Навигационные эхолоты подводных лодок

Навигационные эхолоты

В 1936 году Научно-исследовательское бюро, созданное при Гидрографическом управлении, совместно с Заводом мореходных инструментов создало первый отечественный эхолот ЗМИ. Одновременно на одном из предприятий шло освоение производства другого образца навигационного эхолота типа ЭЛ (ЭМС).

К 1939 году на вооружении кораблей советского ВМФ находились навигационные эхолоты ЭЛ и ЭМС-2. Оба прибора были в основном подобны, но несколько отличались в деталях. ЭМС-2 не имел батареи накала для усилителя и питался полностью от корабельной сети. Он имел больший диапазон измерения глубин (до 1000 метров) и режим автоматического переключения (через 5-10 секунд) с одного диапазона на другой. Ввиду большого количества приборов и значительного размера вибраторов ЭМС-2 мог быть установлен только на кораблях большого водоизмещения. Однако отмечались недостаточная точность показаний на малых глубинах (15-20 метров), ненадежность работы на "автомате" и громоздкость. Несомненным достоинством эхолота ЭМС-2 являлась установка вибраторов в специальных танках, что позволяло производить их ремонт и замену без докования корабля. В ходе войны (1944 год) поступил на вооружение магнитострикционный{1} эхолот НЭЛ-2 (установлен на "Щ-401"), а в 1945 году – НЭЛ-3.

Основные характеристики эхолотов

Характеристики

ЭЛ

ЭМС-2

НЭЛ-3

Диапазоны измеряемых глубин, м

0–100, 0–500

0–100, 0–1000

1–150

Рабочая частота, кГц

21

16,3

21,3

Принятая стандартная скорость звука в воде, м/с

1500

1450

1500

Точность измерения глубин:

     до 100 м

     более 100 м

 

4 %

2 %

 

4 %

2 %

 

4 %

2 %

Предельные значения скорости / углов качки, обеспечивающих устойчивую работу, уз./град.

до 25 / 10–15

до 25 / до 10

до 15 / до 15

Нормальное судовое напряжение, В

110–120

110–120

110/220 и 24

Потребляемый ток, А

12–15 при пуске, далее 2

до 45 при пуске, далее 4,5

·

Потребляемая мощность, кВт

0,21

5 при пуске, далее 0,5

0,2

Общий вес установки, кг

200

366

100

Примечания:

{1} Магнитострикционный эффект – это изменение формы и размеров некоторых металлов при их намагничивании и обратное явление – изменение намагничивания металлов (тел) при их деформации. На этом эффекте основана работа магнитострикционных гидроакустических средств. [1, с.413]

Использованные источники:

[1] Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: ООО "Издательство "Полигон", 2004. – 592 с.: ил.


 

ГЛАВНАЯ

ЛОДКИ

КОМАНДИРЫ

ДАТЫ

ССЫЛКИ

Дата последнего изменения: 26.05.2008.