Относительные лаги подводных лодок

Относительные лаги

С 1936 года на подводных лодках стали устанавливать вертушечные лаги "ГО марка III, модель 1". За прототип взяли лаг, сконструированный до революции офицером Черноморской Гидрографии Черникеевым. У этого лага в выступавшем за борт суппорте находился подводный механизм с вертушкой и контактным устройством, размещенный в герметической камере, заполненной маслом. На ходу корабля при вращении вертушки от контактного устройства во внутриотсечные приборы передавались электрические импульсы, количество которых было пропорционально числу оборотов вертушки и, следовательно, пройденному расстоянию. К сожалению, этот лаг обладал серьезным недостатком – нестабильностью поправок во времени (изменения иногда превышали 4 %). К тому же в его конструкции имелось большое количество размыкающихся контактов, что снижало надежность работы прибора, быстро изнашивались шестерни и звездочки, а в камеру подводного механизма попадала вода. В комплект лага входил резервный источник питания – аккумуляторная батарея емкостью 45 ампер-часов. Переключение на резервное питание обеспечивало непрерывность выработки исходной для счисления информации при аварийных ситуациях.

На некоторых подводных лодках в конце войны устанавливался гидродинамический лаг "Гаусс", принятый на вооружение в 1944 году. Проектирование его начали в 1938 году, а за прототип приняли шведский лаг САЛ. В нем непосредственно измерялась скорость, а пройденное расстояние вырабатывалось с помощью фрикционного интегратора; применялась рычажно-пружинная компенсация скоростного напора, для выборки поправок имелись три регулятора. Это позволяло выбирать постоянную для всех скоростей составляющую поправки лага и составляющую, линейно зависящую от скорости. В лаге "Гаусс" наблюдалась нестабильность поправок, изменения которых за 1-2 месяца достигали 3-4 % вследствие ослабления пружин механизма компенсации скоростного напора. Гидравлический лаг "Гаусс" обладал относительно высокой точностью и надежностью в работе, однако имел большой вес и значительное потребление энергии.

Основные характеристики лагов

Характеристики

"ГО марка III"

"Гаусс-50"

Тип

вертушечный

гидравлический

Начало работы при скорости, уз.

1–2

0,5

Диапазон измеряемых скоростей, уз.

1–22,5 (Мод. 1),

1–45 (Мод. 2)

0–50

Время включения, мин.

3–5

3–5

Напряжение сети, В

110–220

?

Потребляемый ток, А

12–15 при пуске, далее 2–3

·

Потребляемая мощность, Вт

220–330

около 2000

Общий вес установки, кг

160

400

Особенности эксплуатации

смена масла каждые 5 дней, доливка – через 2 дня

вентилирование воздухособирателей каждые 4 часа

Использованные источники:

[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 23.05.2008.