.:
Воениздат, 1981.
Дата последнего изменения: 5.12.2007.